Урок "Русская культура в эпоху Ивана Грозного"
методическая разработка по истории (7 класс)

Свечникова Ирина Александровна

 Особенности русской культуры  эпохи Ивана  Грозного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkaya_kultura_v_epohu_ivana_groznogo.docx894.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему «Русская культура в  эпоху Ивана Грозного»

  1. Учитель -  Свечникова Ирина Александровна
  2. Образовательное учреждение –  МБОУ «Лицей р.п. Исса имени Н.Н. Гаврилова»
  3. Предмет – история
  4. Класс - 7
  5. Тема урока - «Русская культура в эпоху  Ивана Грозного
  6. Тип урока - открытие нового знания
  7. Основной учебник – История России 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций под редакцией академика РАН А.В. Торкунова в 2-х частях, ч. – М.: «Просвещение», 2020
  8. Количество часов на изучение темы – 1

Цель урока: познакомить обучающихся с культурным многообразием народов России в изучаемый период, воспитать у них чувство гордости за отечественную культуру.

Задачи урока:

Познавательные: работать с  историческими  источниками информации, описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете.  

Регулятивные – осуществлять поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях.

Коммуникативные – работать в группах, излагать своё мнение, аргументируя его.

Личностные – формулирование ценностных суждений или своей позиции по изучаемой проблеме.

Оборудование:

компьютер

доска

мультимедийная презентация

исторические источники

учебник

  1. Оргмомент

Учитель настраивает обучающихся на активную и плодотворную работу

 2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

 Обучающиеся вспоминают изученный на предыдущих уроках материал и вместе с учителем выводят тему урока. Учитель знакомит с целью и задачами урока.

3. Изучение нового материала

Учитель. Сегодня на уроке мы будем изучать культуру России, вспоминая основные события  истории данного периода. Учащиеся выделяют основные этапы правления Ивана IV.

  1. Первый  период  - 1530-1547гг.

 Ученики называют основные события данного периода: детство, начало самостоятельного правления, венчание на царство

Учитель знакомит учащихся:

1.1 Церковь Вознесения в селе Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском

 По легенде Московский князь Василий III долго не мог иметь сына.  Долгожданный наследник появился, когда Василий был уже в зрелом возрасте.  В честь крещения будущего русского царя и была построена Церковь Вознесения в 1532 году. Правитель настолько был впечатлен храмом, что окончание строительства праздновалось 3 дня торжественными пиршествами с присутствием самого князя и митрополита.

         Постройка храма – это смешение архитектурных стилей.  Здесь и раннее возрождение, и готика, и классический стиль русских кокошников. Строение оригинально тем, что это была первая церковь, исполненная в шатровом стиле из камня, до этого такие возведения выполнялись только из дерева. Эксперимент неизвестного мастера превзошел даже самые смелые ожидания.

        Храм в виде белоснежной башни взмывает ввысь на 62 метра. Все детали архитектуры подчеркивают устремление к небесам, а мощное основание, неспешные переходы галерей и лестниц только усиливают это возвышение. Несмотря на толщину стен и строгое убранство, церковь кажется парящей в воздухе. Объемы как-бы перетекают снизу вверх. Храм словно выходит из воды, а взмывающий под облака каменный шатер отблескивает на солнце белоснежными бусинами.

        Если посмотреть сверху, то храм похож на равноконечный крест. С восточной стороны сохранился трон из камня на львиных лапах. Отсюда московские князья любовались красотой реки и лесов.

1.2         Четьи-Минеи - сборник памятников древнерусской литературы, составленный  митрополитом Макарием в   1530 – 1541 гг. Сборник состоял из 12 томов, каждый из которых соответствует определенному месяцу (отсюда название «Четьи-Минеи»  — «ежемесячные чтения») и разбит по дням.

«Великие Четьи-Минеи» - это своеобразные энциклопедии 16 в., способствовали формированию единого культурного пространства.

 

 

https://artefact.culture.ru/attachments/attachment/middle/5d3b545ec5e77a18eff8fda1-middle.jpg

2.   Второй период царствования Ивана Грозного - 1547-1564 гг.

 Учащиеся вспоминают о реформах  Избранной рады, успешной восточной политике, начале Ливонской войны.

2.1 Учитель говорит о том, что в этот период идет укрепление царской власти. Модель верховной самодержавной власти нашла отражение и в семье. В середине 16 века был написан знаменитый «Домострой». Идеологию монархии протопоп Сильвестр применил к частной жизни в произведении «Домострой».

https://kipmu.ru/wp-content/uploads/2021/04/dmstrj.jpg

         Домострой -  Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам   — памятник русской литературы середины XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.  

Учащиеся работают с текстом исторического источника.

Из «Домостроя»https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3512693/pub_5ef20049744a9437c1baf774_5ef20dac55a87411b6378606/scale_1200

Как дети должны чтить отцов своих духовных и повиноваться им. Необходимо изыскать отца духовного доброго, боголюбивого, благоразумного, рассудительного, строгого, трезвого, несребролюбивого. Такого отца духовного надлежит почитать и повиноваться ему во всем, исповедовать грехи свои без утайки, откровенно, наставления его исполнять. Должно его приглашать к себе часто, совещаться с ним во всяком деле, повеления его с любовью принимать, бить челом перед ним низко. Как детей учить и страхом спасать. Наказывай сына твоего в юности, и он успокоит тебя в старости и принесет тебе честь. Не будь скуп на удары дитяти, ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет; нанося удары телу, спасаешь душу от смерти. Не улыбайся ему, не играй с ним; ибо в малом деле посмеявшись, в большом пострадаешь. Не дай ему власти в юности и сокруши ему ребра, пока он растет, чтобы, возмужав, не перестал повиноваться тебе, ибо в таком случае будет больно и досадно твоей душе, убыточно твоему дому, будет погибель имению твоему, укоризна от соседей, пред властью поплатишься и претерпишь разные неприятности. Как научать мужу жену свою, как угодить Богу и мужу своему, как хорошо устроить дом, завести в хозяйстве порядок, рукоделие всякое знать и самой делать. Мужья должны поучать жен своих с любовью и разумно. Жены должны спрашивать мужей своих, как Богу и мужу угодить, дом свой устроить. Они должны им во всем покоряться… Хозяйка сама должна знать, как мука сеется, как квашня приготовляется, как в печи валяются хлебы, простые и сдобные, как выпекаются; она должна знать приготовление калачей и пирогов, количество муки, необходимое для этого, сколько чего можно сделать из четверти, осьмины… меру должно знать во всем. Сама хозяйка должна уметь изготовлять мясные и рыбные блюда, всякие пироги и блины, всякие каши и кисели, всякие пирожки. Умея сама, пусть она и слуг научит этому. Такова должна быть хорошая хозяйка. Она должна знать все, что касается до пива, меда, вина, кваса, уксуса, кислых щей, что как делается. Если она все это знает, то благодаря распоряжениям мужа и ее разумом хозяйство пойдет хорошо и всего будет много.

Как устроить дом хорошо и чисто. Согрев утром воды, перемыть, вытереть и высушить стол, блюда, ставцы; ложки и всякие сосуды… Все сосуды и принадлежности должны быть всегда чисты, не должны разбрасываться по скамьям, двору, хоромам; все должно быть на своем месте. Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы всегда было чисто. Пред нижним крыльцом сена положить для вытирания ног… Но если муж увидит, что у жены и слуг нет порядка и делается не так, как здесь написано, то должен он жену научить. Когда она делает все как следует, то заслуживает любви и жалования; если же она не живет по наставлению, сама не исполняет своих обязанностей и слуг не учит исполнять, то пусть муж накажет и постращает ее наедине, а, наказав, пожалует и скажет доброе слово. Должно наказывать с любовью; не следует мужу сердиться на жену, а жене на мужа, но жить им в любви и откровенности. Со слугами и детьми поступать так же: наказать по вине и побить, потом пожаловать.

Но если жена, или сын, или дочь слова и приказания не слушают, не боятся, не делают того, что муж, отец или мать повелевают, то их плетью постегать, смотря по вине; а бить их наедине, не при людях наказать. За какую-либо вину не бить по уху, по лицу, под сердце кулаком, пинком, не колоть посохом, ничем железным и деревянным не ударять. Тот, кто в сердцах так бьет, может большой вред причинить: слепоту, глухоту, повреждение руки или ноги. Должно бить плетью и разумно, и больно, и страшно, и здорово. Когда вина велика, когда ослушание или небрежение было значительное, снять рубашку и плеткою вежливенько побить, за руки держа, да побив, чтобы гнева не было, сказать ласковое слово. Да чтобы люди этого не видели и не слышали.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

1) Опираясь на текст «Домостроя», расскажите, каким образом следовало вести хозяйство.

2) Каковы были обязанности жены и мужа в семье?

3) Как следовало воспитывать детей?

 4) Как вы думаете, почему наказывать предлагалось «не при людях» и «не в сердцах»?

5) Каково назначение этого произведения?

2.2 Учитель рассказывает о том, что в 16 веке продолжает развиваться летописание. Примером этому является «Летописец начала царства» (в русской традиции: «Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии») — официальная летопись, описывающая период истории России с 1533 по 1552 год.   Памятник основан на документальных материалах и освещает политику, военные операции, дворцовые церемонии и градостроительство. Летописец был написан в связи с взятием Казани (1552). Впоследствии многократно редактировался. 

https://cf.ppt-online.org/files1/slide/f/fT1oZBiyPz5FDAm3epIhrS6JbaXvjW9slgQ04uEc2Y/slide-7.jpg

2.3 Учитель говорит о том, что еще один памятник культуры посвящен взятию Казани – это памятник архитектуры - Собор Василия Блаженного. О нем рассказывает ученик.

 

Saint Basil's Cathedral in Moscow.jpg

Предысторией строительства Собора Василия Блаженного стал Казанский поход царствования Ивана IV, последний за более чем столетие войн, которые велись между Казанским ханством и Россией. Перед своей решающей кампанией по захвату Казани в 1552 году Иван Грозный поклялся воздвигнуть собор в честь победы России. После того, как 2 октября Казань пала перед русскими, был построен деревянный Троицкий собор, окаймленный семью часовнями. Когда в 1555 году Казанское ханство окончательно присоединилось к Русскому государству, Иван IV приказал отстроить ансамбль собора в камне. Никто точно не знает, кто именно спроектировал Собор Василия Блаженного, хотя принято считать, что это русские архитекторы Барма и Постник. Хотя некоторые источники утверждают, что это — один и тот же человек. А именно Постник Яковлев по прозвищу Барма. Но информация официально не подтверждена.  

         Легенда гласит, что Иван Грозный был настолько поражен собором, что ослепил архитектора, чтобы неповторимая красота и великолепие его работы никогда не были воссозданы. Собор должен был быть восстановлен с восемью независимыми церквями, окружающими более крупный центральный храм. Каждая церковь была освящена в честь важных событий в русской духовной или политической жизни. Собор Василия Блаженного достроили в июле 1561 года и освятили в честь дня Покрова Пресвятой Богородицы.

 Центральный купол Собора Василия Блаженного высотой 65 метров. Он оставался самым высоким зданием в Москве в течение 39 лет после его завершения. Официальное название сооружения — Покровский собор, но оно более известно как Собор Василия Блаженного. Святой Василий был юродивым и прорицателем, чудотворные способности которого снискали даже уважение Ивана Грозного. Сын Ивана приказал воздвигнуть в честь Василия часовню, которая была закончена в 1588 году на месте его могилы. Часовня была открыта днем и ночью и являлась единственной отапливаемой церковью в соборном ансамбле. Вскоре она стала синонимом собора в целом.

  1. Третий  период правления Ивана IV связан с Опричниной 1565-1572 гг.

Учащиеся вспоминают цели, участников, походы опричников.

Учитель говорит о том, что в такой сложный трагический период истории, в Москве появляются первые печатные книги.

 

3.1 Сообщение учащегося  «Первопечатник Иван Федоров»

Rus Stamp-Ivan Fedorov-1983.jpg1 марта 1564 года была напечатана первая русская книга «Апостол». Она стала результатом трудов Ивана Федорова – одного из первых русских первопечатников (только по нему имеется достаточно точная информация). Фамилии в их нынешнем виде на Руси еще не прижились. Поэтому на выходных данных его изданий и в отдельных деловых бумагах Иван подписывался по-разному: Иван Федоров («Апостол», 1564 год), Иван Федорович Москвитин («Псалтырь», 1570 год), Иван, Федоров сын, из Москвы («Острожская Библия», 1581 год) » .

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья.

 Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов») и выглядела внушительно и красиво, напоминая рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам. Она состояла из 267 листов.

Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги.

После выхода «Апостола» Иван Федоров со своими подручными стали готовить к изданию новую книгу — «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца.

Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» — первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова

Так и появились на Руси первые православные книги и азбука.

https://urok.1sept.ru/articles/521304/img4.jpg

Учитель задает вопросы учащимся:

 1) Когда и при каких обстоятельствах была издана первая книга в России?

2) Назовите первые печатные книги.

 3) Какое влияние на развитие культуры в России оказало книгопечатание? (Учащиеся говорят о значении книгопечатания для образования)

.

Учитель: С появлением книг улучшилась система образования. Появляются новые школы, новые ученики. Обучение начиналось с юных лет, поначалу материал просто заучивался и воспроизводился много раз. Научившись читать азбуку, люди брались за Часослов, в котором находился свод молитв и ряд церковных текстов; далее изучали Псалтирь, письмо, и в заключение нотную грамоту. Математика заканчивалась простыми арифметическими операциями по типу сложения и вычитания, иногда – умножения и деления. Полноценных учебников тогда не было, тем не менее имелись краткие справочники по грамоте и математике.

4.  Четвертый период правления Ивана IV 1573 – 1584гг.

 Учащиеся вспоминают итоги  Ливонской войны 1558-1583гг. и последние годы царствования.  

4.1 Учитель рассказывает об одном из самых прославленных литературных памятников российского искусства – Лицевой летописный свод XVI века.  

Это самый крупный и грандиозный памятник древнерусского книжного искусства. По своей масштабности и количеству раскрытых в нём исторических событий этот свод не имеет аналогов в мире. Он является крупнейшим русским средневековым летописно-хронографическим произведением. Летописный свод был составлен в период 1568-1576 гг. по приказу Ивана Грозного. Он писался в Александровской слободе, которая в ту эпоху была постоянной царской резиденцией и общественно-политическим центром российского государства. Над работой по собиранию лицевого летописного свода работали множество царских художников и книгописцев.

До нашего времени он сохранился в виде 10 томов, которые находятся в различных библиотеках, архивах и хранилищах:

книга

4.2  Рассказ учащегося об Андрее Чохове

В 16 веке в России развивалось и литейное дело. Подлинного мастерства в нем достиг выдающийся пушечный и колокольный мастер Андрей Чохов (около 15451629 гг)

Более 40 лет работал в Москве на Пушечном дворе, где создал большое количество (по документам известно более 20 единиц) тяжёлых орудий, в том числе Царь-пушку (1586 год). Первые датированные работы Андрея Чохова относятся к 1568 году, последние — к 1629 году.

Родился Андрей Чохов в г. Муроме около 1545 года. Совсем юным поступил в учение к известному пушечному мастеру Кашпиру Ганусову. Среди учеников Ганусова лишь Андрей Чохов сумел выдвинуться из массы учеников, выполнявших обычную работу.

Пушки

  • «Лисица» (1575) — утрачена
  • «Собака» (1575) — утрачена
  • 216-мм орудие «Инрог» (1577) — находится в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга.
  • 180-мм «Волк» (1577) — находится в Швеции.
  • 180-мм «Волк» (1579) — находится в Швеции.
  • 890-мм «Царь-пушка» (1586) — находится на Ивановской площади у Московского Кремля и др.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/14/TheTsarCannonJuly2004.jpg/280px-TheTsarCannonJuly2004.jpg

5. Учитель в заключении рассказывает, что  XVI столетие называют веком «публицистики». Никогда в средневековой России не были такими острыми споры. Своими спорами мыслители создавали атмосферу реформ, каждый из них выражал мнение того ли иного сословия о том, что должна делать власть и как надо строить государство. Важнейшей темой публицистики становится поиск «правды» (справедливости).

Главными публицистами учитель называет Федора Карпова, Ивана Пересветова, Андрея Курбского и самого ИванаIV.

 6. Учащиеся подводят итоги урока, выделяют особенности русской культуры  эпохи Ивана IV.

- формирование единой русской культуры;

- отражение исторических событий и проблем, стоявших перед народом;

-   значительно меняется сам характер культуры – она становится более светской, хотя сильное влияние религии продолжает оставаться;

- особенностью развития культуры России в 16 веке стал рост грамотности населения:

- и др.

7 Оценивание  учащихся

8 . Домашнее задание:   Подготовить материал о памятниках культуры 16 века, о которых не было сказано на уроке по материалам учебника истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия в эпоху Ивана Грозного.

Презентация к уроку....

Урок. Эпоха Ивана Грозного.10 класс

Нестандартный урок и использованием  игровых элементов и проектной деятельности....

Урок-расследование: «Эпоха Ивана Грозного в оценках современников». 10 класс

Урок:по форме – урок-игра;по характеру деятельности – проблемно-диалогический с элементами образовательной системы «Школа 2100»;по ведущему методу – урок-размышление....

Контрольный тест «Россия в эпоху Ивана Грозного». 10 класс

2 варианта контрольного теста с ключом....

Эпоха Ивана Грозного, Петра Великого и 19 век.

Продолжение интеллектуальной игры"Путешествие по историческим эпохам"...

Тест по теме "Эпоха Ивана Грозного"

Тест позволяет провести проверку знаний по теме....

Интегрированный, театрализованный урок (история, литература). "Эпоха Ивана Грозного"

Значение этой эпохи в истории государства Российского, значение этой эпохи для познания современности...