Разработка урока истории по теме «Сталинградская битва»
методическая разработка по истории (10 класс)

Морозова Елена Афонасьевна

Самоанализ урока истории в  10 классе по теме « Сталинградская битва» (17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.),

Учитель: Морозова Елена Афонасьевна МКОУ « Горская средняя общеобразовательная школа»

Цель:   Изучить этапы, ход,  историческое значение битвы за Сталинград .

Задачи:

1.Развивающие: совершенствовать  у учащихся навыки самостоятельной работы с научным материалом, дополнительной литературой, делать выводы и обобщения; развивать речевые способности.

2. Воспитательные: показать учащимся, какой ценой «ковалась» победа над немецко-фашистскими захватчиками; формировать чувство гордости за своих          соотечественников и земляков - участников Великой Отечественной войны,         чувство патриотизма и стремление принести пользу Родине и обществу.

3. Образовательнаые:  познакомить учащихся с обстановкой на фронте в 1942 году, выделить основные причины, которые позволили начать  активное сопротивление немецко-фашистской агрессии и заложили предпосылки коренного перелома в ходе войны.

 

Учебное оборудование:

1) Карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг.»

2) Карта «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»

3) Презентация к уроку «Сталинградская битва» (прилагается отдельным файлом Microsoft Office 2007)

4) Фильм в программе Photostory «Память о Сталинграде» (прилагается отдельным файлом)

 5) Блиц- опрос( на каждого) приложение№1

6) Памятка. Почему  летом 1942 года Началось наступление на сталинград? (на каждую группу №2)

7 ) Таблица о соотношении сил на первом этапе битвы(на каждую группу)приложение№3

8) Исторический источник (на каждого) – Приказ № 227 «Ни шагу назад» приложение№4

9) Таблица о соотношении сил на  втором этапе битвы(на каждую группу) приложение№5

10)Иллюстрации(  Сталинград в годы войны и выдающиеся полководцы Сталинградской битвы( приложения №6-7)

11) Отрывок из фильма «Красная стена» » (прилагается отдельным файлом)

12 )Викторина Сталинградская битва.( приложение № 8)

13) Карточки рефлексии (приложение № 9)

Оборудование

1) Мультимедийная приставка

2) Проекционный экран

 

Тип урока:Урок изучения нового материала  с использованием компьютерных технологий.

Понятийный минимум: Коренной перелом, операция “Уран”, операция “ Кольцо”.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности.

  • Работа по карте, работа с тестовым материалом
  • Иллюстративно-репродуктивный
  • Частично поисковый метод и практическая работа учащихся
  • Развитие исследовательских умений учащихся: работа с картой, самостоятельная работа с источниками, работа   с основными понятиями
  •  Умение отобрать материал и приготовить презентации по данной теме  

.
Используемые на уроке элементы технологий:

  1. игровой технологии;
  2. здоровье сберегающей технологии;
  3. информационно-коммуникационной;
  4. элементы технологии критического мышления

Формирование универсальных учебных действий.

 

метапредметные

Познавательные: – находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

  •  выделение значимой информации, установление причинно-следственных связей, определение понятий, формулирование собственного мнения и его аргументация;

Коммуникативные: – организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли,

задавать вопросы, вырабатывать решения);

  •  «слышать и слушать», участвовать в коллективном обсуждении, умение вести диалог;

Регулятивные: – определять цель, проблему в учебной деятельности;

– планировать учебную деятельность;

– работать по плану, сверяясь с целью;

– находить и исправлять ошибки;

личностные

  • уважение к истории Сталинградской битвы и Великой Отечественной войны, ее участникам;
  • уважение к личности и ее достоинству
  • осознанное отношение к решению главного вопроса урока, к обучению в целом

предметные

  • освоить знания об этапах, ходе, итогах Сталинградской битвы;
  • устанавливать взаимосвязь между событиями отечественной и всеобщей истории;
  • выявить факты и события, способствующие победе СССР в Великой Отечественной войне.

 

Ожидаемый результат

Знать/понимать

Уметь

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для

определение коренного перелома

анализировать исторический источник с целью получения необходимой информации

формирования ключевых компетентностей современного общества

ход, периодизацию, итоги битвы за Сталинград

формулировать собственную позицию

осознания себя патриотом России

спорные вопросы в историографии битвы

активно участвовать в разных формах работы

выработки собственной жизненной позиции

место битвы за Сталинград во всемирном историческом процессе

оценивать качество своих знаний и эмоциональное состояние после урока

развития ценностных ориентаций личности

 

1.Роль и место урока в курсе:

Тема « Сталинградская битва» - одна из важнейших тем раздела « Великая Отечественная.  Данный урок  формирует  знания по истории Великой Отечественной войны, о Сталинградской битве, ее защитниках, героях   и их подвигах. Позволяет воспитывать подрастающее поколение в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине, верности долгу – готовность встать на защиту мира, уважения к истории своей страны-

 

2.Организация учебного процесса.

В ходе кратковременного огранизационного момента старалась быстро включить всех учащихся в работу, создать эмоциональный, деловой настрой. и обеспечить мотивацию. Учащиеся сами сформулировали  цель урока. Перед учащимися были четко поставлены задачи с учетом возраста и их возможностей.

3. Коммуникативно-обучающая и воспитывающая деятельность.

Далее анализ урока буду проводить по этапам  (актуализация знаний,   изученного материала,  рефлексия, задание на дом.)

1. На этапе актуализации знаний использовала прием Технологии критическогто мышления »Блиц опрос» ( Верно или неверно). и « «Озвучь карту». Прием технологии проблемного обучения .Перед учащимися поставлено проблемное задание.

2. На втором этапе  используя методы проблемного изложения материала и частично – поисковый, все это способствовало созданию условий для активной познавательной деятельности учащихся. Учащиеся  класса  заранее получили опережающее задание познакомиться с историческим источником( Приказ №227,) самостоятельно искать материалы о героях  Сталинградской битвы и приготовить призентации, При проведении этого урока используется  местный материал об участниках Сталинградской битвы.    Работа в группах и эвристическая беседа помогают организовать активную коллективную творческую деятельность обучающихся. Использование мультимедийной презентации , фрагментов фильмов о сталинградской битве на уроке позволяет:

  • повысить мотивацию учащихся;
  • использовать большое количество иллюстративного материала;
  • интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;
  •  вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.

 Работали индивидуально, в парах и также была фронтальная  работа. Применялись разнообразные приемы интерактивных методов. Использовались элементы игровой технологи ( ролевая игра « Планы сторон   Советского командования и Германского командования, «Технологии критического мышления»  «Кластер»» (Значение Сталинградской битвы). Использование Информационно- коммуникационной технологии позволило более эмоционально познакомиться с героями Сталингорадской битвы.

Использовался красочный иллюстративный материал. В середине урока проводилась физкультминутка.

     3. Проблема,  поставленная вначале урока, была удачно  решена в конце. На поставленный вопрос учителем: Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег. – Можем ли мы с этим согласиться «Под Сталинградом советские воины стояли насмерть, проявив высокое боевое мастерство, непоколебимую стойкость, беспримерное мужество и массовый героизм». (Ответы учащихся)

 Проверка знаний в форме викторины  показала, что ученики владеют программным  материалом, понимают его. Удачно решаются воспитательные задачи, а именно воспитание самостоятельности, ответственности и других качеств. Вопросы и задания учителя требовали мыслительной и практической самостоятельности учащихся. На заключительном этапе  провела рефлексию. Просмотрели  фрагмент небольшой фильм под песню Александра Розенбаума «Красная стена». Главный упор в нем сделан на необходимости помнить о погибших в боях за Сталинград. По ходу просмотра  учащиеся заполнили карточки рефлексии  Что дал вам сегодняшний урок? Какие чувства вынесли вы с урока? Дети отвечали, что они узнали много нового, открыли для себя новые имена. Учащиеся сами сформулировали   значение Сталинградской битвы. Учитель   обратилась к учащимися ,что мы  в неоплатном  долгу перед теми,  кто приближал победу. Невозможно знать всех героев  войны. Но сегодня среди нас находятся еще ветераны войны, труженики тыла, которые нуждаются в нашем внимании и помощи. Давайте окружим  их вниманием и заботой

   4.   Дидактическая и методическая деятельность.

 Считаю, что материал отобран правильно. Имеет место  научный уровень изучения, использованы межпредметные связи. Материал, который повторяли на уроке, связан с ранее изученными темами, связан с жизнью. Данный урок  стимулирует у учащихся развитие таких личностных качеств как уважение, сострадание, доброта, внимание к ветеранам..

 

5.  Использование средств и форм обучения

На уроке сочетались словесно-наглядно- практические способы деятельности учащихся.  Использовались  ИКТ, инновационные методы - элементы интерактивного обучения. Самостоятельная работа с классом и отдельными учениками активизирует познавательные способности школьников, помогают осмысленному изучению и усвоению знаний, воспитывают интерес к изучению материала. На уроке имеют  место логические переходы от одного этапа урока к другому, что необходимо в формировании знаний, умений учащихся с учетом поставленных целей.  При  подготовке к уроку учитывались и объем учебного материала, и сложность информации учётом возрастных особенностей и учебными возможностями учащихся класса.

 В структуре урока  спланированные вопросы, задания способствовали, познавательной активности, развитию способностей и умений учащихся  анализировать, обобщать, делать выводы.

 

6.Оценка деятельности учащихся

 

 На уроке необходимо отметить доброжелательную атмосферу, высокая работоспособность учащихся, активность, умение учащихся организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с заданными  целями и задачами урока, умение мобилизовать себя на восприятие и переработку информации, устанавливать связи, обобщать, делать выводы, выделять главное, владеть монологической речью. Положительный эмоциональный настрой поддерживался потому, что у ребят всегда была возможность выбора (это очень важно в данном классе, учитывая психологические особенности учащихся).   Для непредвиденной ситуации были продуманы запасные ходы (сократить число анализируемых текстов, сократить количество вопросов и заданий ).

 

 

     При анализе домашнего задания-

 Дом. задание дано с учетом его объема, посильности и целесообразности. Даны задания требующие мыслительной и практической активности.

Оценка урока в целом зависит в первую очередь от его результата.

Считаю, что поставленные цели обучения, воспитания и развития учащихся  удачно решались на уроке и были достигнуты на уроке, благодаря подбору материала, сочетанию различных видов, форм деятельности, использованию традиционных и новых технологий. Урок оказал положительное воспитательное воздействие на учащихся.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stalingradsaya_bitva.docx67.47 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ « Горская Средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока истории

по теме «Сталинградская битва»

10 класс

Выполнил: учитель истории,

обществознания

Морозова Елена Афонасьевна

Горки 2022 г

Класс – 10

Предмет – история

Тема урока: Сталинградская битва

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель:

1) изучение этапов, хода, итогов Сталинградской битвы (17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.); содействие развитию личности обучающихся посредством воспитания чувства патриотизма, уважения к участникам битвы.

Задачи:

1.Развивающие: совершенствовать у учащихся навыки самостоятельной работы с научным материалом, дополнительной литературой, делать выводы и обобщения; развивать речевые способности.

2. Воспитательные: показать учащимся, какой ценой «ковалась» победа над немецко-фашистскими захватчиками; формировать чувство гордости за своих соотечественников и земляков - участников Великой Отечественной войны, чувство патриотизма и стремление принести пользу Родине и обществу.

3. Образовательнаые: познакомить учащихся с обстановкой на фронте в 1942 году, выделить основные причины, которые позволили начать активное сопротивление немецко-фашистской агрессии и заложили предпосылки коренного перелома в ходе войны.

Планируемые умения обучающихся

метапредметные

  • Познавательные: выделение значимой информации, установление причинно-следственных связей, определение понятий, формулирование собственного мнения и его аргументация;
  • Коммуникативные: «слышать и слушать», участвовать в коллективном обсуждении, умение вести диалог;
  • Регулятивные: целеполагание, установка целевых приоритетов, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение, контроль (сличение с образцом)

личностные

  • уважение к истории Сталинградской битвы и Великой Отечественной войны, ее участникам;
  • уважение к личности и ее достоинству
  • осознанное отношение к решению главного вопроса урока, к обучению в целом

предметные

  • освоить знания об этапах, ходе, итогах Сталинградской битвы;
  • устанавливать взаимосвязь между событиями отечественной и всеобщей истории;
  • выявить факты и события, способствующие победе СССР в Великой Отечественной войне.

Ожидаемый результат

Знать/понимать

Уметь

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для

определение коренного перелома

анализировать исторический источник с целью получения необходимой информации

формирования ключевых компетентностей современного общества

ход, периодизацию, итоги битвы за Сталинград

формулировать собственную позицию

осознания себя патриотом России

спорные вопросы в историографии битвы

активно участвовать в разных формах работы

выработки собственной жизненной позиции

место битвы за Сталинград во всемирном историческом процессе

оценивать качество своих знаний и эмоциональное состояние после урока

развития ценностных ориентаций личности

Учебное оборудование:

1) Карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг.»

2) Карта «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»

3) Презентация к уроку «Сталинградская битва» (прилагается отдельным файлом Microsoft Office 2007)

4) Фильм в программе Photostory «Память о Сталинграде» (прилагается отдельным файлом)

5) Блиц- опрос( на каждого) приложение№1

6) Памятка. Почему летом 1942 года Началось наступление на сталинград? (на каждую группу №2)

7 ) Таблица о соотношении сил на первом этапе битвы(на каждую группу)приложение№3

8) Исторический источник (на каждого) – Приказ № 227 «Ни шагу назад» приложение№4

9) Таблица о соотношении сил на втором этапе битвы(на каждую группу) приложение№5

10)Иллюстрации( Сталинград в годы войны и выдающиеся полководцы Сталинградской битвы( приложения №6-7)

11) Отрывок из фильма «Красная стена» » (прилагается отдельным файлом)

12 )Викторина Сталинградская битва.( приложение № 8)

13) Карточки рефлексии (приложение № 9)

Оборудование

1) Мультимедийная приставка

2) Проекционный экран

3) Зажженная свеча

На доске: Сталинградская битва (17 июля 1942 - 2 февраля 1943г.)

I. Этап урока – актуализация («стадия вызова»)

Слайд 1 Сталинградская битва(17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.),.

Речь учителя: Здравствуйте, садитесь, пожалуйста.

Горит свеча. XX век.

Что сделал ты с собою, человек?

Кого любил, кого казнил?

Не сосчитать твоих могил.

Карал, ломал, уничтожал,

Забыл и Бога, и Христа.

Наточен и теперь безжалостный кинжал.

Не начал свою жизнь ты с чистого листа.

Давайте ж мы очнемся на мгновенье,

Урок наш так ничтожно мал.

Но я хочу, вне всякого сомненья,

Чтоб он частицей жизни нашей стал.

17 февраля во всех школах Калужской области проходят уроки мужества. Как вы уже успели увидеть тема нашего урока Сталинградская битва». Пусть наш Урок мужества « Сталинградская битва» будет посвящен всем тем, кто отдал свои жизни, защищая нашу землю от немецко –фашистских зазватчиков.

Надеюсь, что мы сегодня плодотворно поработаем, и достигнем того результата, который нас удовлетворит. Прошу вас быть раскованными, активными, отвечать. И тогда этот урок нам действительно запомнится

Скажите, пожалуйста, что мы изучаем, когда говорим о битвах, войнах?

Предполагаемый ответ обучающихся: «Мы изучаем даты, этапы, значение войн и битв, роль исторических личностей и т.п.»

Речь учителя: Давайте тогда на основании сказанного попробуем вместе сформулировать цель урока. Что мы должны изучить? К чему должны придти?

Предполагаемый ответ обучающихся: «Мы должны изучить этапы, ход, значение битвы за Сталинград»

Речь учителя: Цель урока - изучить этапы, ход, историческое значение битвы за Сталинград (17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.), охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как начала коренного перелома во Второй мировой войне; раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге.

Запишите тему нашего урока в тетрадь- Изучить этапы, ход, итоги битвы за Сталинград (17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.),

Учитель:Для достижения данной цели, что нам потребуется на уроке? Работать будем по группам ( в каждлй группе 2 человека)

Предполагаемый ответ обучающихся:мы будем установления исторических связей между фактами и событиями, выявления причин, решать тесты, смотреть фильм, рассуждать, решать проблемные ситуации. ( очень любите ставить проблемные задания)

.

Речь учителя: Мы свами должны решить сегодня такое пробленое задание

Проблемное задание: Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег.
Можем ли мы с этим согласиться? На этот вопрос постарайтесь ответить в конце урока.

Речь учителя: Но прежде, чем перейти к изучению нового материала, хотелось бы узнать, как вы усвоили ранее изученный материал по темам: «Начало Великой Отечественной войны», «Битва под Москвой»

Ранняя весна 1942 года принесла советским людям надежду. Велик был духовный подъем советского народа, вызванный победой под Москвой ( Назовите дату Битвы под Москвой.) На советско-германском фронте установилось относительное затишье. Итак, давайте восстановим исторические события начала ВОВ.

а) Блиц – опрос

У рабочих групп на столе и на экране даны утверждения (слайд 2).( Приложение1)

Речь учителя: Напротив утверждения поставьте «+» если вы согласны с ним, «-» если не согласны.

Утверждение

ответ

II мировая война началась 22 июня 1941г.

с объявлением по радио о нападении германских войск на СССР выступил В. М. Молотов

+

23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР

+

по окончании советско-финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги Наций

+

план нападения на СССР назывался “Барбаросса”

+

первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал.

в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов

+

главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция

апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму – весну 1942г.

контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г.

+

Приложение1

Учитель: Проверьте свои ответы с доской (слайд 3).

Учитель: Сколько неверных ответов вы дали?

б) Задание «Озвучь карту»

Речь учителя Каждая группа «озвучивает карту» на своем направлении. Номер направления соответствует номеру вашей группы. Просмотрите задание (слайд 4), 1 минута на обсуждение.

(На экране карта, на которой появляются условные обозначения, группа рассматривает только свое направление, соответствующее номеру группы и готовит краткий ответ)

Выслушивание ответов.

Примерный ответ:

Группа № 1. Группа армий «Север» вела наступление через Прибалтику на Ленинград. В начале сентября замкнулось кольцо окружения вокруг Ленинграда. Не сумев взять город штурмом, немецкие войска приступили к его блокаде.

Группа № 2. Группа армий «Центр» через Минск и Смоленск на Москву. Крупное окружение удалось немцам в районе Минска. Крупное сражение состоялось в районе Смоленска. Яростное сопротивление Красной Армии заставило немцев отложить наступление на Москву. Но с конца сентября вновь началась битва за Москву. Противники планировали разгромить здесь оставшиеся силы Красной Армии и закончить компанию в России до наступления зимы. Однако немцам не удалось захватить Москву и они были отброшены назад.

Группа № 3. Группа армий «Юг» на Киев и далее на Кавказ. Упорные бои шли за Киев. Но воспользовавшись ошибками советского командования, гитлеровцы окружили киевскую группировку, захватив после этого практически всю Украину. К концу осени был занят и Крым за исключением Севастополя.

( Спасибо группам за работу) ( выключить!

Речь учителя Вывод: К 1942 году фашисты захватили значительную часть территории СССР (показ по настенной карте). : показывает на карте западную Карелию, часть Ленинградской области, Прибалтику, Белоруссию, Украину, Молдавию, часть Центральной России(Учитель показывает на карте)

II. Этап изучения нового материала.

Речь учителя: В начале июля 1942г. немцы захватили Крым, Донбасс. А сейчас нам нужно выяснить, какова же была ситуация на советско-германском фронте к лету 1942г. Стороны готовились к активным боевым действиям летней кампании.

Планы сторон( 1 группа- планы Советского командлвания)(работа с учебником стр 215).( Работа с источником из Приказа НКО ССР Сталина № 130 от1 мая 1942 г) Советское командование было уверено, что немцы начнут наступление на центральном направлении и попытаются захватить Москву. Поэтому сюда были стянуты значительные силы и разработан план оборонительных действий с последующим переходом в контрнаступление. Однако немецкий генеральный штаб поставил перед своими войсками совершенно иную задачу.

Вопрос ( 2 группа планы немецкого командовани стр 215 2 абзац снизу)).Главный удар был запланирован на южном направлении с целью овладения богатыми стратегическим сырьем Кавказом и Нижней Волгой. На южном направлении гитлеровцы достигли значительных успехов, заняв Донбасс, Ростов, Крым, нанесли Советской армии ощутимое поражение под Харьковом.( Синими стелочками показать захвать Крыма и захватили 4июля Севастополь 1942г. В мае захват Харькова. Заняли Донбасс и вышли к Сталинграду,

17 июля 1942г. развернулось сражение за Сталинград.

Вопросы: Как вы думаете, почему Гитлер не стал наступать на Москву, Ленинград, а направлением удара избрал южное направление, и главной его целью был именно Сталинград( Памятка) Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить географическое положение города. На какой реке он расположен? Какие крупные промышленные предприятия находились в Сталинграде? Какое идеологическое и моральное значение имело взятие Сталинграда немцами? Какие возможности создавались для продолжения войны? Чем богат Азербайджан, который отсекался от центральной России в случае взятия Сталинграда?( Приложение2)

Предполагаемый ответ обучающихся: «В случае захвата Сталинграда Гитлер поставил бы под контроль нижнее течение Волги – важной торговой артерии. Сталинград являлся крупным промышленным центром, в котором были сосредоточены стратегические предприятия, такие, как Сталинградский тракторный завод. Город носил имя Сталина, поэтому его захват стал бы серьезным идеологическим ударом по СССР. В случае захвата Сталинграда Гитлер мог бы начать наступление на Москву с юга. Поставки азербайджанской нефти стали бы для СССР затруднительными.

Речь учителя: Сейчас нам нужно выяснить, какие этапы выделяют в рамках битвы за Сталинград?. Для того, чтобы выяснить их названия, достаточно вспомнить битву под Москвой. Каковы два ее основных этапа?

Предполагаемый ответ обучающихся: «Оборонительный этап и контрнаступление».

Слайд

Речь учителя: Итак, историки выделяют 2 этапа битвы за Сталинград.( Приложение-3 учитель) )Первый этап – оборонительный. Он продолжался с 17 июля по 18 ноября 1942г. соотношение сил Проанализировать на первом этапе-(Приложение-4)(-Второй этап – наступательный – с 19 ноября 1942г. по 2 февраля 1943г. Сначала советские войска отступали.

Речь учителя: Опасаясь потери юга, Сталин 28 июля 1942г. подписывает приказ № 227 (Приложение 5), который был назван «Ни шагу назад». Выдержка из него находится у вас на партах. …, прочитайте приказ вслух, пожалуйста. Итак, нам нужно проанализировать данный источник

. Работа с документом (приказ № 227)

1). Почему был принят такой приказ?( К данному моменту люди стали сомневаться в благополучный исход войны и в рядах армии возникали панические настроения, поэтому командующая часть армии приняла приказ как способ наведения порядка в рядах Красной Армии Остановить паническое отступление Красной Армии, вселиь уверенность друг в друга.

2) Какие меры предлагает И.В. Сталин для наведения порядка в армии?( Ни шагу назад! (Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории … Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину)

3) Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями? (Паникеры и трусы должны истребляться на месте…)

4) Как можно оценить приказ № 227? Выскажите свою точку зрения.( «Это был суровый приказ. Он появился, когда отступление докатилось до Волги. И был он сильным отрезвляющим средством – «Ни шагу назад!». Приказ остановил людей. Появилась уверенность в соседях справа и слева – не отступят».)

Деятельность обучающихся: работа в парах, взаимоконтроль

Обучающиеся отвечают на вопросы

Слайд 6.

Речь учителя: Но советские войска, несмотря на приказ, отступали. враг, хоть и медленно, приближался к городу. Город готовился к обороне: строились оборонительные сооружения, на подступах к городу было построено 4 оборонительных рубежа: общая протяженность построенных оборонительных рубежей составляла 3860 км. . На важнейших направлениях были вырыты противотанковые рвы, промышленность города выпускала до 80 видов военной продукции. Так, тракторный снабжал фронт танками, а металлургический завод «Красный Октябрь» – миномётами.

. (Видеофрагмент документального фильма 1 этапа Сталинградской битвы )

Наступил трагический день 23 августа, когда 6-я немецкая армия достигла западной окраины Сталинграда, окружив город с севера.. Фашистская авиация подвергла жестокому бомбовому удару весь город, совершив 2 тысячи боевых вылетов. Были разрушены жилые кварталы, промышленные объекты, погибли десятки тысяч мирных жителей. Озлобленные фашисты решили стереть с лица земли. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия

Вопросы к фильму:

1. Кто командовал отборными немецкими дивизиями в битве за Сталинград?

2. Почему дорога на Сталинград, по мнению большинства немцев, стала дорогой смерти, уже на первом этапе битвы?

Слайд 8-9.-10
13 сентября противник, у начал штурм городе
. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А.И. Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда. Всё утро город беспрерывно бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди. Все дни месяца были самыми тяжёлыми. Но наши солдаты продолжали верить в победу.
( Приготовиться к презентации учащемуся

)Оборона Сталинграда была возложена 62-я и 64-я армии (командующие – генералы Чуйков Василий Иванович и Шумилов Михаил Степанович( Приложение 6- учитель)
Начались бои на улицах города. Советские воины стояли насмерть, зщищая каждую пять волжской земли.
«Ни шагу назад! Стоять насмерть!» – эти слова стали девизом защитников Сталинграда.

. Слайд 11

. Борьба шла за каждую улицу, за каждый дом. До Волги фашистам оставался один километр.

Речь учителя: Тебята готовили презентации о защитниках Сталиграда

Презентация детей ( Герои Сталинграда)

Однако, советские бойцы проявили мужество. 58 дней 20 защитников под командованием сержанта Павлова обороняли дом, который на карте командующего 6-й армией немцев Фридриха Паулюса был помечен как крепость. .

Нельзя забывать и о подвиге Михаила Паникахи, который в неравном бою с фашистскими танками, загоревшись, бросился на вражеский танк с бутылкой зажигательной смеси.

.

Сообщение учащегося: Господствующая над городом высота - Мамаев курган, в период Сталинградской битвы - это было место самых ожесточённых боёв, ключевой позицией обороны, значащаяся в донесениях как высота 102.

Учитель: Советские войска в тяжелейших боях измотали крупную группировку немецких войск Работа с источником. Познакомьтесь с извлечениями из дневников немецких солдат и ответьте на вопрос, : «О каких качествах советского солдата можно говорить, изучив данные документы?»( Приложение 7)

Группа № 1.

Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: “…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы».

Группа № 2.

Извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана:

“1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие!

8 сентября: …безрассудное упрямство.

11 сентября: …фанатики.

13 сентября:…дикие звери!

16 сентября: Варварство…это не люди, а черти.

27 октября: Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…

28 октября: каждый солдат чувствует себя обречённым человеком”.

Выслушиваются ответы.

Речь учителя:

Чтобы победить в войне, советский солдат должен был обладать такими качествами как целеустремленность, выносливость, желание победить, стойкость, патриотизм.

Речь учителя:

Слайд12

Упорство советских войск привело к тому, что немецкое наступление выдохлось. Заместитель Верховного главнокомандующего Георгий Константинович Жуков и начальник Генерального штаба Александр Михайлович Василевский разработали 2 операции по разгрому немцев – «Уран» .

т.Операция «Уран» — кодовое название Сталинградской стратегической н

Прежде чем начать наступательный этап по под Сталинградом проведем физкульт минутку. ( проводит ответственный за сппортивную работу.)

Раз, два — встать пора Три, четыре — руки шире, Пять, шесть — тихо сесть, Семь, восемь — лень отбросим

Слайд 13.

Особая роль в предстоящем разгроме отводилась Донскому фронту под командованием Константина Константиновича Рокоссовского, Сталинградскому фронту под командованием Андрея Ивановича Еременко и Юго-Западному фронту под командованием Николая Федоровича Ватутина. ( Приложение 8- учитель)

Попробуйте догадаться, исходя из ситуации на фронте, в чем мог заключаться план советского командования. Обратите внимание на немецкий клин.

Предполагаемый ответ обучающихся: «Советское командование надеялось окружить немецкие армии фланговыми ударами»

Слайд 14.

Речь учителя: Предполагали силами Юго-Западного и Сталинградского фронтов нанести по сходящимся направлениям удар по немцам с целью их окружения в междуречье Волги и Дона и полного разгрома. Для выполнения этого плана было обеспечено двойное превосходство над противником. (Соотношение сил Таблица)( Приложение9)

Слайд 15. О контрнаступлении расскажет Бобров Саша

II. Контрнаступление советских войск под Сталинградом началось 19 ноября 1942 г. В рамках этого стратегического плана была проведена операция по окружению немецко-фашистских войск под Сталинградом, под кодовым названием «Уран». . Днем 23 ноября войска двух фронтов Юго-Западного и Сталинградского фронтов соединились в районе города Калач. В окружение попали основные силы врага — 6-я полевая и 4-я танковая армии. В котле оказалась 330-тысячная группировка противника.

В рассказе встречается слово «котёл».
- Как вы понимаете слово «котёл»?
Котёл (военн.)район окружения войск.

Вопросы:

  • Какие 3 фронта участвовали в операции «Уран»?
  • У какого города соединились основные части советской армии?

Помощь Паулюсу должен был оказать фельдмаршал Манштейн - ударная танковая группировка.
После упорных боёв дивизии Манштейна приблизились к окружённым войскам с юго - запада на расстояние 35-40 км., но подошедшая из резерва 2-я гвардейская армия под командованием генерала Малиновского не только остановила врага, но и нанесла ему сокрушительное поражение.
Одновременно было остановлено наступление армейской группы Гота, пытавшейся в районе г. Котельникова разорвать кольцо окружения.
По плану «Кольцо» (руководил осуществлением операции генерал Рокосовкий) 10 января 1943 года советские войска начали разгром фашистской группировки.
Все попытки немецких войск прорвать кольцо окружения были безрезультатны.

Т. Операция «Кольцо» (10 января — 2 февраля 1943) — стратегическая военная операция вооружённых сил СССР против немецких войск в ходе Великой Отечественной войны, заключительная часть Сталинградской битвы

Во избежание напрасного кровопролития командующий Донским фронтом генерал К. К. Рокоссовский 8 января 1943 г. предложил немецким войскам сдаться. Но командующий 6-й армией генерал Паулюс отказался принять ультиматум.


2 февраля 1943 года окруженная группировка противника капитулировала. В плену оказался и сам её главнокомандующий - генерал - фельдмаршал Паулюс(. Иллюстрация пленение Паульса)

Победа в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны.

Речь учителя: Ребята, как вы думаете, что такое коренной перелом в войне?

Предполагаемый ответ обучающихся Должна поменяться ситуация на фронте, т.е. инициатива должна перейти на другую сторону. От защиты переходят в наступление или наоборот. »? (Немцы утратили боевой наступательный дух. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советского командования)

Слайд 16

Речь учителя: Запишите в тетрадь данный термин и его определение

Т. Коренной перелом в войне переход стратегической инициативы от одной воюющей стороны к другой.

III. Этап закрепления изученного материала.

Сталинградская битва – пример массового героизма, в которой проявились лучшие качества воинов-патриотов. В этой битве принимали участие и наши земляки. Давайте посмотрим фрагмент записи ( Алексей Степанович) которую приготовили ваши сверстники.

Слайд 17

Учитель: Иллюстрация ( Сталинградская битва охватила территорию около 100 тыс. кв.км, в ней участвовало более 2 млн. человек, 26 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и столько же самолетов. Здесь фашисты потеряли более четверти всех своих сил В связи с катастрофой под Сталинградом в Германии был объявлен трехдневный траур. . Всего в ходе Сталинградской битвы противник потерял 800 000 солдат и офицеров, 2 000 танков и штурмовых орудий, 3 000 самолетов. В плен было взято 91 000 человек, из них 24 генерала.

в) Составление кластера «Значение Сталинградской битвы» ( на доске заранее)

Учитель: Так завершилось одно из крупнейших сражений Второй Мировой Войны. А сейчас давайте подведем итоги. Составьте кластер «Значение Сталинградской битвы», используя заготовку на доске.( У каждого заготовка на столе).( Приложение10)

Выслушиваются ответы ребят, корректируются и выводятся на экран (слайд

Кластер переносится в тетрадь.

V. Итог урока.

Учитель: Действительно, разгром немецких войск под Сталинградом перерос в мощное наступление Красной Армии на многих участках фронта. Опасаясь нового окружения, немецкое командование стало спешно отводить войска с Северного Кавказа. Ребята, давайте вернемся к проблемному вопросу, который был поставлен в начале урока

Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег.

– Можем ли мы с этим согласиться?
(Ответы учащихся)

: Каковы причины победы советских войск в Сталинградской битве?

Примерные ответы:

Большую роль сыграл приказ № 227, поднявший боевой дух советской армии.

Своевременное осознание советским командованием своих ошибок.

Военное искусство и талант советских военачальников.

Мужество, стойкость, самоотверженность советских солдат и тружеников тыла.

Воля к победе, сила духа, сила характера русского народа. ( Включить проектор)

V. Этап рефлексии

Речь учителя: В заключение я предлагаю вам просмотреть небольшой фильм под песню Александра Розенбаума «Красная стена». Главный упор в нем сделан на необходимости помнить о погибших в боях за Сталинград. По ходу просмотра также заполните, пожалуйста, карточки рефлексии (Приложение 11). Пишите прямо на них.

На обороте карточки имеется пример стихотворения, которое называется синквейн. Первая строка – это тема стихотворения – Сталинград. Она остается неизменной. Вторая строка – 2 прилагательных, которые характеризуют тему. Третья строка – 3 глагола о теме. Четвертая строка – определение из 4 слов. 5 строка – слово-синоним первой. Рифма не обязательна. Вам необходимо попробовать составить синквейн на тему «Сталинград».

Кто бы хотел поделиться тем, что он написал?

Деятельность обучающихся: обучающиеся заполняют карточки и читают синквейны

Речь учителя: Спасибо всем большое за урок. Мне было интересно с вами работать. И помните о войне. Мы не должны допустить подобного впредь. ., мы в неоплатном долгу перед теми, кто приближал победу. Невозможно знать всех героев войны. Но сегодня среди нас находятся еще ветераны войны, труженики тыла, которые нуждаются в нашем внимании и помощи. Давайте окружим их вниманием и заботой Это зависит от всех нас.

Запишите домашнее задание: вопрос на выбор к параграфу.

Д/З п.30 По выбору приготовить презентации о защитниках Сталинграда, разгадать кроссворд, решить тесты.

Учитель: В форме синквейна выразите основную тему урока

1 строка – существительное (тема)

2 строка - два прилагательных (какой?)

3 строка - три глагола (что делал?)

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - вывод, одно(два) слова, существительное(обычно).

Выслушиваются варианты, корректируются. Примерный вариант синквейна (слайд 40):

Сталинград.

Несгибаемый, мощный.

Сражался, наступал, победил.

Вся страна помогала городу.

Коренной перелом.

VI . Рефлексия.

Учитель: Ребята я вам предлагаю высказаться об уроке одним предложением, выбирая начало фразы( Приложение12)

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я понял, что…
  5. я почувствовал, что…
  6. урок дал мне для жизни…

Проведение викторины ( приложение 8)

Приложение1. Блиц- опрос

Напротив утверждения поставьте «+» если вы согласны с ним, «-» если не согласны.

Утверждение

ответ

II мировая война началась 22 июня 1941г.

с объявлением по радио о нападении германских войск на СССР выступил В. М. Молотов

23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР

по окончании советско-финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги Наций

план нападения на СССР назывался “Барбаросса”

первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал.

в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов

главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция

апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму – весну 1942г.

контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г.

Приложение 2 (Памятка)

Как вы думаете, почему Гитлер не стал наступать на Москву, Ленинград, а направлением удара избрал южное направление, и главной его целью был именно Сталинград?

1. Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить географическое положение города. На какой реке он расположен?

2. Какие крупные промышленные предприятия находились в Сталинграде?

3. Какое идеологическое и моральное значение имело взятие Сталинграда немцами?

4. Какие возможности создавались для продолжения войны?

#1063;ем богат Азербайджан, который отсекался от центральной России в случае взятия Сталинграда?

Приложение 5

Из приказа Народного Комиссара СССР о запрещении отхода с занимаемых позиций без приказа и мерах по его обеспечению

№ 227

28 июля 1942 г.

Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами…..

Ни шагу назад! Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории …

Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину…

Паникеры и трусы должны истребляться на месте…

Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины…

Верховное Главнокомандование Красной Армии приказывает:

2. Военным советам армий и прежде всего командующим армиями:

а) снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования армии, и направлять их в военный совет фронта для предания военному суду;

б) сформировать в пределах армии 3—5 хорошо вооруженных заградительных отрядов, поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров…;

в) сформировать в пределах армии от пяти до десяти штрафных рот, куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной.

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ОБОРОНЫ И. СТАЛИН

Вопросы

1. Почему был принят такой приказ?(

2) Какие меры предлагает И.В. Сталин для наведения порядка в армии?

3) Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями

3) Как можно оценить приказ № 227? Выскажите свою точку зрения.

Приложение 7

Группа № 1.

Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: “…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы».

Группа № 2.

Извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана:

“1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие!

8 сентября: …безрассудное упрямство.

11 сентября: …фанатики.

13 сентября:…дикие звери!

16 сентября: Варварство…это не люди, а черти.

27 октября: Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…

28 октября: каждый солдат чувствует себя обречённым человеком”.

Приложение 8

Викторина

1) Назовите дату начала Сталинградской битвы. (17июля 1942г.)

2) Когда закончилась Сталинградская битва? (2февраля 1943г.)

3) Назовите самый страшный для города день? (23 августа 1942г)

4) Сколько дней длилась Сталинградская битва? (180 дней)

6) За какой срок Гитлер хотел овладеть городом? (За 2 недели)

7) Чем известен дом Павлова? (в день несколько раз переходил от русских к немцам и обратно)

8) Как называется операция разгрома немецких войск под Сталинградом? (Уран)

9) Кто был главнокомандующим немецкой армией? (Генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс: 31 января 1943г. – массовая сдача в плен)

10) Чем награжден город за эту битву? (Орденом Ленина и Золотой Звездой Героя?)

11) Когда данное событие произошло? (8мая 1965г. Волгограду присвоено звание «Города-героя»)

Приложение 9

Карточка рефлексии

1) Каково ваше отношение к уроку?

  • отличный, захватывающий
  • хороший, содержательный
  • нормальный, обычный
  • скучный
  • бесполезный, неинтересный

2) Кратко опишите ваше эмоциональное состояние.

3) На какую оценку вы оцениваете свою работу?

4) Что на уроке понравилось вам более всего? Что не понравилось?

5) Составьте синквейн. Например,

Сталинград

Мужественный, отважный

Сражался, верил, выстоял

Сталинград – это вечная слава

Город-герой

Учитель: Ребята я вам предлагаю высказаться об уроке одним предложением, выбирая начало фразы( Приложение12)

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я понял, что…
  5. я почувствовал, что…
  6. урок дал мне для жизни…

Приложение 8

Викторина

1) Назовите дату начала Сталинградской битвы.

2) Когда закончилась Сталинградская битва?

3) Назовите самый страшный для города день?

4) Сколько дней длилась Сталинградская битва?

6) За какой срок Гитлер хотел овладеть городом?

7) Чем известен дом Павлова8) Как называется операция разгрома немецких войск под Сталинградом?

9) Кто был главнокомандующим немецкой армией?)

10) Чем награжден город за эту битву? 11) Когда данное событие произошло?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока истории на тему "Культура и искусство Киевской Руси"

урок истории для 7 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Культура и искусство Киевской Руси"....

Разработка урока истории по теме "Эпоха Реформации"

Данный урок поможет учащимся восстановить полученные ранее сведения по темам, полученных ранее....

Методическая разработка урока истории по теме "СССР в 1945 - 1953 гг. Идеология и культура".

Использование на уроках истории документов является на сегодня одной из актуальных и вместе с тем сложных задач. Отдельными проблемами является как подбор документального материала, так и организация ...

Презентация к уроку истории по теме "Курская битва"

Презентация посвящена важнейшему событию Великой Отечественной войны 194101945 гг. - Курской битве. Иллюстрации и текст презентации кратко  характеризуют характер,  значимость и масштаб сраж...

Презентация к уроку истории по теме "Сталиградская битва"

Презентация посвящена  важнейшему, переломному событию Великой Отечественной войны 194101945 гг. – Сталинградской битве. Иллюстрации и текст презентации кратко  освещают  героизм защитн...

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Презентация к уроку истории по теме "Куликовская битва"

Мультимедийная презентация к уроку истории в 6 классе по теме "Куликовская битва"...