Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу.
план-конспект урока по истории (10 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ «Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу.»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ «Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу.»
Предмет: | История России |
Класс: | 10 |
Тема: | Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. |
Цели: | Предметная: Подвести учащихся к выявлению причин перехода к НЭПу, научить понимать и интерпретировать логику исторических событий, выявлять их актуальность; Метапредметная: способствовать формированию навыков и умений анализировать разные источники информации, получать знания с их помощью, а также умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; Личностная: формировать интерес учащихся к историческому прошлому своей страны; формировать активную гражданскую позицию молодежи; воспитать чувство патриотизма (общекультурная компетенция). |
Задачи: | - выявить причины перехода от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике, уяснить, что нэп – это российский вариант стабилизации 20-х годов; - формировать критическое отношение к исторической действительности, анализировать ее, давать оценку и вырабатывать определенную социальную позицию. - Продолжить формировать умение анализировать исторические документы. - Развивать умение анализировать и аргументировать собственную позицию и формулировать выводы. - Воспитывать гражданственность, ориентировать обучающихся на гуманистические и демократические ценности. |
УУД: | Личностные: определять свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе; формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. Коммуникативные: Работать в паре и группе; Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: Организовать учебную деятельность учащихся путем соотношения уже ранее усвоено учащимися исторического материала и впервые изучаемого на уроке. Учить планировать самостоятельную познавательную деятельность, преодолевать затруднения (корректировать план и способы действий). |
Результаты: | Предметные: определять исторические процессы, события времени, применять основные хронологические понятии; соотносить историческое время и историческое пространство; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников. Метапредметные: анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, уметь ставить проблему и решать ее. |
Основные понятия: | нэп, продналог, аренда, хозрасчет |
Формы учебной работы: | фронтальная работа, групповая,парная, работа с историческими источниками, |
Технология: | Развития критического мышления, ИКТ |
Дидактическая структура урока
Дидактическая структура | Деятельность учителя | Время урока | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Организационный этап | Приветствие, подготовка к уроку | 1 мин | Подготовка к уроку, приветствие учителя. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Регулятивные: умение мобилизовать свои силы. | |
II. Актуализация знаний | - Давайте вспомним основные события начала ХХ вв. истории России, которые сделали этот период временем испытаний для нашей Родины … Что такое политика «военного коммунизма»? Почему была эта политика введена в государстве? Как вы считаете могла ли политика «военного коммунизма» привести к кризису в государстве? | 3 мин | 1-я мировая, падение монархии, Октябрьская и Февральская революция, Гражданская война Беседа по содержанию политики «военного коммунизма»: уч-ся пользуются материалом заготовленным в виде таблицы «Военный коммунизм» Приложение №1 Обоснование ответа | Познавательные: самостоятельное создание способов решения задания | |
III. Мотивационная часть | Скажите пожалуйста в наше с Вами время проводятся экономические реформы? Какие ситуации на ваш взгляд «заставляют» их проводить? На что рассчитывают те, кто их проводит?) | Ответы учащихся | |||
IV. Постановка учебной задачи | Переход к теме урока. Открывается на доске тема урока «Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу» Войны рано или поздно заканчиваются. Но проблемы, которые они порождают, остаются. Их необходимо решать. 4 года 1 мировой войны, революции, Гражданская война, Интервенция – по общему уровню страна отброшена на десятилетия назад. Предлагаю Вам выполнить небольшое задание на опережение и ответить на пару вопросов:
года, как политическую, так и экономическую (учесть, что основные военные действия гражданской войны уже закончились, а политика «военного коммунизма» использовалась руководством страны и дальше)? 2. Сделайте прогноз, кто мог оказаться среди недовольных сложившимся положением и почему? Какой вопрос для руководства государства стал первоочередным? Это и будет главный вопрос, на который мы получим ответ в конце урока. (Оформление на доске «Военный коммунизм» второй лист перевернут на нем «НЭП» На слайде демонстрируется план урока:
| 2 мин | Как выйти из этого кризиса. | ||
IV. Изучение нового материала | Политические и экономические процессы находятся в тесной связи между собой и влияют друг на друга. Итак, нам следует определить, кто и чем был не доволен в 1920-е гг. Предлагаю поработать в творческих группах. Каждая группа, работая с рабочим материалом, характеризует и анализирует недовольство и деятельность определенных слоев населения России. 1 группа работает с динамической инфографикой. Блок-схема с элементами для перетаскивания на интернет ресурсе: https://lesson.edu.ru/lesson/000dcc63-f97b-4ca5-b194-9644f6fe4b11 Отвечает на вопрос: «Сделай общий вывод о масштабе трагедии для России, вызванной событиями Первой мировой и Гражданской войн» 2 группа работает с историческими документами Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг.:
Отвечает на вопрос: Охарактеризуйте взаимоотношения церкви и большевиков в начале 1920-х гг. 3 группа работает с историческими документом «Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939.» Отвечает на вопрос: Выделите основные причины крестьянских выступлений против большевиков. Как они были связаны с политикой «военного коммунизма»? Почему крестьянские восстания назвали «малой гражданской войной»? После ответа 3 группы слово учителя: Ребята, я хочу вам зачитать небольшой отрывок из романа М. Шолохова «Тихий Дон», послушайте и постарайтесь ответить на вопрос (отрывок дублируется на слайде): Как власть решала проблему с подавлением восстания? «А-а, Мелехов! Сколько лет, сколько зим... Григорий повернулся. К нему подходил Яков Фомин – однополчанин Петра, бывший командир мятежного 28-го полка Донской армии. …. – Какими судьбами к нам? – спросил он, пожимая руку Григория, засматривая ему в глаза своими широко поставленными голубыми глазами. – Демобилизован. В военкомат заходил... – Давно прибыл? – Вчера. … – Думаешь дома жить? – А где же мне жить? Дома. – Хозяйствовать? – Да. Фомин сожалеюще покачал головой и вздохнул: – Плохое время ты, Мелехов, выбрал, ох, плохое... Не надо бы тебе домой являться ишо год, два. – Почему? Взяв Григория под локоть, слегка наклонившись, Фомин шепнул: – Тревожно в округе. Казаки дюже недовольные продразверсткой. В Богучарском уезде восстание. Нынче выступаем на подавление. Лучше бы, тебе, парень, смыться отсюда, да поживее. С Петром друзья мы были большие, поэтому и даю тебе такой совет: уходи! – Мне уходить некуда. – Ну, гляди! Я к тому это говорю, что политбюро офицеров зачинает арестовывать. За эту неделю трех подхорунжих с Дударевки привезли, одного с Решетовки, а с энтой стороны Дона их пачками везут, да и простых, нечиненых, казаков начинают щупать. Угадывай сам, Григорий Пантелеевич.» 4 группа анализирует текст «Резолюции собрания команд 1-й и 2-й бригад кораблей от 1 марта 1921 г. Отвечает на вопрос: Известно, что в СССР Кронштадтское восстание называли белогвардейским выступлением. Можно ли с этим согласиться? Своё мнение обоснуйте. Приложение №2 К ответу каждой группы при работе с историческими документами на слайд выводятся основные события, относящиеся к вопросам:
| 20 мин На дается 5 минут. Один человек от группы высказывает предположения | Ответы учащихся. Ответы учащихся: | - умение , проводить анализ и вычленять главное - развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин | Личностные: личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание событий. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации;; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; |
Физ. минутка | Ребята я предлагаю вам поучаствовать в небольшой разминке. Я называю исторические понятия если они относятся к теме нашего с вами урока вы поднимете руки в верх, если нет, то поворачиваетесь в стороны:
| ||||
V. Закрепление знаний. | Теперь мы можем вернуться к главному вопросу, какие важнейшие проблемы предстояло решить Советской России после окончания Гражданской войны? Для ответа на эти вопросы я предлагаю вам воспользоваться наглядной агитацией! А что являлось символом социального призыва, направленного на пропаганду идеологию определённого времени в истории? Правильно – лозунг! Озвучьте лозунги, представленные у вас, и назовите проблему которую необходимо было решить власти в годы экономического и политического кризиса?
| 1. Недовольство крестьян продразверсткой (вооруженные выступления крестьян против новой власти); 2. Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайными мерами периода гражданской войны; 3. Хозяйственный и политический кризис системы «Военного коммунизма». | -Умение применить полученные знания | Личностные: понимают значение знаний Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Личностные: понимают значение знаний Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Личностные: понимают значение знаний Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Познавательные: выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство своей точки зрения. Коммуникативные: учувствовать в коллективном обсуждении проблем, умение слушать друг друга, вступать в диалог и вести его; | |
VI. Итоги урока. | В марте 1921 г. на X съезде РКП(б) Ленин объявил о замене продразвёрстки натуральным налогом, что означало переход к новой экономической политике (нэпу). На слайде представляется высказывание В.И. Ленина: «Мы должны экономически удовлетворить среднее крестьянство и пойти на свободу оборота, иначе – сохранить власть пролетариата в России, при замедлении международной революции нельзя, экономически мы не сможем…» Речь В.И. Ленина 15 марта 1921г на X съезде РКП(б) Ребята я хочу Вам привести небольшую историческую параллель. Знаете ли вы, что в системе национальных проектов.рф есть проект НЭП: 2.0 Как современная Россия повторят советский опыт индустриализации. Минцифры запустило программу подготовки кадров для цифровой России и каждый из вас является его участником. | восстановить промышленность, накормить страну, а значит сельское хозяйство, решить проблему беспризорности Ответы учащихся (да, нет) |
| Познавательные: Развивают умение рефлексировать, адекватно оценивать свой вклад в урок и действия других. | |
Рефлексия. | Ребята я предлагаю взять вам в руки бюллетень и принять участие в голосовании: Считаете ли вы, что переход к нэпу был выходом из экономического и политического кризиса, в котором оказалась Россия в начале 20-х годов. С результатами голосования вы сможете ознакомиться, когда дополнительно на уроках истории подведете итоги по теме: «Экономическое и социальное развитие в годы нэпа» А был ли переход к «НЭПу» единственным верным решение правительства будет главным вопросом следующего урока. | ||||
Самооценка | Работа с распечатанными значками (палец в вех и в низ) | ||||
Домашнее задание. | Домашнее задание § 13 учебника, а для ребят, сдающих Единый государственный экзамен по предмету предлагаю выполнить дополнительное задание на платформе РЭШ отсканировав QR код. Большое спасибо за работу на уроке. И завершая наш разговор прошу, покидая кабинет оставить стикер на доске ответив на вопрос «Заставил ли вас урок задуматься над будущим развитием страны?» Если да – то зеленый, если нет, то красный. | ||||
Приложение №1
Меры проводимой политики | «Военный коммунизм» |
1.Меры в области с/х. | Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба. |
2.Меры в области промышленного производства | Национализация промышленности, ликвидация частной собственности. |
3. Меры в области товарно-денежных отношений. | Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством. |
4.Меры в области трудовых отношений. | Трудовая мобилизация, создание трудовых армий. |
5. Основная экономическая задача. | Подчинение экономики потребностям войны. Максимальная мобилизация всех ресурсов. |
6. Основная политическая задача. | Свертывание демократии и установление партийной диктатуры. Концентрация сил для победы над противником. |
Приложение №2
Группа №2
Вопрос к документу: Охарактеризуйте взаимоотношения церкви и большевиков в начале 1920-х гг.
Воззвание патриарха Тихона к духовенству и верующим Российской Православной Церкви по поводу изъятия церковных ценностей. 15/28 февраля 1922 г.
№ 23-1
БОЖИЕЮ МИЛОСТЬЮ, СМИРЕННЫЙ ТИХОН, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ, ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
БЛАГОДАТЬ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ДА БУДЕТ С ВАМИ.
Среди тяжких испытаний и бедствий, обрушив[ши]хся на землю нашу за наши беззакония, величайшим и ужаснейшим является голод, захвативший обширное пространство с многомиллионным населением.
Еще в августе 1921 г., когда стали доходить до нас слухи об этом ужасающем бедствии, Мы, почитая долгом своим придти на помощь страждущим духовным чадам нашим, обратились с посланиями к главам отдельных христианских церквей (Православным патриархам, Римскому Папе, Архиепископу Кентерберийскому и епископу Нью-Йор[к]скому) с призывом, во имя христианской любви, произвести сборы денег и продовольствия и выслать их вымирающему от голода населению Поволжья.
Тогда же был основан Нами Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим и во всех храмах и среди отдельных групп верующих начались сборы денег, предназначающихся на оказание помощи голодающим. Но подобная Церковная организация была признана Советским Правительством излишней и все собранные церковью денежные суммы потребованы к сдаче (и сданы) Правительственному К[омите]ту.
Желая усилить возможную помощь вымирающему от голода населению Поволжья, Мы нашли возможным разрешить церковно-приходским Советам и общинам жертвовать на нужды голодающим драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления,— о чем и оповестили православное население 6/19 февраля с/г. особым воззванием, которое было разрешено Правительством к напечатанию и распространению среди населения2.
Но вслед за этим, после резких выпадов в правительственных газетах, по отношению к духовным руководителям Церкви, 13/26 февраля В.Ц.И.К., для оказания помощи Голодающим, постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и проч. богослужебные церковные предметы3.
Дано в Москве
15 февраля 1922 года.
СМИРЕННЫЙ ТИХОН, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ4.
Источник:
Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. - М. - Новосибирск, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф», 1997, стр. 113-115
«Протокол Секретного Совещания Президиума ГПУ» об отношении к патриарху Тихону и о процессах против духовенства. 3 мая 1922 г.
№ 25-2*
24 ч.
С. Секр[етно]
Присутствуют т.т.: УНШЛИХТ, МЕНЖИНСКИЙ, ЯГОДА, САМСОНОВ.
от Н.К.Ю. тов. КРАСИКОВ.
СЛУШАЛИ: | ПОСТАНОВИЛИ: |
1. О вызове патриарха ТИХОНА в Московский Ревтрибунал в качестве свидетеля по делу попов сопротивлявшихся изъятию ценностей из церквей. | 1. Совещание находит вызов ТИХОНА нецелесообразным. |
2. О вызове ТИХОНА в ГПУ для предъявления ему ультимативных требований по вопросу об отречении им от должности лишения сана и предания анафиме представителей заграничного монархического антисоветского и Интервенционного активного духовенства. | 2. ТИХОНА вызвать и затребовать от него в 24 часа публикации, отлучения от церкви лишения сана и отречения от должности вышеуказанного духовенства, а также потребовать от него издания специального послания заграничному православному духовенству и выдаче представителям Соввласти ценностей находящихся в заграничных церквах. В случае если ТИХОН откажется от исполнения вышеуказанных требований такового немедленно арестовать предъявив ему все обвинения совершенных им против Советской Власти по совокупности1. |
3. О процессе ТИХОНА. | 3. Ввиду предстоящего процесса ТИХОНА развить против него самую бешенную агитацию, как устную, так и [в] печати, в Республиканском масштабе, о чем просить Ц.К. соответствующих указаний местным парторганизациям. Признать, что газетная компания, как в сталичной, так и местной печати1* против попов чрезвычайно утихла. |
4. О процессах против попов, в связи с изъятием ценностей. — | 4. Обратить внимание Ц.К. РКП на проявленную мягкость Президиума ВЦИК в отношении осужденных попов, противоречущей в этом отношении линии и дерективам Ц.К. РКП2. |
5. Об издании журнала. — | 5. Обязать тов. ГАЛКИНА и тов. ШМЕЛЕВА сделать т. КРАСИКОВУ и тов. САМСОНОВУ доклад поэтому вопросу 4-го мая в 12-ть часов дня прибыв на доклад со всеми материалами касающихся издания журнала. |
Источник:
Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. - М. - Новосибирск, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф», 1997, стр. 252-254
Группа №3
Вопрос к документу: Выделите основные причины крестьянских выступлений против большевиков. Как они были связаны с политикой «военного коммунизма»?
Из оперативно-разведывательной сводки штаба Войск Внутренней Службы республики № 10 за 10 января 1921 г.
№ 195
Совершенно секретно
[Тамбовская губ.] Из опроса пленных, захваченных в бою 8 января 1-м кавполком т. Переведенцова в с. Верхне-Чуево, Петровское, Моисеево (8—10 верст юго-восточнее Обловки), примкнувших к бандитскому движению, выяснилось: по селам разъезжают агитаторы банд по три—четыре человека, собираются на сходы, на которых главным образом призывают к уничтожению коммунистов и коммунистического строя за то, что коммунисты отбирают у крестьян последний хлеб и что им придется в конце умирать с голоду, и призывают записываться в партизанские отряды.
….
На первом плане лежит забота о снабжении бандитов продовольствием, фуражом и обмундированием, причем таковое собирается путем процентного отчисления без указания нормы, на втором же — о снабжении гарнизонов оружием и общее военное руководство. В первую очередь отбирается закопанное у крестьян оружие, а недостаток требуется от высших военных соединений.
…..
Крестьяне не примкнувших сел не допускаются в бандитские села. Место пребывания Антонова и численность его банды опросом установить не удалось, но о нем говорят, как о легендарной личности, в смысле его побед и быстроты движения.
Источник:
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 1. стр. 384-385
Группа №4
Вопрос к документу: Известно, что в СССР Кронштадтское восстание называли белогвардейским выступлением. Можно ли с этим согласиться? Своё мнение обоснуйте.
Резолюция собрания команд 1-й и 2-й бригад кораблей от 1 марта 1921 г.
Заслушав доклад представителей команд, посылаемых общим собранием команд с кораблей в гор. Петроград для выяснения дел в Петрограде, постановили:
- Ввиду того, что настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян, немедленно сделать перевыборы Советов тайным голосованием, причем перед выборами провести свободную предварительную агитацию всех рабочих и крестьян.
- Свободу слова и печати для рабочих и крестьян, анархистов, левых социалистических партий.
- Свободу собраний и профессиональных союзов, и крестьянских объединений.
- Собрать не позднее 10 марта 1921 г. беспартийную конференцию рабочих, красноармейцев и матросов гор. Петрограда, Кронштадта и Петроградской губернии.
- Освободить всех политических заключенных социалистических партий, а также всех рабочих и крестьян, красноармейцев и матросов, заключенных в связи с рабочими и крестьянскими движениями.
- Выбрать комиссию для пересмотра дел заключенных в тюрьмах и концентрационных лагерях.
- Упразднить всякие политотделы, так как ни одна партия не может пользоваться привилегиями для пропаганды своих идей и получить от государства средства для этой цели. Вместо них должны быть учреждены с мест выбранные культурно-просветительные комиссии, для которых средства должны отпускаться государством.
- Немедленно снять все заградительные отряды.
- Уравнять паек для всех трудящихся, за исключением вредных цехов.
- Упразднить коммунистические боевые отряды во всех воинских частях, а также на фабриках и заводах - разные дежурства со стороны коммунистов, а если таковые дежурства или отряды понадобятся, то можно назначить в воинских частях роты, а на фабриках и заводах по усмотрению рабочих.
- Дать полное право действия крестьянам над своею землею так, как им желательно, а также иметь скот, который содержать должен и управлять своими силами, т. е. не пользуясь наемным трудом.
- Просим все воинские части, а также товарищей военных курсантов присоединиться к нашей резолюции.
- Требуем, чтобы все резолюции были широко оглашены печатью.
- Назначить разъездное бюро для контроля.
- Разрешить свободное кустарное производство собственным трудом.
Самоанализ открытого урока (НЕ РЕДАКТИРОВАЛА, взяла как шаблон)
Это учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности. Получив определенные знания, умения и навыки по работе с, историческими документами, научно-популярной, справочной литературой учащиеся в комплексе применили это на уроке.
Мне удалось обеспечить мотивационную готовность и положительный, эмоциональный настрой на уроке. Для актуализации первичного опыта был использован прием «-------».
Тема, цели и задачи урока были доходчиво объяснены и стали личностно значимыми для учащихся, так как они понимали, что будущее страны в их руках.
Структура урока соответствует выбранному типу урока изучения нового материала, построенного в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Этапы урока взаимосвязаны, каждый этап решает свою задачу.
Урок изучения нового материала по теме «-----», начался с этапа «вызов». Был предложен метод «мозгового штурма», продолжительностью минут. Во время работы, ученики размышляли над тем, что они уже знают о гражданской войне, сочетая индивидуальную, групповую и фронтальную деятельность. Данный прием призван актуализировать познавательную деятельность детей.
Этап «содержания» (20-25 минут) проводился в ключе: «». Для эффективности проведения данного этапа, использовались различные методы и приёмы ознакомления учащихся с новым материалом. Методы и приёмы были подобраны в соответствии с образовательно-воспитательными целями урока, выстроены в соответствии с требованиями систематичности, последовательности, правильности протекания мыслительных операций у детей. Работа учащихся опиралась на ранее приобретенные знания, умения и навыки.
Сама форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся. Применялись различные методы обучения. Объяснительно-иллюстративный на начальном этапе урока. Исследовательский, частично-поисковый на этапе актуализации обогащаемого опыта.
Для актуализации закрепляемого опыта использовался исследовательский и объяснительно-иллюстративный метод. На уроке была создана ситуация выбора для каждого ученика по написанию мини-сообщения на данную тему.
Домашнее задание носило разноуровневый характер - ребята имели право выбора. Технологические приемы, применяемые на уроке, соответствовали содержанию учебного материала.
При подведении итогов деятельности учащихся оценивался не только результат работы на уроке, но и при подготовке его.
Прослеживаются причинно-следственные связи прошлого и настоящего. Тема значима и для современного поколения. Без знания истории своей страны, с ее успехами и падениями, невозможно идти в будущее. Я надеюсь, что учащиеся это усвоили.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока.
Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.
Цели и задачи, поставленные мною, были достигнуты полностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экономический и политический кризис начала 20-х гг.
Материал предназначен для уроков по истории России 20 века....

Экономический и политический кризис начала 1920-х годов. Переход к нэпу
Экономические трудности, вызванные войной, а также общее недовольство населения царским правительством вызвали массовое забастовочное движение. Вспыхнувшая в результате этого движения революция в 1918...

Возможности и пути преодоления системного и структурного экономического и политического кризиса в России и мире.
План-конспект учебного занятия по ОГСЭ.02 История...
Презентация "Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к НЭПу"
Презентация "Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к НЭПу". Урок истории. 10 класс. Может быть использована при работе с любым УМК. Соответствует этапам урока....

Экономический и политический кризис к НЭПу 10 класс рабочий лист
Экономический и политический кризис к НЭПу 10 класс рабочий лист...
разработка урока "Экономический и политический кризис начала 1920 годов"
Урок посвящен крестьянским восстаниям, реквизиции церковных ценностей....


