Приемы организации самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории
материал по истории

О некоторых приемах по организации самостоятельной деятельности обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_organizatsii_samost_deyatelnosti.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куйбышевская основная общеобразовательная школа»

Приемы организации самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории

 (выступление на районном методическом объединении учителей истории)

О.В. Бурбыга,

учитель истории и обществознания

Изучение истории по новым образовательным стандартам ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации школьников, формирования их мировоззрения и ценностных ориентаций. Для этого на уроках широко используется метод самостоятельной работы,

который способствует формированию ключевых компетентностей учащихся.

Для формирования у детей социальных качеств и нравственного самосознания нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их личностных отношений, стимулировать самодеятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом.

Роль самостоятельной работы в настоящее время повышается и из – за перенасыщенности современного школьника информацией. Постоянно расширяется предметно – информационная среда. Телевидение, радио, Интернет за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации и ее разнообразие. Таким образом, важной задачей учителя становится развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации,

социального взаимодействия и коммуникационной компетентности, готовности к самообразованию. У обучающихся формируется готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентаций и социального положения. Развить подобные умения помогают различные педагогические технологии, которые служат своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время, а также способствуют реализации личностно – ориентированного

обучения, которое становится основой нового ФГОС.

Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению. Ведь интерес – это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развитию их мыслительных способностей. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит учитель, когда интересы по содержанию задач, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют

проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и видеть перспективу применения знаний. В наше время, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать самостоятельно и творчески.

            В познании любого предмета ведущую роль выполняет самостоятельная деятельность учащихся, однако эта самостоятельность проявляется не только тогда, когда они сами изучают тему по учебнику, анализируют исторический документ или раздаточный материал. Их самостоятельность должна проявляться и в процессе слушания рассказа учителя. И в устном решении поставленных учителем учебно-познавательных задач. Деятельность учеников на уроке не ограничивается простым воспроизведением основного содержания рассказа учителя или текста учебника. Она должна быть направлена на самостоятельный разбор и обобщение фактов, на самостоятельную оценку рассматриваемых исторических событий и явлений. Наши учащиеся должны овладеть умением свободно оперировать изученным историческим материалом и усвоенными понятиями для самостоятельного анализа и оценки иных исторических факторов и событий современности.
           Для организации самостоятельной работы на уроках истории применяю на уроке проблемные ситуации и решение познавательных задач, учебно-исследовательский метод, дифференциацию самостоятельной работы, стимулирование личностного отношения учащихся к изучаемым фактам и явлениям. Организуя на уроке самостоятельное изучение материала по учебнику или историческому документу, учитель должен:
1.Правильно выбрать соответствующий текст, доступный и удобный для самостоятельного изучения учащимися без предварительного объяснения учителем;
2. Чётко сформулировать перед учащимися задачи их работы;
3. Внимательно наблюдать за работой учащихся;
4. Консультировать в ходе работы учеников, обращающихся к учителю с тем или иным вопросом;
5. Организовать с классом коллективное обсуждение результатов работы и внести при этом необходимые уточнения, разъяснения и дополнения.
            На уроках истории каждый способ деятельности складывается из ряда умственных и практических действий. Например, чтобы составить развёрнутый план по содержанию изучаемого исторического текста, приучаю школьников выполнять следующие действия: а) разбить прочитанный текст на смысловые, логически законченные части; б) озаглавить каждую главную часть; в) каждую главную часть разбить тоже на смысловые, логически законченные части и дать им названия.
           Учащимся даются задания: слушая рассказ учителя или группы учащихся, составить тезисный план изучаемой темы. Очень часто даются индивидуальные задания: написать сообщение к уроку, при обсуждении ребята задают вопросы выступающему по теме, которые записывали во время прослушивания. Таким образом пытаюсь мобилизовать внимание и организовать их активную деятельность во время урока.
          Предлагая письменные работы, систематические записи в тетрадях, контролируемые учителем, развиваю культуру письменной речи учащихся.
           Большое внимание уделяю развитию устной речи, т.к. речь школьника должна отвечать ряду общих требований, т.е. быть: содержательной, логичной, богатой, эмоциональной и выразительной, правильной. Этому помогают наглядные пособия. Урок истории невозможно провести на должном уровне, не пользуясь картами, схемами, иллюстрациями, меловыми рисунками, другими видами наглядностей.
           Карта – один из видов наглядных пособий. Это необходимый спутник в преподавании истории. Без знания карты невозможно знать историю. Одним из важнейших направлений в работе с картой является умение ориентироваться в ней. Оно включает поиск нужных объектов, правильный показ и словесное проговаривание. Умение ориентироваться включает в себя чтение исторической информации в самой карте, так как она является важным и особым источником знаний о прошлом. При знакомстве с новой темой по истории древнего мира (6 класс) – «Древний Египет» и др, даю задание по картам в учебнике. Чтобы работу сделать более занимательной, сухое задание – «Внимательно изучите карту, что вы можете рассказать об истории государства на основании данных карты», формулирую в виде игрового элемента. Задание звучит так: «Перед вами карта Египта. Она скрывает много секретов. Пошепчитесь с картой, познакомьтесь с ней, может быть, она раскроет свои секреты вам?» На работу отвожу определённое время и спрашиваю: «Какие секреты открыла вам карта?». Ребята с удовольствием включаются в такую работу, они видят в карте друга, который готов помочь.
            В своей работе я использую опорные схемы. Материал сложен для изучения: множество фактов, новых терминов, поэтому я даю тематические схемы, где отражается политическая история, социальная структура, внешняя политика т т.д. Простые схемы использую уже в 5 классе, в дальнейшем они усложняются.

             Мышление начинается с вопроса и слагается из таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и систематизация. Развитие этих качеств мышления ведёт к развитию ученика. Эти качества можно развивать, используя не только работу со схемами, но и работу с таблицами, составление которых облегчает процесс учёбы, воспитывает интерес и историческое мышление. Таблицы позволяют систематизировать материал, выделить характерные особенности, дают возможность сравнивать, выделять общее, выявлять особенное. Примерами использования таблиц в моей работе могут быть таблицы: хронологические – «Хроника крестовых походов», «Великие географические открытия», «Раннефеодальные государства на территории Казахстана», «Освободительная борьба казахского народа в 19 веке», «Развитие науки» и другие.
             И схемы, и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.
              Особый вид наглядности – изобразительная деятельность. При изучении какой-либо темы я прошу учащихся проиллюстрировать те моменты, которые больше всего запомнились, понравились. Лучшие работы помещаю в папку для творческих работ учащихся, использую в дальнейшей работе. При изучении вопросов культуры картины становятся частью текста, например, при изучении темы «Средневековое искусство» в 7 классе я провожу урок самостоятельного поиска знаний. По иллюстрациям, картинам зданий в романском и готическом стилях ученики, работая в группах, находят характерные элементы, выявляют особенности каждого стиля. По многочисленным иллюстрациям закрепляем полученные знания; проверку усвоения темы также провожу, показывая здания разных архитектурных стилей.
                Готовить учеников к проверке их знаний через тестирование – также одно из направлений моей деятельности. Для того, чтобы тесты выполняли свои функции и задачи, а не превращались в обычное «натаскивание» учащихся, их необходимо разнообразить, использовать различные виды тестов, идя от простого к сложному. В своей работе я использую различные виды тестов, к примеру на знание: хронологии, картографии, персоналий, статистики, фактологии, понятий, причин и последствий исторических событий и т.д.
                Решение многих проблем урока, таких как активизация познавательной и творческой деятельности школьников, можно найти, используя одну из современных педагогических технологий – это технология критического мышления. Критическое мышление – это направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а, если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений. Таким образом, в основе критического мышления, которое следует развивать в школе, лежат такие качества ума, как любознательность, гибкость, глубина представления, дисциплина, организованность мыслительной деятельности.
                На своих уроках я использую элементы критического мышления: написание сочинения-эссе, составлении диаграммы Вена и т.д., где учащиеся могут доказывать, аргументировать, сравнивать, делать выводы. В этой методике каждый имеет право на своё мнение, учащиеся на таких уроках раскрепощены, заинтересованы, их познавательная активность, а, следовательно, качество знаний повышается.
                На своих уроках я часто использую познавательные и проблемные задания, например, учащимся нужно представить себя жителем средневекового города или участником какого-либо исторического события. Написать письма от лица исторического деятеля. При выполнении этих заданий у учащихся возникает интерес, оценки более высокие, чем при применении традиционных форм работы.
               Широко применяю на уроках различные дидактические игры, которые содержат фантазию, и самостоятельный поиск знаний по установлению связей сходства и различия между отдельными событиями. Познавательные игры на уроке являются орудием воспитания, т.к. они ведутся по определённым правилам. В познавательной игре учащиеся мобилизуют свои знания, обращаются к материалу, не вошедшему в учебник, умственно и морально обогащают себя.
               Систематическое применение всех методов и приемов по развитию познавательной деятельности учащихся и организации их самостоятельной работы на уроке обеспечивает положительные образовательные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проекта как способ организации самостоятельной познавательной деятельности

Работая над методической темой: «Метод проекта как способ организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке информатики», я пришла к выводу, что при изучении многих тем к...

Учебно-методическое пособие: Организация познавательной деятельности на уроках истории

Однин из способов сделать урок увлекательным и запоминающимся - это привлечь ребят на уроке к игровой деятельности. Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, поэто...

Организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся

В статье представлены описание и схема организации  самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (личный опыт), рассмотрены принципы, формы и стиль такой деятельности....

Методическая разработка «Информационно – деятельностный подход к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников»

Приёмы м формы организации самостоятельной и познавательной деятельности школьников при мзучении математики и физики...

Формирование компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности на уроках английского языка

Выступление на педагогическом совете школы на тему "Формирование компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности на уроках английского языка"....

Методическая разработка мастер-класса для учителей географии по теме "Приемы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии" 2022 г

. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание....

Статья "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием технологии разноуровнего обучения"

Статья "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием технологии разноуровнего обучения" (обобщение опыта)...