«Правление Михаила Фёдоровича 1613-1645 гг»
план-конспект занятия по истории (7 класс)

«Правление Михаила Фёдоровича 1613-1645 гг» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pravlenie_mihaila_fyodorovicha.docx396.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  «Правление Михаила Фёдоровича 1613-1645 гг»

Цели урока:

-дать знания о кандидатах на русский престол; выявить основные последствия Смуты, направления их ликвидации;

 -сформировать  целостное  представление о внутренней и внешней политике Михаила Фёдоровича Романова в условиях преодоления последствия Смутного времени.

-развивать навыки работы с исторической картой, навыки анализа, сравнения,  умение работать с документами;

-способствовать развитию патриотизма, воспитывать интерес к истории России.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Знание основных дат и значения понятий темы урока.

2.Умение определять задачи, стоявшие перед Россией после Смуты, и оценивать деятельность Михаила Фёдоровича с точки зрения решения этих задач.

3.Умение делать обобщающие выводы об итогах царствования Михаила Фёдоровича. 4.Умение показывать на исторической карте итоги внешней политики первого царя династии Романовых.

5.Умение анализировать текст исторического источника («Повесть о взятии Азовском осадном сидении донских казаков».

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение давать определение понятий, анализировать информацию, устанавливать взаимосвязи, представлять информацию в наглядно-символической форме, делать выводы.

Регулятивные УУД: владение навыками самоконтроля и самоанализа, принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение задач согласно инструкциям учителя, представлять результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на вопросы, сообщать содержание своей работы в устной форме.

Ход урока.

I. Орг.момент. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

- Какой период в истории России предшествовал избранию Михаила Фёдоровича на престол?

- Назовите в хронологическом порядке правителей России в период Смутного времени?(на доске портреты правителей(хаотично)- нужно выстроить порядок правления- Приложение 1)

1. Борис Федорович Годунов (1598–1605)

2. Федор Годунов (апрель—июнь 1605)

3. Лжедмитрий I (июнь 1605 – май 1606)

4. Василий Шуйский (1606–1610)

5. Семибоярщина (1610-1613)

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Новый материал.

План.

1. Преодоление и итоги Смуты.

2. Внутренняя политика.

3. Внешняя политика.

1. Преодоление и итоги Смуты.

Рассказ учителя.

В 1613 году во главе Российского престола встал Михаил Фёдорович Романов (Слайд 2). Перед вами символы власти: родовой герб династии Романовых, венец, скипетр, держава (Слайд 3).

Работа с учебником с.102.

-  Какие задачи стояли перед новым правительством?

1.Погасить последние очаги Смуты.

2. Вывести страну из затянувшейся разрухи.

Рассказ учителя.

Лжедмитрия III, к тому времени уже привезённого в Москву, казнили. Атаман Заруцкий сопротивлялся дольше. Вместе с Мариной и Ворёнком он направился в Астрахань, откуда хотел вновь начать борьбу, но потом бежал на Яик. Там его и схватили. Осенью 1614 года уже в Москве атамана и Ворёнка казнили, а Марину заточили в темницу, где она вскоре умерла.

Очень сложным и самым главным оставался вопрос отношений с Речью Посполитой и Швецией. 

Работа с учебником.  П. 1, с.102 (на партах рабочие листы с заданиями)

Приложение 2

- Заполните таблицу «Мирные переговоры России с Речью Посполитой и Швецией»

Страна

Швеция

Речь Посполитая

Название договора

Столбовский мир

Деулинское перемирие

Дата заключения

1617 г.

1618 г.

Место заключения

д.Столбово под Тихвином

с.Деулино близ Троицко-Сергиева монастыря

Условия договора

Швеция отказалась от своих завоеваний в Новгородской земле, но сохраняла за собой побережье Финского залива с городами Ивангородом, Ямом, Копорьем, Орешком, и Корелой.

Россия лишилась Смоленска, Чернигова и Северской земли.

 (Слайд 4)

2. Внутренняя политика. Рассказ учителя.

 Внутренняя политика. После Смуты страна лежала в руинах. Огромные территории обезлюдели. Органы власти находились в плачевном состоянии, казне катастрофически не хватало денег. Разорились многие служилые люди, посадские жители и крестьяне. Царь понимал, что восстановить хозяйство страны можно, только опираясь на поддержку Земских соборов. Поэтому в первые годы его правления соборы заседали почти беспрерывно. Они стали действенным органом помощи монарху в государственных делах.

Большое влияние на молодого государя оказывал его отец патриарх Филарет. (Слайд 5). Властный и волевой человек, он сосредоточил в своих руках многие области государственного управления. Иногда царские указы обнародовали сразу от двух лиц — царя и патриарха.

Вплоть до своей смерти в 1633 году Филарет во многом определял политику страны.

Царь, как свидетельствовали современники, был «кротким и крови нежелательным, добр, тих, смирен, всех любил, всех миловал и щедрил». Спокойный, уравновешенный характер государя резко отличался от характеров его неугомонных предшественников, а доброта и искреннее внимание к человеку располагали к нему уставших от бесконечных неурядиц людей. Его степенный вид олицетворял в глазах народа долгожданный покой и порядок.

Работа с учебником с.105. (прочитать и ответить )

- Что необходимо было сделать для возрождения страны? И какие меры предпринимались

1.  Были установлены большие налоги, несколько раз вводились чрезвычайные сборы (пятинные деньги, пятина — пятая часть годового дохода). Это был налог с имущества.

2. Повысились и налоги с сохи (это понятие обозначало определённое количество земли).

3. Развитие торговых отношений способствовало подъёму государства.

4. В Москве заметно увеличилось число иностранцев, приглашённых на русскую службу. Среди них были и военные, и врачи, и ремесленники.

5. За чертой города возникла Немецкая слобода (от слова «немец» — чужеземец, немой, то есть не говорящий по-русски).

Работа по картине «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами». Художник А.П. Рябушкин. 1893 г. (Слайд 6)

1. Опишите картину.

2. Предположите, какой вопрос политики Русского государства царь Михаил Фёдорович мог обсуждать с боярами.

Дополнение  и обобщение  учителя к ответам ребят:

На картине изображен эпизод повседневных монарших будней. Бояре и думные дьяки степенно и чинно восседают на лавках в роскошном зале с низким потолком. Государь изображен в профиль, сидящим на золочёном троне.

Яркость живописного решения картины и композиционное построение помогают созданию образа мудрого правителя, много сделавшего для возрождения величия родной державы.

Картина была отвергнута жюри Передвижной выставки 1894 года, однако в 1900 году произведения Рябушкина на сюжеты из русской истории получили высокую оценку публики на Всемирной выставке в Париже.

3. Внешняя политика.

Составить хронологию событий внешней политики на основании рассказа и п.3, с.106.

Наиболее важными событиями правления Михаила Фёдоровича являются Смоленская война (1632-1634) и взятие Азова (1637). Смоленск был потерян Россией в результате Смуты. В 1632 году срок Деулинского перемирия истекал. Тогда же скончался и польский король Сигизмунд III. Михаил Фёдорович решил воспользоваться этим и вернуть Смоленск. Тридцатитысячное русское войско со 150 пушками подошло к стенам города и начало осаду. Возглавил поход воевода М.Б. Шеин, который во времена Смуты героически оборонял Смоленск от поляков.

Восьмимесячная осада города не принесла успеха. На польском престоле тем временем утвердился сын Сигизмунда — Владислав IV. Он сумел организовать отпор русским войскам. Польские магнаты подтолкнули крымского хана к набегу на южные уезды. Узнав об этом нападении, дворяне стали покидать войско Шеина и отъезжать в свои поместья. Русская армия попала в окружение и, потеряв знамёна, обоз и пушки, капитулировала. С трудом удалось остановить продвижение поляков к Москве. Сам Шеин был казнён.

В 1634 году в результате длительных переговоров в селе Семлёве на речке Поляновке неподалёку от Вязьмы был заключён мирный договор (Поляновский мир). Россия вернула Речи Посполитой все города, занятые в период войны, за поляками оставался Смоленск.

Работа по картине «На сторожевой границе Московского государства». Художник С.В. Иванов. 1907 г. (Слайд 7)

На какой границе России находились постоянные сторожевые отряды и с какой целью?

Единственной удачей для нашей страны стал отказ Владислава IV от претензий на русский престол. Теперь международное признание Михаила Фёдоровича как русского царя упрочилось.

Непросто складывались отношения России с Крымским ханством и Османской империей. Чтобы обезопасить южные границы от набегов, в середине 1630-х годов началось строительство Белгородской засечной черты. Так возникли новые города на этих землях нашей страны, в том числе Тамбов.

В июне 1637 года донские казаки на свой страх и риск захватили находившуюся в устье Дона турецкую крепость Азов. Она закрывала России выход к Азовскому и Чёрному морям. Все попытки турок отбить Азов закончились неудачей. Казаки героически удерживали крепость. Они обратились к царю с просьбой принять Азов под свою руку Случись это, России пришлось бы воевать с Османской империей.

Для принятия решения в 1642 году был созван Земский собор. Мнения на нём разделились. Служилые люди и дворяне высказались за войну с турками, а посадские и торговые — против. Правительство понимало, что страна не готова к масштабным военным действиям. Азов решили оставить.

Работа по картине «Земский собор». Художник С.В. Иванов(Слайд 8)

Хронология событий:

1632-1634 гг. – Смоленская война.

1634 г. – заключение Полянского мира.

1637 г. – взятие Азова.

1642 г – созыв Земского собора.

V. Рефлексия.

Приложение 3

VI. Домашнее задание.

Пар. 15, стр. 108, работа с документом из повести об Азовском  осадном сидении казаков.  Ответ казаков турецким послам (1642)

Приложение 1

. Picture backgroundPicture backgroundPicture background

Picture background Picture background

Приложение 2.

Страна

Швеция

Речь Посполитая

Название договора

Дата заключения

Место заключения

Условия договора

Приложение 3.

Лист самооценки ____________________________________

п\п

Критерии оценивания

Оценка

Всё получилось

Оценка

Не совсем всё получилось

Оценка

Не получилось (почему)

Найти информацию самостоятельно

Выбрать самое основное для сообщения

Оцени свой вклад в работу на уроке.

Почти

всё сделали без меня

без меня работа бы неполучилась


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Династия Романовых. Михаил Федорович (1613-1645)

Материал представлен в форме историческо - литературной энциклопедииМатериал можно использовать на уроках истории (основная школа, углубленное изучение), на факультативе и классном часе.Презентация из...

Земский собор 1613 года. Правление Михаила Романова (1613-1645) (10 класс, базовый уровень)

Тип урока: Урок получения новых знанийФорма урока: урок - беседаМетоды: частично – поисковый, исследовательскийУрок напечатан  в приложении к журналу "Школьная библиотека"Династия Романовых . К 4...

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мой прадедушка Михаил Фёдорович Кириллов – участник войны.

          Презентацию «Мой прадедушка Михаил Фёдорович Кириллов – участник  войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Ксения Костылева....

Задание 25 ЕГЭ история 1613-1645 гг

Историческое сочинение....

историческое сочинение 1613 -1645, 1645-1676, 1676-1682, 1682-1689

В  2016 В ЕГЭ по истории появилось новое задание - историческое сочинение. Небольшие по объему, написанные простым, доступным языком эти сочинения могут стать образцом для выполнения данного зада...

Задание по теме "Правление Михаила Федоровича 1613-1645)

Задания предназначены для учащихся 7 класса, по предмету История России авторов Пчелова,Лукина...