Презентация к уроку "Победы 1943 года - коренной поворот в Великой Отечественной войне"
методическая разработка по истории (10 класс)

Копланова Вероника Валерьевна

Презентация и методический план  конкурсного урока 2023 - 2024 учебного года "История: традиции и инновации"

Урок с использованием кейс-технологии. 

 

-

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕМИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ

«ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназии № 402 Колпинского района Санкт-Петербурга.

Методический план открытого урока

Тема: Победы 1943 года как  поворотный этап  Великой Отечественной войны 

Выполнен: 

Копланова Вероника Валерьевна,

учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 402 Колпинского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2023

Победы 1943 года как  поворотный этап  Великой Отечественной войны

Методические рекомендации к уроку

На уроке предусмотрена работа обучающихся с использованием элементов регламентированной дискуссии, а также работа с комплектом документов в парах постоянного состава.  Урок позиционируется автором как урок опережающего обучения, не ставит в качестве задачи подробное изучение хода военных операций 1943 года, которые будут изучаться в соответствии с календарно-планированием Федеральной программы по истории. На первое место в уроке выводятся воспитательный и развивающий компоненты. Текстовые материалы к уроку составлены учителем на основе указанных источников.

Контролируемые элементы содержания: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (осень 1942 – 1943 гг.); человек и война: единство фронта и тыла.

Цель урока: способствовать развитию гражданского самосознания, формированию чувства сопричастности российского гражданина к своей стране и ее истории, уважения к подвигу народов России, отстаивавших территориальный, политический, экономический суверенитет своей Родины в Великой Отечественной войне.

Формируемые результаты освоения основной образовательной программы:

- личностные: 

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

- идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу — в сфере духовно-нравственного воспитания: личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского народа.

 метапредметные:

– умение устанавливать причинно-следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения событий, документальных материалов;

- умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее;

- умение самостоятельно определять цели деятельности, анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем  ориентиров действия;

- умение участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского языка и речевого этикета.

предметные:

- применение фактологических знаний и предметных умений (работа с картой, схемой, текстом) при обсуждении заданных дискуссионных тем.

- умение  анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)

- умение использовать историческую карту/схему в качестве источника информации при изучении событий (явлений, процессов) в период 1914–1945 гг;

- умение проводить атрибуцию исторической карты/схемы, используя обозначенную на ней информацию.

- умение сопоставлять, анализировать информацию, представленную на двух или более исторических картах/; сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/схеме, с информацией из  письменных исторических источников.

- умение определять на основе информации, представленной в письменном историческом источнике, характерные признаки описываемых событий (явлений, процессов).

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение  урока:

- компьютер, проектор;

- пакеты материалов для работы обучающихся;

- атлас «История России с древнейших времен по начало XXI века;

- презентация к уроку.

Этапы урока

1. Организационный этап

Приветственное слово учителя, обучающиеся  знакомятся с особенностями открытого конкурсного урока.

2. Актуализации и мотивации учебной деятельности

Эвристическая беседа учителя с классом:

2023 год в нашей стране – год педагога и наставника

Календарь памятных дат 2023 года – 80-летние юбилеи ключевых событий Великой Отечественной войны, произошедших в 1943 году; 2023 год – год 80-летия Коренного перелома в Великой Отечественной войне.

Образ 1943 года в художественном фильме «Семнадцать мгновений весны» (киностудия им. Горького,  1973 г., реж. Т. Лиознова)

3. Постановка цели дискуссии, определение цели и задач работы обучающихся:

- понятия «поворотный этап» и  «коренной перелом» и их  использование в истории и обществознании;

- смысловое содержание понятия «коренной перелом»;

- совместная формулировка задачи урока: доказать, что в 1943 году произошел перелом во всех сферах общественной жизни - политической, социальной, экономической, духовной; в каждой из них  в 1943 году были одержаны победы;

- учитель совместно с обучающимися  отмечает особенности характеристики сфер общественной жизни в период ведения страной военных действий:

 - политическая: военные действия и международная дипломатия;

- экономическая:  обеспечение фронта и тыла; проблема восстановления разрушенного войной хозяйства;

- духовная сфера: особенности науки, искусства, религиозной жизни и образования в годы войны;

- социальная сфера: характеристика состояния социума в годы войны.

4. Регламентированная дискуссия: последовательная работа с пакетом документов и формулировка выводов с демонстрацией на слайдах презентации.

4.1 Изучение перелома в ходе военных действий: анализ календаря памятных событий 2023 года; сопоставление и анализ карт атласа «Военные действия в 1941-1942 гг.» и «Военные действия в 1943- 1945 гг.»

4.2. Изучение резюме о Третьей Московской конференции министров иностранных дел.

4.3 Изучение материалов о развитии экономики в 1943 году, сопоставление текста исторического источника со схемой «Соотношение сил Красной Армии и Вермахта в 1941 – 1943 гг. от Московской до Курской битвы»

4.4. Анализ исторического и социального багажа знаний обучающихся, полученного в ходе знакомства с культурой Великой Отечественной войны во внеурочной деятельности с использованием документа «Культура в годы Великой Отечественной войны»

4.5. Сопоставление влияния на общество России событий Первой Мировой и Великой Отечественной войн. Формулировка вывода о деструктивном влиянии событий Первой мировой  гг. и консолидирующем влиянии событий Великой Отечественной войны.

Каждый этап обсуждения оканчивается выводом, суммирующим основные положения выступления. Выводы обсуждаются и при необходимости корректируются.

5. Формулировка вывода: 

Эвристическая беседа с целью формулирования резюме  к уроку: 1943 год действительно стал годом Коренного перелома и поворота в истории Великой Отечественной и Второй мировой войны.

6. Домашнее задание:

Обучающимся предлагается просмотр видеоряда на песню В.С. Высоцкого «Мы вращаем землю» с последующим написанием мини-рассуждения  на тему: Докажите, что песню

 В.С. Высоцкого  «Мы вращаем землю» можно считать  художественным образом 1943 года»

Источники

  1. Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/1872025 Дата обращения: 30.08.2023
  2. Великая Отечественная война 1941–1945 годов, в 12-ти томах т. 12 «Итоги и уроки войны»,М., 2015 // https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/books/vov/tom12.htm, дата обращения – 12.08.2023
  3. Иванов В.  Курская битва. Теперь пойдем на запад// https://histrf.ru/read/articles/kurskaya-bitva-teper-poydem-na-zapad; дата обращения - 30.07.2023
  4. Измозик В.С., Журавлева О.Н., Рудник С.Н. «История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений» под общей редакцией члена-корреспондента РАН Р.Ш. Ганелина, стр.156, 186,  193 (схемы)
  5. История войн. Министерство обороны Российской федерации. Электронная энциклопедия//https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=10638542%40cmsArticle; дата обращения – 31.07.2023
  6. Конференции Победы // https://9may.roscongress.org/дата обращения 02.09.2023
  7. Никулин  М.В. «Кардинальное изменение политики государства к РПЦ в годы Великой Отечественной войны»// https://cyberleninka.ru/article/n/kardinalnoe-izmenenie-politiki-gosudarstva-k-rpts-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny; дата обращения – 20.08.2023
  8. Полная хроника событий Великой Отечественной войны за 1943 год//https://armedman.ru/voennyie-kampanii/1937-1945-voennyie-kampanii/polnaya-hronika-sobyitiy-velikoy-otechestvennoy-voynyi-za-1943-god.html// дата обращения: 15.09.2023
  9. Попов В. В., Дорофеев Д. В. Социальная напряженность в советском обществе в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-napryazhennost-v-sovetskom-obschestve-v-period-velikoy-otechestvennoy-voyny-1941-1945-godov-sotsiologicheskiy-analiz, дата обращения – 02.09.2023
  10. Самсонов А.М. «Сталинградская битва»  Изд. «Наука», Москва, 1989 г.
  11. Соколов А.М. От провала блицкрига к краху германской наступательной стратегии//https://histrf.ru/uploads/media/default/0001/63/761401d9c34e87dc2308510e5370054c288ee989.pdf
  12. Универсальный кодификатор распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования  и элементов содержания по истории// doc.fipi.ru›metodicheskaya-kopilka
  13. Шефов Н. Последняя попытка Дранг нах Остен. // http://rulibs.com/ru_zar/sci_history/shefov/0/j70.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сталинградская битва»

Методическая разработка урока по истории России в 9 классе создана в рамках нескольких образовательных технологий: опрос организован по методу Шольца, изучение нового материала ведется с использование...

Урок истории "Коренной перелом в Великой Отечественной войне"

Урок истории России в 9 классе по учебнику Загладина Н.В....

Урок "Сталинградская битва – начало коренного перелома в Великой Отечественной войне"

На уроке рассматривается события и ход Сталинградской битвы как начала коренного перелома в Великой Отечественной войне. Выделяются причины и итоги войны.В ходе урока применяются устный и письменный о...

Конспект урока на тему "Сталинградская битва - начало коренного перелома в Великой Отечественной войне"

Урок раскрывает сущность коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны при изучении основных этапов Сталинградской битвы....

"Коренной перелом в Великой Отечественной войне"

Урок развития критического мышления через чтение и письмо с использованием ИКТ....

Конспект урока истории в 9 классе по теме: "Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. "

Тип урока: Урок проблемного обучение с применением ИКТ . Методы и приемы: фронтальный опрос, беседа, групповое обучение.К конспекту урока прилагаются рабочие листы....

Открытый урок по истории в 11 классе. Тема: «Сталинградская битва: коренной перелом в Великой Отечественной войне»

Тема войны – страшная тема, но мне, как учителю истории, нужно вам показать всю её боль, ужас и трагичность. Для чего спросите вы?  Для того, чтобы вы никогда,   не допустили этог...