сценарий внеклассного мероприятия коДню народного единства 03.11.2022
методическая разработка по истории (10 класс)

Сергеева Александра Юрьевна

внеклассное патриотическое мероприятие с участием студентов первого курса ко Дню народного единства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_ko_dnyu_narodnogo_edinstva_03_11_22.docx39.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Сахалинский индустриальный техникум»

Сахалинская область, город Оха, ноябрь 2022 года

Разработала:  Дворникова Алексанра Юрьевна, преподаватель истории, обществознания

Сценарий внеклассного мероприятия,

посвященного Дню народного единства.

Цели урока

       воспитательная - воспитание патриотических чувств, уважения к героическим и трагическим страницам истории, гражданской позиции, национального самосознания у обучающихся;

        образовательная - дать представление об истории создания государственного праздника Дня народного единства, о возрождении традиций и роли православной веры для единения российского народа; повышение информационной компетенции обучающихся по русской истории и культуре;

       развивающая – способствовать развитию основных умений, навыков логического мышления в работе с источниками, умению выделять главное, систематизировать полученные данные, умению работать в команде и вести дискуссию.

      методическая- показать технологию проведения урока с реализацией личностно-ориентированных элементов для оптимального усвоения материала.

     методы обучения- проблемный, словесно-наглядный, репродуктивный, личностно-ориентированный.

Межпредметные связи: история, обществознание, право, литература, социология, философия.

Оборудование –  проектор, экран, компьютер для показа кино и презентации; звуковые колонки для прослушивания аудиозаписей; раздаточный материал для работы на местах; иллюстративный (наглядный) материал на стендах; ручки, листочки для записей; видеокамера или фотоаппарат для фиксирования хода мероприятия.

На доске выписаны основные термины урока:

     История, Культура, Патриотизм, Единство народа, Гражданское общество, Конституция, Государственные символы

На доске написан эпиграф к уроку: Россия – священная наша держава,

                                                           Россия – любимая наша страна.

                                                           Могучая воля, великая слава –

                                                           Твое достоянье на все времена!

                                                           (из Гимна РФ)

  1. Ход мероприятия.

(Звучит песня «Широка страна моя родная!» 3 мин.).

 

Преподаватель: 

    Добрый день, уважаемые студенты, педагоги, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем внеклассном мероприятии, посвященном государственному празднику Дню народного единства, который отмечается  в нашей стране с 4 ноября  2005 года.   

Мы сегодня все будем участвовать в открытом внеклассном мероприятии вместе со  студентами группы № 17.

         Наше мероприятие будет условно состоять из двух частей:

часть 1 – всё о Празднике, часть 2 - практическая работа.

Выходят двое ведущих.

1 Ведущий ( Сербинович Даниил)

          Все мы, живущие в нашей стране - россияне, но  Россия – многонациональное государство, у нас насчитывается около 180 национальностей и малых народностей.

День  народного единства призван напомнить всем нам, что мы - россияне, - являемся единым народом с общей исторической судьбой .

Преподаватель:

           В Конституции РФ, принятой в 1993 году так и сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями»….и т.д.

2 Ведущий ( Воинов Давид )

             16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла   поправки в ФЗ «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из поправок было введение нового праздника День народного единства. В проекте закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Преподаватель:

               В нашем техникуме вы  учитесь не только  своей будущей профессии, но и учитесь ещё и быть гражданами своей страны… Достойным гражданином может стать только тот, кто любит и знает историю и культуру своей страны.

                Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить один из  важнейших периодов в истории нашей страны – периода Смутного времени и борьбы русского народа за своё будущее. А еще мы собрались, чтобы поговорить о культурных основах нашего российского общества, вспомнить великих наших соотечественников, служивших во все времена на благо нашей Родине..

1 Ведущий ( Сербинович Даниил)

                 В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. У русского народа таким переломных моментов было несколько за всю историю, но в начале XVII века, возник период длиной в 15 лет под названием «Смутное время».

3 Ведущий (Зверев Клим)

                 После смерти Ивана Грозного московский трон зашатался. Глубокий кризис охватил страну. Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы - в стране бушевал голод,  роптал народ, воинство, казачество, боярство….

                 И, как говорят в народе, беда не приходит одна; появляются самозванцы – Лжедмитрии, которых поддерживали поляки.

2 Ведущий ( Воинов Давид )

         Бояре предложили посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: “Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!”   Вот тогда и наступил конец терпению русского народа !!!

Преподаватель:   Как же выстояла Москва в то тяжёлое время?

Проигрывается фрагмент к/ф «Минин и Пожарский»

о жизни Москвы 1611-1612 годов (5 мин.)

На экране слайд с изображением памятника Минину и Пожарскому

1 Ведущий ( Сербинович Даниил)

       Кузьма Минин,   нижегородский   торговец мясом,  сентябре 1611 года   обратился к нижегородцам с предложением - пожертвовать все свои накопления для борьбы с польскими интервентами. И он сам подал пример, отдав свое имущество в казну создававшегося народного ополчения.

3 Ведущий (Зверев Клим)

          Минин настоял на том, чтобы нижегородцы приняли решение: каждый был обязан отдать пятую часть своего имущества на содержание войска, уклонившиеся от взноса денег, должны быть наказаны. “Не пощадим жизни своей и имущества для избавления Москвы. Умрем за Русь святую!”- призывал он нижегородцев.

2 Ведущий ( Воинов Давид )

           Руководителем второго народного ополчения был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Он  из семьи обедневших князей Стародубских. Принимал участие в подавлении восстания И. Болотникова. Умело организовал борьбу с гетманом Ходкевичем, шедшим в Москву выручать поляков, укрывшихся за стенами Кремля и Китай – города. Народ поднялся на борьбу с поляками.   Во главе народного войска стал князь Дмитрий Пожарский. Ополчение двинулось на Москву, в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду

1 Ведущий ( Сербинович Даниил)

               И поляки были изгнаны из Москвы. Когда настали мирные времена, новый царь, избранный в 1613 году Михаил Романов,  щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – в самом сердце России.

На экране слайд с изображением памятника Сусанину

3 Ведущий (Зверев Клим)

                 Избрание молодого нового царя означало возрождение страны, ограждение её суверенитета и самобытности. В это время Сигизмунд отправил польский отряд в костромские леса, где вынужден был скрываться молодой русский царь, для его захвата. Вблизи убежища враги захватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина и требовали, чтобы он тайно провёл их к убежищу Михаила. Как верный сын Отечества, Сусанин решил лучше погибнуть, чем предательством спасти жизнь. Он увёл поляков в другую сторону, в глухой лес.

Преподаватель :

              В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, была прислана  Казанская икона Пресвятой Богородицы.  4 ноября, отмечается церковный праздник Казанской иконы Божией Матери, которая, как гласит предание, помогла ополченцам победить врагов. В 1710 году Пётр I распорядился перевезти икону в новую столицу – Санкт-Петербург – и теперь она находится в Казанском соборе.

2. Практическая часть урока начнется с просмотра

видеоролика на стихи Влада Маленко «Русские маяки» (6 мин) 

ЧАЙ НАШ КРЕПКО ЗАВАРЕН,

Вечен звёзд - Хоровод:
Пушкин, Толстой, Гагарин-

Двинули ВРЕМЯ вперёд.

Сильнее любых орудий,

С распахнутой дверью -ДОМ.

Россия, - Широкие люди,

Идущие узким путём.

Кисти достойной Рублёвской,

Есенина - Светлых слов,

Жуков и Циолковский, Гамзатов и Королёв.

На Духовном ОЛИМПЕ,

Рядом с небом большим:

Скобелев и Столыпин, Шолохов и Шукшин..

Всех МАЯКОВ, колодцев

Не сосчитать во век..

Глинка и Ломоносов,

Будущий -ими рек.

Истене, к изголовью, Россия несёт Урок

И отвечает Любовью на удар и упрёк.

Сердце выше обиды,

У основы основ:

Шестакович, Свиридов, Павлов и Пирогов.

Вечно от перегрузки,

Стрелки часов скрипят,

Вертится Глобус Русский,

Люди в домах не спят.

Сталина нет...Покровский,чтоб победить врагов,

Конев и Рокоссовский,Карбышев и Чуйков-

Это наша дорога,среди звёзд и крестов:

Достоевский и Гоголь, Менделеев, Попов.

С рек отряхнув сонливость,истины виражи,..

Россия, - и есть СПРАВЕДЛИВОСТЬ,

ЛЕКАРСТВО от всякой лжи.

Сквозь туман Петроградский,

Всем дождям вопреки,

Видел в небе Вернандский - Русские Маяки.

С каждой секундой Веха

Ставни откроет, а там :

Станиславский и Чехов, Тютчев и Мандельштам.

Небо в руках держали,чтоб человек не спал,-

Лермонтов и Державин, Дягелев и Шагал.

С нами: Иосиф Бродский, Левитан и Серов,

Пастернак и Высоцкий, Жуков и Васнецов.

Память утроит силы,

Звёзды горят во мгле -

Это и есть Россия, в небе и на земле.

Владивосток и Выборг, Питер и Таганрог...

Россия сделала ВЫБОР

И этот выбор - БОГ.

Дальний Восток и Тула, Керчь и Калининград...

Космос дрожит от гула,

Наши ветра звенят.

Облака дождевые вымоют небосвод,

Павшие и Живые,- это ОДИН народ.

В космос открыты ставни,

Все МЫ - ловцы ИДЕЙ...

НАШЕ ВРЕМЯ НАСТАЛО,

ВРЕМЯ,- «НОВЫХ ЛЮДЕЙ»!.

    Задание 1: выбрать фото названных в видеоролике  деятелей русской культуры, науки, искусства; выписать в таблицу имена и род занятий этих знаменитостей.  (Приложение 1)

    Задание 2: звучит голос Левитана от 22 июня 1941 года, сегодня мы часто повторяем фразу: «Победа будет за нами!» мы знаем, что так и случилось уже в Великой Отечественной войне... Давайте вспомним знаменитые фразы, которые нам сохранила наша историческая память (Приложение 2).

    Задание 3: рассмотреть карту с «Коллективным портретом России»; ответить устно на вопросы на оборотной стороне (Приложение 3).

 

Заключение

Преподаватель:

          Как мы сегодня убедились: «Наша сила – в единстве и согласии».

Обращаясь памятью к нашей истории и культуре, мы черпаем в них силы духовные и понимаем, что нашу Родину надо беречь и  защищать.

          Победа, которую одержал русский народ в тяжёлые периоды нашей истории  – это не только победа над внешним врагом, но и над внутренней слабостью и  разобщённостью.

      Сегодня мы живем в особенное историческое время, мы продолжаем бороться за сохранение права нашего народа  на собственную историю и культуру, за будущее нашего Отечества, в состав которого недавно вошли новые субъекты с жителями, говорящими  по-русски. Я говорю о территориях Донбасса.  «Своих не бросаем!» - мы теперь говорим эту фразу часто, идёт СВО. От нашего народа в очередной раз в истории требуется небывалое единение…

       Хочется в этой связи вспомнить слова нашего Президента :

« Особой страницей ратной летописи Отечества, имеющей огромный смысл, является борьба с неонацизмом, защита жителей Восточной Украины, которых приговорили к уничтожению лишь за то, что они хотят говорить на родном языке, развивать свою культуру и традиции, беречь духовные ценности. Настоящими героями нашего времени, не допустившими откровенный геноцид, стали ополченцы, добровольцы и военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации!» (из речи 30.09.2022 г)

 

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословлённая молитвой

Под звон грядущих перемен.

Деревни, сёла, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!

Звучит песня «Я- русский!», исп. В. Дронов, 2 мин.

Приложение 1

К поэме «Русские маяки»

№ п/п

Фамилия Имя

Чем знаменит /род занятий

Приложение 2

  1. «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина»

 (Брестская Крепость, 20 июля 1941)

  1. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» (политрук Василий Клочков, ноябрь 1941, битва за Москву)

  1. «За Волгой земли для нас нет!» 

(снайпер Василий Зайцев, декабрь 1942, Сталинградская битва)

  1. «Я честью и Родиной не торгую!» 

(генерал Дмитрий Карбышев, 1943, немецкий концлагерь для военнопленных)

  1. «Никто не забыт, ничто не забыто!» 

(Ольга Берггольц, о подвиге ленинградцев в Блокаде, слова выбиты на мраморе Пискаревского мемориала)

Приложение 3

  1. Кто из представленных личностей  являлись правителями (руководителями) нашего государства?

  1. Кто из представленных личностей привел русских людей на Куликовскую битву?

  1. Кто из представленных личностей был во главе Ополчения в 1612 году?

  1. Кто из представленных личностей прославился, как непобедимый русский генерал екатерининского времени?

  1. Кто из представленных личностей победил Наполеона?

  1. Кто из представленных личностей был самым знаменитым адмиралом Крымской войны 1853-1856 гг.?

  1. Кто из представленных личностей был самым знаменитым генералом русской армии в 1 Мировой войне ?

  1. Кто из представленных личностей был самым легендарным командиром Красной Армии в годы Гражданской войны?

  1. Кто из представленных личностей стали «генералами Победы» во 2 Мировой войне (Великой Отечественной войне)?

  1. Кто из представленных личностей называли «маршалом Победы»?