Сценарий урока Тема урока: «Дыша одним дыханьем с Ленинградом…» Ольга Бергольц, «Февральский дневник» (К 80- летию операции «Искра» по деблокации Ленинграда в годы Великой Отечественной войны)
методическая разработка по истории (9, 10, 11 класс)

Сценарий урока по теме:"Блокада Ленинграда" рассчитан на старшие классы. На уроке представлен объемный документальный и литературный материал, Тип занятия по дидактической цели -урок с личностно- ориентированной и воспитательной направленностью:вид урока по активизации познавательной деятельности - урок - конференция; вид урока по типу общения - работа в малых группах; вид занятия по когнитивнымумениям - работа с различными историческими источниками. Учащиеся поработают с документами военной эпохи, с картами, с кино- фото документами, с поэтическими произведениями современников Блокады.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нижегородский институт развития образования

Кафедра истории и обществознания

МБОУ лицей № 87 Имени Л.И. Новиковой

города Нижнего Новгорода

Сценарий  урока

Тема урока:

«Дыша одним дыханьем с Ленинградом…» Ольга Бергольц, «Февральский дневник» (К 80- летию операции «Искра» по деблокации Ленинграда в годы Великой Отечественной войны)

                                                                          Выполнила: учитель истории и обществознания высшей категории,

кандидат политических наук

МБОУ лицей № 87 Имени Л.И. Новиковой

города Нижнего Новгорода

Кочетова Софья Ивановна

г. Нижний Новгород

2023 год

Сценарий  урока

Образовательное учреждение: МБОУ  « Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой» города Нижнего Новгорода;

Учитель: Кочетова Софья Ивановна

Форма урока: Час Отечества

Тема урока: «Дыша одним дыханьем с Ленинградом…» Ольга Бергольц, «Февральский дневник» (К 70- летию операции «Искра» по деблокации Ленинграда в годы Великой Отечественной войны)

Типология урока по современной дидактике:

  • Вид занятия по дидактической цели – занятие с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью;
  • Вид занятия по активизации познавательной деятельности – занятие – конференция;
  • Вид занятия по  типу общения – работа в малых группах;
  • Вид занятия по когнитивным умениям – работа с различными историческими источниками;
  • Вид занятия по методическим приемам и межпредметным связям – эвристический, клубный, разновозрастный (принимают участие учащиеся 9 – 11 классов);
  • Вид занятия по креативным способностям – занятие – диалог;

Целеполагание урока:

Цель- предмет: участники научатся работать с историческими документами периода Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда: а) изучат письменные источники: военные планы, мемуары военных, воспоминания жителей блокадного Ленинграда,

б) поработают  с исторической картой;

в) поработают  с  кино-фото докумнетами;

г)  послушают  стихи современников блокады.

Цель - способ: обучающиеся научатся цитировать, реферированию,  давать оценку историческому событию, вести диалог, аргументировать свою точку зрения, делать предположения и выводы;

Цель - ценность: сформируют свое отношение к событиям и дадут свою оценку(обучающиеся осознают трагизм и мужество блокады, почувствуют себя сопричастными к истории Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, испытают гордость за ратные подвиги своих предков),.

План урока:

1. Ленинград в планах гитлеровского командования.

2. Ленинград готовится к защите.

3. Блокадная зима.

4. Любаньская операция.

5. План «Ост» в теории и практике.

6. Операция «Искра».

Вступление

Я никогда героем не была,

Не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

Я не геройствовала, а жила.

Ольга  Бегольц

Январь – февраль1942 года

В октябре 1946  в Нюрнберге завершил работу Международный военный трибунал. На этом суде в качестве доказательств  злодеяний фашистов был представлен дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой.

Стихотворение С. Смирнова «Таня Савичева»

 Сегодня некоторые политики раздувают шумные кампании по реабилитации фашистов, призывают забыть о прошлом, о преступлениях нацизма, способствуют возрождению фашизма, пытаются прервать связь поколений, стереть историческую память.

 Проблема: Блокада – это очень страшно! Надо быстрее забыть.  Зачем детям знать об этом?

 В ГРЯЗИ, ВО МРАКЕ, В ГОЛОДЕ, В ПЕЧАЛИ,

   ГДЕ СМЕРТЬ, КАК ТЕНЬ, ТАЩИЛАСЬ ПО ПЯТАМ,

ТАКИМИ МЫ СЧАСТЛИВЫМИ БЫВАЛИ,

ТАКОЙ СВОБОДОЙ БУРНОЮ ДЫШАЛИ,

ЧТО ВНУКИ ПОЗАВИДОВАЛИ б  НАМ!»

Ольга Бергольц

Сбылись ли слова О. Бергольц?  Можем ли мы завидовать блокадникам?  О чем хотела сказать поэтесса? О какой свободе в осажденной врагами  городе упоминает она в стихотворении?

Г.К. Жуков, командующий Ленинградским фронтом с сентября 1941 года писал так о героической обороне города: «О Ленинграде в годы войны следовало бы создать специальную серию книг, построенных, прежде всего на фактологическоим, документальном материале, написанных искренне и правдиво.  Пусть молодежь в образах героев узнает своих отцов и матерей, пусть за новыми кварталами, площадями и проспектами видят окропленные кровью улицы и переулки, разбитые стены, вздыбленную землю, с которой был сметен сильный и жестокий враг. И если верно, что нужно как можно скорее стирать с лица земли следы войны, то также необходимо передавать поколениям облик и дух нашего героического времени». «Воспоминания  и размышления».

1этап урока. Ленинград в планах гитлеровского командования.

1. работа с документами:

 Раздаточный материал:

Документ №1

Директива № 21 «О нападении на Советский Союз», план «Барбаросса» Книга «Преступные цели гитлеровской Германии в войне против Советского Союза», с42-43

«А) Сухопутные силы. Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии. Вариант «Барбаросса». На севере театр военных действий разделяется Припятскими болотами. Здесь следует сосредоточить 2 группы армий.

Южная из этих групп, являющаяся центром общего фронта имеет задачу наступать особо сильными танковыми и моторизованными соединениями из района Варшавы и севернее ее раздробить силы противника в Белоруссии. Таким образом, будут созданы предпосылки для захвата Ленинграда. Лишь после захвата Ленинграда и Кронштадта следует приступить к операции по взятию Москвы.

Б) Военно-морской флот. В войне против Советской России ему предстоит задача, обеспечивая оборону своего побережья, воспрепятствовать прорыву военно-морского флота противника из Балтийского моря. Учитывая, что после выхода к Ленинграду русский Балтийский флот потеряет свой последний опорный пункт и окажется в безнадежном положении..»

Документ №2

Послание Гейдриха Гиммлеру от 20 октября 1941 года.

«Покорнейше прошу обратить Ваше внимание на то, что вопреки ясным указаниям касательно городов Петербурга и Москвы, эти указания никогда не будут  проведены в жизнь, если с самого начала мы не примем самые крутые меры. По- моему,  в данном случае надо применять в массовом порядке зажигательные и фугасные бомбы. Покорнейше прошу в связи с этим, еще раз привлечь внимание фюрера к тому, что, если вермахт не будет давать совершенно недвусмысленные приказы, оба этих  названных города нельзя будет разрушить дотла».

Вопросы к раздаточному материалу №1

1. Что такое директива № 21 или план «Барбаросса»?

2.Какую роль отводили  захвату Ленинграда фашисты?

3. Что предполагали сделать фашисты с захваченным Ленинградом?

Вывод: Овладение городом на Неве давало фашистам преимущества: быстрый захват давал возможность освободить группу армий «Север» для захвата Москвы.

2 этап урока. Ленинград готовится к защите.

1. работа с литературными источниками и  исторической картой: за первые три недели войны армия агрессора продвинулась в глубь страны на 300- 500 километров. Темпы наступления составляли 30 км. Фашисты рвались к Ленинграду. Особое значение командование красной армией придавало защите Лужского рубежа.

Анна Ахматова

Клятва

И та, что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Июль 1941

 Вопросы: Как относились ленинградцы к защите города?

 Чтобы овладеть Ленинградом фашисты бросили в бой группу армий «Север». 8.09.1941 года противник захватил Шлиссельбург и блокировал Ленинград. Положение Ленинграда  с 8 сентября стало опасным. Сообщение с Большой землей могло осуществляться только через Ладожское озеро и по воздуху. Начались бомбежки и варварские артобстрелы города, особенно с Пулковских высот.

Карта: показать и отметить на карте р.Лугу, Ладожское озеро,  границу наступления фашистов к 8 сентября 1941года.

Документ №3

 Г.К. Жуков «Воспоминания и размышления» Умереть или выжить?

 «10 сентября 1941 я вступил в командование Ленинградским фронтом, обсудил дополнительные меры по мобилизации сил и средств на оборону Ленинграда. Главная опасность грозила со стороны Урицка и района Пулковских высот. В день моего приезда особенно яростные атаки немецких войск шли на участке 42 армии. Вражеские танки ворвались в Урицк, немцы вели непрерывные атаки Пулковских высот, в районах Пушкина и Колпина. Командующий немецкой группой армий Север фон Лееб торопил войска. Он требовал быстрее сломить сопротивление защитников Ленинграда, чтобы всеми силами ударить на Москву. Ленинград и войска, оборонявшие его ближние приступы дрались удивительно мужественно».

Вопросы: Кто возглавил оборону города? Какова была цель врага?

3этап занятия.  Блокада Ленинграда в исторических и литературных  источниках.

А.  Поэты – свидетели блокады;

Ольга Бергольц

…Я буду сегодня с тобой говорить,

Товарищ и друг ленинградец,

 о свете, который над нами горит,

о нашей последней отраде.

Товарищ, нам горькие выпали дни,

грозят небывалые беды,

но мы не забыты с тобой не одни.

И это уже победа.

Смотри – материнской тоскою полна,

За дымной грядою осада,

Не сводит очей воспаленных страна

С защитников Ленинграда.

Спасибо, спасибо, родная страна,

За помощь любовью и силой.

Спасибо за письма, за крылья для нас,

За варежки тоже спасибо.

Спасибо тебе за тревогу твою,-

Она нам дороже награды.

О ней не забудут в осаду, в бою

Защитники Ленинграда.

16 октября 1941г.

Видеосюжет по блокаде 1,5-2 мин

В) Воспоминания жителей блокадного Ленинграда;

Алесь Адамович, Даниил Гранин «Блокадная книга»

«Мы записали живые голоса участников блокады. Откровенно говоря, мы многого не знали, какие жестокие вещи стоят за привычными словами «ленинградская блокада». Даже мы, прошедшие войну, казалось, привычные ко всему, были не готовы к этим рассказам. Они ведь эти люди щадили нас все годы, но себя, рассказывая уже не щадят…»

Александра Михайловна Арсеньева: «У каждого был свой спаситель.Я даже не помню его фамилию. Звали его Саша. Я лежу в незнакомой комнате. Саша смотрит: «Кто это у тебя?» - «Да вот женщину нашли без сознания. Была бомбежка. Не знаю, кто она такая. За мной ухаживали незнакомые люди и выходили.»

Вера Ивановна Павлова: «Идем мы с Ларисой через Баварский мост, подходит моряк и говорит: «Ну, девочка, держи от дяди Вани!»- и дал килограммовую банку американской тушенки. Он спас нас отголода».

Таисия Васильевна Мещанкина: «Идет женщина, шагов 30 впереди, а сзади за ней идет девочка. Эта девочка уже падает и отстает. А девочка лет 5. А бабушка оглянется на нее и опять идет. Почему она ребенка  не берет? Не могла стерпеть. Я перешла дорогу и беру эту девочку и несу в детский сад, где моя дочка. Только я внесла ее, как она говорит: «Я кушать  хочу!» Я говорю воспитательнице: «Отнимите у моего ребенка паек. Накормите!»

Нина Ильинична Лакша: «У дистрофиков нет страха. У Академии художеств на спуске к Неве сбрасывали трупы. Я сповойно перелезала через гору трупов… Казалось бы, чем слабее человек, тем ему страшнее, ан нет, страх исчез. Как только люди, поели страх появился».

Вопрос: О каких качествах людей, говорят эти документы? (Взаимовыручка, доброта, добро, сострадание, отсутствие страха). Нужны ли эти качества современному человеку?

 Анна Ахматова

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!

Февраль 1942

Вопрос: Каким предстает перед нами духовный облик жителей блокадного Ленинграда?

4 этап урока. Любаньская операция. Мужество и предательство?

Ранняя весна 1942 года принесла советским людям надежду. Велик был духовный подъем, вызванный победой под Москвой. Военные понимали, что летом противник предпримет новую наступательную операцию. Генеральный штаб во главе с Б. М. Шапошниковым предложил на летнюю кампанию 1942 года план глубокой обороны. Его поддержали Г. Жуков и Василевский. Однако Сталин, Тимошенко, Ворошилов  настояли на проведении крупных наступательных операций. Одно из важных направлений была деблокация Ленинграда. Всю зиму и весну 1942 года продолжались попытки прорвать блокаду силами двух фронтов – Ленинградского и Волховского – и соединиться у поселка Любань. Главная роль отводилась второй ударной армии, которой командовал любимец Сталина генерал Власов.  Наступление, предпринятое Красной армией весной 1942 года, не удалось. Не получая пополнения, провианта,  боеприпасов, бойцы вели себя исключительно мужественно. В мае 2-я ударная армия была окружена и большое количество около 30 тыс. солдат попало в плен. Ситуацию усугубила добровольная сдача в плен генерала Власова.  

 Мнение историка: «Потеряв связь со штабом Власова, Мерецков направил  в немецкий тыл пять танков во главе  со своим адъютантом, капитаном Бородой. Отчаянной смелости был человек, закрывший собой Мерецкова от немецкой очереди. Капитан получил приказ доставить Власова живым или мертвым. Меняя один за другим подбитые танки, Борода на последнем прорвался в штаб 2-ой ударной армии, но там никого уже не было. Генерал исчез ».Он перешел на сторону фашистов.

Вопрос: Некоторые публицисты и историки полагают, что Власов, будучи сознательным противником сталинского режима, решил перейти на сторону немцев, чтобы бороться с антинародной политикой Сталина. Так ли это? А как вы оцениваете действия генерала Власова?

А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ».

Вывод: Измена генерала Власова тяжело сказалась на судьбах честно сражавшихся за Родину бойцов и командиров.

5 этап урока. План «Ост» в теории и практике.

1документ .«12 заповедей поведения немцев на Востоке и их обращения с русскими», Берлин 1 июня 1941 года.

« 6. Вы представители великой Германии на оккупированной территории должны проводить с сознанием своего достоинства самые жестокие и самые беспощадные мероприятия.»

2 документ. «Из письма Бормана относительно политики на оккупированных территориях». Берлин 23 июля 1942

«1. Мы должны сокращать прирост населения оккупированных восточных областей.

3.Не следует вводить немецкое медицинское обслуживание.

4. Ни в коем случае не следует давать местному населению более высокое образование. Поэтому , по мнению фюрера, вполне достаточно обучать местное население только чтению и письму.

6. Вместо нынешнего алфавита в будущих школах нужно ввести латинский шрифт.

7. Ни в коем случае не следует строить русские города или благоустраивать их, ибо местное население не должно иметь более высокого жизненного уровня. »

3 документ

Из речи Гиммлера в Познани, октябрь 1943 г.

«Восток надо заполнить рабами для работы, которые  невзирая ни на какие потери,  будут строить наши города, наши деревни, наши крестьянские дворы.

Детей славян, из которых можно воспитать хорошую расу, надо перевести в Германию. Если ребенок будет  сопротивляться, мы убьем его, ибо он опасен. 120-130 млн. германцев будут править сотнями миллионов недочеловеков ».

Вопросы: Чего хотели добиться фашисты на оккупированных территориях? Что значит «новый порядок»?

Вывод: Характер плана «Ост», его направленность и конечные цели ясны. Это физическое истребление миллионов населения на территории СССР, славянских народов. Это особенно важно потому, что на Западе муссируется версия о том, что якобы Гитлер вел борьбу только против коммунизма. План «Ост»  ясно показывает, что речь шла не просто о борьбе с коммунизмом, а о завоевании жизненного пространства.

6 этап урока. Операция «Искра»

12-30 января 1943 года войска 67 армии Ленинградского фронта (командующий генерал Л.Говоров) и 2-й ударной и части сил 8-й армии Волховского фронта (командующий генерал К.Мерецков) у узком выступе между Шлиссельбургом и Синявином , южнее Ладожского озера прорвали кольцо блокады и восстановили сухопутную связь с городом. Через образовавшийся коридор, шириной 8-10 км. В течении 17 суток была проложена железная дорога и автомобильная трасса .В январе 1944 года блокада была снята полностью.

 Документ: Из сообщения Совинформбюро от 18 января 1943 года:  «На днях наши войска, расположенные южнее Ладожского озера, перешли в наступление против немецко-фашистских войск, блокировавших Ленинград… Прорвав долговременную укрепленную полосу противника глубиной до 14 километров и форсировав реку Нева, наши войска в течении 7 дней напряженных боев, преодолевая исключитель упорное сопротивление противника заняли: г. Шлиссельбург, укрепленные пункты Марьино, Липки, станцию Синявино и станцию Подгорная. Таким образом, после семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда».

Подведение итогов.

 Почему нам нужно как можно скорее стирать с лица земли следы войны?

 Почему необходимо передавать поколениям облик и дух этого героического времени?

Анна Ахматова о снятии блокады:

Славно начато славное дело

В грозном грохоте, в снежной пыли,

Где томится пречистое тело

Оскверненной врагами земли.

К нам оттуда родные березы

Тянут ветки, и ждут, и зовут,

И могучие деды-морозы

С нами сомкнутым строем идут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение памятников архитектуры и скульптуры в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны"презентация

Презентация посвещена теме, как в годы блокады жители Ленинграда спасали памятники архитектуры и скульптуры....

Вечер памяти, посвященный защитникам и блокадникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. "Как вы выдержали?"

Вечер памяти, посвященный защитникам и блокадникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. "Как вы выдержали?"Эпиграф:Что мы пережили, расскажет историк,Был сон наш тревожен, и хле...

Методическая разработка. Проект: «Кронштадтские форты на защите Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Военная история нашей страны полна героики, истинного патриотизма, насыщена интереснейшими, драматическими событиями и представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дает богатейший матер...

Презентация - Военное производство в Ленинграде в годы Великой Отечественной Войны. Для внеурочных мероприятий в 6 - 9 классах.

Информация, содержащаяся в этой презентации, может быть использована на классных часах, посвященных истории Великой Отечественной Войны. Факты из этой презентации познакомят учащихся с историей Оборон...

Красногвардейский район в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда

Методическая разработка "Красногвардейский район в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда" включает тематические материалы, предназначенные  учителям и педагогам шк...

проект "Юные защитники Ленинграда в годы Великой Отечественной войны"

Проект подготовлен для беседы с детьми разного возраста на тему Великой отечественной войны...