Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний
статья по истории (7, 8 класс)

ИринаНиколаевна Шевнина МБОУ Заларинская СОШ № 1

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления  в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний и позволяющие получить высокиие результаты по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu_shevnina_i.n.docx120.81 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\данные\Ноутбук

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний

C:\Users\333\Downloads\

Докладчик: Шевнина Ирина Николаевна,

преподаватель истории

Пед.стаж 18 лет


Активные методы и приемы обучения в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний.

Учение без размышления бесполезно,

Но и размышление без учения опасно. Конфуций

Роль преподавателя в процессе обучения постоянно меняется. В позиции лектора – эксперта, излагается новый материал, демонстрируется наглядность, отвечает на вопросы и т.д. В позиции организатора, налаживает взаимодействие участников с социальным и физическим окружением: разбивка на подгруппы, координация выполнения задания, подготовка мини презентаций и т. д. В позиции помощника – консультанта, преподаватель обращается к социальному опыту участников, побуждает их самостоятельно собирать новые данные, искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

Таким образом, моя задача, организуя преподавание истории, моделировать педагогическую ситуацию путем изменения направления информационного потока, что заметно расширяет возможности обучения. Каким же образом, я пытаюсь строить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересен, значим и для педагога и для обучающихся?

В своей педагогической деятельности использую технологию критического мышления, и следовательно активные приемы и методы обучения на уроках истории. Я хочу вам рассказать о сюжетно-ролевой игре, которая легла в основу современного активного приема работы на моих уроках. Она называется квест-игра.

У современных подростков, появилась масса новых увлечений: компьютерные игры, приключенческие боевики. Использование квест –игры средистудентов, позволяет не только приобрести массу положительных эмоций, но и способствует формированию культуры командного взаимодействия, развития навыков общения, самореализации, раскрытия своего потенциала и профессионального самоопределения.

В условиях усиливающихся тенденций влияния средств массовой информации и интернета особенно важно развивать в подрастающем поколении умение мыслить, рассуждать, «фильтровать» огромный, неконтролируемый поток информации, составлять свое собственное, объективное, не навязанное сомнительными авторитетами мнение.

Большой интерес у обучающихся вызывают квесты, которые используются в учебном процессе. квест - это современный образовательный прием, предполагающий целенаправленную поисковую деятельность обучающихся с использованием информационных ресурсов Интернета для выполнения определенного учебного заданияСовременным подросткам мало игры по станциям, им интересны более целые сценарии игр, для достижения различных целей. Новая форма должна быть и увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде, иначе говоря, быть одновременно предельно разнообразной и целостной. Этим критериям в полной мере отвечает, так называемый, «квест».

Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен летом 1995 года Берни Доджем , профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего

Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.

Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Живые квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей.

Квесты помогают обучающимся отлично справляться с командообразованием, помогают им наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость, и при необходимости научиться без паники мобилизоваться и очень быстро решать нестандартные задачи, с которыми в обычной жизни участники вряд ли сталкивались. К игре нужно готовиться заранее и достаточно серьезно, проявив максимум креатива, выявить лидера. Такова развивающая роль квестов.

В каждом квесте обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

Квест-игра по истории России помогает ребятам в игровой форме усовершенствовать свои знания, вспомнить материал, который они прошли давно или, наоборот, узнать что-то новое для себя.

Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.

Жизнь показывает, что современные подростки лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания новой информации.

Квест –приемы содержат различные педагогические технологии

Что такое образовательный квест – проблемное задание с элементами сюжетной, ролевой игры, это особый вид познавательной, исследовательской деятельности, погружающий обучающихся в происходящее.

Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Преимуществом квест-уроков является использование активных методов обучения.

В образовательном квесте – можно определить проблему, которая реализует

образовательные задачи, и она отличается от учебной проблемы элементами сюжета,

ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации,

для решения которой используются разные виды ресурсов.

По структуре образовательные квесты классифицируются на:

- последовательные (линейные) квесты, в них шаг за шагом предлагается головоломка,

разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;

штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками,

но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

Педагогу, разрабатывающему квест, необходимо определить цели и задачи квеста;

целевую аудиторию и количество участников; сюжет и форму квеста, написать сценарий;

определить необходимое пространство и ресурсы; количество помощников,

организаторов; назначить дату и заинтриговать участников.

На этапе проектирования квеста, помимо выбора темы и формирования

проблемной задачи, требуется разработка сюжетной линии из серии «путешествие».

Определение этапов маршрута, выбора заданий, подчинённых единой цели, а также

системы подсказок (помощников).

Существует вариант исторического квеста где каждой команде выдается маршрутный лист с указанием точного маршрута и станций следования.

Все команды отправляются в путешествие на поиски клада, где им предстоит выполнять различные задания. По ходу игры каждая команда собирает бонусы – слова, из которых позже нужно будет составить предложение, слово или комбинацию цифр.

Ориентирами служат подсказки. После того, как команды соберут три части, они должны сложить их вместе, прочитать послание и выполнить то, что в нем указано.

При выполнении задания: поиск неизвестного предмета можно предложить студентам распределить роли внутри команды: 1 участник искатель, 1 участник читатель, 2 наблюдателя, 1 получатель. Или, например чтобы к концу игры группа опустила в копилку крестьянина 30 монет – цена за его освобождение от рабства.

На занятии нужно направить работу студентов на общий результат: без одного правильного задания не получиться итог.

Важную задачу, которую выполняет квест - это коммуникационное взаимодействие между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

Применение квеста демонстрирует эффективные результаты:

  1. повышает результативность усвоения учащимися знаний по теме, разделу и т.д.;
  2. позволяет наладить взаимодействие ученика с преподавателем;
  3. создает условия для дистанционного обучения учащихся;
  4. повышает интерес к изучаемому предмету;
  5. совмещает практико-ориентированный и деятельностный подходы;
  6. способствует развитию личностных компетенций обучающихся и коммуникативных навыков.
  7. содействует развитию речевых навыков, умений формулировать свои мысли и кратко и емко излагать выводы.

Квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей.

Подводя итог можно отметить, что урок квест это урок-игра, который представляет собой определенный сюжет или определенную последовательность действий с определенными правилами, с точно установленным временем, на протяжении которого педагог руководит коллективной познавательной и иной деятельностью группы обучащиюхся с целью формирования определенных компетенций.

Я уверена, что каждый педагог способен разработать несколько уроков-квестов, которые могли бы стать привлекательной инновационной технологией в современном учебном процессе, где студенты могли бы не только применять полученные знания и заниматься своего рода научно-исследовательской деятельностью.

ПОМНИ: цели не рождаются по звонку на урок! Процесс обучения – процесс трудоемкий и времяемкий.

Если преподаватель не будет продумывать урок, заинтересовывать и вовлекать в него обучающихся то обучающиеся превратятся в материал, который преобразуется для достижения заранее спланированного преподавателем результата. Чтобы избежать этого, важно продумывать различные приемы обучения которые понятны и интересны обучающимся.

ЗАЛАРИ 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания  для активизации познавательной деятельности обучающихся....

Основные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе

Данная статья «Основные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе» представляет собой описание инновационных технологий с опорой на ли...

«Развитие креативного мышления обучающихся посредством использования активных методов и приемов обучения на уроках истории»

Формирование функциональной грамотности является одной из важнейших задач современного образования. Креативное мышление выступает ее важнейшим компонентом. В динамично развивающемся современном мире в...

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления «Фишбоун», «Кластер», «Верные, неверные утверждения» вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления  «Фишбоун», «Кластер», «Верные, неверные утверждения» , применение  данных приемов поз...

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории в 5 классе

Активное использование современных методик и технологий, обучение в диалоге, учет особенностей восприятия материала каждым конкретным учеником позволяет реализации  компетентностного  подход...

Приемы применения технологии критического мышления.

Приемы применения технологии критического мышления как способ повышения мотивации на уроках английского языка....

Отзыв на мастер-класс "Использование активных методов и приемов обученияна уроках истории в 5 классе"

Использование активных методов и приемов обученияна уроках истории в 5 классе...