Разработка урока по истории "Борьба Руси против монгольского нашествия" 6 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)
Разработка урока "Борьба Руси против монгольского нашествия" 6 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 820.25 КБ |
Предварительный просмотр:
а
Конспект урока истории в 6 классе.
Тема: «Борьба Руси против монгольского нашествия »
Цель урока: сформировать представление о нашествии Батыя и его значении для последующего хода отечественной истории
Задачи:
- сформировать представление о монгольском нашествии;
- объяснить особенности завоевания русских земель;
- выявить причины, по которым Русь оказалась под властью монгольских ханов.
Планируемые результаты:
Предметные:
- овладеть целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII в;
- применять понятийный аппарат;
- соотносить историческое время и историческое пространство;
- соотносить действия и поступки исторических личностей;
- соотносить и систематизировать информацию из различных источников.
МетапредметныеУУД:
- Коммуникативные:
- планировать и регулировать свою деятельность;
- владеть монологической контекстной речью;
- развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
- Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
- Познавательные:
- владеть общим приемом решения учебных задач;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логические рассуждения и делать выводы;
- анализировать материал учебника и дополнительный материал.
Личностные УУД:
- формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию;
- оценивать исторические события и роль личности в истории;
- воспитывать патриотизм, раскрывать идеи патриотизма на примере защитников нашей Родины.
Оборудование: учебник,проектор, презентация, историческая карта «Нашествие хана Батыя на Русь», рабочий лист, карточки.
Тип урока: комбинированный урок
Используемые ресурсы:
- Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А. В. Торкунова История России. 6 класс. В 2-х частях. Часть 2
- Фильм «Рюриковичи. История первой династии» (фрагменты)
Ход урока
1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята!
Я рада приветствовать вас на очередном уроке истории. К нам сегодня на урок пришли гости, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям и начнем наш урок.
2.Повторение ранее изученного материала
Сегодня мы продолжим знакомиться с большим разделом «Русские земли вXIII –XIV веках. Прежде чем мы начнем изучение новой темы, вспомним предыдущую, предлагаю вам «Чистую доску». Ваша задача – полностью очистить доску.
Приём «Чистая доска»: курултай (съезд монгольской знати), Темучин (полководец), Чингисхан (Небесный хан), тумен ( 10 тыс.человек), «Великая Яса» (свод законов), 1223 г., Батый (внук Чингисхана), улус (часть монгольской империи), баскак ( специальный чиновник, отвечавший за сбор дани, осуществлявший суд и следивший за порядком на отведенной ему территории),основные занятия монголов, причины успехов монголов, причины монгольских завоеваний, завещание Чингисхана.
Молодцы! Доска чистая, и мы можем продолжить.
3.Мотивационно - целевой этап.
Вы знаете, что историю можно изучать по разным источникам, сегодня на уроке, ребята, мы будем работать с книгой. ( «История Древней Руси). Книга состариласьсохранились записи только на первой и последней страницах , нам нужно восстановить остальные страницы.
Давайте прочитаем первую страницу нашей книги. ( читают) (слайд 1)
“О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, бесчисленными городами великими, селениями славными, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными. Всем ты преисполнена земля Русская, о прославленная вера христианская!”
Есть у нас последняя страница книги. Её мы тоже прочитаем.(слайд 2)
“И в те дни обрушилась беда на христиан.” Перед вами стоит сегодня задача восстанивить недостающие страницы.
Ребята, внимание на экран(слайд 3).Вы увидите короткий видеосюжет. После просмотра попробуйте сформулировать тему урока. (учащиеся смотрят видеоролик, формулируют тему урока)
Итак, тема нашего урока «Борьба Руси против монгольского нашествия».
(слайд 5)Запишите ее в свои рабочие листы. (аннотация к книге – это краткое описание книги)
Как вы думаете, о чем мы будем говорить?На какие вопросы нам предстоит ответить?
(ученики высказывают свои предположения)
Определите цель нашего урока, что мы должны узнать:
- познакомиться с монголо-татарским нашествием на Русь;
- какие города, какая территория была завоевана.;
- последствия нашествия Батыя на Русь
- выяснить причины поражения русских городов
В конце урока мы должны с вами ответить на вопрос
(Слайд 6) Проблемный вопрос: Почему монголы смогли покорить Русь? (записать в рабочий лист)
4.Изучение нового материала.
(слайд 7)
В 1236 году монголы стерли с лица земли города Волжской Булгарии и покорили всю страну. На Руси уже стали забывать , как изрубили татаро-монголы русских на Калке. Но глубокой осенью 1237 года вдруг у границ Рязанской земли появились первые вражеские разведчики. А как только мороз схватил реки и озёра, и дороги стали проезжими, в пределы рязанских владений вторглось огромное войско во главе с верховным правителем монголо – татар Батыем.
2.Нашествие монголо-татар на Русь.
Учитель:Представьте себе, что вы историки. Перед вами стоит задача восстановить недостающие страницы книги. Работаете в архиве и нашли древние документы. Но от времени многие слова в тексте стерлись. Восстановив текст, вы узнаете о героическом сопротивлении русских городов.
На столах лежат страницы нашей книги.
У каждой пары есть конверт с заданием и планом работы. Работайте последовательно по плану, сообща, соблюдая правила работы в паре.
1 пара - Вторжение в Рязанскую землю
Первый удар был нанесён в декабре 1237 года по Рязанскому княжеству. Рязанский князь обратился за помощью к великому князю владимирскому Юрию Всеволодовичу, но тот направил небольшую дружину во главе со своим младшим сыном Всеволодомна защиту важной крепости Коломны.
Подойдя к Рязанской земле, Батый потребовал десятую часть «от всего, что имеете в земле вашей». Рязанский князь направил к нему посольство с богатыми дарами, которое возглавил княжеский сын Фёдор. Приняв подарки, Батый выдвинул новые требования: помимо выплаты дани, он велел отдать в жёны монгольской знати княжеских сестёр и дочерей. Фёдор ответил отказом и вместе с послами был казнен. Рязань шесть дней отражала непрерывные атаки, но 21 декабря была взята монголами. Завоеватели устроили в городе резню, не пощадив ни стариков, ни малых детей. Погиб и рязанский князь со своей семьёй. По преданию, уцелевшие жители Рязанской земли собрали дружину, которую возглавил ЕвпатийКоловрат. Они догнали врага в Суздальской земле и стали вести против него борьбу, нанося монголам большой урон, но почти все пали в неравной битве.
2 группа – Разгром Владимирского княжества (слайд 8)
Расправившись с Рязанью, Батый направил свои отряды на Владимиро-Суздальскую землю. По пути была захвачена Коломна. Затем монголы подошли к Москве. Горожане во главе с воеводой Филиппом Нянькой, несмотря на неравные силы, пять дней мужественно сдерживали напор врага. Но Москва была взята, разграблена и сожжена, её жители беспощадно перебиты.
3 февраля 1238 года войско Батыя подошло к Владимиру. Великий князь Юрий после падения Рязани отправился на север собирать войско, а оборону города возглавил воевода Пётр Ослядюкович. 7 февраля монголы ворвались в город и подожгли его. Многие жители, в том числе и члены княжеской семьи, укрылись в Успенском соборе, но огонь настиг их и там. После опустошения Владимира воины Батыя разделились на отдельные отряды и захватили почти всё Владимиро-Суздальское княжество. Они разоряли, жгли и грабили русские города и сёла, убивали и уводили в плен людей. Чудом оставшиеся в живых жители пробирались на север, на реку Сить, в стан Юрия Всеволодовича. Решив, что у него уже достаточно сил, князь приготовился к сражению. Юрий был опытным полководцем и смелым воином, но в данном случае недооценил противника. В марте 1238 года монголы неожиданно атаковали русское войско и разгромили его. В бою погиб и сам великий князь.
3 группа – Поход на Новгород (слайд 9)
После победы на реке Сити монгольские войска устремились к Новгороду. Их путь лежал через Торжок. Здесь монголы рассчитывали пополнить запас кормов. Но жители Торжка заранее подготовились к схватке с противником. Они наморозили на городских стенах и воротах ледяной панцирь, чтобы монголы не смогли закрепить штурмовые лестницы и поджечь город.
Горожане в течение двух недель отбивали атаки врага. Но, даже овладев Торжком, монголы не смогли пополнить хлебные запасы: жители подожгли склады с зерном.
В середине марта монгольская армия возобновила поход на Великий Новгород. Но поредевшие в битвах и не имевшие достаточных запасов фуража монгольские отряды были вынуждены остановиться, не дойдя до Новгорода сто вёрст.
В конце марта монголы подошли к небольшой крепости Козельск. Горожане оказывали мужественное сопротивление захватчикам в течение почти двух месяцев. Батый назвал Козельск «злым городом» и приказал сравнять его с землей.
После взятия Козельска обессиленные отряды Батыя ушли в богатые пастбищами придонские степи и провели там всё лето 1238 года. А осенью этого же года они совершили набеги на Муром, Нижний Новгород и другие города Северо-Восточной Руси.
Учитель: Первый поход Батыя на Русь не привёл к окончательному её подчинению монголам, хотя значительная часть северо-восточных земель подверглась страшному разгрому. В 1239 году Батый начал свой второй поход на Русь. Его целью было завоевание южных русских земель, а также вторжение в Европу.
4 группа – Нашествие на Юго-западную Русь (слайд 10)
В 1239 году отряды завоевателей захватили и сожгли Переяславль, Чернигов и другие города к востоку от Днепра.
5 сентября 1240 года, переправившись через Днепр, войска Батыя окружили со всех сторон Киев. Город был хорошо укреплён. Киевом в то время владел Галицкий князь Даниил Романович. Однако князь при приближении монгольских войск покинул город и отправился с дружиной в Галич, чтобы организовать защиту своего княжества. Оборону Киева возглавил воевода Дмитр. Все жители встали на защиту «матери городов русских». Тримесяца мужественно сражались киевляне, но ценой больших потерь монголам всё же удалось овладеть городом.
Весной 1241 года, отдохнувшие воины Батыя ринулись на Галицко-Волынскую землю, Венгрию, Польшу, Чехию,Хорватию.
Достигнув берегов Адриатического моря, обескровленные монгольские войска в 1242 году повернули назад.
Завещание Чингисхана оказалось невыполненным.
ФИЗМИНУТКА
Учитель: давайте вернемся к последней странице нашей книги. К чему привело нашествие монголов на Русь? (слайд 11)
Итоги монгольского завоевания.
Работа в парах
Документ 1.
"Население Руси в канун монголо-татарского нашествия превышало 12 млн. человек. Эта численность не будет достигнута даже в конце XVII в. (11 млн.), а превышена только к началу XVIII столетия... после монголо-татарского разорения не сохранились даже и названия многих городов, а, скажем, плотность населения в Среднем Поднепровье в канун вторжения полчищ Батыя была затем достигнута лишь в XIXв.". (Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до "Повсеместное прекращение жизни в древнерусских поселениях после монголо-татарских погромов археологи прослеживают в Рязанской земле (в бассейне реки Прони), на Верхней и Средней Оке, на Верхней Десне, по Сейму и Пслу, по Клязьме и во многих районах Северо-Восточной Руси...1618 г.)(Каргалов В.В. Народ-богатырь).
Резкое сокращение населения Руси
Документ 2.
"Ныне в культурных отложениях многих древнерусских городов середины XIII в. археологами обнаружены слои сплошных пожарищ и массовые захоронения погибших. Из 74 изученных археологами древнерусских городов 49 было разорено войсками Батыя, в 14 из них жизнь вообще прекратилась, 15 превратились в поселения сельского типа. (История России с древнейших времен до конца XVII в./под ред.Л.В.Милова)
"Они пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев... отсюда, когда мы ехали через их землю. мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежащие на поле; ибо этот город (Киев) был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что, едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве". (ПланоКарпини. История монголов. Середина XIII в.)
Разорение и исчезновение городов
Документ 3.
После Батыева погрома надолго исчезают сложные ремесла. Возрождение их началось только спустя 150-200 лет. В курганах XIII-XIV вв. археологи совсем не находят... ремесленные изделия, обычные для домонгольской Руси. Навсегда исчезло древнее мастерство перегородчатой эмали. черни, полихромной поливной строительной керамики" (Каргалов В.В. Народ-богатырь).
Нещадное истребление и угон в плен массы квалифицированных ремесленников привели к тому, что ряд отраслей ремесленного производства прекратил своего существования. В частности, огромный недостаток средств и квалифицированной рабочей силы привел к прекращению в стране на целый ряд десятилетий каменного строительства. Первой каменной постройкой, появившейся в Северо-Восточной Руси после монголо-татарского нашествия, стал поставленный только в 1285 г. собор Спаса в Твери". (История России с древнейших времен до конца XVII в./под ред. Л.В. Милова)
Гибель городских ремесленников привела к утере профессий и ремесел. Прекращение каменного строительства.
Документ 4
"Разрушены божественные церкви, осквернены священные сосуды, потоптаны святыни, святители стали жертвой меча; тела преподобных монахов были брошены на съедение птицам; кровь отцов и братьев наших, как обильная вода, напоила землю; сила наших князей и военачальников исчезла; наши храбрецы, полные страха бежали, множество братьев и детей наших отведено в плен; наши селения заросли кустарником; наше величие смирилось; красота наша погибла; богатство наше пошло в прибыль другим; нашим трудом воспользовались поганые; наши земли стали достоянием иноплеменников". (Из поучений Серапиона Владимирского. XIII в.)
Большая часть русских земель оказалась полностью опустошенной и попала в зависимость от иноземной власти.
Записать в рабочие листы (слайд 12)
Учитель: Как вы думаете, почему хан Батый в 1242 году вернулся в степи, не выполнив завещание Чингисхана?
Можно ли считать время нашествия монголов на Русь героическим?
Просмотр видеофрагмента о Евпатии Коловрате. Почему Батый приказал воздать такие почести Коловрату?
Региональный компонент
По всему Дону раскинулись татарские становища, здесь собирали татары свои ополчения, чтобы нападать на русскую землю. Донская земля на долгие годы оказалась в руках Золотой Орды. На побережье Азовского моря был построен золотоордынский город Азак, из-за своего удачного географического положения быстро ставший крупным торговым центром. Первое письменное упоминание о золотоордынском городе Азак, относится к 1269 году. В 13 веке при Золотой Орде здесь жили десятки тысяч человек. В ходе проведения археологических работ в Азове были найдены фрагменты орнаментированных костяных пластин, которые когда-то украшали берестяной колчан монгольского воина. На пластинах изображен растительный орнамент, характерный для прикладного искусства Золотой Орды.
5.Закрепление изученного материала
Проблемный вопрос:
Ответ на учебную задачу: почему монголо-татары смогли покорить Русь
1. Раздробленность и отсутствие единства в русских землях (разобщённость русских войск и сил);
2. высокое воинское мастерство монгольского войска (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);
3. умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.
Сильные стороны татар:
1. Численное превосходство;
2. Железная дисциплина, наступательная тактика, разведка;
3. Военно-тактическое превосходство.
Слабые стороны Руси
1. Феодальная раздробленность;
2. Отсутствие единой армии;
3. Техническая отсталость русских дружин
Давайте закрепим пройденную тему. В ваших листах записаны утверждения, ответьте на них «да», если они верные или «нет», если в них содержится ошибочная информация. Проверим, насколько вы хорошо усвоили материал урока.
Самопроверка.
Подведем итоги нашего урока.
Рефлексия. На доске прикреплены шаблонные изображения древнерусских теремов (зеленого, желтого, красного цветов). Фигурки мальчика и девочки в русских костюмах.
Домашнее задание.
Учитель проводит инструктаж по выполнению Д/з.
-Записываем домашнее задание: Выучить даты, параграф 19, ответить на вопросы 2-5 с.18;
и будет дополнительное очень интересное задание по желанию,.
-Ребята, монголо-татарское нашествие волновала не только историков, но и известных художников, писателей, музыкантов. Так вот поработайте в сети Интернет, может вы там найдете картину, посвященную этой теме или музыкальные или литературные произведения.
Однажды хан Батый захватил одного игрушечных дел мастера – Ивана Сидорова. Он сочинил игрушку ваньку-встаньку и хан Батый не понял, почему, когда он ударил по ней, она вдруг опять поднялась.
Мы – народ ванек-встанек.
Нас не бог уберег.
Нас давили, пластали
сколько разных сапог!
Они знали: мы – ваньки,
нас хотели покласть,
а о том, что мы встаньки,
забывали, платясь.
Мы – народ ванек-встанек.
мы встаем – так всерьез.
мы от бед не устанем,
не поляжем от слез…
Сказка о русской игрушке"
В. А. Косолапову[1]
По разграбленным сёлам
шла Орда на рысях,
приторочивши к сёдлам
русокосый ясак.
Как под тёмной водою
молодая ветла,
Русь была под Ордою,
Русь почти не была.
Но однажды, – как будто
все колчаны без стрел, –
удалившийся в юрту
хан Батый захмурел.
От бараньего сала,
от лоснящихся жён
что-то в нём угасало –
это чувствовал он.
И со взглядом потухшим
хан сидел, одинок,
на сафьянных подушках,
сжавшись, будто хорёк.
Хан сопел, иступлённой
скукотою томясь,
и бродяжку с торбёнкой
ввёл угодник толмач.
В горсть набравши урюка,
колыхнув животом,
"Кто такой?" – хан угрюмо
ткнул в бродяжку перстом.
Тот вздохнул ("Божья матерь,
то Батый, то князья..."):
"Дел игрушечных мастер
Ванька Сидоров я".
Из холстин дыроватых
в той торбёнке своей
стал вынать деревянных
медведей и курей.
И в руках баловался
потешатель сердец –
с шебутной балалайкой
скоморох-дергунец.
Но, в игрушки вникая,
умудрённый, как змий,
на матрёшек вниманье
обратил хан Батый.
И с тоской первобытной
хан подумал в тот миг,
скольких здесь перебил он,
а постичь не постиг.
В мужичках скоморошных,
простоватых на вид,
как матрёшка в матрёшке,
тайна в тайне сидит.
Озираясь трусливо,
буркнул хан толмачу:
"Все игрушки тоскливы.
Посмешнее хочу.
Пусть он, рваная нечисть,
этой ночью не спит
и особое нечто
для меня сочинит".
Хан добавил, икнувши:
"Перстень дам и коня,
но чтоб эта игрушка
просветлила меня!"
Думал Ванька про волю,
про судьбу про свою
и кивнул головою:
"Сочиню. Просветлю".
Шмыгал носом он грустно,
но явился в свой срок:
"Сочинил я игрушку.
Ванькой-встанькой нарёк".
На кошме не кичливо
встал простецкий, не злой,
но дразнящекачливый
мужичок удалой.
Хан прижал его пальцем
и ладонью помог.
Ванька-встанька попался,
Ванька-встанька прилёг.
Хан свой палец отдёрнул.
Но силён, хоть и мал,
Ванька-встанька задорно
снова на ноги встал.
Хан игрушку с размаха
вмял в кошму сапогом
и, злобея от страха,
заклинал шепотком.
Но, держась за бока,
Ванька-встанька вдруг вынырнул
из-под носка!
Хан попятился грузно,
Русь и русских кляня:
"Да, уж эта игрушка
просветлила меня..."
Хана страхом шатало,
и велел он скорей
от Руси – от шайтана –
повернуть всех коней.
И теперь уж отмаясь,
положённыйвповал,
Ванька Сидоров мастер
у дороги лежал.
Он лежал, отсыпался,
руки белые врозь,
василёк между пальцев
натрудившихся рос.
А в пылище прогорклой,
так же мал да удал,
с головёнкою гордой
Ванька-встанька стоял.
Из-под стольких кибиток,
из-под стольких копыт
он вставал неубитый,
только временно сбит.
Опустились туманы
на лугах заливных,
и ушли басурманы,
будто не было их.
Ну, а Ванька остался,
как остался народ.
И душа Ваньки-встаньки
в каждом русском живёт.
Мы – народ ванек-встанек.
нас не Бог уберёг!
Нас давили, пластали
столько всяких сапог!
Они знали, мы – ваньки,
нас хотели покласть,
а о том, что мы встаньки,
забывали, платясь.
Мы – народ ванек-встанек.
Мы встаём – так всерьёз.
Мы от бед не устанем,
не поляжем от слёз...
И смеётся не вмятый,
не затоптанный в грязь
мужичок хитроватый,
чуть пока-чи-ва-ясь...
20–22 июня 1963
Наличие многочисленной армии, которая должна была самостоятельно себя содержать.
• Поиск новых пастбищ.
• Стремление знати к обогащению.
• Желание покорить весь мир.
Верста 1, 06 км
Документ 1.
"Население Руси в канун монголо-татарского нашествия превышало 12 млн. человек. Эта численность не будет достигнута даже в конце XVII в. (11 млн.), а превышена только к началу XVIII столетия... после монголо-татарского разорения не сохранились даже и названия многих городов, а, скажем, плотность населения в Среднем Поднепровье в канун вторжения полчищ Батыя была затем достигнута лишь в XIXв.". (Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до "Повсеместное прекращение жизни в древнерусских поселениях после монголо-татарских погромов археологи прослеживают в Рязанской земле (в бассейне реки Прони), на Верхней и Средней Оке, на Верхней Десне, по Сейму и Пслу, по Клязьме и во многих районах Северо-Восточной Руси...1618 г.)(Каргалов В.В. Народ-богатырь).
Документ 2.
"Ныне в культурных отложениях многих древнерусских городов середины XIII в. археологами обнаружены слои сплошных пожарищ и массовые захоронения погибших. Из 74 изученных археологами древнерусских городов 49 было разорено войсками Батыя, в 14 из них жизнь вообще прекратилась, 15 превратились в поселения сельского типа. (История России с древнейших времен до конца XVII в./под ред.Л.В.Милова)
"Они пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев... отсюда, когда мы ехали через их землю. мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежащие на поле; ибо этот город (Киев) был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что, едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве". (ПланоКарпини. История монголов. Середина XIII в.)
Документ 3.
После Батыева погрома надолго исчезают сложные ремесла. Возрождение их началось только спустя 150-200 лет. В курганах XIII-XIV вв. археологи совсем не находят... ремесленные изделия, обычные для домонгольской Руси. Навсегда исчезло древнее мастерство перегородчатой эмали. черни, полихромной поливной строительной керамики" (Каргалов В.В. Народ-богатырь).
Нещадное истребление и угон в плен массы квалифицированных ремесленников привели к тому, что ряд отраслей ремесленного производства прекратил своего существования. В частности, огромный недостаток средств и квалифицированной рабочей силы привел к прекращению в стране на целый ряд десятилетий каменного строительства. Первой каменной постройкой, появившейся в Северо-Восточной Руси после монголо-татарского нашествия, стал поставленный только в 1285 г. собор Спаса в Твери". (История России с древнейших времен до конца XVII в./под ред. Л.В. Милова)
Документ 4
"Разрушены божественные церкви, осквернены священные сосуды, потоптаны святыни, святители стали жертвой меча; тела преподобных монахов были брошены на съедение птицам; кровь отцов и братьев наших, как обильная вода, напоила землю; сила наших князей и военачальников исчезла; наши храбрецы, полные страха бежали, множество братьев и детей наших отведено в плен; наши селения заросли кустарником; наше величие смирилось; красота наша погибла; богатство наше пошло в прибыль другим; нашим трудом воспользовались поганые; наши земли стали достоянием иноплеменников". (Из поучений Серапиона Владимирского. XIII в.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Культура Древней Руси". 6 кл
Конспект урока по истории России в 6 классе. Тема "Культура Древней Руси". Во время урока я использовала первый раз видео - фильм "Кульура Древней Руси", а затем создала презентацию на эту тему. Э...

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.
Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные уроки, домашние задания, котор...

Разработка урока "Культура Древней Руси"
В ходе урока учащиеся смогут:- познакомиться с жанрами древнерусской культуры;- познакомиться с именами выдающихся деятелей древнерусской культуры;- составлять описание памятников культуры;- работать ...

Конспект урока по математика "Один против всех" 5 класс
Цели урока:Образовательная:· Повторить материал за курс математики 5 классаРазвивающие:· развитие внимания, сообразительности, сознательного восприятия ...

Методическая разработка урока «Культура Древней Руси»
Методическая разработка урока «Культура Древней Руси»...

Разработка урока на тему: "Парламент против короля. Революция в Англии"
В работе представлена разработка урока для 7 класса по теме "Парламент против короля. Революция в Англии". Урок разработан по ФГОС. Имеет разнообразие деятельности обучающихся....

Конспект урока на тему: "Борьба Руси против монгольского нашествия"
Планируемые результаты:Предметные:овладеть целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII в;применять понятийный аппарат;соотносить историческое время и историческое пространство;с...




