Развитие культуры русских земель во второй половине 13_14 вв
план-конспект урока по истории (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.64 КБ |
![]() | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 6 классе на тему «Культурное пространство Руси второй половины XIII– XIV века вв».
Цель урока: показать культурное возрождение Руси на примере развития архитектуры, иконописи и литературы.
Планируемые результаты:
Метапредметные (УУД): формирование умений систематизировать и обобщать исторические факты, выявлять характерные признаки исторических явлений, раскрывать причинно-следственные связи событий, представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире, участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, выражать и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование уважительного отношения к культуре своего народа.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем ,проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Этапы урока | Деятельность Учителя | Деятельность учеников | Планируемый результат |
| Приветствие учеников | Перед входом в кабинет дети получают в подарок билет с изображением одного из соборов, на обороте - цвет, согласно которому учащиеся делятся на три группы. | Создание позитивной обстановки на уроке, деление на группы. |
| Л. Н. Толстой говорил: «Страна забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание.» Как вы думаете, что имел ввиду писатель ? Мы с вами уже проговорили, что на развитие культуры влияют многие факторы, предположите, какие исторические события, процессы политической и общественной жизни, произошедшие в изучаемы период оказали наибольшее влияние на развитие культуры русских земель в изучаемый период? Выберите и прикрепите на доску те, которые подходят. | Отвечают на вопрос для обсуждения, аргументированно отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Слушают ожившего Толстого и отвечают на вопросы. Учащиеся выполняют задание. Выделяют следующие факторы: период раздробленности, ордынское нашествие, период зависимости русских земель от ига, а также постепенное усиление Москвы и объединение русских земель вокруг Москвы. | Мотивация на урок. Культура любого народа, любой страны важная составляющая его истории и народа. Важность изучения культуры и её развития. Актуализация основных понятий . Прийти к выводу, что все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимосвязи- изменения в одних ведут к переменам в других. Технология критического мышления, учащиеся называют факторы, влияющие на развитие культуры данного периода. На доске прикреплены факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие культуры русских земель в изучаемый период? |
| Исходя из курса и периода истории, который вы проходите, предположите, какова же будет тема урока? Изучая культуру, о каких направлениях вы говорили на таких уроках? Культура. Это понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Давайте вспомним те, которые вы изучали на уроках обществознания. Изучая культуру, о каких направлениях вы говорили на таких уроках? Обратите внимание, что одним из факторов мы назвали: усиление русского государства и тенденции к объединению вокруг Москвы. Да, в этот период происходит возрождение руссских земель. Как возрождение русских земель после монгольского нашествия сказалось на развитии русской культуры? | Ученики самостоятельно формулируют тему и цель урока. Дети предполагают что такое культура, вспоминают и называют определения из курса обществознания. Дети приходят к выводу, что пока не готовы дать ответ на этот вопрос... | Культура русских земель во второй половине 13-14 вв. Цель урока: охарактеризовать развитие культуры изучаемого периода. Уточнение цели: Охарактеризовать развитие следующих направлений: Живопись, литература и зодчество. Создание «ситуации-вызова» |
| Просмотр видеофрагмента «Лебеди Непрядвы» Как этот видеофрагмент характеризует изучаемый нами период? | ||
УНТ и литература. И прежде всего всё нами перечисленное отразилось на устном народном творчестве и литературе. Рассказ учителя: | Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя и по его ходу заполняют схему в рабочем листе. Литература:
| На рабочем листе отображается схема «Развитие русской литературы 13-14 вв) | |
Зодчество. Сказалось возрождение русского государство и на каменном строительстве, зодчестве, которое в конце 13 века стало восстанавливаться после разрушений периода ордынского нашествия. А для того, чтобы нам с вами погрузиться в атмосферу того времени и насладиться шедеврами зодчества, мы отправимся на экскурсси., торлько экскурсоводами станете вы сами. Каждая группа будет работать экскурсоводами в своём городе. В короткий срок вам нужно подготовить экскурсию (инфографику) и познакомить ваших одноклассников с архитектурой представляемого вами города. Всё необходимое содержится в конверте 2. | Ребята получают комплект материалов и в группах создают инфографикую | Инфографика Новгород Инфографика Москва Инфографика Псков | |
Мы отправляемся в наше путешествие. | Дети презентуют результаты работы | ||
А сейчас предлагаю проверить ваше внимание к выступлнеиям друг друга. В конверте 3 вы найдёте пазлы, их необходимо собрать в соответствии с тем, в каком городе был построен тот или иной шедевр древнерусского зодчества. |
Учащиеся в группах собирают пазл, проверяют по эталону на доске. | Первичное закрепление, проверка по эталону. | |
5.Применение новых знаний. | Какое направление мы ещё не рассмотрели? А в живописи с 14 века начинается рассвет. Большой вклад в её развитие внёс Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а затем и в Москве. | Учащиеся приходят к выводу, что не рассмотрели живопись. | Запись в рабочий лист . |
6.Итог урока. Домашнее задание | Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: Как возрождение русских земель после монгольского нашествия сказалось на развитии русской культуры? А завершить наш урок я хочу стихотворными строками: Культура русская щедра и многолика, Какой мы можем назвать культуру изученного периода? | Учащиеся отвечают на вопросы. Подводят итоги урока, записывают домашнее задание: параграф 22, заполнить до конца рабочий лист. | Учащиеся приходят к выводу, что русская культура действительно богата и необъятна, важно изучать пристальное внимание её изучению и сохранению Рефлексия В заключении урока учащиеся с помощью «Рефлексивной мишени» оценивают по десятибальной шкале свою деятельность, деятельность группы и понимание материала. |
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок по теме «Культурное пространство Руси второй половины XIII– XIV веков» входит в раздел Федеральной рабочей программы по истории и соответствует планированию.
Цель урока: показать культурное возрождение Руси на примере развития архитектуры, иконописи и литературы.
Основные вопросы урока:
1) начало возрождения культуры в русских землях.
2) Устное народное творчество, литература.
3) Зодчество.
4) Живопись.
По типологии уроков данный урок относится к уроку открытия новых знаний.
Задачи урока:
- Познакомить обучающихся с памятниками русской культуры.
- Дать учащимся представление о творчестве великого русского иконописца Феофана Грека.
- Продолжить формирование у обучающихся понимание взаимосвязи политических, экономических, культурных процессов.
- Продолжить формировать умение учащихся работать с дополнительными источниками, анализировать их.
- Воспитывать чувство прекрасного путём знакомства с шедеврами мировой культуры, чувства уважения к культуре.
В результате проведённого урока я предполагала получить следующие результаты:
Метапредметные (УУД): формирование умений систематизировать и обобщать исторические факты, выявлять характерные признаки исторических явлений, раскрывать причинно-следственные связи событий, представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире, участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, выражать и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование уважительного отношения к культуре своего народа.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем ,проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Структурные моменты:
- Организационный момент
- Мотивационно - целевой этап. Постановка учебной задачи
- Актуализация знаний
- «Открытие нового знания»
- Закрепление изученного материала
- Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
- Домашнее задание
Организационный момент включал в себя формирование групп (за одним столом - сдвоенными ученическими партами, сидят 7-8 учащихся) и технической подготовки для работы на уроке (раздаточный материал в конвертах, на каждый этап - свой конверт).
Мотивационно - целевой этап подвёл ребят к краткому обобщению изученного по теме разделу «Русские земли и их соседи в середине XIII – XIV в.» .
Определили тему урока, при фронтальном обсуждении поставили учебные цели.
Определили актуальность темы, связав её с современностью.
Изложение материала учителем при изучении развития литературы и живописи происходило параллельно с демонстрацией презентации и видеофрагментов.
Работа над изучением вопроса о развитиизодчества была построена на принципе системно-деятельностного подхода. Каждая группа учащихся получила конкретное задание для работы с материалом о развитии зодчества, при этом результаты работы учащиеся творчески представили перед одноклассниками.
После первичного изучения материала группам было предложено закрепить материал с помощью использования настольной игры , собрать пазл , а потом сделать вывод о различиях в развитии архитектуры разных городов.
Самооценка и взаимооценка полученных знаний проводилась с помощью приёма «Проверка по эталону»
На уроке был сделан акцент на выводах по каждой теме. При проведении урока я использовала образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС: такие как интерактивная, ИКТ, критического мышления.
Следующие методы и методические приёмы: метод эвристической беседы (при обсуждении просмотренного видеофрагмента);проблемный метод (при постановке проблемного вопроса в начале урока, и акцентирование внимания к нему в конце урока), от общего к частному; наглядный метод (при обращение к иллюстрациям, видеосюжет);словесные методы (рассказ учителя); Метод технологии критического мышления «корзина идей» на этапе актуализации.
Предложенный материал соответствовал возрастным особенностям детей.
В ходе урока была организована как фронтальная работа (мотивационно - целевой этап), так и групповая: по 7-8 человек (на этапе изучения и закрепления нового материала), индивидуальная (выступления отдельных учащихся группы на этапе закрепления материала)
Наиболее эффективной оказался групповой (по 7-8 чел.) вид работы по изучению темы по предложенным материалам, потому что ребята дополняли друг друга, вспоминая изученный материал, спорили, делали совместные выводы.
Использовались следующие средства обучения: использование ТСО, компьютера, наглядности.
На уроке были реализованы следующие дидактические принципы:
- Принцип деятельности – ученики получали знания не в готовом виде, а добывали их сами, что способствовало активному успешному формированию общеучебных умений;
- принцип психологической комфортности через создание на уроке доброжелательной атмосферы;
- наглядности;
- систематичности и последовательности, доступности.
Урок проходил в быстром темпе, отличался динамичностью.
Распределение времени было рациональным.
Удалось уложиться по времени при реализации всех структурных моментов урока.
Материал урока был насыщен согласно программным требованиям большим количеством наглядной информации - процесс не всегда простой. Поэтому вести урок на определённых этапах было достаточно сложно. Но ситуация облегчалась активной работой учащихся.
На уроке было уделено внимание:
- продуктивному уровню знаний (анализ, синтез, оценка)
Урок основывался на реализации личностно ориентированного, системно-деятельностного подхода в обучении.
Полагаю, что все учащиеся усвоили основные выводы по изученной теме, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки в ходе рефлексии.
Пояснение по работе с рабочим листом дома было сделано при подведении итогов..
Домашнее задание имеет оптимальный объем и не вызовет затруднения у учащихся.
Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися в рамках сотрудничества, организовать их активную работу на уроке.
Как показало подведение итогов, результаты урока совпадают с поставленной целью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/09/picture-25558-1352443156.jpg)
Разработка урока истории в 6 классе Собирание русских земель во второй половине XIV века.
Конспект и презентация урока истории в 6 классе "Собирание русских земель во второй половине XIV века". ( по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулина «История государства и народов России»). ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-87373-1364713311.jpg)
Собирание русских земель во второй половине 14 века. История.6 кл.
На уроке использованы различные методы и приемы работы: повторение пройденного материала, актуализация восприятия нового материала, рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся и групповая, ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-150351-1353701533.jpg)
Культура русских земель в XII-XIII вв. Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII – начале XIII вв.
Презентация к уроку в 6 классе по истории России...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/14/picture-1021028-1521055678.jpg)
Кроссворд по теме «Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV в.в.» для 6 класса
Кроссворд по теме «Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV в.в.»К учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефанович П.С. Токаревой А.Я. История России, 6 к...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/21/picture-1286862-1611259077.jpg)
Тестовые вопросы по теме "Развитие русской музыки во второй половине XIX века" Композиторы Могучей кучки".
Вопросы по музыке....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/08/picture-1267188-1599578712.jpg)
Методическая разработка по теме "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века"
Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века...