Рабочая программа элективного курса по истории Отечества для работы с одаренными детьми
рабочая программа по истории (10, 11 класс)

Шоноев Тимур Иванович

Элективные курсы «История в лицах»,  «За страницами учебника истории. Трудные вопросы истории». Программа курсов для детей с высокими способностями позволяет повысить мотивацию школьника к изучению истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_elektiv.docx82.06 КБ

Предварительный просмотр:

МО «ЕРАВНИНСКИЙ РАЙОН»

МБОУ «СОСНОВО-ОЗЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТ: Элективные курсы «История в лицах»,  «За страницами учебника истории. Трудные вопросы истории»

УРОВЕНЬ: 10-11 класс

СОСТАВИТЕЛЬ: ШОНОЕВ Т.И., ВКК

2021 – 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс “История в лицах” предназначен для учащихся 10–11-х классов, изучающих историю на профильном уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.

Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Цели курса:

                     осмысление роли великих деятелей в судьбе России;

                     осознание роли личности в истории;

                     ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;

                     развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;

                     совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и  личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.

При этом необходимо решать следующие задачи:

                     расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;

                     через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;

                     развивать умения составлять характеристику исторической личности;

                     определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;

                     воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;

                     воспитывать патриотические чувства.

Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:

                     проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);

                     создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;

                     большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;

                     в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.

Данная программа рассчитана на час в неделю, всего 70 часов. Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, а также заложено использование таких видов контроля, как тестирование, написание и защита рефератов, написание эссе. Курс может завершаться защитой проектных работ по одной или нескольким темам, проект может быть как индивидуальным, так и групповым.

Предполагаемые результаты

Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.

                                                Содержание программы ( 10 класс)

Раздел 1. Земля русская (9 часов)

Тема 1. Рюрик (1 ч.)

Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

Тема 2. Первые князья (1 ч.)

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

Тема 3. Владимир Святой (1 ч.)

Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.

Тема 4. Расцвет Руси при Ярославе Мудром (1 ч.)

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.

Тема 5. Владимир Мономах (1 ч.)

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.

Тема 6. Начало  периода феодальной раздробленности.   (2 ч.)

Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.

Тема 7. Господин Великий Новгород (1 ч.)

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

Тема 8. Александр Невский (1 ч.)


Раздел 2. Московская Русь (5 часов)

.

Тема 1. Дмитрий Донской (1 ч.)

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

Тема 2. Сергий Радонежский (1 ч.)

Сергий Радонежский.

Тема 3. Иван III (1 ч.)

Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Тема 4. Иван IV Грозный (1 ч.)

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.

Тема 5. Великие живописцы (1 ч.)

Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.

Раздел 3. Россия в XVII веке (6 часов)

Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)

Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

Тема 2. Минин и Пожарский (1 ч.)

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.)

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

Тема 4. Степан Разин (1 ч.)

XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.

Тема 5. Церковный раскол (1 ч.)

Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

Тема 6. Деятели культуры (1 ч.)

Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

Раздел 4. Россия в XVIII веке (8 часов)

Тема 1. Петр Первый (1 ч.)

Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.

Тема 2. Птенцы гнезда Петрова”(1 ч.)

Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков.

Тема 3. Женщины на престоле (1 ч.)

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

Тема 4. Елизавета Петровна (1 ч.)

Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.

Тема 5. Екатерина Великая (1 ч.)

Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.

Тема 6. Емельян Пугачев (1 ч.)

Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.

Тема 7. Великие полководцы и флотоводцы (1 ч.)

Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и Ушаков.

Тема 8. Русское “просвещение” (1 ч.)

Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий,  Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин. Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Русский театр.

Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов (4 часа)

Тема 1. Александр I (1 ч.)

“Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.

Тема 2. Сперанский М.М. (1 ч.)

Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.

Тема 3. Витте С.Ю. (1 ч.)

Витте С.Ю. Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа. “Золотой червонец”. Винная монополия. Подписание Портсмудского мирного договора.

Тема 4. Столыпин П.А. (1 ч.)

Биография Петра Аркадьевича Столыпина. Начало служебной деятельности в министерстве внутренних дел. На посту Гродненского губернатора. Деятельность в Саратовской губернии. Новое назначение: П.А. Столыпин – министр внутренних дел. Аграрные преобразования. “Капитализация” деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал.

Итоговое повторение. Защита рефератов  (3 часа )

Учебно-тематическое планирование курса  «История в лицах»     10 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Основные направления воспитательной деятельности

уроки

лабораторно-практические работы/уроки развития речи, диктанты, сочинения, изложения

контрольные работы

1.

Раздел 1. “Земля русская”

9

2

7

7

1,2,3,7,8

2.

Раздел 2. Московская Русь

5

2

3

3

3,4,5,6,8

3.

Раздел 3. Россия в XVII веке

6

1

5

5

1,2,3

4.

Раздел 4. Россия в XVIII веке

8

2

6

6

3,4,7,8

5.

Раздел 5. Россия в XIX–XX веках

4

1

3

3

1,2,3,5,7,8

6.

Итоговое повторение

3

3

3

3

Итого

35

8

27

3

27

Календарно-тематическое планирование элективного курса  «ИСТОРИЯ»     10 класс 34 часа

№ п/п

Тема

Применяемые электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Дата проведения урока

Домашнее задание

План

Факт

Призвание варягов. Рюрик

https://nsportal.ru/ 

Первые князья. Олег. Игорь. Княгиня Ольга. Святослав

https://nsportal.ru/ 

Сообщения

Владимир Святой. Крещение Руси

  https://test.tutoronline.ru/istoriya-rossii/ege 

Эссе

Ярослав Мудрый

Доклад

Владимир Мономах

Эссе

Князья периода феодальной раздробленности.

https://hist-ege.sdamgia.ru/ 

Задания на аргуменацию

Князья периода феодальной раздробленности.

  https://test.tutoronline.ru/istoriya-rossii/ege 

Александр Невский

     

Сообщение

Деятели русской церкви и культуры.

Дмитрий Донской

Сергий Радонежский

https://hist-ege.sdamgia.ru/test?id=3638132 

Сообщения

Иван III

Эссе

Иван Грозный

Доклад

Великие живописцы

https://hist-ege.sdamgia.ru/ 

Эссе

Борис Годунов

Задания на аргуменацию

Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский.

https://hist-ege.sdamgia.ru/ 

Алексей Михайлович

Сообщение

Степан Разин

https://test.tutoronline.ru/istoriya-rossii/ege 

Сообщения

Патриарх Никон, протопоп Аввакум

Эссе

Симеон Полоцкий, Симон Ушаков, Феофан Прокопович

https://hist-ege.sdamgia.ru/ 

Доклад

Петр I

Эссе

Птенцы гнезда Петрова

  https://test.tutoronline.ru/istoriya-rossii/ege 

Задания на аргуменацию

Женщины на престоле

Елизавета Петровна

https://hist-ege.sdamgia.ru/ 

Сообщение

Екатерина Великая

Сообщения

Емельян Пугачев

Эссе

Великие полководцы и флотоводцы. 

Доклад

Л.Магницкий,  М.Ломоносов, Новиков, Фонвизин.

https://hist-ege.sdamgia.ru/ 

Эссе

Александр I

Задания на аргументацию

Сперанский

Витте

https://hist-ege.sdamgia.ru/ 

Сообщение

Столыпин

Защита рефератов

Защита рефератов

Защита рефератов

Пояснительная записка

к элективному курсу «За страницами учебника истории. Трудные вопросы истории»

       

 Программа предметного элективного курса «За страницами учебника истории. Трудные вопросы истории» адресована ученикам 11 класса основной общеобразовательной школы, которые планируют сдавать историю в качестве выпускного экзамена по выбору, а также для учащихся углубленно интересующимися историей.

     Основная идея программы заключается в том, что на занятиях предполагается расширение, дополнение  и обобщение знаний учащихся по курсу истории России. Для изучения выбраны такие темы, которые в историко-культурном стандарте[1] отмечены как «трудные»[2].

    Особенность элективного курса «За страницами учебника истории»  заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий с опорой на практические занятия с включением «сквозных» сюжетов  региональной истории в контекст истории России.

    Целеполагание[3] курса определило его название – углубление знаний учащихся по вопросам, представляющим сложность при изучении отечественной истории, но не достаточно полно и доступно освещенных в школьных учебниках. Программа элективного курса «За страницами учебника истории. Трудные вопросы истории»:

- расширяет необходимый уровень исторических знаний школьника для аргументации и представления собственного отношение к дискуссионным проблемам истории;

- обеспечивает возможности для ликвидации недостатка достоверной информации о некоторых исторических вопросах;

- создает возможности для формирования – патриотизма, гражданской ответственности, гуманизма, уважительного отношения к историческому прошлому своего и других народов.

   Программа является предметной, она дает возможность получения дополнительных научных знаний для изучения курса истории и рассчитана на 34 часа.

Цель программы: создание условий для подготовки учащихся к экзамену по истории через детальное рассмотрение и разносторонний анализ, посредством самостоятельной исследовательской работы, трудных вопросов истории России; углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний.

    Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  1. освоение систематизированных знаний о трудных темах истории России и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;
  2. формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
  3. воспитание обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны;
  4. формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и интереса над личностным аспектом и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
  5. овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.
  6. развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма.

     Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение

следующих принципов:

- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение  преемственности обучения;

- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии
развития современных научных знаний;

  • прочность знаний: завершение каждой темы итоговым занятием, которое должно закрепить полученные знания и навыки;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка
проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

      Курс освещает период отечественной истории с IX по XX век, содержит трудный материал по истории России. Курс состоит из четырех частей.

  1. Первая часть «Древняя Русь» охватывает период с 862 по 1547 гг. - время образования Руси, ее расцвет, тяжелый период татаро-монгольского ига и собирания земель вокруг Москвы.
  2. Вторая часть  «Московская Русь. Российская империя» рассматриваются события 1547-1762гг., то есть с момента правления Иоанна IV до конца дворцовых переворотов.
  3.  Третья часть «Советская Россия» дает широкую панораму жизни страны с 1917 по 1991гг.
  4. Четвертая часть «Российская Федерация» раскрывает период с 1991 по 2000-е гг.

      Данный курс позволит сформировать навыки систематизации теоретического материала в графическом виде, в виде таблиц и схем, развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу, что также соответствует требованиям подготовки к ЕГЭ.

    Также программа помогает отрабатывать навык работы с проблемными вопросами.    Значительное внимание уделено системному изложению учебного материала. При изучении курса предполагается использование цивилизационного, антропологического, культурологического подходов, используемых в исторической науке.

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

   Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, которые не всегда можно рассмотреть на уроке, развитию  интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Формы и методы работы:

- лекции, эвристические беседы, дискуссии;

- работа с документами (самостоятельное чтение, анализ, организация понимания через обсуждение)

- работа со статистической и визуальной информацией;

- анализ исторических версий и оценок, аргументация;

- сравнительный анализ;

Планируемые образовательные результаты.

   Содержание курса «За страницами учебника истории. Трудные вопросы истории» предполагает раскрытие теоретических понятий, формирование умения их правильно толковать и применять. Этим условиям отвечает включение в курс основных элементов культуры: знаний, способов деятельности, процедур творческой деятельности.

    Курс дает возможность получить теоретические знания по следующим вопросам: геополитическая ситуация, историческая доктрина, объективные и субъективные предпосылки, ментальность социальных слоёв, цивилизационный конфликт, альтернативно-историческая модель, модернизация, органическое и догоняющее развитие стран.

      На базе представленных  знаний программа призвана дать возможность учащимся:

- овладеть умением определение существенных признаков ключевых исторических понятий;

- оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям;

- выявлять, находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на исторические знания;

- проводить атрибуцию документа (его принадлежность, события, явления, личности);

- уметь применять умение разъяснить сущность характеризуемой в источнике проблемы или процесса в историческом контексте 

- выявлять и анализировать позиции автора, исторических личностей, рассматривать версий и интерпретировать события;

Система оценивания и формы контроля:

      На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ по истории.

Содержание предметного элективного курса: «За страницами   учебника истории. Трудные вопросы истории».   (34 ч.)

Раздел  1. «Древняя Русь» (862 по 1547 гг.)

Тема 1. Древнерусское государство.

Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.

Тема 2. Период феодальной раздробленности.

Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Исторический выбор Александра Невского.

Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель

Раздел 2. «Московская Русь. Российская империя» (1547-1900гг.)

Тема 1. Российское государство в правлении Ивана Грозного. Смута.

Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена. Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и возможные причины неудач этих попыток.

Тема 2. Первые Романовы. Петр Великий. Дворцовые перевороты.

Присоединение Украины к России (причины и последствия). Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований. Попытки ограничения власти главы государства в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток.

Тема 3. Российская империя XVIII-XIX вв.  

Сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия.

Оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III.

Характер общественного движения XIX – начала ХХ в. и оценка его роли в истории России.

Оценка роли России в системе международных отношений в XIX – начале ХХ вв.

Характер национальной политики самодержавия и ее оценка.

Оценка уровня развития Российской империи в начале ХХ в.

Раздел 3. «Советская Россия» (1917 по 1991гг.)

Тема 1. Свержение монархии. Гражданская война. НЭП.

Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры. Характер национальной политики большевиков и ее оценка.

Тема 2. Диктатура И.В. Сталина.

Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина. Причины репрессий. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне. Оценка СССР в условиях «холодной войны».

Тема 3. Руководство СССР в послевоенный период.

Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.

Раздел 4.  «Российская Федерация» (1991 по 2000-е гг.)

Тема 1. Период президентства Б.Н. Ельцина.

Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990- х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.

Тема 2. 2000-е годы XXI века.

Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

 Учебно-тематическое планирование предметного элективного курса: «За страницами учебника.        Трудные вопросы истории России».

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Основные направления воспитательной деятельности

уроки

лабораторно-практические работы/уроки развития речи, диктанты, сочинения, изложения

контрольные работы

1.

Раздел  1. «Древняя Русь» (862 по 1547 гг.)

5

2

3

3

1,2,3,7,8

2.

Раздел 2. «Московская Русь. Российская империя» (1547-1900 гг.)

12

2

9

1

10

3,4,5,6,8

3.

Раздел 3. «Советская Россия» (1917 по 1991гг.)

11

2

9

1

9

1,2,3,5,7,8

4.

Раздел 4.  «Российская Федерация» (1991 по 2000-е гг.)

4

1

3

3

3,4,7,8

5.

Итоговое занятие

2

2

1

6.

34

7

25

4

25

Календарно-тематический планирование   курса 11 класс:  «За страницами учебника.        Трудные вопросы истории России».

№ п/п

Тема

Применяемые электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Дата проведения урока

Домашнее задание

План

Факт

Введение в содержание курса «За страницами учебника истории. Трудные   вопросы   истории России»

Тестовые задания

Образование   Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.

https://hist-ege.sdamgia.ru/

Задания сборника

Существование      древнерусской народности и восприятие наследия   Древней   Руси   как общего  фундамента  истории России, Украины и Беларуси.

Задания 1,2,3

Исторический    выбор   Александра Невского.

Работа с источниками

Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель

https://4ege.ru/istoriya/

Задания 5,6,7

Роль Ивана IV Грозного в российской истории

Эссе тренинг

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах

https://4ege.ru/istoriya/

Задания 9,10.

Попытки ограничения власти главы  государства  в  период Смуты и возможные причины неудач этих

Задания из банка ЕГЭ

Присоединение    Украины    к России (причины и последствия).

https://hist-ege.sdamgia.ru/

Эссе тренинг

Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной

Задания 11,12.

Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.

https://4ege.ru/istoriya/

Задания из банка ЕГЭ

Попытки ограничения власти главы государства в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток

Варианты 1,2

Сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия.

https://hist-ege.sdamgia.ru/

Варианты 3,4

Оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III.

Варианты  5,6

Характер общественного движения XIX – начала ХХ в. и оценка его роли в истории России

https://4ege.ru/istoriya/

Варианты 7,8

Оценка роли России в системе международных отношений в XIX – начале ХХ вв.

Варианты 9,10

Характер национальной политики самодержавия и ее оценка.

Задания из банка ЕГЭ

Оценка уровня развития Российской империи в начале ХХ в.

https://4ege.ru/istoriya/

Варианты 1,2

Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.

Варианты 3,4

Причины   свертывания   нэпа, оценка   результатов   индустриализации,  коллективизации и   преобразований   в   сфере

https://hist-ege.sdamgia.ru/

Варианты  5,6

Характер национальной политики большевиков и ее оценка.

https://4ege.ru/istoriya/

Варианты 7,8

Причины,      последствия      и оценка    установления    однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина. Причины репрессий.

Варианты 9,10

Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.

https://hist-ege.sdamgia.ru/

Задания из банка ЕГЭ

Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.

Варианты 1,2

Оценка СССР в условиях «холодной войны».

https://4ege.ru/istoriya/

Варианты 3,4

Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева.

Варианты  5,6

Оценка периода правления Л.И.Брежнева и роли диссидентского движения.

https://4ege.ru/istoriya/

Варианты 7,8

Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.

Варианты 9,10

Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации);

https://hist-ege.sdamgia.ru/

Пробный ЕГЭ

Причины и последствия побед Б.Н.Ельцина в политических схватках 1990-х гг.

Задания 15-16

Оценка внешней политики России в 1990-е гг.

https://4ege.ru/istoriya/

Тестовые задания

Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

Тестовые задания

Итоговое занятие

https://hist-ege.sdamgia.ru/

Итоговое занятие

Список литературы.

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 № 145-ФЗ. от 06.04.2015 № 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013
    № 1394 (в ред. от 03.12.2015) «Об утверждении Порядка проведения государственной итого
    вой аттестации по образовательным программам основного общего образования»
    //
    http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  3. Историко-культурный стандарт. Вестник образования. 2014. №13.
  4. Письмо министерства образования и науки Калужской области от 20.05.2016 г. № 09-021/1454-16 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных организациях Калужской области» (в разделе «Методические рекомендации»http://kgiro.kalugaedu.ru);
  5. Письмо министерства образования и науки Калужской области от 18.01.2016 № 07-021/133-16 «О рекомендациях по организации самоподготовки обучающихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»
  6. Баранов П.А. История: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. –М.: АСТ, 2017. – 495 с.
  7. Барыкина И.Е. Историко-культурный стандарт как «зеркало» современной отечественной историографии / И. Е. Барыкина // Преподавание истории в школе. - 2015.-№3.
  8. Бунина О.В. История: выполнение задания 6 (установление соответствия исторических источников и их характеристик): пособие для подготовки к ЕГЭ. –Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 143 с.
  9. Ворожейкина II.И. Человек в истории России / Н.И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. -№ 3.
  10. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2011. - 96 с.
  11. Елисеева Н.В. Некоторые теоретико-методологические вопросы изучения современной России / Н.В. Елисеева // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. -№ 4.
  12. Жукова, Л.В. История России в датах: справочник / Л.В. Жукова, Л.А. Кацва. - М.: Проспект, 2013.
  13. Карамзин, Н.М. Полная история России с древнейших времен до наших дней / Н.М. Карамзин. -М: Вече, 2011.
  14. Карпин Б.А. Пишем историческое сочинение на ЕГЭ. –Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 94 с.
  15. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом. /сост. И.А.Артасов. – М., 2018. – 85 с.
  16. Пазин Р.В. История. ЕГЭ. Картографический практикум: тетрадь – тренажер. 10-11 классы: учебное пособие. Ростов н/Д: Легион, 2017. – 224 с.
  17. Рязанова Т.В. История. Работа с иллюстративным материалом: пособие для подготовки к ЕГЭ. –Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 239 с.
  18. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-11 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. - Москва :Вентана-Граф, 2014. - 192 с.
  19. Сорокина Е.Н. Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века [Текст] : 10-11 классы / Е. Н. Сорокина. - Москва : ВАКО, 2012. – 254

14.  Филиппова Е.Ю.   ОГЭ.   История . Полный справочник школьника.   – «Книжкин   Дом», 2016. – 133 с.

15.  Цитатник для исторических сочинений /сост. Н.В.Шаповалова - Ростов н/Д: Феникс, 2017. –221 с.

Интернет ресурсы:

  1. www.fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов www
  2. .http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  1. www.avorhist.narod.ru - сайт «Русь Древняя и удельная»
  2. www.hrono.ru - сайт «Хронос»
  3. www.old-rus.narod.ru - «Древнерусская литература: антология»
  4. http://www.istorya.ru
  5. http://www.bibliotekar.ru
  6. http://www.ronl. ru
  7. http:// ru.wikipedia.org
  8. http://student. Ru
  9. http://www.edu.ru – Российское образование. Федеральный портал
  10. http://fgosreestr.ru - реестр Министерства образования и науки Российской Федерации (реестр примерных основных общеобразовательных программ) http://www.edu-oko.ru – сайт оценки качества образования http://www.fipi.ru - федеральный институт педагогических измерений http://www.ege.edu.ru - официальный информационный портал ЕГЭ
  11. http://school-collection.edu.ru - Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Единой образовательной коллекции
  12. http://lseptember.ru/- издательство «Первое сентября»
  13. http://www.readings.ru/ Международная научная конференция школьников «Колмогоровские чтения»
  14. http://www.future4you.ru    Всероссийский    конкурс    исследовательских    и    творческих    работ учащихся «Юность. Наука. Культура»
  15. http://vernadsky.info/ Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского
  16. http://histrf.ru Федеральный портал «История.РФ» http://history4you.ru  Образовательный проект «Твоя история»
  17. https://newtonew.comПросветительский   медиа-проект   об   образовании,   посвященный   самым актуальным и полезным концепциям, теориям и методикам, технологиям и исследованиям,  продуктам и сервисам
  18. http://postnauka.ruВсе, что вы хотели знать о науке, но не знали, у кого спросить
  19. http://mel.fm/ Сайт о проблемах образования
  20. http://mapmaker.nationalgeographic.org/Сервис для создания тематических карт с наложением инфографики
  21. http://geacron.com/ Сервис с интерактивными геополитическими картами и линией времени
  22. http://interneturok.ru/Видеоуроки по предметам
  23. http://univertv.ru/ Школьные уроки в видеоформате
  24. https://globallab.org/ru/ Глобальная школьная лаборатория

                                                                                                   Примечание 1.

Примерный перечень «Трудных вопросов истории России»

Перечень «трудных вопросов истории России» составлен на основе предложений учителей истории, на практике сталкивающихся с недостатком материалов и достоверной информации о некоторых сложных (с точки зрения преподавания истории в школе) исторических вопросах.

  1. образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;
  2. существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;
  3. исторический выбор Александра Невского;
  4. роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена;
  5. попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;
  6. присоединение Украины к России (причины и последствия);
  7. фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;
  8. причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;
  9. причины, последствия и оценка падения монархии в России, революции 1917г., прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;
  10. причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;
  11. характер национальной политики большевиков и ее оценка; советская федерация как форма решения национального вопроса с правом свободного выхода союзных республик из состава СССР;
  12. причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий;
  13. оценка внешней политики СССР накануне и в годы Второй мировой войны;
  14. причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне;
  15. оценка деятельности СССР в условиях «холодной войны»;
  16. причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;
  17. оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения в истории страны;
  18. причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;
  19. оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;
  20. причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

 


[1] Историко-культурный стандарт. Вестник образования. 2014. №13.

[2] См. Примечание 1. Примерный перечень трудных вопросов по ИКС.

[3] Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"

Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....

рабочая программа элективного курса "История России в лицах"

Элективный курс "История России в лицах X-XVIII вв." для 10 класса, расчитан на 35 часов в год.Курс освещает исторические персоналии российской истории и их роль в исторической судьбе нашей страны....

Рабочая программа элективного курса «Эволюция государственной власти» для 11 класса базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории

Рабочая программа элективного курса «Эволюция государственной власти»  для 11 класса базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории...

Рабочая программа элективного курса «Применение компьютера для оформления работ по учебным предметам» (7 класс)

Элективный курс «Применение компьютера для оформления работ по учебным предметам» (7 класс)...

Рабочая программа элективного курса по истории

Элективный курс " Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истори XX века. адресован учащимся 11 класса и ориетирован на тех кто сдает ЕГЭ по истории....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИСТОРИИ 11 КЛАСС РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ: ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ

           Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 класса составлена на основепрограммы элективного курса «Работа с историческими документами&raq...