Установление господства Рима во всем Средиземноморье
план-конспект занятия по истории (5 класс)

Варина Светлана Владимировна

Урок истории Древнего мира являлся уроком изучения нового материала с опорой на имеющиеся знания, полученные на предыдущих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_ustanovlenie_gospodstva.docx24.12 КБ
Файл gospodstvo_rima.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

Цель: познакомить учащихся с историей римских завоеваний в восточной части Средиземноморья.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Задачи:

Образовательные:

Изучить историю римских завоеваний; подвести итог по образованию Римской державы; продолжить формирование умений обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом.

Развивающие:

Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и аудиовизуальной информацией, выделять главное (составлять таблицу), описывать, оценивать, характеризовать, сопоставлять, оперировать терминами, делать выводы.

Воспитательные:

Осознание разрушительной силы войны, сострадание к побеждённым, понимание необратимости губительных результатов военных столкновений.

План.

1) Покорение Македонии, Сирии и Египта.

2) Разрушение Коринфа и Карфагена.

3) Итоги завоеваний.

Ход урока.

Организационный момент.

Слайд 1. Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Владимировна, Я рада вас видеть.  Сегодня на уроке мы с вами поработаем с картой-схемой, которую мы заполним в ходе урока, с различными шифрами, слайд 2. рубикоином.   Слайд 3. А сейчас внимание на экран. Перед вами первое задание на рубикоин. 1- рубикоин. Расшифруйте высказывание, используя тайный шифр.. (Расшифровывают) Слайд 4. Пусть эта фраза станет девизом нашего урока. Я  всем нам желаю успеха!

  1. Постановка проблемы и определение темы.

Слайд 5. Перед вами слова Пуническая, Северная, Столетняя, Алой и Белой Розы, Отечественная… Что объединяет эти слова? Война. А какие эмоции у вас возникают при слове «война»? (страх, боль, слезы, убийства и тд). Сегодня  на уроке мы продолжим разговаривать о войнах.

Слайд 6. Внимание на экран. Давайте поработаем с картой. Она у вас есть на странице 233 в учебнике.

Перед нами карта всего Средиземноморья. 

-Какую его часть Рим уже покорил?(Западную)

-А какие это земли?(Как называются государства расположенные в этой части Средиземноморья?) (часть Испании и острова в Западном Средиземноморье) Запишите в карту-схему 1.

-А какая часть Средиземноморья остается не завоеванной? (Восточная)

-Предположите, что мы будем сегодня изучать на уроке?

А чтобы подтвердить ваши догадки, давайте воспользуемся еще одним шифром, но уже более современным – Слайд 7. это Q-код. Вот телефон, наведите на код и назовите тему урока.  Слайд 8. «Установление господства Рима во всем Средиземноморье». Записали в карту-схему.

У нашего урока есть название. Давайте определим его. Посмотрите на карту схему куда ведут все дороги? (в центр), А что изображено в центре (Рим). Это название урока – все дороги ведут в Рим (щелчок!). Записали

Исходя из темы, определите цель и задачи урока.

Слайд 9. Цель: знакомство с  историей римских завоеваний в восточной части Средиземноморья. Слайд 10.

Слайд 11. Задачи: 1. Изучить историю римских завоеваний;

2. Сделать выводы по образованию Римской державы;

3. Познакомиться с новыми понятиями триумф, император, провинции.

4. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом. Слайд 12. 

-А зачем мы будем изучать войну, которая была давно? (ответы детей)

Слайд 13. -А зачем они нужны Риму? Что мы получим, овладев этими землями? (богатства, земли, рабов) Записать в карту-схему 2. 

-Война не обходится без доблестных воинов. Давайте посмотрим на воина легионера, который изображен на карте схеме под цифрой 3. Какой он, опишите его оружие, обмундирование, экипировку.

Вывод: Получается римская армия хорошо вооружена, они доблестные воины, они уверены в своих силах.

-По карте давайте определим, какие крупные государства располагаются в Восточном Средиземноморье? (Македонское, Сирийское, Египетское царство, территория Греции).

-А легко ли римлянам будет завоевать их всех сразу. (НЕТ)

-Предположите какую тактику они выберут. (Разгромить по одиночке). Римляне использовали хитрую тактику «Разделяй и властвуй».

Слайд 14. Так, они убедили греков и сирийского царя Антиоха не помогать Македонии. Он не осознавал той опасности (А о какой опасности идет речь?). В войне с Римом македонский царь потерпел поражение и должен был вывести из Греции свои войска.  Это произошло в Слайд 15. Битве при Киноскефалах – 197 г. до н.э. Запишите в карту-схему дату под цифрой 4. А как давно было это событие, давайте вычислим. 2218 лет тому назад. А вот что произошло вслед за этим событием. Давайте  о нём прочитаем (стр. 233, последний абзац – со слов « Огромные толпы…»)  

Прочитав этот  абзац, какой вывод мы можем сделать. (Ответы детей)

Вывод: Таким образом, Греция лишилась своего могущества.

Вскоре римляне объявили войну сирийскому царю Антиоху, обвинив его в том, что они вмешиваются в дела Греции, а также при дворе царя Антиоха нашел убежище Ганнибал. Римские войска высадились в Малой Азии и слайд 16. в  Битве при Магнезии – 189 г до н.э. разгромили войска Антиоха. Запишите в карту-схему под 5. Что это значит? Вывод: Сирийское царство навсегда лишилось своего могущества.

После победы над Сирией римский сенат решил подчинить себе Македонию. Началась новая война.

Война войной, а физминутка по расписанию:

Тематическая физкультминутка.

Давайте встанем из-за парт. Мы - гордые римляне (выпрямили спинки, осанка прямая), мы пошли с вами в поход (маршируем на месте). Вначале мы пошли походом направо (подняли правую руку), затем налево (подняли левую руку). Осмотрели окрестности (повернули голову направо и налево). Обвели взглядом (движение глазами вправо-влево). Представили размеры нашего будущего государства (нарисовали глазами круг с волнистой границей). Велико наше государство! (развели обе руки в сторону)! Сделали глубокий вдох, выдох, порадовались за могущество государства (улыбнулись!)

Молодцы, спасибо! Займите свои места! А мы продолжаем!

Слайд 17. Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик. Обратите внимание на новые слова, которые прозвучат в ролике.  

-Какие новые термины вы встретили при просмотре видеоролика?

(Триумф и император) Работая учебником на стр 235 запишите термины. А теперь проверяем.

-Что же такое «триумф», как вы поняли? Карта-схема 7 

Слайд 18 (Триумф – это торжественный въезд в Рим полководца-победителя) Слово для вас новое. Сегодня слово триумф это выдающийся успех)

-А кто такой «император»? Карта-схема 8. 

Слайд 19. (Император – в переводе с латинского «повелитель» - такое почётное прозвище давали полководцу в дни триумфа)

-Какая победа римлянам далась особенно тяжело? И почему?

(За Македонию, Почему? т.к. македонские воины сражались отчаянно, защищая своих жён и детей)

Вывод: Таким образом, Рим подчинил себе Сирию и Македонию, но для  установления полного господства  необходимо  уничтожить последние очаги несогласных с властью Рима. А как решить эту задачу? (Война)

Опираясь на ваши карты-схемы, назовите мне 2 города, которые стремились вернуть независимость?  (Коринф и Карфаген). А чем они были известны? (торговым преимуществом).  Слайд 20. Как римляне поступят с ними? Посмотрите на высказывание Катона, которое дано в картах схемах под цифрой 9. Разрушение.

Вывод: Действительно, города Коринф и Карфаген будут разграблены, полностью разрушены на странице 237 найдите эту дату. в 146 г до нэ., а жители города будут проданы в рабство. Запишите дату у карту-схему под цифрой 10. 

А теперь вернемся к нашей карте.

Слайд 21. Составьте рассказ, опираясь на материал карты.  

Молодцы! Возвращаемся к нашим задачам.

Слайд 22. Задачи: 1. Изучить историю римских завоеваний;

2. Сделать выводы по образованию Римской державы;

3. Познакомиться с новыми понятиями триумф, император, провинции.

Все ли слова мы с вами записали. Давайте при помощи учебника на странице 237 найдем это слово. Что такое провинция. Запишем в карту-схему под цифрой 11.

4. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом.

Все ли задачи мы выполнили? (да/нет) К какому же итогу мы с вами пришли? Давайте сделаем Слайд 23. вывод в карте-схеме под цифрой 12. (поднятая рука) Вам необходимо заполнить пропуски.

Мы изучили с вами войны Рима в Средиземноморье. Давайте попробуем назвать плюсы и минусы войны. (Называют) Как видите, минусов вы называете больше. Действительно, война это разрушение городов, убийства,   грабежи,   рабство.

Предложи, как можно иначе расширять границы государства и устанавливать господство?

Рефлексия + Домашнее задание.

Давайте посчитаем, кто сколько заработал рубикоинов. Вы все прекрасно работали, но кому-то удача улыбнулась сильнее. Ты триумфаторы нашего урока, а остальные добились успеха. Помните девиз урока – Слайд 24 твой успех в твоих руках.

Выставление оценок за урок. (1 мин)

А сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке. А сейчас давайте каждый выберет себе домашнее  задание.

Если вам все понятно и интересно на уроке – возьмите листочек зеленого цвета.

Если остались вопросы и недопонимание – желтого цвета

А тем, кому не понятна тема и не интересно – красного.

Зеленый листочек – Напиши рассказ об 1 дне из жизни римского воина

Желтый – ответить письменно в тетрадях на вопрос: как вы понимаете выражение «разделяй и властвуй»?

Красный – параграф 46 прочитать, устно ответить на вопросы к параграфу, рубрика «Проверим себя»

Вы молодцы! Добились на уроке успеха! Я вам желаю, чтоб успех вас никогда не покидал! Я бы хотела оставить каждому из вас кусочек нашего общего успеха (Закладки с хорошей цитатой).

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Рубикоин

Слайд 3

Расшифруйте высказывание, используя тайный шифр

Слайд 4

Твой успех в твоих руках!

Слайд 5

Пуническая Белой и Алой Розы Северная Столетняя Отечественная Афганская Чеченская

Слайд 8

« Установление господства Рима во всём Средиземноморье», или «Все дороги ведут в Рим»

Слайд 9

Цель: знакомство …

Слайд 10

Цель: знакомство с историей римских завоеваний в восточной части Средиземноморья

Слайд 11

Задачи: Изучить … Познакомиться... Сделать … Цель : знакомство с историей римских завоеваний в восточной части Средиземноморья

Слайд 12

Задачи: Изучить историю римских завоеваний. Познакомиться с новыми понятиями. Сделать выводы

Слайд 14

Антиох, сирийский царь Взятие Сирии

Слайд 15

Битва при Киноскефалах – 197 г. до н.э.

Слайд 16

Битва при Магнезии – 189 г. до н.э.

Слайд 18

Триумф - это торжественный въезд в Рим полководца - победителя

Слайд 19

Император - в переводе с лат. «повелитель» , почетное прозвище полководца в дни триумфа.

Слайд 20

Штурм Римлянами крепости Бои на улицах Карфагена

Слайд 22

Задачи: Изучить историю римских завоеваний. Познакомиться с новыми понятиями: триумф, император, провинции. Сделать выводы

Слайд 23

ВЫВОД : Рим ________________ господство во всём Средиземноморье. Сначала подчинил __________ Средиземноморья: Испанию, ___________ земли. Затем Восточное Средиземноморье: Македонию, ____________, Египет. В результате _________ получил _________, богатства, ____________. Города __________, Карфаген были ___________. Опорные слова: Рим, греческие, Запад, разрушены, земли, Сирию, рабов, установил, Коринф

Слайд 24

Твой успех в твоих руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем средиземноморье во II в. до н.э.

   Подвести уч-ся к пониманию причин, характера война Рима с Карфагеном. Изучить историю римских завоеваний в восточной части средиземноморья ,а также подвести итог по образован...

Урок по теме: "Установление господства Рима во всём Средиземноморье".

Урок для 5 класса с использованием интернет ресурсов....

Тест "Установление господства Рима в Западном и Восточном Средиземноморье 5 класс

Тест для проверки знаний по истории в 5 классе по параграфу 47 и 48....

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

Урок по теме «Установление господства Рима во всем Средиземноморье» являлся уроком изучения нового материала с опорой на имеющиеся знания, полученные на предыдущих уроках....