задания к уроку политическая ссылка XIX века
методическая разработка по истории (10 класс)

задания к уроку политическая ссылка XIX века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_k_uroku_politicheskaya_ssylka_xix_veka.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Российская империя активно строила этапные тюрьмы для ссыльных и не заботилась об их жилье и заработке

История ссылки и каторги в Сибири начинается едва ли не с присоединения этой территории к России. В 1586 году в Тобольске был учрежден Разбойничий приказ, занимавшийся ссылкой в новый край беглых крестьян, уголовных преступников и бунтовщиков. Окончательно как самостоятельный вид наказания ссылка в Сибирь была оформлена в Соборном уложении 1649 года, согласно которому основными пунктами назначения определялись отдаленные и малозаселенные районы Восточной Сибири.

Первые сто лет сюда направлялись в основном «государственные преступники», состав которых значительно пополнился после церковного раскола середины XVII века старообрядцами. Но и количество «воров», «душегубов» и «тати» был весьма значительным. Причем по мере укрепления абсолютистского государства в России состав преступлений, за которых ссылали в Сибирь, постоянно расширялся. Особенно роль этого вида наказания в Российской империи возросла после отмены смертной казни Елизаветой Петровной в 1753 году.

Вплоть до начала XIX века большинство ссыльных составляли крестьяне и солдаты, которых наказывали как по судебным приговорам, так и в административном порядке по представлению помещиков. Положение этой категории ссыльных фактически ничем не отличалось от уголовных ссыльных, так как в судебной практике того времени любой социальный протест приравнивался к разбою.

Сроки ссылки в XVII–XVIII веках никак не оговаривались: подразумевалось, что она может быть только пожизненной. Только каторга как особо тяжелый вид ссылки был ограничен в 1822 году отрезком в 20 лет. Но даже те, кто ее отбыл, не получали свободу, а были обязаны отправиться на вечное поселение, место которого определяли власти.

Сибирская ссылка была одним из основных инструментов колонизации этого пространства Российской империи. Большинство ссыльных, лишенных прежних форм заработка, были вынуждены заняться в Сибири промыслами и отхожими заработками. Во второй половине XIX века среди ссыльных особой популярностью стала пользоваться работа на золотых приисках.

Определить численность людей, сосланных в Сибирь с XVII века до первой трети XIX, очень сложно: их общей статистики не велось. Партии ссыльных препровождались без всякого порядка. Не велось учета ни ссыльных, ни каторжан, ни мужчин, ни женщин, ни детей. Существует немало документальных свидетельств того, что множество людей попадало в ссылку по ошибке и проводило в ней долгие годы, а то и всю жизнь, так как ссыльным в обозначенный период запрещалось подавать жалобы. Существуют данные, что во второй половине XVIII века в Сибирь было отправлено до 60 тысяч человек, а уже в первую четверть XIX века поток ссыльных более чем удвоился – 80 тысяч человек за это время.

Наиболее острой проблемой было бродяжничество ссыльных, так как их обустройством никто не занимался. Около 90% этих людей оказывались в Сибири предоставлены сами себе, и многие были вынуждены становиться бродягами без определенных занятий. Сибирь, которая служила большим карательным учреждением, к началу XIX века наполнилась неподконтрольным власти «преступным элементом».

Сложившаяся ситуация очень беспокоила власти, поэтому реформатор Михаил Сперанский поручил в начале XIX века Гавриилу Батенькову разработать нормативные акты, которые стали бы регулировать сибирскую ссылку. Батеньков, в будущем декабрист и сам ссыльный, активно работал над новыми документами, которые в 1822 году были подписаны Александром I.

С этого момента началась новая история сибирской ссылки – она была полностью регламентирована: от этапа до момента освобождения. Для эффективности ссылки вдоль Сибирского тракта стали возводить 61 этапную тюрьму. Партии ссыльных должны были состоять летом из 60 человек, а зимой – из 100. Ссыльных перестали отправлять на места хаотично, выбирая такие территории, в развитии которых было в большей степени заинтересовано государство.

В первую половину XIX века в Сибирь было сослано 300 тысяч человек, а во вторую – уже 500 тысяч. Итого за XIX век в Сибири оказалось на несколько порядков больше ссыльных, чем в предыдущие два столетия.

Но если некоторая эффективность от отправки людей в Сибирь была в целом достигнута, то вопрос об их трудоустройстве и наделения жильем стоял остро на протяжении всего XIX века. Фактически в самом выгодном положении с этой точки зрения оказывались каторжане: они были одетыми и накормленными и имели крышу над головой. Значительно положение ссыльных улучшилось только к концу XIX века, когда им разрешили заниматься золотодобычей.

Постепенно ссылка теряла свое карательное значение. Так как ссыльные стали неотъемлемой частью сибирского общества, там к ним относились как к своим. На этапах их кормили крестьяне; многие промышленники были заинтересованы в использовании труда ссыльных, часто высококвалифицированного. К тому же к криминалитету, который активно множился за счет ссылки в Сибири, необходимо было применять теперь новые меры наказания в рамках уже самого региона.

В 1900 году отменялась судебная общеуголовная ссылка и существенно ограничивалась административная ссылка. Осужденные этих категорий составляли 85% от всей массы ежегодно ссылаемых в Сибирь. После этого до 1917 года в России продолжал действовать только институт политической ссылки.

Источник: Сибирь в составе Российской империи – М.: Новое литературное обозрение, 2007 – стр. 271-288

Вопросы к тексту:

  1. Когда была оформлена ссылка как самостоятельный вид наказания?
  2. Какой орган занимался ссылкой в XVI веке?
  3. Сколько времени составлял срок ссылки?
  4. Когда ссылка стала полностью регламентирована?
  5. Назовите виды ссылки?
  6. Составьте план текста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сборник заданий В 6 (политическая сфера)

Задания В 6 представляют особую сложность для учащихся. В заданиях В 6 учащиеся часто допускают более двух ошибок. Это приводит к тому, что задание не засчитывают. Именно поэтому отработка решения под...

Задания по теме "Политические режимы" для 9 класса по учебнику А.И. Кравченко

Задания по теме "Политические режимы" для 9 класса по учебнику А.И. Кравченко в 2-х вариантах...

Задания к уроку "Московское государство в конце 14- начале 15 века"

Система заданий к уроку и к презентации "Московское государство в конце 14- начале 15 века"...

Литература и изобразительное искусство второй половины XIX века. Задания к уроку, основанные на художественных произведениях.

Дидактический материал содержит отрывки художественнных произведений Ф.М.Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого., а также задания, которые основывются на картинах художников воторой полов...

Задания по теме "Политическая система"

Презентация. Обществознание. 10 класс...

Задания по теме "Политическое участие"

Презентация. Обществознание. 10 класс...

Раздаточный материал. Литературные и общественно-политические журналы XIX века

Предложенный материал поможет организовать продуктивную работу в группах: изучив информацию, подростки смогут составить представление об общественной полемике 19 века....