Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
план-конспект урока по истории (11 класс)

Лоза Анна Юрьевна

Урок "Послевоенное устройство мира. Начало 'холодной войны'" посвящен анализу геополитических изменений после Второй мировой войны и возникновению биполярной системы. В ходе урока учащиеся изучают причины, этапы и проявления "холодной войны", а также роль различных стран и международных организаций в этом процессе. Ключевым элементом занятия является работа с оценочными листами, позволяющая активно вовлекать учащихся в анализ исторических событий, формулировать и аргументировать собственную позицию, а также критически оценивать различные точки зрения. Урок направлен на формирование у старшеклассников системного понимания международных отношений XX века и развитие навыков самостоятельной аналитической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx58.6 КБ

Предварительный просмотр:

Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»

Цель урока: создать условия для изучения политического и экономического развития мира после Второй мировой войны; формирования двухполюсного (биполярного) мира.

Задачи:

образовательные:

  1. Создать представление о послевоенном устройстве мира.
  2. Обеспечить усвоение следующих понятий: холодная война, гонка вооружений, карибский кризис.
  3. Формировать ценностные ориентиры и убеждения учащихся на основе личностного осмысления опыта истории.

развивающие:

  1. Развивать память: слуховую, механическую.
  2. Развивать произвольное и непроизвольное внимание.
  3. Вырабатывать умения логически излагать свои мысли.
  4. Прививать интерес к предмету.

воспитательные:

  1. Формировать навыки работы в коллективе.
  2. Развивать волевую сферу студентов (усидчивость, собранность, ответственность).
  3. Воспитывать культуру общения и поведения.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид занятия: урок-диалог.

Форма организации учебной деятельности: работа в малых группах, коллективное обсуждение, самостоятельная работа.

Методы и приемы обучения:

•        работа с историческими источниками;

•        беседа с элементами дискуссии.

Планируемые результаты:

личностные:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню     развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в  поликультурном мире;

−сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность    и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

−толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,    находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметные:

− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы   деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать   деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения   поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

−умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной    деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно    разрешать конфликты;

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной   деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к   самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметные:

− сформированность представлений о современной исторической науке, ее   специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного    развития России в глобальном мире;

− владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,   представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

− сформированность умений применять исторические знания в профессиональной   и общественной деятельности, поликультурном общении;

Средства обучения: настенная политическая карта мира; рабочие листы; раздаточный материал.

Преподаватель: Лоза А.Ю.  

Место проведения: кабинет №_________

Продолжительность урока: 45 мин.

Ход урока

Вопросы темы и приемы их изложения

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Примечание

I Оргмомент

1 мин.

II Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках

Вводное слово

Фронтальный опрос

Ряд предыдущих уроков мы посвятили изучению ВМВ.

  1. Назовите хронологические рамки этого события.
  2. Назовите хронологические рамки ВОВ.
  3. Перечислите союзников Германии во ВМВ.
  4. Перечислите союзников СССР во время ВМВ.
  5. Перечислите названия операций ВОВ.

Дают ответы на вопросы преподавателя

3–5 мин

III Темополагание. Целеполагание

Краткое

информативное сообщение

Переход к изучению новой темы

Формулирование темы урока

Целеполагание

Выбор эпиграфа к уроку

Определение плана урока

Завершающей и решающей битвой ВОВ была Берлинская битва. На момент взятия рейхстага, лидера фашистов Адольфа Гитлера уже не было в живых. Он покончил жизнь самоубийством в апреле 1945 г. А о судьбе Германии, оставшейся без своего лидера и проигравшей войну, поговорим на этом уроке. Так же сегодня нам предстоит выяснить как складывались отношения стран–союзников, победивших во Второй мировой войне. Исходя из намеченных вопросов, попробуем сформулировать тему урока. В процессе формулирования темы преподаватель раздает студентам рабочие листы (Приложение 1).

 Тема:  «Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»».

Опираясь на сформулированную тему, поставим цель, которую нам предстоит реализовать в ходе урока.

Эталон ответа: выявить основные черты послевоенного мира; определить, что такое «холодная война», каковы ее причины и основные события.

Я хочу вам напомнить древнюю мудрость: Отыщи всему начало, и ты многое поймешь, поэтому мы обязательно будем говорить об уроках «холодной войны».

Обратите внимание на перечень высказываний знаменитых людей мира (Приложение 2). Я предлагаю вам внимательно прочитать их и выбрать эпиграф к нашему уроку в соответствии с целью.

Для того, чтобы добиться поставленной цели, нам необходимо определить план, по которому мы будем работать.

Эталон ответа:1. Судьба послевоенной Германии;

                         2. Разногласия между союзниками;

                         3. Пик международной напряженности.

Приступаем к реализации поставленного плана.

Принимают участие в формулировании темы

Запись темы в рабочие листы

Принимают участие в формулировании цели

Запись цели в рабочие листы

Обучающиеся предлагают варианты эпиграфа, аргументируя свой выбор

Делают запись в рабочие листы

Принимают участие в определении плана урока

Делают запись в рабочие листы

3 мин

3 мин

3 мин

3 мин

1. ФРГ и ГДГ. Берлинская стена

Краткое

информативное сообщение

Обобщающая характеристика

Переход к изучению нового пункта

Очень символично, что наш урок проходит в 2021 году, в котором исполнилось ровно 60 лет с момента возведения Берлинской стены. Основной и, пожалуй, единственной причиной разделения Германии было отсутствие среди стран-победительниц единого мнения относительно послевоенного устройства государства. Уже во второй половине 1945 года бывшие союзники стали соперниками, а территория Германии — местом столкновения двух противоречащих друг другу политических систем.

Т.о. на территории Германии появились 2 государства- ФРГ и ГДР. По мере нарастания соперничества между бывшими союзниками, происходило все большее разделение двух частей Германии. Так в 1961 году была возведена Берлинская стена (БС). Ее официальное название- антифашистская защитная стена или германо-германская граница. Инициатором ее возведения стал Советский Союз во главе с Н.С.Хрущевым.

Краткая хар-ка, факты о Берлинской стене: разделенные судьбы, Дворец слез, подкопы, жертвы.

Берлинская стена является главным символом «холодной войны». Далее нам предстоит узнать, что означает это понятие, где оно берет свои истоки и почему именно таким словосочетанием характеризуются отношения вчерашних союзников: США и СССР?

Слушают повествование учителя, затем делают записи в рабочих листах

Германия с 1949 по 1990 гг.

ГДР                               ФРГ

Берлинская стена–  антифашистская защитная стена или германо-германская граница, существовавшая с 1961 по 1989 гг.

5-7 мин

1 мин

2. «Холодная война»

Работа с историческими источниками

Метапредметные связи

Переход к изучению нового пункта

Ответить на эти вопросы нам помогут исторические источники.

Исходя из обсуждений формулируем определение понятия «холодная война»

Эталон ответа: «холодная война» - это военное, политическое, идеологическое  и экономическое противостояние между СССР и США и их сторонниками. Основные черты: борьба за влияние во всех сферах, шпионские войны, гонка вооружений.

В 1961 г. Евтушенко написал стихотворение «Хотят ли русские войны?..».  Произведение Евтушенко стало ответом западным идеологам, которые считали что все население СССР поголовно – агрессоры и захватчики. Примечательно, что стихотворение было осуждено и советским руководством, которое стремилось к разжиганию ненависти к буржуазному обществу. Лишь через несколько лет с произведения была снята опала, и оно сразу же обрело большую популярность.В момент написания данного произведения мир стоял на грани ядерной войны. Противоречия между советским и западным лагерями были настолько велики, что компромисс казался невозможным.

1, 2 и 3 ряд получают раздаточный материал (Приложение 3). Выполняют задание, принимают участие в обсуждении

Делают запись в рабочих листах

Слушают стихотворение, анализируют

6–8 мин

3 мин

2 мин

3. Пик международной напряженности. Карибский кризис

Конспективное повествование

Работа с картой

Пиком международной напряженности стал так называемый Карибский кризис. Карибский кризис 1962 – острый политический и военный конфликт между СССР и США. Это был пик Холодной войны, после которого отношения между двумя сверхдержавами стали оттаивать.

Повествование учителя сопровождается работой с политической картой мира.

США располагает свои баллистические ракеты в Турции. Таким образом, в зоне досягаемости находилась вся европейская часть России и Москва в частности. СССР воспринимает этот шаг как угрозу.

Никита Хрущев в 1962 г. решает в ответ на отказ США убрать турецкие ракеты расположить свои баллистические ракеты уже на Кубе – в непосредственной близости от США. Тем более, Фидель Кастро давно просил усилить советское присутствие для защиты от возможных посягательств США.

16 октября 1962 г.­ начало кризиса.

27 октября 1962 г., «Черная суббота». Современники назвали ее «днем, когда мог кончиться календарь».

28 октября 1962 г. Кеннеди отправляет в Кремль сообщения, в котором дает гарантии ненападения на Кубу и обещает снять военно-морскую блокаду с условием, что СССР выводит свои баллистические ракеты с Кубы. Кризис начал разрешаться.

Слушают сообщение, принимают участие в обсуждении темы

Делают запись в рабочие листы

7 мин

Итоги урока

Период «холодной войны» был весьма острым не только для СССР и США. Угроза Третьей мировой войны с использованием ядерного оружия, раскол мира на два противоборствующих лагеря, гонка вооружений, соперничество во всех сферах жизни держали в напряжении все человечество в течение нескольких десятилетий.

Именно страх развязывания Третьей мировой войны привел к созданию таких международных организаций как НАТО и ООН.

Слушают преподавателя

1 мин

IV Закрепление пройденного материала

Фронтальный опрос

Для закрепления пройденного материала пройдем тестирование. Для этого я попрошу всех студентов встать с мест. Сейчас я задам 5 вопросов в тестовом формате. В каждом будет от 2 до 4 вариантов ответов из которых верным является только один. Ваша задача показать пальцами номер верного варианта ответа.  Пальцы следует держать на уровне груди. Ответившие неверно занимают свое место, кто отвечает верно, продолжает стоять и участвовать в «соревновании».

Тестовые задания:

I. После какого события началась «холодная война»?

1.  Речь У. Черчилля

2.  Окончание Второй мировой войны

3. Возведение Берлинской стены.

II. Главным символом «холодной войны» является

1. Ядерное оружие

2. о.Куба

3. Берлинская стена

III. Кубинский кризис произошел в

1. 1949г.

2. 1961г.

3. 1962г.

IV. Двумя сверхдержавами после завершения Второй мировой войны были провозглашены

1. ГДР и ФГР

2. СССР и США

3. СССР и Германия

V. В зоне влияния СССР после завершения Второй мировой войны оказалась

1. ГДР

2. ФРГ

3. Куба

Выполняют задание, следуя инструкции

Ответы на тест

I. 1

II. 3

III. 3

IV. 2

V. 1

3 мин

V Рефлексия

Продолжите высказывания:

На этом уроке мне было интересно…

На этом уроке мне было трудно… 

Выполняют задание

1 мин

VI Оценивание

Приложение 1

Дата:_________________

ФИ учащегося:____________________________________

Тема: «______________________________________________________

____________________________________________________________________________»

Цель урока:_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

План урока

1. ___________________________________________________________________________;

2. ___________________________________________________________________________;

3. ___________________________________________________________________________;

Германия с 1949 по 1990 гг.

______________________________________                      _____________________________________

______________________________________                      _____________________________________

Берлинская стена– ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________.

«Холодная война»– _____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________.

Основные черты:________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________.

Карибский кризис 1962­  ________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________.

Приложение 2

  • Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила.

Е.Евтушенко.


  • Результаты нашего труда не оставляют человечеству

другого выбора, кроме того как создать объединенный мир, мир, основанный на законности и гуманизме.

Р. Оппенгеймер


  • Каким видом оружия будет вестись III мировая война? Не знаю, но единственным оружием IV будет каменный топор.

А. Энштейн

  • Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело «убирать своих последствий».
    В.О. Ключевский

  • Мы идем в будущее, оглядываясь на прошлое.

П. Валерии

Приложение 3

1 ряд

Вопрос к документу: Почему речь Черчилля, по мнению историков, считается предвестницей «холодной войны»?

Из речи У. Черчилля 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США)
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике «железная завеса» спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София — все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы... Только Афины с их бессмертной славой свободны решать свое будущее на выборах под наблюдением англичан, американцев и французов. Польское правительство, находящееся под контролем русских, поощрялось к огромным и несправедливым посягательствам на Германию…

Коммунистические партии, которые были очень незначительны во всех восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Полицейские правительства преобладают почти повсеместно, и до настоящего времени… в них не существует никакой подлинной демократии.

Турция и Персия глубоко встревожены и обеспокоены требованиями, которые предъявляет к ним московское правительство. Русские сделали попытку в Берлине создать коммунистическую партию в их зоне оккупации Германии (…) Если теперь советское правительство попытается отдельно создать прокоммунистическую Германию в своей зоне, это причинит новые серьёзные трудности в британской и американской зонах и разделит побеждённых немцев между Советами и западными демократическими государствами.

За исключением Британского Содружества наций и США, где коммунизм находится в зачаточном состоянии, компартии, или пятые колонны, представляют собой возрастающую угрозу и опасность для христианской цивилизации... Русские больше всего восхищаются силой, и нет ничего такого, к чему бы они питали меньшее уважение, чем военная слабость. По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил...
Если население Содружества наций, говорящих на английском языке, добавить к США и учесть, что будет означать подобное сотрудничество на море, в воздухе в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил. Я отгоняю от себя мысль, что новая война неизбежна или, более того, что новая война нависла... Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин. Но то, что мы должны рассмотреть здесь сегодня, — это система предотвращения угрозы войны, обеспечение условий для развития свободы и демократии так быстро, как только возможно, во всех странах...».

2 ряд

Вопросы к документу: Какова была реакция советского руководства на выступление У. Черчилля? Определите отношение И. В. Сталина к речи У. Черчилля?

Реакция руководства СССР на выступление Черчилля:

"Вчера в Америке товарищ Черчилль выступил с провокационной речью. Вы о ней подробней прочтёте в "Правде". Сей господин призывает братьев-империалистов не церемониться с нами. Товарища Черчилля раздражает победа коммунистической идеологии в странах Восточной Европы. Он хотел бы вернуть предвоенный мир. Поблагодарим товарища Черчилля, давнего поджигателя войны. Сообщают, что руководители США и Англии, Трумэн и Эттли, открестились от призывов Черчилля. Поздно, господа. Мы тоже могли бы сделать вид, будто ничего не случилось, но это не в наших интересах. Мы будем трактовать речь товарища Черчилля как прямой призыв к войне с СССР и лагерем социализма. Очень хорошая и своевременная для нас речь... Между нами говоря, после войны у нас в обществе появились неверные настроения. Некоторые представители интеллигенции позволяют себе открыто восхищаться западным образом жизни, преступно забывая, что в мире идёт борьба классов. Спасибо тебе, товарищ Черчилль, что ты нас вернул к действительности. И напомнил о нашей главной задаче. Теперь насчёт нашего отставания, о котором упомянул этот мерзавец... Это не так, и это так! Все мы помним, как Черчилль и империалисты долго не открывали второй фронт, желая как можно больше обескровить нас. Но произошло обратное. Истекая кровью, теряя сотни тысяч в сражениях, мы создали самую сильную армию в мире... У господ империалистов сейчас осталось единственное преимущество - атомная бомба. Это очень серьёзное преимущество. Наша задача в кратчайший срок ликвидировать его- это раз. И два: с сегодняшнего дня мы возобновляем нашу борьбу. Мы должны пресечь настроения благодушия и идеологической слабости".

И.В. Сталин же в интервью корреспонденту газеты "Правда" так прокомментировал фултонское выступление У. Черчилля:

«...По сути дела, г. Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны. И г. Черчилль здесь не одинок - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки... Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира... По сути дела, г. Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война... Несомненно, что установка г. Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР. Я не знаю, удастся ли господину Черчиллю и его друзьям организовать после второй мировой войны новый поход против "Восточной Европы". Но если им это удастся, - что маловероятно, ибо миллионы "простых людей" стоят на страже дела мира, - то можно с уверенностью сказать, что они будут биты.»

Правда. 14 марта 1946 года

3 ряд

Вопросы к документу: Кто является автором понятия «холодная война»? Что имеет ввиду автор, когда говорит о «мире, который больше не будет миром»?

Впервые выражение "холодная война" появилось в статье Джорджа Оруэлла - английского писателя и публициста  "Ты и атомная бомба" 19 октября 1945 года в британском еженедельнике Tribune. 

Перевод, Ты и атомная бомба, Джордж Оруэлл, 1945 г

Сергей Иннер

Учитывая то, насколько вероятно, что в течение ближайших пяти лет нас всех разорвет на куски, атомная бомба обсуждается не так широко, как можно было бы ожидать. Газеты опубликовали множество диаграмм, не очень полезных для среднего человека, на которых протоны и нейтроны делают свое дело, и много раз повторили бессмысленное утверждение о том, что бомбы «должны быть поставлены под международный контроль». Однако любопытно то, насколько мало было сказано, во всяком случае, в печати, о вопросе, который представляется наиболее срочным и интересным для всех нас, а именно: «Насколько трудно производить эти штуки?»

<…>Несколько месяцев назад, когда бомба была еще только слухами, было широко распространено убеждение, что расщепление атома — это лишь проблема физиков, а когда они решат её, то это новое и разрушительное оружие будет доступно почти всем (даже пошел слух, что какой-нибудь лабораторный сумасшедший в одиночку сможет уничтожить всё человечество так же легко, как запустить фейерверк).

Будь это правдой, все направления истории круто бы изменились. Различие между великими и малыми странами было бы уничтожено, и власть государства над личностью существенно бы ослабла. Однако, судя по заявлениям президента Трумэна и различным комментариям к ним, бомба стоит фантастически дорого, а её производство требует огромных промышленных усилий, на которые способны лишь три или четыре страны в мире. Это крайне важно, поскольку это может значить, что открытие атомной бомбы не направит историю вспять, а лишь усилит её тенденции, сформированные в последнюю дюжину лет. <…>

Сорок или пятьдесят лет назад, г-н Герберт Уэллс и другие предупреждали нас, что человек находится в опасности, разрушает себя своим собственным оружием, освобождает Землю для муравьев или какого-нибудь ещё стайного вида. Любой, кто видел опустевшие города Германии, по крайней мере, может это себе представить. Тем не менее, если смотреть на мир в целом, то в течение многих десятилетий его дрейф ведет не к анархии, а к повторному введению рабства. Мы, может быть, стремимся не к всеобщему самоуничтожению, но к эпохе такой же ужасающе стабильной, как рабовладельческие строи древности. Теория Джеймса Бёрнема активно обсуждается, но пока мало кто смог просчитать идеологическую подоплеку — то есть, мировоззрение, вид верований и социальную структуру, которые будут в государстве НЕПОБЕДИМОМ и находящемся в состоянии перманентной холодной войны с соседями.

Если бы атомная бомба оказалась чем-то дешевым и легко производимым, как велосипед или будильник, возможно, мир снова погрузился бы в варварство, но с другой стороны это могло бы привести к концу национального суверенитета и основанию высокоцентрализованного полицейского государства. Если же атомная бомба — это действительно редкий и дорогостоящий объект, который так же трудно производить, как линкор, то она, вероятнее всего, на неопределенный срок положит конец крупномасштабным войнам ценой установления «мира, который не будет миром».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внешняя политика СССР и начало "холоднй войны"

Презентация составлена к уроку 11класса (учебник Н.В. Загладина. История Отечества)...

СССР и начало "холодной войны"

презентация к уроку истории в 9 классе...

"Внешняя политика СССР и начало "холодной войны"

Урок по истории на тему «Внешняя политика СССР и начало ”холодной войны”.Дается представление о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно...

Начало "холодной войны". Военно-политические блоки, локальные конфликты

материал презентации раскрывает причины начала "холодной войны", содержит актуализацию знаний по прошлым темам, задания для учащихся на изучение нового материала, содержит схемы...

Начало «холодной войны». Международные отношения.

Задания для обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий....