Финикийские мореплаватели
план-конспект урока по истории (5 класс)

История Древнего мира в 5 класс   Тема: Финикийские мореплаватели
Цель урока: 
-Изучить с  учащимися географическое положение Древней Финикии;
-Определить особенности занятий финикийцев;
-Выяснить, какой вклад внесли финикийцы в мировую культуру;
-Продолжить формирование умений работать с исторической картой и документами;
-Способствовать развитию умения делать выводы, давать оценку историческим событиям и явлениям.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_finikiyskie_moreplavateli.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

История Древнего мира в 5 класс Тема: Финикийские мореплаватели

Цель урока:

  • Изучить с учащимися географическое положение Древней Финикии;
  • Определить особенности занятий финикийцев;
  • Выяснить, какой вклад внесли финикийцы в мировую культуру;
  • Продолжить формирование умений работать с исторической картой и документами;
  • Способствовать развитию умения делать выводы, давать оценку историческим событиям и явлениям.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»; отрывок из рассказа Геродота о финикийцах; презентация «Финикийские мореплаватели».

Ход урока

  1. Оргмомент (1 – 2 мин.)
  2. Актуализация знаний по теме: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» (7 – 10 мин.)
  1. Индивидуальные задания по карточкам.

- На основании документа предположите, какое наказание ожидало вора. Вырази свое мнение о законах Хаммурапи. (Из вавилонской таблички, стр. 68, § 14)

- Прочитай отрывок из документа и объясните, почему царь защищал земледельцев, пострадавших от нерадивости соседа. Согласны ли вы с таким законом. (Из законов Хаммурапи. Стр. 68, § 14)

  1. Работа с картой.

- Покажите территорию Вавилонского царства.

- Используя карту, обоснуйте выгодность географического положения Вавилонского государства.

  1. Работа с хронологией.

- Назовите годы правления царя Хаммурапи.

- Что было раньше: правление Хаммурапи или правление Тутмоса?

- К какому веку относится правление Хаммурапи, правление Тутмоса?

  1. Развернутые ответы учащихся.

- Расскажите о царе Хаммурапи как об исторической личности.

Чем он вам понравился, а чем не понравился.

- Опираясь на отрывок из законов Хаммурапи и текст параграфа,

поясните, о чем заботился Хаммурапи в своих законах (стр. 68, § 14).

Как вы считаете, справедливы ли его законы? Можем ли мы использовать их в современной жизни?

  1. Изучение нового материала (20 – 25 мин.)

План.

  1. Географическое положение Финикии.
  2. Занятия финикийцев.
  3. Финикийские колонии.
  4. Древнейший алфавит.

  1. Географическое положение Финикии. Слайд 1.

Работа с картой и п. 1 § 15.

- На каком побережье Средиземного моря располагалась Финикия?

- Предположите, какой был здесь климат?

- Есть ли здесь плодородные долины, пастбища, крупные реки?

  1. Занятия финикийцев. Работа с п. 2-3. Слайды 2, 3, 4.

- Чем могли заниматься финикийцы?

- Найдите и назовите крупные города финикийцев.

- Рассмотрите древнее изображение финикийского корабля, на котором перевозились различные грузы.

- Сделайте предположение, чем могли торговать финикийцы?

- В п. 1 § 15 найдите, что изобрели финикийцы и активно продавали в другие страны?

  1. Финикийские колонии. Работа с п. 3. Слайд 5.

(Работа с новым понятием.)

- Финикийцы основали много колоний. Что означает «колония»? Какие отношения устанавливали финикийцы с жителями других стран?

- Представьте себя древним финикийцем. Поясните, почему торговля финикийцев оживилась с появлением колоний?

- Рассмотрите карту на стр. 72, 73. (колонии, торговые пути, морской путь вокруг Африки).

  1. Древнейший алфавит. Работа с п. 4. Слайды 6, 7, 8.

- Величайшим изобретением финикийцев является алфавит. С точки зрения финикийского купца поясните, что подтолкнуло финикийцев на изобретение алфавита?

- Давайте сравним письменные знаки Египта, Двуречья и Финикии. Какому письму вы отдадите предпочтение? Почему, поясните. В чем было неудобство? Какому народу мы скажем спасибо за усовершенствование алфавита? Почему?

Поясните, какое значение имело для человечества изобретение алфавита?

  1. Закрепление материала (5 – 6 мин.) Слайд 9.

Знакомство с историей Финикии помогло нам узнать, что :

  1. Финикийцы изобрели … (прозрачное стекло, пурпурную краску, алфавит).
  2. Финикия располагалась … (на Восточном побережье Средиземного моря).
  3. На побережье Средиземного моря финикийцы основали … (много колоний).
  4. На своей земле финикийцы выращивали … (оливки, виноград).
  5. Финикийские мореплаватели по морю обогнули … (континент Африка).
  6. В IX в. до н.э. финикийцы основали в Северной Африке город … (Карфаген).
  1. Домашнее задание (2 – 3 мин.) Слайд 10.

§ 14. Придумайте рассказ о Финикии от лица финикийского торговца, ремесленника, моряка (на выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Финикийские мореплаватели" - урок истории по методике Ривина - Дьяченко в 5 классе "

Данный урок разработан для класса с небольшим количеством учеников по методике Ривина - Дьяченко. Урок предполагает изучение нового материла в интерактивной форме, когда за урок дети побывают и в роли...

Финикийские мореплаватели.

Воспитание интереса к истории Финикии;                Развивать у учащихся речь, память,  логическое мышление, уме...

Разработка урока по Истории Древнего мира "Финикийские мореплаватели", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с применением технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф.А.Михайловского...

Финикийские мореплаватели

Презентация является электронным  приложением к уроку истории по теме "Финикийские мореплаватели". Урок проводился  в соответствии с требованиями ФГОС основной школы....

Урок истории в 5 классе "Финикийские мореплаватели"

Конспект урока в 5 классе потеме "Финикийские мореплаватели" позволяет с помощью проблемного обучения организовать работу учащихся по знакомству с природными условиями Финикии, образом жизни ее жителе...

Финикийские мореплаватели

План-конспект урока для 5 класса разработан с учетом требований ФГОС...