Внешняя политика России в 1813-1825 годы.
методическая разработка по истории (8 класс)
Конспект урока по истории для 8 класса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 8 классе по теме: Внешняя политика России в 1813-1825 годы.
Подготовила:
Учитель истории и обществознания Андреева Светлана Алексеевна
МБОУ «Среднекибечская СОШ» Канашского МО Чувашской Респ.
Цели урока: 1) выяснить основные направления внешней политики России в 1813-1825 гг.;
2) развивать навыки анализа исторических документов;
3) учить выделять главное, сравнивать, ставить разрешать проблемы.
4) развивать навыки самостоятельной работы, умение выделять причинно-следственные связи, работать с картой;
5) воспитывать интерес к истории, чувство патриотизма.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: репродуктивные и частично-поисковые (эвристические)
Формы работы: опрос, рассказ учителя, работа с картой, работа с текстом учебника, документами.
План урока: 1. Проверка домашнего задания;
2.Начало заграничных походов русской армии;
3.Пятая антинаполеоновская коалиция. Поражение Наполеона;
4.Венский конгресс;
5. «Священный союз»;
6.Восточная политика Александра I в 1813-1825гг.;
7.Закрепление материала.
Новые термины и даты: заграничные походы русской армии, 4-7 октября 1813г. – «Битва народов», Венский конгресс (сентябрь 1814-июль 1815), Священный союз (1815).
Оборудование: России в первой половине IXI века», портрет Александра I.
Ход урока. Проверка домашнего задания.
1.Начало заграничных походов русской армии.
С изгнанием армии Наполеона из России война не окончилась. М. И. Кутузов выступал против продолжения войны, а Александр I- за.
- Подумайте, какие аргументы в пользу своей точке зрения могли выдвигать полководец и император? При наличии времени, ответ можно оформить в виде таблицы:
М. И. Кутузов | Александр I |
Нет смысла в том, чтобы кровью русских солдат освобождать Европу. Русская армия понесла большие потери в Отечественной войне, она истощена. Поэтому новой войне она столкнется с огромными трудностями. | Если дать Наполеону передышку, то Европа по- прежнему останется в его власти и сохранится угроза русской границе на Немане. При продолжении войны можно рассчитывать на Пруссию. |
2.Начало заграничных походов русской армии. 13 января 1813 года русская армия перешла Неман и вступила на территорию Герцогства Варшавского.
Запись на доске и в тетради:1813-1815гг.- Заграничные походы русской армии.
- В чем состояла цель заграничных походов русской армии?
Работа с документами: «Воззвание М. И. Кутузова к жителям Пруссии».
- Кто автор документа?
-Когда и в какой исторической обстановке был написан документ?
- Как в документе объясняются цели пребывания русских войск в Пруссии?
- Какие доводы приводит Кутузов, чтобы склонить Пруссию к войне против Наполеона?
- Какие строки из документа подтверждают стремления российского командования избежать конфликтной ситуации в связи со вступлением русской армии на чужую территорию. (Здесь учитель обсуждает обстановку внешней политики современной России, а именно ситуацию на Украине).
Документ «Из рапорта генерала П. Х. Витгенштейна»
- Как встретили русскую армию в Берлине?
28 апреля в г. Бунцлау умер М.И. Кутузов. Умер от старости с осознанием достойно выполненного долга перед Родиной и российским народом. (Вспоминаем сегодняшних героев, которые сражаются в СВО). (См. Дополнительные материалы).
В короткое время Наполеон сумел собрать новую почти миллионную армию. Первые столкновения русско- прусских войск с войсками Наполеона были неудачны для союзников: в апреле 1813г. они потерпели подряд два поражения: при Лютцине, а затем при Бауцине, вследствие чего им пришлось пойти на перемирие с Наполеоном.
3.Пятая антинаполеоновская коалиция. Поражение Наполеона.
Беседа с учащимися.
-Что такое коалиция?
-Какие страны входили в антинаполеоноскую коалицию 1813 года? (Россия, Пруссия, Австрия, Англия, Швеция. Союзники воспользовались передышкой, чтобы вовлечь в войну новых участников).
- Покажите на карте г. Лейпциг. Почему состоявшееся около него сражение назвали «битва народов»? Каковы были результаты сражения? (На стороне союзников сражались русские, прусские, австрийские, шведские войска; на стороне Наполеона – французы, поляки, бельгийцы, голландцы, саксонцы, баварцы, итальянцы. С обеих сторон участвовало более 500 тыс. человек.Битва продолжалась три дня и закончилась поражением Наполеона. Это поражение заставило его прекратить борьбу и обратиться с предложением мира к европейским странам).
Запись в тетрадях и на доске: 4-7 октября 1813 г. – «битва народов» под Лейпцигом.
Договориться не удалось, и война продолжалась. Наполеон проявлял чудеса полководческого искусства, сражаясь с численно превосходящим противником, однако не смог устоять. 18 (30) марта1814 года капитулировал Париж, союзные армии во главе Александром I вошли в город. Наполеон вынужден был сдаться.
- Вспомните, какова была судьба Наполеона? (Бонапарт отрекся от престола, в конце апреля 1814 года и был отправлен на остров Эльбу, который был пожалован ему во владение. Во Франции была восстановлена власть династии Бурбонов).
4.Венский конгресс. (Опережающее задание)
- Вспомните, что такое Венский конгресс? Когда и с какой целью он собрался?
- Каков был состав участников, какие решения были приняты?
Запись в тетрадях и на доске:
Венский конгресс (сентябрь 1814-1815). Большинство европейских государств (кроме Турции). Главная роль – у России, Англии, Австрии, Пруссии. Франция принимала участие наравне с другими странами.
Цели Венского конгресса:
- установление такого соотношения сил, при котором ведущая роль в Европе принадлежала бы государствам – победителям Наполеона;
- необходимость территориального передела;
- восстановление прежних династий в европейских государствах;
- борьба с революционным движением.
Интересы России: Александр I настаивал на передаче России герцогства Варшавского на том основании, что она вынесла на своих плечах основную тяжесть войны с Наполеоном.
Англия, Австрия и Франция, обеспокоенные усилением России, возражали против этих требований. Россия пыталась заручиться в данном вопросе поддержкой Пруссии, обещая в свою очередь переход в ее состав Саксонии, контролируемой в тот момент русскими войсками. Пруссия согласилась поддержать Россию.
- Вспомните, какое событие заставило на время участников конгресса забыть про разногласия и объединить усилия?
(Наполеон бежал с о. Эльба в марте 1815 года, сумел без кровопролития восстановить свою власть во Франции (100 дней Наполеона). Участники антинаполеоновской коалиции вынуждены были сплотиться для войны с Наполеоном. В битве при Ватерлоо 6 (13) июля 1815 года войскам Наполеона было нанесено сокрушительное поражение англо- прусско- голландскими войсками. Он второй раз вынужден был отречься от престола и был сослан на о. Святой Елены уже в качестве почетного пленника).
За несколько дней до Ватерлоо в Вене был подписан Заключительный акт Венского конгресса. По его условиям Александр I не удалось получить все польские земли. Однако к России перешла большая часть Герцогства Варшавского, получившая наименование Царства Польского. (Учитель показывает на карте). Особое значение Венского конгресса состоит в том, что он позволил в течение почти 40 лет сохранить мир в Европе.
5. «Священный союз».
Запись в тетрадях и на доске:
Заключительный акт Венского конгресса. Большая часть герцогства Варшавского перешла к России.
Для выполнения решений, принятых на Венском конгрессе, возникла мысль о создании союза европейских держав, который бы регулировал отношения между государствами с правовых и религиозно-нравственных позиций.
Запись в тетрадях и на доске: 1815 год - Россия, Австрия, Пруссия заключили Священный союз.
Вскоре к союзу присоединились все государства Европы, за исключением Англии, Османской империи и Папской области. Задача Священного союза: христианские монархи должны оказывать друг другу помощь; борьба с революционным движением; совместное решение спорных вопросов. Конгрессы Священного Союза происходили периодически. Последний состоялся в 1822 году.
6.Восточная политика Александра I в 1813-1825гг.
Беседа с учащимися.
- Как вы понимаете такой исторический термин как «восточный вопрос»? (Восточный вопрос - это ослабление Османской империи, борьба европейских держав за раздел ее владений и как следствие, международные отношения, связанные с этим).
- В чем заключался «восточный вопрос» для России?
(Эта проблема свободы проливов Босфора и Дарданеллы для российских судов и помощь балканским народам в их борьбе за свободу и независимость от Османской империи. Обеспечение безопасности черноморского побережья России, создание благоприятных условий для развития Новороссии, защита торговых интересов России в черноморском регионе).
-Какие отношения были у России с Турцией? (1806-1812 гг. русско- турецкая война. Бухарестский мир, по которому к России отошла Бессарабия).
После Отечественной войны 1812 года действия России в восточном вопросе были связаны с поддержкой борьбы балканских народов за независимость. В марте 1812 года вспыхнуло греческое восстание.
- Учитывая договоренности, лежащие в основе Священного Союза, предположите, как должен был отреагировать Александр I на греческое восстание? (В соответствии с принципами Священного Союза греческое восстание было революцией против законного, хотя и не христианского монарха. Поэтому Александр I должен был осудить его).
Действительно, первая реакция Александра I была негативной, но Российское правительство пыталось добиться урегулирование греческого вопроса путем коллективной акции всех держав Священного Союза. Однако Западноевропейские державы не поддержали Россию, не желая усиления ее на Балканах. В итоге Александр I в конце своего царствования принял решение самостоятельно действовать в греческом вопросе. Началась концентрация русских войск на границе с Турцией.
- Сделайте вывод о том, как менялась политика России в восточном вопросе во второй половине царствования Александра. (Политика России в восточном вопросе претерпевала изменения от открытого осуждения греческого восстания до попытки оказать ему содействие силами европейских держав. И в конце концов принятие решения действовать самостоятельно и оказать помощь Греции).
7.Закрепление материала.
Беседа с учащимися.
- Назовите направления внешней политики России в 1813-1825гг.
- Каковы были достижения и промахи внешней политики России в это время?
Домашнее задание: §47-48 с.309-319 - письменно задания на с.318, заполнить таблицу «Войны России в 1801-1812 гг.: причины, события, последствия»
Дополнительные материалы к уроку:
Текст «Воззвания М. И. Кутузова к жителям Пруссии» от 1 января 1813 года: «В то время, когда армия, находящаяся под начальством моим, переходит через прусскую границу, его императорское величество, всемилостивейший государь мой, поручил мне объявить, что мера сия должна почитаться единственно необходимым последствием военных действий. Пребывая верным правилу, которым руководствовался во все времена, государь император не имеет в виду никакого завоевания. Чувствования умеренности, всегда отличавшие его политику, не изменились и после решительных успехов, которыми небесное Провидение благословило его законные усилия…»
Адъютант Кутузова А. И. Михайловский-Данилевский писал в эти дни: «Закат дней его был прекрасен, подобно закату светила, озарившего в течение своём великолепный день; но нельзя было смотреть без особенного прискорбия как угасал наш знаменитый вождь...» Тело умершего спасителя России забальзамировали и 9 мая отправили в Петербург. По пути следования тысячи людей выходили проститься с великим полководцем, выражая ему свою любовь и благодарность. От Нарвы до Петербурга около 200 км гроб с его телом народ нёс на плечах. 25 июня 1813 г. М. И. Кутузов с высшими почестями был похоронен в недавно возведённом Казанском соборе, перед которым через несколько лет поднялся в его честь памятник.
Капитана Алексея Панкратова можно назвать «истребителем» «Байрактаров». В одном бою, 28 февраля, его зенитно-ракетный дивизион прикрывал отдельную мотострелковую бригаду от атак украинской авиации. Панкратов смог грамотно организовать оборону. В результате российским противовоздушным силам удалось сбить украинский штурмовик Су-25, а также три беспилотника «Байрактар». На следующий день под руководством капитана Панкратова было сбито ещё два БПЛА турецкого производства. Грамотные и уверенные действия командира дивизиона послужили основанием для присвоения ему звания Героя России.
Литература: Учебник История России для 8 класса; Авторы: В.Р.Мединский, А.В.Торкунов Москва, просвещение 2025;
Поурочные разработки по истории России IXI век;
https://dzen.ru/a/Xgo41G9fbwCuAm58;
https://trojden.com/books/russian-history/russian-history-8-class-ziryanov-2010/4;
https://aif.ru/politics/russia/geroi_perednego_kraya_nevydumannye_istorii_podviga?ysclid=mhfspdgu4p493229923
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заграничный поход русской армии.Внешняя политика России в 1813-1825 гг
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг...
Внешняя политика России 1904-1905 года
Презентация посвящена внешней политике Росии начала 20-го века . В ней освящены причины и итоги русско-японской войны 1904-1905 года....
План урока "Внешняя политика России 1801-1812 годы"
План урока и презентация к уроку истории 8 класс. Учебник Данилова А.А. и Косулиной Л.В....

Урок по истории 8 класс Внешняя политика России в 1813-1825 гг.
Урок по истории "Внешняя политика России в 1813-1825 гг." рассчитан на учащихся 8 класса, которые обучаются по программе Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Данный урок раскрывает значение заграничных похо...
Внешняя политика России в 1813 — 1825 гг.
Цели урока: 1) ИЗУЧИТЬ основные события внешней политики России в 1813— 1825 гг.: заграничные походы русской армии; Венский конгресс; создание Священного союза; восточный вопрос в поли...

