Вечный город и его жители урок в 5 классе
план-конспект урока по истории (5 класс)

Сергеева Юлия Викторовна

Разработка урока включает в себя конспект, рабочий лист для учащихся, рабочий лист - пояснения, тематические задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vechnyy_gorod_5_klass.zip1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку истории Древнего мира в 5 классе

Тема урока: «Вечный город и его жители»

Тип урока – урок систематизации и обобщения знаний (также их называют уроками общеметодологической направленности)

Цель урока: формирование представлений о «Вечном городе» как о центре древнеримской культуры, о культурном наследии Древнего Рима.

 Цели:

  • Содержательные: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы, выявление уровня знаний учеников по теме «Города Древнего мира – Рим», систематизация знаний, формулирование обобщения знаний по предмету
  • Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, сформировать систему понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний. систематизации знаний.

Задачи:

Образовательные - Сформировать представление об образе жизни древних римлян.

Показать важнейшие достижения древнеримской культуры.

Развивающие - Продолжить работу над формированием следующих умений обучающихся:

- использовать текст при ответе на вопросы, решении учебных задач;

- давать описание архитектурных памятников на основе текста и иллюстративного материала;

- выявлять общность и различия сравниваемых исторических явлений;

-высказывать собственные суждения об историческом наследии.

Воспитательные - Продолжить работу над формированием у обучающихся ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными традициями.

Планируемые результаты:

Предметные: определять понятия: Пантеон, Цирк, Форум, акведук, арка, термы, купол, колонна, «Вечный город». Получат возможность научиться называть достопримечательности Рима, достижения римской культуры, которые вошли в фонд мировой культуры.

Метапредметные:

Познавательные – устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные – обмениваться мнениями, слушать друг друга.

Регулятивные – планировать цели и способы взаимодействия,  удерживать цель деятельности до получения результата, осуществлять контроль своей деятельности.

Личностные – проявлять заинтересовнность не только в личном успехе, но и в успехе группы. Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Оборудование: авторская слайдовая мультимедийная презентация «Вечный город и его жители», компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал для обучающихся.

Формы организации деятельности: фронтальная, парная. Формы обучения: беседа, деятельностный способ обучения.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

содержание

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Самоопределение

Приветствие. Готовность к уроку, проверка отсутствующих, рабочих мест. Сегодня нас ждет интересная работа. Как всегда будет много интересного а фиксировать знания вы будете в рабочих листах. У вас на партах лежат рабочие листы, подпишите пожалуйста свой лист и обратите внимание на наличие раздаточного материала, это значит, что нам предстоит много работы.

Приветствие учителя

Проверка готовности к уроку

Актуализация знаний

Какую тему мы сейчас проходим? Давайте вспомним, что мы уже знаем о Древнем Риме. Какие у вас возникают ассоциации при этих словах. Выполните небольшой тест Задание № 1 (зеленые листочки) у вас 2 минуты.

Давайте проверим. Поменялись листочками и проверяем.  (слайд 5) Ответы: 1-б; 2-в; 3-а; 4-а; 5- б

Поставьте оценку по количеству правильных ответов и запишите её в рабочий лист

Отвечают на вопросы, называют ассоциации

Индивидуальная работа (выполнение теста 2 мин) и  взаимопроверка в парах

организовывают работу в паре

определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. оценивают результат работы

Мотивация учебной деятельности. Постановка целей урока, построение стратегии систематизации

Вернемся к рабочему листу и посмотрите сразу чего не хватает в рабочем листе что там не записано? Как вы считаете, а мы уже всё знаем о Древнем Риме? Нет? А вот что мы сможем узнать вам поможет понять Гугл - внимание на экран (демонстрируется Рим в 3д)

Итак, сегодня мы говорим о Риме, прекрасном городе, который называли «сердцем империи». Про Рим существует множество крылатых фраз Это – сердце империи, все дороги ведут в Рим или Вечный город, как его впервые назвал Марк Туллий Цицерон, живший в первом веке до нашей эры.

Давайте подумаем а что мы хотим узнать о Риме?

 А теперь запишем тему и цели нашего урока

И работать мы сегодня будем по такому плану, состоящему из ваших вопросов. (слайд 3)

( нет темы урока)

Формулируют цель урока

(кто жил в Риме как жили римляне и чем жизнь в Риме отличалась от нашей)

предлагают варианты(записывают тему под диктовку)

излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами

принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия

Реализация построенной стратегии

Рим - столица империи - насчитывал около миллиона жителей. И согласитесь, город делают жители почему же население Рима все время росло?

Разоряющиеся крестьяне в поисках пропитания шли в большие города. В Рим также стремились тысячи жителей провинций. Одни хотели получить выгодную должность на службе у императора, другие - получить место в отрядах его личной охраны, стать преторианцами. Всех привлекали гладиаторские игры, конские бега, триумфы и всевозможные празднества.

Давайте начнем знакомиться с жителями, и для начала узнаем во что же римляне одевались. По ходу моего рассказа вам нужно записывать в рабочий лист что носили римляне. (Слайд 6). (презентация одежда мужчин и женщин) и чтобы вы не думали, что это легко я предлагаю выбрать по 3 человека с каждого ряда и попробовать одеться как римляне. Мы выбираем модель и 1 помощника.

Ну вот теперь вы настоящие римские граждане и можете похвастаться этим для этого нужно сказать: Civis Romanus sum на латыни это значит – Я гражданин Рима, кстати вы одеты в тоги цвета итальянского флага и его правильное расположение: зеленый, белый красный

Из уроков обществознания вы знаете, что это не так и на самом деле вы- граждане России. А раз вы граждане России срочно снимите тогу -  иностранцам в Риме категорически запрещалось носить тогу.

Проверьте и оцените свои записи в рабочем листе (слайд 9)

Отвечают на вопрос почему и как росло число жителей Рима

(группы выходят и одевают тоги по инструкции – 3 минуты)

Перестраиваются в цвета флага, пробуют произнести звание гражданина Civis Romanus sum

Переодеваются и занимают свои места

– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

выделение существенной информации,

- структурирование знания

построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-поиск разнообразных способов решения задач

излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами

осуществление пошагового контроля по результату

Пока мы здесь наряжались ребята знакомились с ценами на продукты в древнем Риме и пытались понять, а что может оказаться на столе у богача или в меню бедняка. Сейчас вы познакомитесь с древнеримской кухней и расскажете, чем можно подкрепиться в городе. Задание №3 (желтые листочки)

Не забывайте записывать блюда в рабочий лист.

Учитель корректирует работу учащихся

Давайте проверим, что получилось в итоге (слайд 11)

(работа с источником: «Декрет Диоклетиана»)

Высказывают свои предположения, определяют блюда по набору продуктов, записывают.

Сверяют ответы, выставляют баллы

формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.

выделение существенной информации,

- структурирование знания

излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами

внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

А теперь вам придётся потрудиться самостоятельно, мы узнаём где жили римляне.

У вас работа с учебником  первый вариант отправится в гости к богачам и узнают как они жили  - это будет (стр 279 пункт 2), а второй вариант отправится к беднякам и опишет их жилища(стр. 280 пункт 3) Не забываем заполнять рабочий лист.

Время на выполнение – 5 минут.

Проверяют по слайду 14.

Мы сравнили как жили богачи и бедняки, а давайте сравним с современными городами, чем Рим отличался и что было общего

Работают с текстом учебника

зачитывают ответы, отмечают правильные, выставляют баллы

сравнивают : отличия – нет адресов, узкие грязные улочки, нет окон, отопления, удобств, общее – богачи также живут в особняках, многоэтажные дома

– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности

классифицировать по заданным

основаниям;

– находить в учебнике информацию

умение задавать вопросы;

-использование речи для регуляции своего действия.

– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне

внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Понравилось бы вам в Риме в бедных районах? Мне бы тоже не понравилось. Тем более, что делать там совершенно нечего. Работы в Риме было мало – всю выполняют рабы, живут очень бедно, поэтому беднота требовала у властей, чтобы их содержали – раздавали бесплатный хлеб. И императоры шли народу на встречу почему? – правильно, боялись восстания, и чтобы занять бездельников устраивали бесконечные празднества. С тех пор девизом бедных жителей Рима стало «Хлеба и зрелищ!»

Высказывают предположения,

Выбирают верные варианты, аргументируют ответы

аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами

выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

физкультминутка

К счастью мы не римляне и понимаем, что для того чтобы праздновать нужно сначала поработать, но я бы все же не отказалась прогуляться по древнему городу и посмотреть, как развлекались его жители, а вы? Если все согласны, тогда проверим вас на выносливость и ориентацию в пространстве. У нас физкультминутка!(звучит тарантелла

Представим себя римскими легионерами, отправляющимися в завоевательные походы, откуда они отправлялись? Конечно из Рима, ведь «Tutte le strande partono da Roma» - что означает все дороги начинаются в Риме. Я буду называть направление, а ваша задача хлопнуть в ту сторону куда нужно двигаться. Карта перед вами.

Отправимся за Юлием Цезарем в Галлию (хлопок вверх)

А теперь в недавно завоёванную Дакию (хлопают вправо)

Прогуляемся на родину лучшего императора Траяна в Испанию (хлопки влево)

Вслед за Сципионом поплывем в Карфаген (хлопки влево вниз)

Или за Антонием к его любимой Клеопатре (вправо вниз)

А теперь покажем все завоёванные Римом земли – максимально (движение как вдох-выдох)

Молодцы, кстати, наше путешествие проходило под звуки народной итальянской танцевальной мелодии именуемой «Тарантелла», многие считают, что её название и быстрые движения ногами во время танца, связаны с пауком – тарантулом. Вы тоже двигались очень быстро и убедили меня в том, что готовы к путешествию по Городу.

Начинают маршировать под музыку

Продолжая маршировать делают хлопки в стороны указанные учителем

Садятся на места

Закрепление и самостоятельная проверка по эталону

Пятое задание в ваших рабочих листах, вы видите достопримечательности Рима, но они не подписаны. Какие-то из них вы уже знаете, какие-то нет. На каждой парте у вас лежит голубой листочек с заданием 5 в нем текстовое описание достопримечательности. За 3 минуты вы должны найти достопримечательность в рабочем листе, подписать и приготовить для всех несколько фактов об этой достопримечательности из вашего текста. Я пробегу проверю у всех и затем по презентации мы заполним все пропуски. Если все понятно, давайте приступим (учитель раздает задания по четверкам и проверяет выполнение).

Если все готовы давайте проверим по презентации. Когда на экране появляется достопримечательность, группа которой она досталась поднимают руки, называют её и рассказывают о ней самые интересные факты. Остальные подписывают достопримечательности в рабочих листах.

(работа с презентацией с 18 слайда )

Проверка выполнения слайд 26

Определяют достопримечательность по тексту, подписывают уже известные им достопримечательности, выбирают кто будет рассказывать интересные факты.

Заполняют пропуски в рабочих листах

Выставляют баллы

организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли,

задавать вопросы, вырабатывать решения);

построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-поиск разнообразных способов решения задач

умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне

Рефлексия, подведение итогов занятия

Подведем итоги: Этерна урбс -  вечный город с которым мы сегодня познакомились поближе. Давайте вернемся к началу рабочего листа и посмотрим, что мы хотели узнать об этом городе. Удалось ли нам ответить на все вопросы?

Кому понравился урок? (рефлексия по презентации слайд 27)

 Проверьте себя выполнив последнее задание в рабочем листе – составьте интересное предложение с предложенными словами. За наиболее интересные поставьте себе ещё 1 балл и 

Вы сегодня хорошо поработали, и я попрошу вас поставить себе оценку за работу, это будет ваша самооценка. А вы хотите узнать насколько она соответствует действительности? Посчитайте сколько баллов у вас получилось и узнайте мою оценку (таблица перевода баллов в оценки на доске). Давайте проверим, у кого совпало? У кого самооценка выше, у кого ниже

(учитель анализирует совпадения корректирует оценки)

Мне тоже сегодня очень понравилась наша работа и я хочу вас поблагодарить маленькими итальянскими конфетками пикколини. Спасибо за работу на уроке.

формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

восприятие оценки учителя,

- адекватная самооценка.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Д/з: для всех: параграф 58, выписать особенности римской архитектуры,  

Дополнительное, творческое задание на выбор:

- составить приглашение в Рим для друга,

- найти в нашем городе здания с элементами римской архитектуры,

-составить синквейн на тему «Рим»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории Древнего мира: "Вечный город и его жители"

План-конспект урока по истории Древнего мира с использованием ЭОР....

Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Вечный город» и его жители.

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Вечный город и его жители"...

Конспект урока истории в 5 классе "Вечный город" и его жители"

Урок построен в форме виртуального путешествия по Древнему Риму....

Презентация к уроку истории в 5 классе по теме Вечный город и его жители"

Презентация к уроку истории в 5 классе " Вечный город и его жители" посвящена культуре Древнего Рима....

Мнения жителей города о нем. Технологическая карта урока. 5 класс

Мнения жителей города о нем. Технологическая карта урока. 5 класс...

Вечный город и его жители. 5 класс.

Сформировать представление об облике Древнего Рима, вошедшего в историю мировой культуры, способствовать знакомству с бытом и образом жизни различных слоев римлян.Закрепить умения усваивать новый мате...

Вечный город и его жители. 5 класс

Вечный город и его жители. 5 класс...