Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу.
план-конспект урока по истории (10 класс)

Анна Сергеевна Шатаева

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ «Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу.»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_1.docx42.33 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ «Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу.»

Предмет:

История России

Класс:

10

Тема:

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу.

Цели:

Предметная: Подвести учащихся к выявлению причин перехода к НЭПу, научить понимать и интерпретировать логику исторических событий, выявлять их актуальность;

Метапредметная: способствовать формированию навыков и умений анализировать разные источники информации, получать знания с их помощью, а также умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Личностная: формировать интерес учащихся к историческому прошлому своей страны; формировать активную гражданскую позицию молодежи; воспитать чувство патриотизма (общекультурная компетенция).                  

Задачи:

- выявить причины перехода от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике, уяснить, что нэп – это российский вариант стабилизации 20-х годов;

- формировать критическое отношение к исторической действительности, анализировать ее, давать оценку и вырабатывать определенную социальную позицию.

-  Продолжить формировать умение анализировать исторические документы.

       - Развивать умение анализировать и аргументировать собственную позицию и формулировать выводы.

        - Воспитывать гражданственность, ориентировать обучающихся на гуманистические и демократические ценности.

УУД:

Личностные: определять свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе; формировать  и развивать познавательный интерес к изучению истории России.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать  процесс и результат деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

Коммуникативные: Работать в паре и группе;

Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные: Организовать учебную деятельность учащихся путем соотношения уже ранее усвоено учащимися исторического материала и впервые изучаемого на уроке.

Учить планировать самостоятельную познавательную деятельность, преодолевать затруднения (корректировать план и способы действий).

Результаты:

Предметные: определять исторические процессы, события времени, применять основные хронологические понятии; соотносить историческое время и историческое пространство; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников.
Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию;

Метапредметные: анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, уметь ставить проблему и решать ее.

Основные понятия:

нэп, продналог, аренда, хозрасчет 

Формы учебной работы:

фронтальная работа, групповая,парная, работа с историческими источниками,

Технология:

Развития критического мышления, ИКТ

Дидактическая структура урока

Дидактическая структура

Деятельность учителя

Время урока

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организационный этап

Приветствие, подготовка к уроку

1 мин

Подготовка к уроку, приветствие учителя.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению

Регулятивные: умение мобилизовать свои силы.

II. Актуализация знаний

- Давайте вспомним основные события начала ХХ вв. истории России, которые сделали этот период временем испытаний для нашей Родины …

Что такое политика «военного коммунизма»? Почему была эта политика введена в государстве?

Как вы считаете могла ли политика «военного коммунизма» привести к кризису в государстве?

3 мин

1-я мировая, падение монархии, Октябрьская и Февральская революция, Гражданская война

Беседа по содержанию политики «военного коммунизма»: уч-ся пользуются материалом заготовленным в виде таблицы «Военный коммунизм»

Приложение №1

Обоснование ответа

Познавательные: самостоятельное создание способов решения задания

III. Мотивационная часть

 Скажите пожалуйста в наше с Вами время проводятся экономические реформы? Какие ситуации на ваш взгляд «заставляют» их проводить? На что рассчитывают те, кто их проводит?)

Ответы учащихся

IV. Постановка учебной задачи

Переход к теме урока.

Открывается на доске тема урока «Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу»

Войны рано или поздно заканчиваются. Но проблемы, которые они порождают, остаются. Их необходимо решать.

4 года 1 мировой войны, революции, Гражданская война, Интервенция – по общему уровню страна отброшена на десятилетия назад.

Предлагаю Вам выполнить небольшое задание на опережение и ответить на пару вопросов:

  1. представьте ситуацию, сложившуюся в Советской России к началу 1921

года, как политическую, так и экономическую (учесть, что основные военные действия

гражданской войны уже закончились, а политика «военного коммунизма» использовалась

руководством страны и дальше)?

2. Сделайте прогноз, кто мог оказаться среди недовольных сложившимся

положением и почему?

Какой вопрос для руководства государства стал первоочередным?

Это и будет главный вопрос, на который мы получим ответ в конце урока.

(Оформление на доске «Военный коммунизм»          второй лист перевернут на нем «НЭП»

На слайде демонстрируется план урока:

  1. Последствия Первой мировой войны и Российской революции для демографии и экономики.
  2. Власть и церковь.
  3. Крестьянские восстания.
  4. Кронштадтское восстание.
  5. Переход к новой экономической политике.

 

2 мин

Как выйти из этого кризиса.

IV. Изучение нового материала

Политические и экономические процессы находятся в тесной связи между собой и влияют друг на друга. Итак, нам следует определить, кто и чем был не доволен в 1920-е гг. Предлагаю поработать в творческих группах. Каждая группа, работая с рабочим материалом, характеризует и анализирует недовольство и деятельность определенных слоев населения России.

1 группа работает с динамической инфографикой. Блок-схема с элементами для перетаскивания на интернет ресурсе: https://lesson.edu.ru/lesson/000dcc63-f97b-4ca5-b194-9644f6fe4b11 

Отвечает на вопрос:

«Сделай общий вывод о масштабе трагедии для России, вызванной событиями Первой мировой и Гражданской войн»

2 группа работает с историческими документами Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг.:

  1.  «Воззвание патриарха Тихона к духовенству и верующим Российской Православной Церкви»
  2. «Протокол Секретного Совещания Президиума ГПУ» об отношении к патриарху Тихону и о процессах против духовенства.

Отвечает на вопрос:

Охарактеризуйте взаимоотношения церкви и большевиков в начале 1920-х гг.

3 группа работает с историческими документом «Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939.»

Отвечает на вопрос:

Выделите основные причины крестьянских выступлений против большевиков. Как они были связаны с политикой «военного коммунизма»? Почему крестьянские восстания назвали «малой гражданской войной»?

После ответа 3 группы слово учителя:

Ребята, я хочу вам зачитать небольшой отрывок из романа М. Шолохова «Тихий Дон», послушайте и постарайтесь ответить на вопрос (отрывок дублируется на слайде): Как власть решала проблему с подавлением восстания?

«А-а, Мелехов! Сколько лет, сколько зим...

Григорий повернулся. К нему подходил Яков Фомин – однополчанин Петра, бывший командир мятежного 28-го полка Донской армии.

….

– Какими судьбами к нам? – спросил он, пожимая руку Григория, засматривая ему в глаза своими широко поставленными голубыми глазами.

– Демобилизован. В военкомат заходил...

– Давно прибыл?

– Вчера.

– Думаешь дома жить?

– А где же мне жить? Дома.

– Хозяйствовать?

– Да.

Фомин сожалеюще покачал головой и вздохнул:

– Плохое время ты, Мелехов, выбрал, ох, плохое... Не надо бы тебе домой являться ишо год, два.

– Почему?

Взяв Григория под локоть, слегка наклонившись, Фомин шепнул:

– Тревожно в округе. Казаки дюже недовольные продразверсткой. В Богучарском уезде восстание. Нынче выступаем на подавление. Лучше бы, тебе, парень, смыться отсюда, да поживее. С Петром друзья мы были большие, поэтому и даю тебе такой совет: уходи!

– Мне уходить некуда.

– Ну, гляди! Я к тому это говорю, что политбюро офицеров зачинает арестовывать. За эту неделю трех подхорунжих с Дударевки привезли, одного с Решетовки, а с энтой стороны Дона их пачками везут, да и простых, нечиненых, казаков начинают щупать. Угадывай сам, Григорий Пантелеевич.»

4 группа анализирует текст «Резолюции собрания команд 1-й и 2-й бригад кораблей от 1 марта 1921 г.

Отвечает на вопрос: Известно, что в СССР Кронштадтское восстание называли белогвардейским выступлением. Можно ли с этим согласиться? Своё мнение обоснуйте.

Приложение №2

К ответу каждой группы при работе с историческими документами на слайд выводятся основные события, относящиеся к вопросам:

  1. Власть и церковь.
  2. Крестьянские восстания.
  3. Кронштадтское восстание.

 

20 мин

На дается 5 минут. Один человек от группы высказывает предположения

Ответы учащихся.

Ответы учащихся:

- умение , проводить анализ и вычленять главное

- развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

Личностные: личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание событий.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации;; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Физ. минутка

Ребята я предлагаю вам поучаствовать в небольшой разминке. Я называю исторические понятия если они относятся к теме нашего с вами урока вы поднимете руки в верх, если нет, то поворачиваетесь в стороны:

  1. Антоновщина
  2. Антанта
  3. Брусиловский прорыв
  4. «Малая гражданская война»
  5. Двоевластие

V. Закрепление знаний.

 Теперь мы можем вернуться к главному вопросу, какие важнейшие проблемы предстояло решить Советской России после окончания Гражданской войны?

Для ответа на эти вопросы я предлагаю вам воспользоваться наглядной агитацией!

А что являлось символом социального призыва, направленного на пропаганду идеологию определённого времени в истории?

Правильно – лозунг!

Озвучьте лозунги, представленные у вас, и назовите проблему которую необходимо было решить власти в годы экономического и политического кризиса?

 

1. Недовольство крестьян продразверсткой (вооруженные выступления крестьян против новой власти);

2. Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайными мерами периода гражданской войны;

3. Хозяйственный и политический кризис системы «Военного коммунизма».

-Умение применить полученные знания

Личностные: понимают значение знаний 
для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Личностные: понимают значение знаний 
для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Личностные: понимают значение знаний 
для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Познавательные: выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство своей точки зрения.

Коммуникативные: учувствовать в коллективном обсуждении проблем,

умение слушать друг друга, вступать в диалог и вести его;

VI. Итоги урока.

В марте 1921 г. на X съезде

РКП(б) Ленин объявил о замене продразвёрстки натуральным налогом,

что означало переход к новой экономической политике (нэпу).

На слайде представляется высказывание В.И. Ленина: «Мы должны экономически удовлетворить среднее крестьянство и пойти на свободу оборота, иначе – сохранить власть пролетариата в России, при замедлении международной революции нельзя, экономически мы не сможем…»

Речь В.И. Ленина 15 марта 1921г на X съезде РКП(б)

Ребята я хочу Вам привести небольшую историческую параллель. Знаете ли вы, что в системе национальных проектов.рф есть проект НЭП: 2.0 Как современная Россия повторят советский опыт индустриализации. Минцифры запустило программу подготовки кадров для цифровой России и каждый из вас является его участником.

Это проект  «Билет в будущее»

восстановить промышленность, накормить страну, а значит сельское хозяйство, решить проблему беспризорности

Ответы учащихся (да, нет)

 

Познавательные: Развивают умение рефлексировать, адекватно оценивать свой вклад в урок и действия других.

Рефлексия.

Ребята я предлагаю взять вам в руки бюллетень и принять участие в голосовании: Считаете ли вы, что переход к нэпу был выходом из экономического и политического  кризиса,  в котором оказалась Россия в начале 20-х годов.

С результатами голосования вы сможете ознакомиться, когда дополнительно на уроках истории подведете итоги по теме: «Экономическое и социальное развитие в годы нэпа»

А был ли переход к «НЭПу» единственным верным решение правительства будет главным вопросом следующего урока.

Самооценка

Работа с распечатанными значками (палец в вех и в низ)

Домашнее задание.

Домашнее задание § 13 учебника, а для ребят, сдающих Единый государственный экзамен по предмету предлагаю выполнить дополнительное задание на платформе РЭШ отсканировав QR код.

Большое спасибо за работу на уроке. И завершая наш разговор прошу, покидая кабинет оставить стикер на доске ответив на вопрос «Заставил ли вас урок задуматься над будущим развитием страны?»

Если да – то зеленый, если нет, то красный.

Приложение №1

Меры проводимой политики

«Военный коммунизм»

1.Меры в области с/х.

Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба.

2.Меры в области промышленного производства

Национализация промышленности, ликвидация частной собственности.

3. Меры в области товарно-денежных отношений.

Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством.

4.Меры в области трудовых отношений.

Трудовая мобилизация, создание трудовых армий.

5. Основная экономическая задача.

Подчинение экономики потребностям войны. Максимальная мобилизация всех ресурсов.

6. Основная политическая задача.

Свертывание демократии и установление партийной диктатуры. Концентрация сил для победы над противником.

Приложение №2

Группа №2

Вопрос к документу: Охарактеризуйте взаимоотношения церкви и большевиков в начале 1920-х гг.

Воззвание патриарха Тихона к духовенству и верующим Российской Православной Церкви по поводу изъятия церковных ценностей. 15/28 февраля 1922 г.

№ 23-1

БОЖИЕЮ МИЛОСТЬЮ, СМИРЕННЫЙ ТИХОН, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ, ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

БЛАГОДАТЬ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ДА БУДЕТ С ВАМИ.

Среди тяжких испытаний и бедствий, обрушив[ши]хся на землю нашу за наши беззакония, величайшим и ужаснейшим является голод, захвативший обширное пространство с многомиллионным населением.

Еще в августе 1921 г., когда стали доходить до нас слухи об этом ужасающем бедствии, Мы, почитая долгом своим придти на помощь страждущим духовным чадам нашим, обратились с посланиями к главам отдельных христианских церквей (Православным патриархам, Римскому Папе, Архиепископу Кентерберийскому и епископу Нью-Йор[к]скому) с призывом, во имя христианской любви, произвести сборы денег и продовольствия и выслать их вымирающему от голода населению Поволжья.

Тогда же был основан Нами Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим и во всех храмах и среди отдельных групп верующих начались сборы денег, предназначающихся на оказание помощи голодающим. Но подобная Церковная организация была признана Советским Правительством излишней и все собранные церковью денежные суммы потребованы к сдаче (и сданы) Правительственному К[омите]ту. 

Желая усилить возможную помощь вымирающему от голода населению Поволжья, Мы нашли возможным разрешить церковно-приходским Советам и общинам жертвовать на нужды голодающим драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления,— о чем и оповестили православное население 6/19 февраля с/г. особым воззванием, которое было разрешено Правительством к напечатанию и распространению среди населения2.

Но вслед за этим, после резких выпадов в правительственных газетах, по отношению к духовным руководителям Церкви, 13/26 февраля В.Ц.И.К., для оказания помощи Голодающим, постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и проч. богослужебные церковные предметы3.

Дано в Москве

15 февраля 1922 года.

СМИРЕННЫЙ ТИХОН, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ4.

Источник: 

Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. - М. - Новосибирск, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф», 1997, стр. 113-115

«Протокол Секретного Совещания Президиума ГПУ» об отношении к патриарху Тихону и о процессах против духовенства. 3 мая 1922 г.

№ 25-2*

24 ч.

С. Секр[етно]

Присутствуют т.т.: УНШЛИХТ, МЕНЖИНСКИЙ, ЯГОДА, САМСОНОВ.

от Н.К.Ю. тов. КРАСИКОВ.

СЛУШАЛИ:

ПОСТАНОВИЛИ:

1. О вызове патриарха ТИХОНА в Московский Ревтрибунал в качестве свидетеля по делу попов сопротивлявшихся изъятию ценностей из церквей.

1. Совещание находит вызов ТИХОНА нецелесообразным.

2. О вызове ТИХОНА в ГПУ для предъявления ему ультимативных требований по вопросу об отречении им от должности лишения сана и предания анафиме представителей заграничного монархического антисоветского и Интервенционного активного духовенства.

2. ТИХОНА вызвать и затребовать от него в 24 часа публикации, отлучения от церкви лишения сана и отречения от должности вышеуказанного духовенства, а также потребовать от него издания специального послания заграничному православному духовенству и выдаче представителям Соввласти ценностей находящихся в заграничных церквах. В случае если ТИХОН откажется от исполнения вышеуказанных требований такового немедленно арестовать предъявив ему все обвинения совершенных им против Советской Власти по совокупности1.

3. О процессе ТИХОНА.

3. Ввиду предстоящего процесса ТИХОНА развить против него самую бешенную агитацию, как устную, так и [в] печати, в Республиканском масштабе, о чем просить Ц.К. соответствующих указаний местным парторганизациям. Признать, что газетная компания, как в сталичной, так и местной печати1* против попов чрезвычайно утихла.

4. О процессах против попов, в связи с изъятием ценностей. —

4. Обратить внимание Ц.К. РКП на проявленную мягкость Президиума ВЦИК в отношении осужденных попов, противоречущей в этом отношении линии и дерективам Ц.К. РКП2.

5. Об издании журнала. —

5. Обязать тов. ГАЛКИНА и тов. ШМЕЛЕВА сделать т. КРАСИКОВУ и тов. САМСОНОВУ доклад поэтому вопросу 4-го мая в 12-ть часов дня прибыв на доклад со всеми материалами касающихся издания журнала.

Источник: 

Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. - М. - Новосибирск, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф», 1997, стр. 252-254

Группа №3

Вопрос к документу: Выделите основные причины крестьянских выступлений против большевиков. Как они были связаны с политикой «военного коммунизма»?

Из оперативно-разведывательной сводки штаба Войск Внутренней Службы республики № 10 за 10 января 1921 г.

№ 195

Совершенно секретно

[Тамбовская губ.] Из опроса пленных, захваченных в бою 8 января 1-м кавполком т. Переведенцова в с. Верхне-Чуево, Петровское, Моисеево (8—10 верст юго-восточнее Обловки), примкнувших к бандитскому движению, выяснилось: по селам разъезжают агитаторы банд по три—четыре человека, собираются на сходы, на которых главным образом призывают к уничтожению коммунистов и коммунистического строя за то, что коммунисты отбирают у крестьян последний хлеб и что им придется в конце умирать с голоду, и призывают записываться в партизанские отряды.

….

На первом плане лежит забота о снабжении бандитов продовольствием, фуражом и обмундированием, причем таковое собирается путем процентного отчисления без указания нормы, на втором же — о снабжении гарнизонов оружием и общее военное руководство. В первую очередь отбирается закопанное у крестьян оружие, а недостаток требуется от высших военных соединений.

…..

Крестьяне не примкнувших сел не допускаются в бандитские села. Место пребывания Антонова и численность его банды опросом установить не удалось, но о нем говорят, как о легендарной личности, в смысле его побед и быстроты движения.

Источник: 

Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 1. стр. 384-385

Группа №4

Вопрос к документу: Известно, что в СССР Кронштадтское восстание называли белогвардейским выступлением. Можно ли с этим согласиться? Своё мнение обоснуйте.

Резолюция собрания команд 1-й и 2-й бригад кораблей от 1 марта 1921 г.

Заслушав доклад представителей команд, посылаемых общим собранием команд с кораблей в гор. Петроград для выяснения дел в Петрограде, постановили:

  1. Ввиду того, что настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян, немедленно сделать перевыборы Советов тайным голосованием, причем перед выборами провести свободную предварительную агитацию всех рабочих и крестьян.
  2. Свободу слова и печати для рабочих и крестьян, анархистов, левых социалистических партий.
  3. Свободу собраний и профессиональных союзов, и крестьянских объединений.
  4. Собрать не позднее 10 марта 1921 г. беспартийную конференцию рабочих, красноармейцев и матросов гор. Петрограда, Кронштадта и Петроградской губернии.
  5. Освободить всех политических заключенных социалистических партий, а также всех рабочих и крестьян, красноармейцев и матросов, заключенных в связи с рабочими и крестьянскими движениями.
  6. Выбрать комиссию для пересмотра дел заключенных в тюрьмах и концентрационных лагерях.
  7. Упразднить всякие политотделы, так как ни одна партия не может пользоваться привилегиями для пропаганды своих идей и получить от государства средства для этой цели. Вместо них должны быть учреждены с мест выбранные культурно-просветительные комиссии, для которых средства должны отпускаться государством.
  8. Немедленно снять все заградительные отряды.
  9. Уравнять паек для всех трудящихся, за исключением вредных цехов.
  10. Упразднить коммунистические боевые отряды во всех воинских частях, а также на фабриках и заводах - разные дежурства со стороны коммунистов, а если таковые дежурства или отряды понадобятся, то можно назначить в воинских частях роты, а на фабриках и заводах по усмотрению рабочих.
  11. Дать полное право действия крестьянам над своею землею так, как им желательно, а также иметь скот, который содержать должен и управлять своими силами, т. е. не пользуясь наемным трудом.
  12. Просим все воинские части, а также товарищей военных курсантов присоединиться к нашей резолюции.
  13. Требуем, чтобы все резолюции были широко оглашены печатью.
  14. Назначить разъездное бюро для контроля.
  15. Разрешить свободное кустарное производство собственным трудом.

Самоанализ открытого урока (НЕ РЕДАКТИРОВАЛА, взяла как шаблон)

      

Это учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности. Получив определенные знания, умения и навыки по работе с, историческими документами, научно-популярной, справочной литературой учащиеся в комплексе применили это на уроке.

Мне удалось обеспечить мотивационную готовность и положительный, эмоциональный настрой на уроке. Для актуализации первичного опыта был использован прием «-------».

Тема, цели и задачи урока были доходчиво объяснены и стали личностно значимыми для учащихся, так как они понимали, что будущее страны в их руках.

Структура урока соответствует выбранному типу урока изучения нового материала, построенного в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Этапы урока взаимосвязаны, каждый этап решает свою задачу.

Урок изучения нового материала по теме «-----», начался с этапа «вызов». Был предложен метод «мозгового штурма», продолжительностью  минут. Во время работы, ученики размышляли над тем, что они уже знают о гражданской войне, сочетая индивидуальную, групповую и фронтальную деятельность. Данный прием призван актуализировать познавательную деятельность детей.

Этап «содержания» (20-25 минут) проводился в ключе: «». Для эффективности проведения данного этапа, использовались различные методы и приёмы ознакомления учащихся с новым материалом. Методы и приёмы были подобраны в соответствии с образовательно-воспитательными целями урока, выстроены в соответствии с требованиями систематичности, последовательности, правильности протекания мыслительных операций у детей. Работа учащихся опиралась на ранее приобретенные знания, умения и навыки.

Сама форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся. Применялись различные методы обучения. Объяснительно-иллюстративный на начальном этапе урока. Исследовательский, частично-поисковый на этапе актуализации обогащаемого опыта.

Для актуализации закрепляемого опыта использовался исследовательский и объяснительно-иллюстративный метод. На уроке была создана ситуация выбора для каждого ученика по написанию мини-сообщения на данную тему.

Домашнее задание носило разноуровневый характер - ребята имели право выбора. Технологические приемы, применяемые на уроке, соответствовали содержанию учебного материала.

При подведении итогов деятельности учащихся оценивался не только результат работы на уроке, но и при подготовке его.

Прослеживаются причинно-следственные связи прошлого и настоящего. Тема значима и для современного поколения. Без знания истории своей страны, с ее успехами и падениями, невозможно идти в будущее. Я надеюсь, что учащиеся это усвоили.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока.

Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.

Цели и задачи, поставленные мною, были достигнуты полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономический и политический кризис начала 20-х гг.

Материал предназначен для уроков по истории России 20 века....

Экономический и политический кризис начала 1920-х годов. Переход к нэпу

Экономические трудности, вызванные войной, а также общее недовольство населения царским правительством вызвали массовое забастовочное движение. Вспыхнувшая в результате этого движения революция в 1918...

Презентация "Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к НЭПу"

Презентация "Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к НЭПу".  Урок истории. 10 класс. Может быть использована при работе с любым УМК. Соответствует этапам урока....

Экономический и политический кризис к НЭПу 10 класс рабочий лист

Экономический и политический кризис к НЭПу 10 класс рабочий лист...

разработка урока "Экономический и политический кризис начала 1920 годов"

Урок посвящен крестьянским восстаниям, реквизиции церковных ценностей....