Маршрутные листы к уроку на тему "Усиление Московского княжества"
материал по истории (6 класс)

Маршрутные листы к уроку на тему "Усиление Московского княжества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrutnyy_list.docx37.07 КБ

Предварительный просмотр:

Маршрутный лист №2

Работа с историческими понятиями.

Соотнести историческое понятие с его определением.

1 Феодальная раздробленность это

А     разделение государства на отдельные княжества.

2 Ярлык это

В      льготная грамота монгольских ханов.

3 Баскак  это

Г        сборщик дани в покорённых землях.

4Ордынский выход это

Д       сбор дани русскими князьями.

5 Калита это

Е       кошель или кожаная сумка

1

2

3

4

5

Маршрутный лист №1

Вопрос    Какой период истории нашего государства изображен на карте?

Ответ      Период феодальной раздробленности.

Вопрос   Что такое феодальная раздробленность? Работаем с Марш лист 2

Вопрос     Когда наступил на Руси период феодальной раздробленности?

Ответ        В начале 12 века.

Вопр. Почему вопрос объединения был очень важным для русских княжеств?

Ответ         Чтобы стать сильным и независимым государством.

Вопрос     Что происходит с Московским княжеством?

Ответ        Оно увеличилось в несколько раз.

 Вопрос   Значит каким стало Московское княжество?

Ответ           Значит княжество стало сильным.

Вопрос     Попробуйте сформулировать тему урока, о чем мы будем с вами говорить?

Ответ        Об усилении Московского княжества.

Вопрос    Ребята, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

Ответ        Говорить о Московском княжестве.

Вопрос        И ещё о чем?

                  Как оно стало большим?

Вопрос              Что нужно сделать, чтобы быть хозяином на своей земле?

Ответ     Нужно свергнуть господство Золотой Орды, приобрести свободу и независимость.

 Вопрос              Как вы думаете, из-за чего начались конфликты между ними?

Ответ        Из-за ярлыка на великое Владимирское княжение.

Вопрос                 Кто здесь сыграл главную роль?

Ответ       Всё зависело от князя, который правил княжеством.

Вопрос       Кто сыграл главную роль в этой борьбе?

Ответ         Иван Калита.

Маршрутный лист №3

Почему Москва и Тверь могли претендовать на роль объединительного

центра Руси?

Дать характеристику княжеству по плану на доске.

Географическое положение и политика.

  1. Географическое положение. Тверское княжество располагалось в центре русских земель, что позволяло контролировать важные торговые пути.
  2.   Географическое положение. Москва располагалась на пересечении важных торговых путей, что позволило укрепить связи со всей Русью.

  1. Политика. В 14 веке Тверское княжество переживало период относительной политической стабильности.
  2. Политика. Московские князья умели договариваться с Золотой Ордой, что позволило им избежать разорения.

Маршрутный лист №3.

Почему Москва и Тверь могли претендовать на роль объединительного центра Руси?

Дать характеристику княжеству по плану на доске.

Экономика и военные успехи.

1  Экономика. Тверское княжество имело развитую экономику, основанную на земледелии, ремесле и торговле.

2 Экономика. Развитие торговли и ремёсел в Московском княжестве способствовало его экономическому росту.

3  Военные успехи. Тверское княжество имело сильную армию, которая могла бы защитить объединённые земли.

4 Военные успехи. Московские войска одержали ряд важных побед над  врагами, что укрепило их положение.

Маршрутный лист №3.

Почему Москва и Тверь могли претендовать на роль объединительного центра Руси?

Дать характеристику княжеству по плану на доске.

Культура и кто поддерживал.

  1. Культура. Тверское княжество обладало богатой культурной традиций.
  2. Культура. Москва стала центром русской культуры и образования.

  1. Поддержка населения. Тверские князья пользовались поддержкой местного населения, что помогало им в борьбе за власть.
  2. Поддержка церкви. Московские князья активно поддерживали церковь и получали её одобрение и поддержку.

Маршрутный лист №4

 Интересы сословий в объединении русских земель

Работаем в парах , выбираем верный ответ.

Вопрос

Варианты ответа

1

Почему князья были заинтересованы в объединении русских земель?

1 Стремление к развитию торговли

2 Желание увеличить количество зависимых крестьян

3 Князья хотели защитить свои территорий от ордынцев

4 Поддержка церковной власти

2

В чём заключался интерес бояр к объединению русских земель?

1 Возможность получить новые привилегии от хана Золотой Орды

2Бояре стремились увеличить земельные владения

3 Снижение налогового бремени

4 Защита от произвола местных князей

3

Почему посадские люди (ремесленники) поддерживали идею объединения русских земель?

1 Стремление к получению политической власти

2 Ремесленники мечтали освободиться от налогов ордынцев

3 Возможность переселиться на новые земли

4 Укрепление православной веры

4

В чём заключалась заинтересованность крестьян в объединении русских земель?

1 Получение права свободно переходить от одного землевладельца к другому

2 Крестьяне мечтали освободиться от налогов ордынцев

3 Улучшение условий труда

4 Возможность участвовать в управлении государством

5

Почему купцы были заинтересованы в объединении русских земель?

1 Уменьшение конкуренции со стороны иностранных купцов

2 Купцы хотели развивать торговлю

3 Получение права беспошлинной торговли

4 Укрепление обороноспособности страны

6

Почему представители церкви поддерживали идею объединения русских земель?

 1 Распространение православной веры среди языческих племен

2 Увеличение церковных владений

3 Представителей церкви сильная власть должна защитить от захватчиков

4 Получение права участвовать в государственном управлении

.

Давайте подведем закрепление изученного материала.

Прочитаем Кроссенс.


 1Портрет хана Узбека, правителя Золотой Орды, с которым Иван Калита установил хорошие отношения.

2Документ, подтверждающий право Ивана Калиты на великое княжение Владимирское.

3Иллюстрация, показывающая сбор дани московскими боярами в русских землях.

 4Портрет Ивана Калиты, который в начале XIV века начал  политику объединения русских земель под властью Москвы.

  5Карта, показывающая расширение территории Московского княжества при Иване Калите.

 6Изображение встречи Ивана Калиты с митрополитом Петром, которая укрепила положение Москвы как религиозного центра Руси.

 7Изображение одного из храмов, построенных в Москве при Иване Калите.

 8Картина, иллюстрирующая встречу московских бояр и представителей других княжеств, подчёркивающая укрепление авторитета Москвы.

 9Изображение Московского Кремля, ставшего символом укрепления и централизации власти в Москве.

Почему Москва и Тверь могли претендовать на роль объединительного

центра Руси?

1 Географическое положение.

2 Политика.

3 Экономика.

4 Военные успехи.

5 Культура.

6 Кто поддерживал?

Маршрутный лист №5

 Ассоциация

Соотнести содержание первого и второго столбцов.

Что сделано?

С кем можно сравнить?

1  При Иване Калите началось строительство белокаменных соборов в Москве.

А) Дипломат

2  Иван Калита налаживал отношения с Золотой Ордой, что позволило Руси на время избежать набегов и разорений.

Б) Строитель

3  Иван Калита стремился объединить русские земли под властью Москвы.

В) Благотворитель

4  Иван Калита поддерживал  развитие культуры и религии на Руси.

Г) Собиратель земель

5  Некоторые историки считают, что Иван Калита использовал хитрость и расчётливость для достижения своих целей.

Д) заботливый правитель

6  Иван Калита заботился о благосостоянии своих подданных, стремился обеспечить им мирную жизнь.

Е) Хитрец

7  Деятельность Ивана Калиты заложила основу для будущего могущества Московского княжества.

Ж)Рассудительный

человек

8  Иван Калита умело использовал дипломатию и военную стратегию для укрепления своей власти, планировал свои действия на несколько ходов вперёд.

З) Основатель

9 Иван Калита был известен своей религиозностью.

К) Пример для подражания

10 Для многих историков Иван Калита является примером мудрого и дальновидного правителя.

Л) Верующий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маршрутный лист к уроку МХК, 11 класс

Маршрутный лист к уроку по теме "Мир реальности и  мир "новой реальности" может использоваться на уроках МХК в 11 классе к учебнику Л.А. Рапацкой для организации самостоятельной работы и дистанци...

Маршрутный лист к уроку МХК

Маршрутный лист ученика к урроку по теме "Художественная культура России пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа"...

Использование маршрутных листов на уроках МХК

Методические рекомендации помогут грамотно использовать рабочие листы для учащихся на уроках МХК...

Маршрутный лист к уроку по географии в 6 классе "атмосферное давление"

К каждому открытому уроку  я создаю маршрутные листы. Я считаю, что с ними очень удобно работать....

Маршрутные листы к уроку по биологии в 6 классе "Покрытосеменные растения"

е нравится работать с маршрутными листами (инструктивные карточки к уроку). Дети сами определяют темп работы, могут оценить свою работу....

Маршрутный лист к уроку "Путешествие по Южной Америке"

Маршрутный лист к уроку "Путешествие по Южной Америке" хороший помощник на уроке!...