Булавинское восстание
план-конспект урока по истории (8 класс)

Урок  истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosstanie_k._bulavina.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«СТАХАНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 25»

БУЛАВИНСКОЕ ВОССТАНИЕ

Учитель истории Орлова В. В.

Стаханов-2024

Тема урока: Булавинское восстание

Цель урока: познакомить учащихся с причинами, целями, движущими силами, основными этапами и событиями, результатами восстания,Петра 1. учить систематизировать полученную информацию

Планируемые результаты:

Предметные; выяснять причины восстания; уметь сравнивать ход и итоги восстания; давать историческую оценку данным событиям.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

- самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- научатся находить информацию в тексте;

- научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

- сформулируют и аргументируют мнение по проблеме.

Коммуникативные УУД:

- примут участие в обсуждении в ходе работы в группе

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

2. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках

Учитель: Ребята давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Мы изучали статус Запорожской Сечи и Войска Донского в составе российской империи, внутреннюю политику

1. Правление Петра 1 1682-1725 (да, нет)

#1042; царствование узаконилось помещичье землевладение (да, нет)

3. Налоги увеличились из-за Северной войны и строительства флота(да, нет).

#1044;воряне за службу и заслуги получали в награду земли и становились привилегированным сословием( нет)

год - Всевеликого войска Донского официальная дата образования (да, нет)

#1062;елепологание

Учитель:

-Я вас прошу помочь мне сформулировать тему нашего урока. Я предлагаю вам два высказывания:

;Когда людей ставят в условия, подобающие только животным им ничего не остается, как восстать или на самом деле превратиться в животных» так писал политолог и выдающийся немецкий ученый Фридрих Энгельс.

;Высшая и самая характерная черта нашего народа-это чувство справедливости и жажда ее» Ф. М. Достоевский.

Ребята, посмотрите на тему урока, определите, о чём мы сегодня должны узнать, на какие вопросы ответить. (Версии детей)

Цель нашего урока познакомиться с причинами, целями, движущими силами, основными этапами и результатами восстания под предводительством Кондратия Булавина.

- История нашего государства содержит множество интересных страниц. Сегодня мы познакомимся с одной из страниц истории Российской империи - это восстание под предводительством Кондратия Булавина.

Проблемное задание: оценить восстание с позиции двух основных нравственных критериев добра и зла

«Восстание это добро или зло?»

4. Изучение нового материала

Перед нами портрет новой для нас личности в истории – казачьего атамана Кондратия Булавина.

#1057;оставляют исторический портрет, опираясь на портрет К. Булавина и его биографию.

Запись в тетради:

Причины восстания по руководством К. Булавина были следующие:

#1059;силение власти и произвола помещиков над крестьянами.

2. Реформы Петра1, которые легли бременем на простой народ.

#1051;иквидация казачьего самоуправления на Дону (требование выдачи беглых крестьян)

#1057; 1705 года были введены наборы рекрутов на службу на 25 лет.

- Опираясь на эти причины, вы сами сможете выделить социальный состав участников восстания

Учащиеся определяют: Основу восстания составили: крестьяне, казаки, работные люди, нерусские народы ( мордва, татары).

Рассказ учителя

В 1707-1709гг. произошло восстание под предводительством Кондратия Булавина на Дону, Левобережной и Слободской Украине и в Среднем Поволжье. Оно стало третьим крупным движением протеста казаков, крестьян и некоторых городских низов. Это движение называли не только восстанием, а также бунтом и даже крестьянской войной.

Кондратий Афанасьевич (около1660 или 6 июня 1671 - 7 (18) июля 1708, в городе Черкасск), донской казачий старшина, войсковой атаман Войска Донского (1708), предводитель казачьего восстания 1707-1708 годов.

Сын атамана станицы Трехизбенской,(современная ЛНР) Кондратий Булавин участвовал в походах в Крым и Кубань, во взятии Азова в 1696 году. Избирался походным атаманом, затем - атаманом Бахмутских соляных промыслов. В 1705 году вступил в конфликт с командиром Изюмского слободского полка Ф.В. Шидловским, стремившимся захватить казачьи соляные промыслы. Булавин изгнал изюмцев с бахмутских солеварен, прибывшего для разбора этого дела дьяка подверг аресту, а потом по решению Войскового круга выслал его в Воронеж. Отстаивая казачьи права, решился сжечь солеварни.

Каковы же предпосылки и причины восстания под предводительством Кондратия Булавина?

К предпосылкам восстания относят реформы Петра I, связанные с новой формой комплектования армии (наборы рекрутов на 25 лет службы, введенные в 1705) и ухудшением жизни социальных низов из-за Северной войны 1700–1721.

Другая группа причин связана с попытками царя установить полную власть Москвы на Дону, им были подчинены и азовские походы Петра I 1695–1696, когда было почти полностью переведено на сословное состояние казачье население Верхнего Дона, а под предлогом строительства флота в Воронеже началась колонизация казачьих земель. Сам Воронеж стал оплотом экспансии на Дон: в частности, организована Воронежская епархия. Стремление властей контролировать казачью вольницу усугублялось ростом численности бедного казачества, не получавшего никакого денежного жалованья от государства.

Несмотря на традицию не выдавать беглых, примкнувших к казакам («С Дону выдачи нет!») Это общеизвестный принцип и правило казачества .Руководство войска Донского в начале 18 века вынуждено было идти на уступки властям, которые требовали возвращать беглых крестьян и с Дона тоже. Тогда со скрывшихся за «невыдачу» их властям казачьи старшины начали брать деньги, которыми они затем откупались от проверяющих.

Основными движущими силами намечавшегося протестного движения были «показачившиеся» беглые крестьяне. Они старались защитить интересы не столько своего сословия, сколько собственные: в случае удачи восстания крестьяне наде ялись стать вольными, домовитыми казаками.

Запись в тетради.

Крестьянская война – это массовое выступление крестьян против угнетателей.

Бунт—это мятеж, стихийное(незапланированное) восстание. В основном возникает как реакция в ответ на какое- то действие государственной власти или режима..

Цели восстания булавинцев

- Вернуть казачью вольность

-Не выдавать беглых

- Монополия на соледобычу

- Уменьшить налоги

На карте ЛНР показать города и станицы, охваченные народными волнениями.

Работа с картой.

5 Работа с историческими документами

Указ Петра I князю Ю. Долгорукому о сыске беглых в донских городках 6 июля 1707 г.

Господин Долгорукой, известно нам учинилось, что из русских порубежных и из иных розных наших городов, как с посадов, так и уездов, посадские люди и мужики розных помещиков и вотчинников, не хотя платить обыкновенных денежных податей и оставя прежние свои промыслы, бегут в розные донские городки, а паче из тех -городков, из которых работные люди бывают по очереди на Воронеже и в иных местах. И забрав они в зачет работы свои улишние наперед многие денги, убегают и укрываютца на Дону с женами и с детми в розных городках; а иные многие бегают, починя воровство и забойство (Починя-учиня, забойство-убийствo). Однако ж тех беглецов донские казаки из городков не высылают и держат в домех своих.

И того ради указали мы ныне для сыску оных беглецов ехать из Азова на Дон вам без замедления. Которых беглецов надлежит тебе, во всех казачьих городках перeписав, за провожатыми и с женами их и с детми выслать по-прежнему в те ж городы и места, откуда кто пришел. А воров и забойцов, естли где найдутся, имая, отсылать за караулом к Москве или в Азов... А наипаче надлежит трудитца о высылке беглых людей.

Писан из Люблина в 6 день июля 707 го[да].

Вопросы к документу:

  • Почему Петр 1 издал такой указ?
  • В чем царь обвиняет донских казаков?
  • Какие меры предписано принять Юрию Долгорукому?

Отрывок из послужного списка Долгорукого за время донского похода против К. Булавина

…И он, лейб-гвардии майор, из них, воров, пущих заводчиков взяв с собою 10 человек, а атамана их Ваську Тельного (Тельный Василий - один из атаманов восставших казаков), который у них был выбран надо всеми станицами... и двух чернецов расколыников... за что их воровство казнили-четвертовали и поставили головы, и руки, и ноги на кольях, а других, с десятка по человеку, казнили и перевешали круг того городка, а иных, поставя виселицы на плотах, перевешав, пустили по Дону. И казнено их больше 200 человек.

И вор Игнашко Некрасов с товарищи, уведав тот его, лейб-гвардии, майора, скорый приход в Есаулов и что так отважно поступили, убоясь, переправились под Нижним Чиром за Дон на горную сторону и побежали наутек на Кубань с 2 тыс. человек, с женами и с детьми, оставя тягости и побросав свои пожитки.

Вопросы к документу:

  • Каким наказаниям подверглись участники восстания? Как были наказаны участники восстания? Учитель показывает на карте ЛНР села, которые были сожжены по приказу Ю, Долгорукого (Шульгинка, Трехизбинка, села Старобельского района).
  • Куда бежали остальные восставшие во главе с Игнатом Некрасовым? (ответ (Запорожская Сечь)

#1055;одведение итога урока


После обсуждения ребята приходят к выводу почему потерпели поражение повстанцы. (ответы учеников).

Как вы понимаете чаяния (мечты) восставших « Уничтожить делающих неправду (воевод, бояр) и жить единодушным казацким братством»

#1056;ефлексия

Учитель предлагает ответить на вопросы:

- сегодня я узнал…

- меня заинтересовали..

-я задумался..

#1044;омашнее задание:

1. Параграф 21;ответить на вопросы и выполнить задания по карте стр.31

На оценку «5» Описать памятник К. Булавину на Луганщине. Провести исторические паралели. Ответить на вопрос: помнят ли в 21 веке булавинцев их потомки?






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме: "Восстание декабристов"

Цели урока: выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади. развивать навыки работы в группе, учиться выделять гла...

Открытый урок по произведению А. С. Пушкина " Капитанская дочка" «Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке».

Дана разработка части урока по теме :«Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке», прилагается презентация, раздаточный матер...

Восстание на Сенатской площади (восстание декабристов)

Восстание декабристов, восстание на Сенатской площади — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Санкт-Петербурге 14 (26) декабря 1825 года. Известные личности: Сергей ...

«Итоговая проектная работа: «Использование сетевых сообществ и ЦОР в процессе преподавания историко-обществоведческих предметов»Тема : «Восстание под предводительством Е.И.Пугачева. Народы Поволжья в восстание Е.И.Пугачева.

Цель: Показать взаимосвязь между расширением дворянских привилегий в периодцарствования Екатерины II и усилением крепостнической зависимости крестьян, атакже проследить взаимосвязь между усилением кре...

Булавинское восстание

Проект посвященный историческому событию и  личности Кондратия Булавина...