Разработка урока "Дмитрий Донской. Куликовская битва".
план-конспект урока по истории (6 класс)

Маляева Валентина Ивановна

Конспект урока истории России в 6 классе. Тема: "Дмитрий Донской. Куликовская битва".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dmitriy_donskoy.kulikovskaya_bitva.docx45.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дмитрий Донской. Куликовская битва» (история России 6 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения и дискуссии.

Цели урока:

1.Образовательная:  изучить основные события, связанные с правлением Дмитрия Донского, дать характеристику Куликовской битвы (причины, ход, итоги), подвести учащихся к определению значения победы русских дружин в Куликовской битве;  

2.Развивающая:  продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать информацию, полученную из различных источников (текст, видеофильм, иллюстрации)  и делать выводы; продолжить формирование умений работать в парах, осуществлять взаимоопроверку и самопроверку.

3.Воспитательная:  на примере выдающихся личностей (Сергий Радонежский, Дмитрий Донской) и великих событий (Куликовская битва)  продолжить формирование уважительного отношения к отечественной истории, чувства гордости и любви к своему Отечеству.  

Методы:

  • устное обучение: рассказ, эвристическая беседа, объяснения
  • наглядное обучение:  презентация (иллюстрации),  мультфильм
  • работа с текстом:  работа с учебником, работа с картой.

Основные понятия: Куликовская битва, засадный полк

Персоналии: Дмитрий Донской, Мамай, Сергий Радонежский, Пересвет, Ослябя, Челубей, Тохтамыш

Даты: 1359-1389, 1378, 8сентября 1380, 1382

Ход урока.

Организационный момент. 

- Добрый день, ребята. Думаю, сегодня на уроке вы  будете активными. Надеюсь, что результаты работы на уроке удовлетворят и вас и меня!

Постановка задач.

Видеофрагмент фильма о Куликовской битве: степь, на ветру колышется ковыль, за кадром – голос сказителя:

Остановись, прохожий. Прислушайся. Слышишь, как поёт поле. Как ветер перебирает серебряные струны ковыля. Как на своих крылах несёт песню. Песню памяти нашей. Слышишь, как стон разносится по земле русской. Слышишь топот копыт, слышишь ржание лошадей. Слышишь звон булата, свист стрелы. Прислушайся. Это твоя история. История твоей страны. История твоего народа. Прислушайся к себе, прохожий. Вспомни себя… шесть веков назад…

Учитель: Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Сколько горя, слез, унижений пришлось испытать нашим предкам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого русского человека, и даже дальность минувших событий не убавляет боли от пережитого.

Фронтальная беседа с классом:

-с каким врагом пришлось столкнуться русским княжествам в 13 веке?

- чем закончилась борьба с монголо-татарами?

-а почему русские княжества попали в зависимость от монголо-татар? чего им не хватало?

Для того чтобы узнать правы мы или нет, давайте выполним небольшое задание – решим кроссворд.

Задание - необходимо решить тест, выбрав в каждом вопросе букву правильного ответа, а затем из правильных букв составить ключевое слово.

1.какой князь получил право собирать дань с русских земель в пользу Орды?

Александр Невский – Л; Даниил Галицкий – К; Иван Калита – Е;

                                   Юрий Всеволодович – А

2. Какой город становится центром объединения русский земель?

Киев – И; Москва – Д;  Тверь – В; Новгород – Г

3. Иго – это:

 дань с русских земель – О; зависимость Руси от монголо-татар – И;

раздробленность Руси – Б ; сборщик дани – Е

4. Кто возглавил русскую дружину во время Ледового побоища?

Иван Калита – Ж; Ярослав Мудрый – З; Александр Невский – Н;

                                Олег Рязанский – П

5. Грамота, выдаваемая ордынскими ханами русским князьям –

ярлык – С; баскак – Р; иго – У; барщина – Ш

6. Какой город татары назвали «злым городом»?

Торжок – А; Рязань – Р; Козельск-Т; Владимир – У

7. Что не являлось причиной возвышения Москвы?

- выгодное географическое положение – Г

- дальновидная политика московских князей – Е

- Москва – религиозный центр Руси – О

- Слабая власть московских князей –В

8. Кто возглавил дружину уцелевших жителей Рязани?

воевода Пётр Ослядюкович – Ф ; князь Юрий Всеволодович – С;

 Евпатий Коловрат – О;  воевода Филипп Нянька –П

 - Итак, какое слово получилось? (заслушиваются ответы групп)

На слайде появляется слово - ЕДИНСТВО

В единстве – сила. История доказала, что только объединившись, можно избавиться от ненавистного владычества.

Как вы представляете единство. Попробуйте его показать  (ребята могут взяться за руки, обнять друг друга за плечи).

И сегодня мы будем говорить о событии, при воспоминании о котором русские сердца наполняются гордостью и уважением к нашим предкам.

Я предлагаю вам самим определить тему нашего урока. А поможет вам в этом фоторяд.

Фоторяд сражений (слайд)

-Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (ответы учащихся)

-О битве (сражении).

Итак, тема урока « ….битва…» (слайд)

-Обратите внимание: она сформулирована не полностью. В конце урока вы должны будете самостоятельно продолжить её в соответствии со своими эмоциями и впечатлениями.

Итак, сегодня мы раскроем величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско, выявим причины победы в Куликовской битве и ее значение.

В ходе урока мы должны выяснить, что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве? (выделить причины победы русского войска).

В процессе работы подумайте над вопросом:

По словам историка В. О. Ключевского «Московское государство родилось на Куликовом поле». Как вы понимаете эти слова?

А теперь давайте представим себе Русь XIV века и окунемся в исторические события того времени.

1. Русь и Орда накануне Куликовской битвы.

Дмитрий Донской

Прием «Я знаю» Ученики называют то, что знают о Дмитрии Донском: «Я знаю, что …»

После смерти Ивана II в 1359г., оставившего малолетнего сына Дмитрия, ярлык на великое княжение Владимирское удалось получить суздальскому князю Дмитрию Константиновичу, но скоро (в 1362г.) стараниями московского боярства и митрополита Алексея ярлык на великое княжение был приобретен (за хорошее вознаграждение) для московского князя Дмитрия Ивановича. Другим противником Москвы в борьбе за великий престол стал тверской князь Михаил Александрович. Но в результате противостояния хан отдал ярлык Дмитрию, а Михаил вынужден был признать свое поражение и объявил себя «малодшим братом» Дмитрия. В московско – тверском договоре владимирский престол был признан наследственным владением московских князей. Дмитрий вел энергичную и смелою политику. Он продолжал расширять пределы своего княжества, включив в состав своих владений Углич, Галич и Белоозеро и приобретя ряд новых городов с их округами… Он вел успешную борьбу со своими соперниками, великими князьями тверскими и рязанскими, которые заключили союз с опасным противником Москвы великими князем Литовским Ольгердом… Но главной целью политики Дмитрия было объединение Руси.

Запишите в тетрадь годы правление Дмитрия Донского 1359 – 1389г.

- Сейчас мы с вами рассмотрим положение Орды и Руси накануне Куликовской битвы.

На слайде: Военно – политическое состояние Руси и военные события накануне Куликовской битвы

Золотая Орда

Русские земли

Начало усобиц – за 20 лет сменилось 25 ханов; Раздел Орды на западную и восточную; 

Слабость власти ханов Захват власти в западной части темником Мамаем; но ханом стать он не смог, т.к. не был потомкам Чингисхана. Поэтому он стремился доказать через завоевание Руси, что является продолжателем дела Чингисхана и Батыя

Дмитрий Иванович перестал выполнять требования Золотой Орды. Князь становился защитником русских земель. 

Он увеличил дружину. Заключил военные соглашения с другими князьями. В 1377 году московско – нижегородская рать совершила поход в ордынские земли и взяла с них большой выкуп. В 1378 году князь разгромил ордынцев на реке Воже.

-Какой вывод можно сделать о положении в Орде и на Руси? Какие цели ставили Мамай и Дмитрий Иванович? (заслушиваются ответы детей)

На  слайде:

Мамай

Дмитрий Иванович

Стремился повторить поход Батыя, расчленить Русь, посадить своих наместников, русских князей истребить, доказав тем самым, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя и имеет право  на ханский титул.

Отстоять самостоятельность Москвы в открытой схватке с монголо-татарами, защитить Русь от нового нашествия.

Итак, темник Мамай, захватив власть в Орде, желая укрепить своё положение и восстановить былое величие Золотой Орды, объявил новый поход на Русь. Поводом послужил отказ Москвы платить непомерную дань.

         По всем городам русским зазвучали призывы московского князя собираться в войска. Звонили колокола по всей земле Русской. Обе стороны начинают готовиться к решающему сражению

Подготовка к Куликовской битве.

Мамай не смог смириться с поражением. Это означало бы признание независимости Руси и потерю большой дани, которую выплачивали русские княжества.

- Познакомьтесь с отрывком из летописи.

1. «Осенью пришел окаянный Мамай на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: «пойдем на русского князя и всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божьи спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим».

- Какая главная мысль передается каждой строчкой летописи?

- Что делать в этой ситуации русскому князю?

По всем городам русским зазвучали призывы московского князя собираться в войско. Звонили колокола по всей земле Русской, обе стороны начинают подготовку к решающему сражению.

Выяснить, как готовились к битве стороны. Работа с учебником (с.149 – 150).

На  слайде:

Дмитрий Иванович

Мамай

Отказался платить дань Орде. Увеличил свою дружину, организовал ополчение. Заключил военные соглашения с другими князьями, которые прислали свои дружины. Организовал разведку. Представил борьбу с Ордой как общерусское дело.

Итог: «от начало такой силы русской не бывало».

Собрал огромное войско из ордынцев и подчиненных народов Поволжья и Кавказа. Нанял военные отряды из Западной Европы. Заручился союзом с Великим княжеством Литовским и Рязанским княжеством.

Итог: войско от 100 до 150 тысяч человек


- Найдите общее в подготовке Москвы и Орды. 

По преданию, накануне решающей битвы Дмитрий Иванович посетил Троице- Сергиев монастырь. Его основатель – Сергий Радонежский -  благословил князя на борьбу с захватчиками. И отправил вместе с князем Дмитрием монахов – богатырей Пересвета и Ослябю, чтобы показать. Что дело освобождения Родины свято даже для иноков, покинувших мирскую жизнь и давших клятву не брать в руки оружия.

Сергий Радонежский. (Учитель)

Большую роль в поднятии национального самосознания сыграла православная церковь. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троицкий монастырь и получил благословение отца Сергия Радонежского на борьбу с захватчиками. Сергий пользовался всеобщим уважением. Его молитвам приписывали большую силу; за ним признавали дар пророчества. Сергий не только ободрил Дмитрия, но и предсказал ему победу. «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». Такое предсказание, сделавшись известным, сильно возбудило в войске отвагу и надежду на победу.

В ополчение было направлено много монахов монастыря, среди них выделялись богатыри Пересвет и Ослябя. Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.

- Объясните, в чем состоит христианский подвиг преподобного Сергия Радонежского. (Каково значение деятельности С.Р.) Церковь всегда стремилась к единству русских земель, народа, видя могущество государства только в единстве, благословил на битву. (Сообщение обучающегося о Сергии Радонежском)

Ход сражения (Учитель)

Сбор русского войска был назначен в Коломне, куда собралось 40 – 45 тысяч воинов.

Во главе войска стояли сам великий князь и талантливые полководцы – его двоюродный брат князь Владимир Андреевич Серпуховской и князь Дмитрий Боброк – Волынец. Оба они уже участвовали в битвах с татарами. Князь Серпуховской был одним из героев битвы на Воже, а Боброк – Волынец, кроме того, дрался с литовскими войсками.

Дмитрий сплотил под своими знаменами силы почти всех земель Северо – Восточной Руси (кроме Тверской и Нижегородско – Суздальской; противоречивы сведения об участии в ополчении новгородцев), его поддерживали братья Ягайло (Андреем Полоцким и Дмитрием Брянским).

Из Коломны, устроив сначала смотр своему войску, московский великий князь предполагал направиться на юг, откуда надвигалась по уже знакомым путям – на Дон и далее через Оку на Москву – ордынская гроза. Здесь, в Коломне, к Дмитрию прибыл посол от Мамая с требованием о покорности и о выплате дани. Но Дмитрий Иванович ответил отказом.

Стороны продолжали готовиться к борьбе. Вначале Дмитрий Иванович предпринял меры обороны: он усилил московский гарнизон, укрепил Коломну, потом двинулся 20 августа на запад, на Оку, откуда можно было, скорее всего ждать врага. Здесь Дмитрий Иванович получил новые разведывательные данные: Мамай медлил с наступлением, ожидая подхода Ягайло, но тот не появлялся. И тогда московский князь начал наступательные действия: он вызвал к себе полки, которые оставлял для обороны Москвы, и переправился со всей массой войск через Оку. 5 сентября русские войска вышли к устью реки Непрядвы. 6 сентября состоялся военный совет, чтобы выработать план военных действий. Среди присутствующих князей и воевод мнения разделились:

- часть: перейти Дон и на южном берегу сразиться с противником;

- часть: оставаться на северном берегу Дона и ждать нападения врага.

Но окончательное решение было за князем Дмитрием. Он сказал: «Братья! Лучше честная смерть, чем злая жизнь. Лучше не выходить против врага, чем придя и, ничего не сделав, возвратиться обратно. Перейдем сегодня все за Дон и там положим головы свои, за православную веру и братью нашу». Дмитрий сам выбрал местность для сражения – Куликово поле. Впервые в истории Русь перешла от обороны к атаке против Орды.(Слайд 12)

Потом пришли известия, что Мамай обретается на правом берегу Дона. Он продолжал ждать там литовцев. Выяснилось, что Олег Рязанский сохранял нейтралитет и никакой реальной помощи Мамаю не оказывал.

Еще при подходе к Дону русские столкнулись со сторожевым отрядом Орды. Враг был разгромлен, и остатки отряда бежали к Мамаю. Теперь было ясно, что татары находятся близко, и их появление можно было ожидать в любой момент. Дмитрий Иванович ждал, но Мамая не было, ни 6, ни 7 сентября. В ночь с 7 на 8 сентября, в день Рождества Богородицы, русские начали переправу на противоположный берег Дона.

Мамай двигался навстречу великому литовскому князю Ягайло. Рязанский князь Олег Иванович скрепя сердце пошел на помощь Мамаю, ведь его земля граничила с Ордой и первой могла подвергнуться нашествию. Он не спешил отправлять свою дружину к Мамаю и постоянно сообщал Дмитрию о движении ордынцев. Московский князь в свою очередь наказывал своим воинам, чтобы при движении по Рязанской земле «да никто же не прикоснется к единому волосу земли их».

Мамай не спешил, ожидая прихода литовских войск, русские войска же торопились опередить противников, чтобы не дать им соединиться.


- Работа по карте с.152.

Посмотрите на карту – почему именно это поле? В чем его преимущество?

С трех сторон: запада, севера и востока – поле ограничено реками Дон и Непрядва.

За рекой Смолка находился лес, в котором можно было поставить общий резерв и частично засадный полк. По фронту русская позиция имела протяженность свыше 8 километров, а длина конницы противника – 4 километра (а вообще монголы развертывали конницу по фронту свыше 12 километров).

В таких условиях русское войско вынуждено будет сражаться до последнего вздоха – отступать за реку станет невозможно.

- Как расположил свои войска князь Дмитрий на поле битвы?

- Анимированная карта. 

Дмитрий стал строить войска таким образом, чтобы не дать монголам использовать свою грозную конницу.

Свое войско Дмитрий построил на Куликовом поле в обычном для того времени порядке: в центре – большой полк, по сторонам – полк левой и полк правой руки. Необычным, однако, было помещение впереди конного сторожевого полка и стоявшего за ним передового полка. Задача первого из них состояла в том, чтобы не дать татарским лучникам безнаказанно обстреливать основные русские силы до начала самого сражения. Передовой полк должен был ослабить удар татарской конницы в центре. Другой особенностью расположения русского войска было выделение многочисленного засадного полка, укрывшеюся на левом фланге позиции, в Зеленой дубраве. Впрочем, идея выделения засадного полка была, конечно, достаточно традиционной в военном искусстве того времени. Главная сложность заключалась в том, чтобы увести полк незаметно для противника и точно выбрать время для атаки. Понимая это, Дмитрий поручил засадный полк своему двоюродному брату Владимиру Серпуховскому и опытнейшему воеводе Дмитрию Боброку. На случай внезапного прорыва татар в тыл Дмитрий оставил позади строя своих полков весомый резерв – отряд князя Дмитрия Ольгердовича.

Дмитрий решил упорной обороной передового и большого полков измотать основные силы врага, а затем ударами полков правой и левой руки и засадного полка завершить разгром ордынцев. Такое расположение русских войск затрудняло маневр конницы Мамая. Сам Дмитрий, переодевшись в доспехи простого ратника, стал в ряды воинов большого полка.

- В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?

- Засадный полк, который повлиял на исход дела, пригодное для битвы место на Куликовом поле, т.к. на нешироком, зажатом с двух сторон лесами и оврагами поле татарская конница лишалась наступательных достоинств, татары вынуждены принимать фронтальный бой, в таком бою русские были увереннее и упорнее своих восточных противников.

Итак, в ночь с 7 на 8 сентября 1380г. русская армия перешла Дон, уничтожив переправы, тем самым, отрезав себе путь к отступлению. Это говорило о том, что князь Дмитрий готовится к решительному сражению... День встречи враждующих войск совпал с православным праздником Рождества Богородицы.

Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь. Рано утром 8 сентября 1380г., когда туман начал понемногу рассеиваться, стало видно, как рати стеной стояли друг против друга. В этой битве не участвовали ни Ягайло, ни Олег, они были в одном дне пути, когда битва уже началась.

Мамай двинул тысячи своих всадников и пехотинцев на русские полки.

По преданию, бой начали поединком богатырей. Из полков выехали единоборцы: со стороны русских – Пересвет, а со стороны татар – Челубей. Их поединок был недолог – сблизившись, они нанесли друг другу смертельные удары копьями. Удары их были страшны, щиты разлетелись вдребезги. Пронзенные друг другом богатыри замертво упали наземь. Поединок был сигналом к началу битвы. В сражение ринулись огромные силы. Описать ход самой битвы, продолжавшейся около четырех часов, так же невозможно, как описать боль и смерть. «Изо всех добродетелей одна храбрость сродни безумию», - утверждал Плутарх.

- А сейчас, прослушайте небольшой рассказ о ходе этого сражения. (Сообщение обучающегося о Куликовской битве)


Учитель: Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

Русские воины заплатили большую цену за эту победу. С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу». Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар – 150 тыс. человек.

Назовите причины победы русских войск:

1. Полководческое искусство Дмитрия Донского

2.Патриотизм русских воинов

3. Объединение части русских княжеств.

Работа с документом. Познакомимся с мнением историка Карамзина о Дмитрии Донском. Читают отрывок из сочинений Н.М. Карамзина и отвечают на вопрос.

«...Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов... Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»

Вопрос. Почему Н.М. Карамзин ставит в один ряд Дмитрия Донского с Александром Невским и Владимиром Мономахом?

Значение Куликовской битвы.

Прием «Архивариус» Работа в группах: определение значения Куликовской битвы с разных позиций

Делим учеников на 3 группы.

Попробуйте определить значение Куликовской битвы

1) с позиции ордынцев,

2) с позиции Дмитрия Донского

3) с позиции русского народа.

Неизгладима в памяти народной победа русских войск на Куликовом поле. Но эта победа не привела, как ожидалось, к ликвидации ига Орды. Хан Золотой Орды Тохтамыш, воспользовавшись слабостью Руси, в 1382 году совершил набег на Москву. Дмитрий пытался собрать войска, но большинство русских князей его не подержали. Ордынцы подошли к Москве и обманом взяли ее. Дмитрию Донскому вскоре пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и продолжать платить дань. Но и Орда признала Москву политическим центром Руси и признала право московской династии на великое княжение, передаваемое по наследству.

И хотя победа на поле Куликовом не привела к полному избавлению Руси от ордынского владычества, она имела большое значение.

Так каково же тогда значение Куликовской битвы? (Отвечают дети)

  1. Битва имела огромное политическое и психологическое значение:
  2. еще более подняла значение Москвы как центра объединения русских земель.
  3. вернула народу веру в свои силы, сплотила его для дальнейшей борьбы.
  4. впервые русские войска одержали победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды.
  5. разгром татар означал серьезное ослабление поработителей Руси.

Вернемся к проблемному вопросу, как вы понимаете слова Карамзина о том, что Московское государство родилось на Куликовом поле?

1.Битва подорвала могущество Золотой Орды и ускорило ее распад

2.Поднялся авторитет Московского княжества как собирателя русских земель

3.Победа способствовала росту и объединению русского государства.

4. Победой в Куликовской битве Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а ее князья – защитников земли Русской.

Закрепление.

Задание 1.

Из предложенных вариантов выберите те, которые относятся к характеристике сражения и расположите их в правильном порядке.

  1. Определите географическое положение страны.
  2. Назовите итоги сражения.
  3. Определите, в какой части света расположена страна.
  4. Дайте характеристику развития хозяйства.
  5. Охарактеризуйте положение сторон накануне сражения.
  6. Назовите особенности образа жизни и обычаев народа.
  7. Опишите ход сражения.
  8. Охарактеризуйте личность полководца, его роль в подготовке и ходе сражения.
  9. Значение сражения.

          Задание 2.

1. Перед битвой князя Дмитрия благословил Сергий… (Радонежский)

2. Около какой реки произошла Куликовская битва? (Дон)

3. Правитель Золотой Орды в год Куликовской Битвы. (Мамай)

4. Ордынский воин, участвовавший в поединке перед битвой. (Челубей)

5. Имя русского воина, вышедшего на поединок. (Пересвет)

6. Так прозвали князя Дмитрия Ивановича после победы

на Куликовом поле. (Донской)

Итак, подведем итог.

Победа русских в Куликовской битве всколыхнула национальное самосознание народа, дала надежду на избавление от ненавистного ордынского ига. Это была первая серьезная победа над татарами, показавшая мощь объединенных русских сил. Москва при этом, выступила подлинным лидером объединения и освобождения Руси. Московский князь вошел в историю под именем Дмитрия Донского.

Куликовская битва явилась именно одним из тех событий, которые вселяют в нас чувство глубокого уважения к нашим предкам, чувство гордости за совершенный ими патриотический подвиг, память о котором живет на протяжении веков...

Давайте дадим имя сегодняшнему уроку (предложения учащихся): «Куликовская битва – поле русской славы»; день воинской славы; сила русского духа; торжество мужества…

Большое спасибо вам, ребята! За то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой и сердцем. А это дорогого стоит.

Рефлексия. В результате урока «Куликовская битва» мне открылись:

Три самых важных имени…

Три самых важных события…

Три самых важных чувства…

Три самых важных качества…

Домашнее задание. 

§18 читать.

Выполнить любое из этих заданий по выбору:

-Нарисовать рисунок на тему: «Куликовская битва»;

-Составит небольшой кроссворд по изученной теме;
-Сочинить стихотворение;

-Придумать рассказ о Куликовской битве  от имени русского или ордынского воина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Разработка урока с ЭОР. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Разработка рекомендована педагогам для реализации перехода на ФГОС...

разработка урока истории в 6 классе "Куликовская битва"

Подробный конспект урока с приложениями....

Разработка и презентация к уроку по теме "Куликовская битва"

Комбинированный урок с элементами проблемного обучения и дискуссии...

Методическая разработка урока " Куликовская битва" 6 класс

Ролевое проживание события на уроке истории как метод развития нравственных качеств личности школьника....

Разработка урока "Куликовская битва"

Данный материаль можно применить на уроках истории России в 6 классе при изучении раздела "Нашествие монголо-татар на Русь"....

Дистанционный конкурс «Столетий пыль на поле Куликовом», посвященной Куликовской битве и 665-летию со дня рождения Д. Донского (6-8 класс) и (9-11 класс)

 Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с иноземными захватчиками. Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: «И я детям и внукам на...