Учебное пособие. Подготовка к олимпиадам по истории 6 класс
учебно-методическое пособие по истории (6 класс)

Материалы по подготовке к олимпиадам по истории 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания для подготовки к олимпиадам

Автор-составитель: учитель истории и обществознания И.Н. Евсеева

6 класс

Пояснительная записка к заданиям Всероссийской олимпиады по истории

Важнейшей частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад. Предметная олимпиада способствует развитию у учащихся творческого отношения к изучаемому предмету вне рамок образовательной программы, склонности к самостоятельному поиску дополнительной информации в справочной, научно-популярной литературе и сети Интернет.

Целями предметной олимпиады являются:

1) стимулирование интереса учащихся к истории;

2) выявление учащихся, интересующихся историей;

3) активизация творческих способностей учащихся;

4 популяризация истории как науки и школьного предмета.

Задачи проведения олимпиады – стимулировать интерес учащихся к истории, активизировать мыслительную деятельность, развивать познавательные способности, выявить наиболее талантливых, интересующихся историей школьников.

Предлагаемые ниже олимпиадные материалы составлены с учётом Федерального государственного образовательного стандарта и соответствуют требованиям к уровню подготовки учащихся 6 классов и их возрастным особенностям. Задания олимпиады проверяют знание учащимися дат, фактов, понятий по курсу; обращают их внимание на причинно-следственные связи, отражение известных событий и фактов в источниках. Представленные в работе задания не ограничиваются рамками учебника и рассчитаны на эрудицию учащихся. Задания позволяют выявить начитанность, общий культурный уровень участников.

Основные типы заданий, использующихся при подготовке к олимпиаде:

  • тестовые вопросы;
  • задания на соотнесение двух рядов данных;
  • объяснение логического ряда событий, имен, понятий и т. п. (принцип образования рядов, определение лишнего в ряду);
  • задания на знание понятий и правильность их написания;
  • текст с пропусками;
  • работа с литературными и историческими источниками.

Желаем успеха!

Раздел 1. Становление средневековой Европы.

1. Тест

1. Сколько столетий охватывает история средних веков: а) 11;  б) 12;  в) 13

2. Где жили германские племена франков: а) по нижнему течению реки Рейн;  б) на побережье Балтийского моря;  в) на реке Неве

3. Государство у франков возникло: а) в 500 г.;  б) в 476 г.;  в) в 400 г.

4. С возникновением государства у франков Хлодвиг стал: а) царём;  б) королём;  в) вождём

5. Как назывались правители областями при Хлодвиге: а) графы;  б) герцоги;  в) короли

6. Франкское государство стало империей в: а) 500 г.;  б) 732 г.;  в) 800 г.

7. Падение Западной Римской империи произошло в: а) 395 г.;  б) 476 г.;  в) 500 г.

8. Франкская империя распалась в: а) 1000г.;  б) 962г.;  в) 843г.

9. Столицей Византии был город: а) Александрия;  б) Антиохия;  в) Константинополь

10. Свод единых законов Византии был составлен при императоре: а) Феодосии;  б) Юстиниане;  в) Константине

11. Объединение арабских племен в единое государство произошло в: а) 622г.;  б) 630г.;  в) 610г.

12. Священная книга мусульман – это: а) Коран;  б) Библия;  в) Хроника

2. Разгадай шарады

1) Первый слог – звук смеха, второй – верхняя часть женского платья, целое – правитель стран Востока в средние века.

2) Первое – начальная буква алфавита, второе – человек, не имеющий ни прав, ни собственности, целое – коренной житель Аравии.

3. Узнай личность.

1.Этого человека считают основателем Франкского королевства, составителем его первых законов.

2. Выдающийся правитель огромного государства, до конца жизни остававшийся неграмотным.

4. Соотнесите название племен с   суждениями.

А) Кельты    Б) Гунны      В) Франки      Г) Вандалы  

1. Возникновение их государства отсчитывают с правления короля Хлодвига (481—511 гг.).

2. Названием этого племени с конца XIX века стали называть людей, умышленно уничтожающих культурные и материальные ценности.

3. Греческий историк Диодор Сицилийский писал, что, убив противника, эти воины «отрезают их головы и вешают на шеи своих коней, а принеся их домой, прибивают ко входам своих жилищ. Они сохраняли отрезанные головы побеждённых врагов в кедровом масле… А некоторые хвалились, что не отдали бы эти головы даже за такое же по весу количество золота…»

4. Господствующая гипотеза связывает их с народом, который обитал на севере Китая, в излучине реки Хуанхэ. Он упоминается в китайских источниках с III века до н.э, и это был первый народ, создавший в Центральной Азии обширную кочевую империю.

5. Дайте определение термину

1.Аббат

2. Феодал

3. Вассал

4. Сеньор

5. Рыцарь.

4. Какой термин скрыт за определением.

А) Высшее должностное лицо во Франкском государстве при Меровингах (конец 5 — середина 8 веков) называется

Б) Надел земли, который давался пожизненно за выполнение военной службы, называется

В) Земельное владение или фиксированный доход, пожалованные сюзереном своему вассалу в наследственное владение под условием несения последним феодальных служб в пользу первого, называется

Г) Путешествие верующих к "святым местам", основанное на вере в то, что Бог открывается и дарует благодатную помощь в первую очередь там называется

Д) Форма государства у арабов.

Е) Последовательная запись важнейших событий.

Ж) Средневековое название арабов и берберов, переселившихся на Пиренейский полуостров.

З) Особая подать, которую арабы требовали от жителей халифата, не принявших ислам.

И) Конный воин, прошедший особый обряд посвящения, представитель господствующего слоя общества.

К) Папская корона.

6. Ответьте на вопросы:

1. Древнескандинавская книга «Круг земной» повествует о том, что морским конунгом мог называться лишь тот, кто не позволял себе двух вещей. Каких?

2. В 90-х гг. VIII столетия ирландский монах восторженно написал на полях библии «О, как бушует ветер, как волнуется море!» Чему он так радовался?

3. Храбростью кого восхищались Цезарь и Тацит: «С детства они приучаются к походной жизни, купаются в холодных реках, ходят босые, прыгают между мечами и копьями, воткнутыми в землю острием вверх, тренируются в езде на лошадях без седел. Они без раздумий следуют за храбрым вождем, а трусов топят в болотах».

4. Когда в школьном курсе принято завершать курс истории Древнего мира? Укажите дату, поясните свой ответ.

5. Перечислите цивилизации, которые изучались в 5 классе в рамках курса «История Древнего мира». (Не менее 5).

6. Какое событие эпохи позднего Рима сильнее всего повлияло на развитие средневековой культуры?

7. Перечислите два основных вида исторических источников, по которым можно изучать историю средних веков?

8. Укажите две основных причины Великого переселения народов?

7. Распредели предметы, которые преподавались в школах при монастырях в эпоху Карла Великого по 2 ступеням. В школах изучали «7 свободных искусств»: грамматика, математика, геометрия, риторика, музыка, диалектика, астрономия.

8. О ком эти строки.

1. Существует легенда о том, что, когда этот человек жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Все монахи разбежались, а он спокойно обследовал больную лапу льва и вытащил из нее занозу. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником.

2. Как-то раз этот человек во время прогулки по берегу моря размышлял о таинстве Св. Троицы. Он увидел маленького мальчика, пытающегося осушить море, переливая его с помощью раковины в выкопанную на берегу лунку. «Но это невозможно», - говорит ему Августин. «Не более невозможно, - отвечает малыш, - чем человеческим умом постичь ту тайну, о которой ты размышляешь».

3. Он призвал в Камелот самых достойных рыцарей Европы, разместил их вокруг огромного круглого стола и провозгласил свой рыцарский девиз: «Сила — это еще не справедливость, справедливость — это и есть сила».

4. Национальная героиня Франции, одна из главных командующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к англичанам, была сожжена на костре, как еретичка. Впоследствии реабилитирована и причислена католической церковью к лику святых.

5. Франкский майордом (717 — 741), вошедший в историю как спаситель Европы от арабов в битве при Пуатье.

6. Кого называли «бичом Божьим»

7. Династия французских королей, названная по имени ее основателя, Гуго Капета.

8. Первый король из династии Каролингов.

9. Легендарный датский конунг, по преданию, на знамени которого, был изображён ворон Одина, своим крылом указывающий направление похода.

10. Этого человека считают основателем Франкского королевства, составителем его первых законов.

11. Этот человек стал основателем новой религии и государства

12. Он был сыном простого крестьянина, волею случая стал правителем огромной империи.

13. Один – управляющий областью в Византии, другой – преподаватель.

14. Выдающийся правитель огромного государства, до конца жизни остававшийся неграмотным.

9. Кто мог сказать эти слова, и в какой ситуации?

1. «Горе мне, что нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-то помочь»

2. «Боже, избавь нас от ярости норманнов!»

3. «Это возмутительно! Как этот выскочка посмел назвать себя императором?»

10.  Кто были эти люди. Укажи не менее 1 факта из их биографии.

А) Святой Бенедикт

Б) Ульфила

В) Святой Иероним

Г) Карл Мартелл

Д) Харун-ар-Рашид

Е) Алкуин

11. Разгадайте средневековые загадки.

1.Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Лодка небольшая: в ней может поместиться крестьянин, а с ним или только коза, или только волк, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?

2. Что нельзя увидеть, не закрыв глаза?

3. Что делает горькое сладким?

4. Что вместе и существует, и не существует?

5. Вожди тела, сосуды света, истолкователи души.

6. Страж истории.

7. Я видел, как женщина летела с железным носом, деревянным телом и пернатым хвостом, неся за собою смерть.

8.Я видел, как мертвое родило живое, и дыхание живого истребило мертвое.

12. Расположите события в правильном хронологическом порядке. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

1. Правление майордома франков Карла Мартелла.

2. Верденский договор и раздел империи Карла Великого

3. Венчание Карла Великого императорской короной в Риме.

4.  Провозглашение новой восточной столицы Римской империи – Константинополя.

5. Начало правления Карла Великого

6. Образование папского государства

7. Раздел Римской империи на Западную и Восточную.

8. Правление Людовика Благочестивого

9. Правление короля Пипина Короткого.

13. Восстановите последовательность событий.

А) Разрушение Карфагена римлянами

Б) Фермопильское сражение

В) Разделение Римской империи на Восточную и Западную

Г) Битва при Гавгамелах

Д) Взятие Рима готами

Е) Взятие Вавилона Киром Великим.

14. Восстановите последовательность событий.

А) образование государства у франков

Б) Верденский договор о разделе империи Карла Великого

В) падение Западной Римской империи

Г) образование Священной Римской империи

Д) завоевание Англии герцогом Нормандии

Е) начало правления Юстиниана I

15. Соотнесите правителей и названия государств, которыми они правили.

А. Ромул Августул

1. Византийская империя

Б. Теодорих Великий

2. Королевство остготов

В. Митридат

3. Королевство вандалов

Г. Аларих

4. Боспорское царство

Д. Юстиниан

5. Королевство вестготов

Е. Гейзерих

6. Королевство франков

Ж. Хлодвиг

7. Западная Римская империя

16. Установите соответствие между произведением и его автором.

1) «Исповедь»

А. Авиценна

2) «Утешение философией»

Б. Боэций

3) «Церковная история народа англов»

В. Эйнгард

4) «Канон медицинской науки»

Г. Августин

5) «Жизнеописание Карла Великого»

Д. Беда Достопочтенный

17. Установите соответствие между событием и именем с ним связанным.

1) образование Франкской империи

а) Кирилл и Мефодий

2) подчинение племен вдоль реки Вислы

б) Карл Великий

3) создание славянской азбуки

в) Мешко I

4) написание книги «Утешение философией»

г) Теодорих

5) во главе остготов занял Италию

д) Карл Мартелл

6) изобрел звуковую сигнализацию

е) Северин Боэций

7) во главе войска франков разгромил сарацинов при Пуатье

ж) Лев Математик

18. Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

А. исключительное, на, сословие, собственность, господствующее, представитель, обладающий, земля, право.

Б. крестьянин, продукт, количество, труд, отдавать, собственный, определенный, обязанность, феодал.

19. Прочитайте советы приближенного византийского императора Кекавмена (XI век). Один из приведенных советов был дан в другую эпоху. Выпишите порядковый номер этого совета. Объясните, почему вы так решили

1. «Читай много - и ты узнаешь много. Если не понимаешь, не отчаивайся. Не один раз прочтя книгу, обретешь знание от Бога и поймешь ее».

2. «Радуйся во времена счастья, но не гордись. Я видел правителя-тирана, утром он был великолепен, а вечером – достоин слез».

3. « Если ты хочешь стать на путь подвига и прославить свое имя, разрушай все, что другие построили, и уничтожай всех, кого победишь».

4. « Я хочу, чтобы ты всех любил, но тайну свою не сообщай никому, так как это очень опасно».

5. « Если случай потребует проявить власть, делай это с уверенностью и скромностью. Не завидуй, не таи зла против кого-либо».

20. Верны ли следующие утверждения? («Да» - «Нет»).

1. Последнего римского императора низложил вождь вандалов.

2. При Юстиниане Италия была включена в состав Западной Римской империи.

3. Большинство населения Галлии накануне франкского завоевания составляли христиане.

4. «Песнь о Роланде» входит в цикл легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

5. В битве на Каталаунских полях вестготы участвовали на стороне римлян

6. Франки эпохи Хлодвига говорили на языке германской группы.

7. В 418 г. н.э. вестготы основали собственное королевство со столицей в Тулузе.

8. 398 г. н.э. – год распада Римской империи на Западную и Восточную.

9. В ходе Великого переселения нардов франки обосновались в Южной Галлии.

10. Первым королем остготов был Теодорих Великий.

11. в VI веке н.э. территория Италии была захвачена балканским племенем лангобардов.

12. В 313 г. н.э. Константин I издал Миланский эдикт, согласно которому христиане получили право свободно исповедовать свою веру.

13. В 800г. в Риме Лев III короновал Карла Великого как императора.

14. Религией империи Карла Великого было язычество.

15. Династия Каролингов была на престоле Восточно-Франкского королевства до 911г.

16. 960г. – год основания Священной Римской империи.

17. Только в Средние века Европа стала единым «историческим континентом», единым христианским миром с общей религией и сходным образом жизни.

18. При дворе Карла Великого, в Ахене, возник «Дворцовый лицей».

19. В бою у города Суассона войска Хлодвига разгромили римлян и подчинили себе плодородные равнины Галлии и ряд племен к востоку от Рейна.

20. Бритты были норманнами, которые еще до Римской империи пришли на остров из Галлии и дали имя Британским островам.

21. Одним из наиболее известных миссионеров в истории христианства является святой Григорий.

22. Хлодвиг принял крещение по византийскому образцу.

23. Восточно-Франкское королевство было единым.

24. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье.

21. Загадки Алкуина. Сподвижник Карла Великого Алкуин любил задавать своим ученикам загадки, а на их вопросы отвечал порой так, что те не сразу понимали учителя.

1.Одежда земли.

2. Я слышал мертвых, много болтающих.

3. Роспись свода, водители мореходов.

4. Раб смерти, гость в своем доме.

5. Женщина с железным носом, деревянным телом, несущая за собой смерть.

6. Страж истории.

7. Какой вестник, бывает нем?

8. Стена государства, страх для неприятеля.

22. Объясните выражение

1) «круглый стол»

2) «датские деньги»

3) «греческий огонь»

23. Текст с ошибками (перепишите текст, исправив ошибки)

Византия возникла как самостоятельное государство в результате раздела Римской империи на Западную и Восточную. Сами жители именовали своё государство Греческой империей, а себя – греками. Византия славилась богатыми городами: Константинополем, Римом, Суассоном. Первое место среди них принадлежало Риму. Власть императора передавалась по наследству. В столице империи – Стамбуле, находился главный храм – мечеть Омара.

24. Прочитайте текст и подчеркните три ошибки. Запишите правильные ответы.

При Карле Великом во Франкском государстве начался небывалый расцвет культуры, чему немало способствовал сам государь. Карл Великий был образованнейшим человеком своего времени.

Он превосходно знал латынь, понимал по-гречески, изучит труды Отцов Церкви, которых глубоко чтил. До наших дней сохранились пожелтевшие от времени листы бумаги, на которых рукою самого Карла начертаны записи о важнейших событиях в империи. Заботился государь и о развитии образования. Ближайшим помощником императора в деле просвещения стал ученый Алкуин, который открывал по всей империи школы для начального обучения. Позднее Алкуин прославился как автор книги «Жизнь Карла Великого».

25. Впишите имена, под которыми известны эти исторические личности

1.Пипин –

2.Карл –

3. Гуго –

4. Альфред –

5. Болеслав -  

26. Кроссворд

                                     6

                                                       9

             2    3          5                8

                         4                7

       1                ключевое слово

  1. «Город Пророка»
  2. Крупный землевладелец
  3. Кочевники из Азии, вторжение которых послужило толчком к переселению народов
  4. Норманны с юга Скандинавии, известны на Руси под названием…….
  5. Военный слуга. Получал землю за службу
  6. Настоятель монастыря
  7. Мелкий землевладелец, не имевший подчинённых
  8. На феодальной лестнице стоит после герцогов и графов
  9. Давал часть своей земли с крестьянами мелким землевладельцам за службу

27. Напишите заметку в газету о наиболее значимом событии истории Древнего Рима: Назовите описываемое событие; укажите период (век, года) истории Древнего Рима, когда оно произошло; назовите не менее двух участников события; опишите произошедшее событие; объясните в чем его значение для древнеримской истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие Подготовка к промежуточной аттестации по предмету «ИНФОРМАТИКА и ИКТ». 8-9 классы.

В работе приведены примеры вопросов к дифференцированному зачету по информаике в 9 классе физико-матемаической школы. Дан материал для подготовки ответов....

задания по подготовке к олимпиаде в 6 классах по истории

Материал интересен для подготовки к олимпиаде по истории в 6 классах...

задания для подготовки к олимпиадам по истории 8-11 классах

задания для подготовки к олимпиаде по истории 8-11 классах...

Креативные вопросы для подготовки к олимпиадам по истории Отечества для 7-11 классов

Содержание материала связано с изучением источников и литературы знаменитых российских ученых по истории 18-20 веков.  Материал включает характеристику исторических личностей, их государственную ...

Учебное пособие. Подготовка к олимпиадам по истории 5 класс

Учебное пособие по подготовке к олимпиадам по истории 5 класс...

Материалы полезные для подготовки к олимпиаде по истории (9 класс)

Предлагается подборка основных дат, имен и понятий для ознакомления перед участием в олимпиаде по истории...

Учебное пособие "Подготовка к олимпиадам"

Подготовка к олимпиадам в 5 классе...