Восточные славяне.
план-конспект урока по истории (6 класс)

Тема  урока: Восточные славяне. 6 класс
Цель урока:
-познакомить учащихся с занятиями, верованиями и бытом восточных славян;
-продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение;
-развивать коммуникативные умения;
-формировать навыки работы учащихся в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_istoriya_rossii.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока: Восточные славяне . 6 класс

Цель урока:

  • познакомить учащихся с занятиями, верованиями и бытом восточных славян;
  • продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение;
  • развивать коммуникативные умения;
  • формировать навыки работы учащихся в группе.

Основные  понятия  урока: подсечно-огневая система земледелия, союзы племен, бортничество, язычество, идолы, вервь, вече, народное ополчение, быт.

Ход урока.

1 этап урока.

  • Вызов
  • Учитель. Ребята опишите ваш класс. Ответы учащихся.
  • Опишите

Учитель демонстрирует классу картину,  на котором  изображены восточные славяне. 

Учитель - А какими вы ребята представляете себе восточных славян? Напишите. Создаем словесный портрет восточных славян.

Обсуждение.

  • Вызов опыта.

Учитель – Что вы еще знаете о восточных славянах? Напишите.

Каждый ученик работает индивидуально – 2 мин.

Обсуждение в группе – 1 мин.

Учитель - А сейчас соберем в корзину все, что вы знаете о восточных славянах.

Сообщение групп.

 Учитель всю информацию записывает столбиком на доске.

2 этап урока.

 Ребята все, что вы знаете о восточных славянах записано на доске. Что из записей вызывает сомнения? (работа детей) 

Вывод: необходима дополнительная информация. Познакомимся с рабочим  текстом  «Восточные славяне».

Правила работы с текстом.

! - информация которая известна;

+- все, что еще не сказали;

v- все, по поводу чего думали иначе;

?- хочу узнать подробнее.

Рабочий  текст  «Восточные  славяне»

Большую часть Европы и значительную часть Азии  издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Постепенно отдельные группы индоевропейских племён стали отделяться друг от  друга. Примерно во 2 тыс. до н.э. произошло выделение балтославянских индоевропейских племён. В V в. до н.э. они разделились на балтов и славян. В V в. н.э. славяне  устремились на земли, простиравшиеся от Чёрного  до Балтийского морей. В ходе движения славяне разделились на  три ветви – восточную, западную и южную.

Восточные славяне заселили в  VI-VIII вв. обширную  территорию  Восточной  Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. На этой  территории  проживало 12 (15) восточнославянских племенных союзов: поляне, ильменские словене, дреговичи, полочане и др.

Основным занятием восточных славян было земледелие. В лесной зоне система земледелия называлась подсечно-огневой. В степной и лесостепной зонах – переложная система земледелия. Сельскохозяйственные  работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной – боронили. Самым ответственным занятием был сев. В конце лета  наступала  жатва. Убирали хлеб серпами.

Славяне  сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху. В огородах сажали репу, редьку, свёклу, капусту, лук, чеснок. Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством, бортничеством, рыболовством  и  охотой.

Успешно развивались ремёсла - выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело.

Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза. Главной чертой славян была любовь к свободе. Они были добродушными, гостеприимными хозяевами, выносливыми и  храбрыми  воинами.

Поселения  восточных славян были рассеяны на обширных пространствах, преимущественно по берегам рек и озёр. Жили они семьями в домах – полуземлянках площадью 10-20 м. стены домов, скамьи, столы, посуда делались из дерева. Дома топились по-чёрному, имели несколько выходов.

Восточные славяне  были  язычниками. Они смотрели на  природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Наиболее почитаемыми  были Ярило, Перун, Стрибог, Велес, Макошь. Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков. Они признавали существование домового, русалок, водяного, лешего, кикимор. Обряды  славяне совершали в священных рощах, у священных дубов, где стояли идолы (статуи языческих богов). Людей умеющих общаться с богами, предсказывать будущее они называли волхвами, кудесниками.

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами. Во главе стоял старейшина, имевший большую власть. Родовую общины сменила соседская община – вервь. На общий совет- вече - теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности с врагами сражалось всё  мужское население – народное  ополчение. Отдельные общины объединялись в  племена, племена образовывали союзы племён.

  1. Учащиеся индивидуально работают  текстом. Делают отметки на полях.
  2. Обсуждение задания в группах.
  3. Учитель предлагает вопросы группам:

- Какие ошибки мы допустили на первом этапе урока? (Возвращаемся к записям на доске, если есть ошибки – исправляем)

- О чем еще не сказали, рассказывая о восточных славянах? (Новую информацию учитель записывает на доске)

- Ребята, о чем бы вы хотели узнать подробнее?...Это будет вашим домашним заданием.

- Что же мы знаем о восточных славянах? Давайте сгруппируем эту информацию, составим  кластер.

Идет обсуждение в группах – 1 мин.

Группы сообщают  информации, учитель записывает ее на доске.

3 заключительный этап урока – рефлексия прошедшего занятия.

Учитель - Подведем итог урока, что мы знаем о восточных славянах?

Наполняем содержанием кластер. Сообщение не более 3 мин.

Идет обсуждение в группах – 2 мин.

Сообщение групп (1 группа – рассказывает, 2 группа – оценивает ответ).

Оценка учителем работы групп на уроке.

Итоги урока.

Домашняя работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Появление государства у восточных славян.

Урок формирования новых знаний с элементами ролевой игры. Даётся опережающее задание 6 учащимся, которые будут выступать в роли историков. На уроке отрабатываются понятия: государство, варяжская (норм...

Словарь "Восточные славяне. Первые князья"

Краткий словарь-глоссарий по теме "Восточные славяне. Правление первых князей"...

урок кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...

Презентация "Происхождение славян. Восточные славяне в древности"

Презентация предлагает наглядное сопровождение учебного процесса при изучении темы "Происхождение славян. Восточные славяне в древности". Рекомендуется использование в 10 классе. Домашнее задание форм...