Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии
план-конспект урока по истории (6 класс)
Тема урока: Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии
Автор: Бузунов Григорий Александрович
Предмет: Всеобщая история
Класс: 6
Ключевые характеристики: в плане представлен урок для класса с высоким и средним уровнем успеваемости и мотивации. Используются современные образовательные технологии, включая элементы геймификации и ИКТ.
Краткое содержание: сценарный план детально описывает ход урока, нацеленного на изучение процессов завершения централизации и усиления королевской власти во Франции и Англии в позднее Средневековье. Основной акцент делается на фигуре французского короля Людовика XI.
Структура и методы: урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и включает все необходимые этапы: организационный момент, актуализацию знаний, постановку целей, изучение нового материала (в парной, групповой и индивидуальной формах), физкультминутки, контроль усвоения, рефлексию и домашнее задание. Ключевой методической находкой является использование творческого задания — создания стилизованного «аккаунта в социальной сети» для Людовика XI, что позволяет развивать у учащихся предметные и метапредметные УУД в нестандартной форме.
Образовательные результаты: план четко формулирует личностные, метапредметные и предметные результаты. Учащиеся должны научиться анализировать исторические процессы, давать характеристику историческим личностям, работать с информацией и картами, а также развивать коммуникативные навыки через сотрудничество.
Особенности: урок отличается высокой практической направленностью, интерактивностью (работа с текстом, картой, планшетами, раздаточным материалом) и дифференцированным подходом к домашнему заданию.
Заключение: данный сценарный план представляет собой методически проработанный, современный и целостный конспект урока, который способствует не только усвоению исторических знаний, но и развитию универсальных учебных действий и повышению мотивации учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Класс: 6
Учитель: Бузунов Григорий Александрович
Предмет: Всеобщая история (2 часа в неделю, 28 часов)
Авторы: Е.В. Агибалова, Г.М. Донской
Тема урока: Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии
Цель урока: создать условия для ознакомления с завершающим этапом образования централизованного государства во Франции и формирования сильной королевской власти в Англии в конце XV века.
Задачи урока:
- Познакомить обучающихся с завершающим этапом создания централизованного государства во Франции после Столетней войны.
- Составить политическую характеристику первого послевоенного короля Франции Людовика XI в форме аккаунта в социальной сети.
- Охарактеризовать роль Людовика XI в процессе объединения Франции, определить последствия централизации.
- Познакомиться с итогом и последствиями войны Алой и Белой розы, дать характеристику процесса усиления королевской власти в Англии.
Планируемые образовательные результаты:
личностные:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
- осознание своей идентичности как гражданина страны, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- способность проявлять познавательный интерес к изучению предмета, умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности;
метапредметные:
- познавательные: умение работать с учебной и внешкольной информацией, анализировать и обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы, способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различной форме, формирование и развитие ИКТ-компетентности;
- коммуникативные: готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультультурного взаимодействия в школе и социальном окружении, активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных на уроке и в повседневной жизни;
- регулятивные: определение целей учебной деятельности, выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; умение осуществлять контроль по результату и по способу действия;
- личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету; формирование основных морально-этических норм поведения;
предметные:
- умение рассказывать о завершении создания централизованных государств в Англии и Франции после Столетней войны;
- умение сравнивать цели Людовика XI и Карла Смелого и средства их достижения;
- умение систематизировать материал по истории централизации власти во Франции и в Англии;
- умение составлять политическую характеристику Людовика XI, высказывать и обосновывать свои оценки его роли в объединении Франции.
Ресурсы: учебник «История средних веков» (Е.В. Агибалова, Г.М. Донской), раздаточный материал (шаблоны аккаунтов для работы в парах, индивидуальной работы в группах и домашнего задания, свитки с верными и неверными историческими фактами для повторения теоретического материала, стикеры-лайки для проведения эмоциональной рефлексии); компьютер; проектор; экран; презентация; аудиофрагмент из цикла «История средних веков. Завершение Столетней войны. Объединение Франции»; планшеты.
Предварительный просмотр:
Педагог: Бузунов Григорий Александрович
Город, район: р.п. Благовещенка, Благовещенский район
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1 имени Петра Петровича Корягина» Благовещенского района
Предмет: всеобщая история
Класс: 6
Тема урока: Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии
Характеристика класса: наполняемость класса 26 человек, из них 13 мальчиков и 13 девочек; высокий уровень успеваемости у 6 детей, остальные имеют средний уровень развития; уровень учебной мотивации выше среднего.
Средства обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебник «История средних веков» (Е.В. Агибалова, Г.М. Донской), раздаточный материал (шаблоны аккаунтов для работы в парах, индивидуальной работы в группах и домашнего задания, свитки с верными и неверными историческими фактами для повторения теоретического материала, стикеры-лайки для проведения эмоциональной рефлексии); компьютер; проектор; экран; презентация; аудиофрагмент из цикла «История средних веков. Завершение Столетней войны. Объединение Франции»; планшеты.
Цель урока: создать условия для ознакомления с завершающим этапом образования централизованного государства во Франции и формирования сильной королевской власти в Англии в конце XV века.
Задачи урока:
- Познакомить обучающихся с завершающим этапом создания централизованного государства во Франции после Столетней войны.
- Составить политическую характеристику первого послевоенного короля Франции Людовика XI в форме аккаунта в социальной сети.
- Охарактеризовать роль Людовика XI в процессе объединения Франции, определить последствия централизации.
- Познакомиться с итогом и последствиями войны Алой и Белой розы, дать характеристику процесса усиления королевской власти в Англии.
Планируемые образовательные результаты:
личностные:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
- осознание своей идентичности как гражданина страны, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- способность проявлять познавательный интерес к изучению предмета, умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности;
метапредметные:
- познавательные: умение работать с учебной и внешкольной информацией, анализировать и обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы, способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различной форме, формирование и развитие ИКТ-компетентности;
- коммуникативные: готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении, активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных на уроке и в повседневной жизни;
- регулятивные: определение целей учебной деятельности, выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; умение осуществлять контроль по результату и по способу действия;
- личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету; формирование основных морально-этических норм поведения;
предметные:
- умение рассказывать о завершении создания централизованных государств в Англии и Франции после Столетней войны;
- умение сравнивать цели Людовика XI и Карла Смелого и средства их достижения;
- умение систематизировать материал по истории централизации власти во Франции и в Англии;
- умение составлять политическую характеристику Людовика XI, высказывать и обосновывать свои оценки его роли в объединении Франции.
Учащиеся научатся: рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии; выделять особенности завершения процесса объединения; объяснять сущность единой централизованной власти во Французском государстве, анализировать процессы объединения в Англии и Франции
Учащиеся получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, соотносить исторические процессы и отдельные факты, показывать на исторической карте границы государств, использовать исторические источники при решении различных учебных задач, использовать инструменты социальных сетей.
Цель: создание комфортной психологической атмосферы на уроке, включение обучающихся в ритм урока Методы: словесно-наглядной передачи знаний, проблемный Формы: фронтальная | |||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Образовательные результаты, УУД | |
Приветствуют друг друга и учителя. Слушают. Отвечают. | - Bonjour! (Жестом показывает, чтобы дети садились) - 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий. Вы, наверное, удивлены, что я поздоровался с вами на французском языке? - Французы очень общительный народ, они здороваются даже с незнакомыми людьми! - Как вы думаете, почему я поздоровался с вами по-французски? - Правильно, мы знакомимся с историей Франции. - И девизом сегодняшнего урока я предлагаю взять слова Цицерона: «История — свидетельница времён, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни…». | Личностные УУД:
| |
Цель: повторить изученный материал по теме «Завершение объединения Франции», необходимый для открытия новых знаний, выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого. Методы: эвристическая беседа. Форма: фронтальная | |||
Отвечают на вопрос (примеры ответов: Англия и Франция) Отвечают на вопрос (примеры ответов: Франция) Прослушивание аудиофрагмента Отвечают на вопрос (примеры ответов: для Франции война приобрела всенародный характер) | - На прошлом уроке мы с вами изучили одно из значимых событий истории Средних веков – Столетнюю войну. - Какие государства участвовали в войне? - Кто победил? - Почему Франция все-таки одержала победу, вам поможет понять аудиофрагмент. (Завершение Столетней войны. Объединение Франции) Прослушайте его. - Почему побеждавшие во многих сражениях англичане все-таки уступили французам? - Да, действительно, несмотря на победу французов в войне страна была разрушена. Поэтому нужно было объединить страну! | Познавательные УУД:
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
| |
Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся, направленную на определение границ «знания/незнания» и соотнесение учебной цели с собственными учебными задачами Методы: побуждающий диалог от проблемной ситуации Формы: фронтальная. | |||
Отвечают (усиление королевской власти) Отвечают (король) | - Как вы думаете, что для этого было нужно? Обратите внимание на тему урока. «Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии». Скажите, а кто мог объединить государство? - Да, верно. Король. Лидер. - И сегодня на уроке вы узнаете, кто стал таким лидером? Как он объединил страну и каковы последствия объединения? - Лидером стал первый послевоенный французский король Людовик XI. Он взялся за восстановление страны, заодно и за укрепление собственной власти. - Обычно мы характеризуем исторические личности, составляя исторический портрет в виде таблицы или сочинения. | Познавательные УУД:
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
| |
IV. Воспроизведение знаний на новом уровне (7 мин.) Цель: научиться применять знания по теме Методы: наглядно-демонстрационный, проблемный, частично-поисковый Формы: парная | |||
Отвечают. Работают в парах, читают материал, обсуждают в паре и заносят нужную информацию в шаблон аккаунта. Отвечают. | - Сегодня я покажу вам необычный способ: вы создадите аккаунт Людовика XI в Контакте. Давайте представим, что социальные сети существовали в XV веке. Как бы выглядел аккаунт короля? - Сейчас переходим к созданию аккаунта. - Вы будете работать в парах. У каждой пары на парте лежит распечатанный аккаунт Людовика XI (Приложение №1). Но в нем отсутствует часть информации! - Ваша задача прочитать пункт 1 §20 на страницах 178 – 180 и заполнить пустые поля: Статус, Годы правления, Личные качества. Обсуждаете информацию в парах, и каждый записывает на свой лист. - На работу вам дается 5 минут. - Все, ребята, время вышло. Сравните то, что у вас получилось, с изображением на экране. | Познавательные УУД:
Личностные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные УУД:
| |
Цель: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд Методы: наглядно-демонстрационный Формы: фронтальная | |||
Выполняют | - А теперь снимем напряжение с глаз: 1. Крепко зажмурьтесь на пару секунд 2. Быстро поморгайте 3. Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево 4. Повращайте по кругу туда и обратно 5. Еще раз крепко зажмурьтесь и открывайте глаза. - Продолжаем работу! | Регулятивные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД - социальная компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; | |
Цель: научиться применять знания по теме Методы: наглядно-демонстрационный, проблемный, частично-поисковый Формы: индивидуальная, групповая | |||
Отвечают. Индивидуальная работа. Обсуждение работы Групповая работа Группы представляют результат. Обсуждение. Отвечают. | - Вам понравилось составлять аккаунт Людовика XI? - Личную информацию вы заполнили, теперь нужно добавить местоположение на стену. В последнем абзаце 1 пункта на стр. 180 вы найдете информацию о том, как изменились границы Франции. Для этого также вы можете обратиться к карте на стр. 181. - На ваших листах с аккаунтом есть такая же карта, только не цветная. Вам нужно фиолетовым цветом закрасить территорию Франции до объединения, и желтым территории, которые присоединил Людовик XI и его приемники. Черным обведите границу объединенной Франции. - На это задание вам дается 3 минуты! - Все, ребята, время вышло! - Ребята, у вас получилось также? - Территория Франции увеличилась за счет земель мятежных французских феодалов. В борьбе за французский престол ими руководил герцог Бургундский Карл Смелый. Не зря он добавлен в черный список в аккаунте Людовика XI. - Желтым вы закрасили земли Карла Смелого и других феодалов, которые хитростью и коварством отобрал Людовик XI. Тем самым, расширил границы королевства! - У нас остался незаполненным один раздел «Мои достижения». Людовик XI любил прихвастнуть и разместил бы на стену все свои достижения! - Работать вы будете в группах. Первая парта каждого ряда поворачивается ко второй, третья – к четвертой. Вспомним правила работы в группах: работаем дружно, учитываем мнение всех. Выберите лидера, который будет представлять результат работы группы. - У каждой группы планшет, в котором есть отрывок из исторического источника. Вам нужно прочитать текст и выделить достижения Людовика XI, выбрав из предложенных на парте вариантов верные. Максимальное время выполнения – 5минут. Готовность группы покажите поднятой рукой. - Группы готовы, лидеры – представьте результат. Каждая группа должна прикрепить на доску одно из достижений и не повториться. - Молодцы, вы справились с заданием. - У вас получился вот такой аккаунт Людовика 11! - Вы согласны, что социальные сети могут помочь в изучении истории? | Познавательные УУД:
Личностные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные УУД:
| |
Цель: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд Методы: наглядно-демонстрационный Формы: фронтальная | |||
Отвечают на вопрос (примеры ответов: король, рыцари, война) Выполняют | - Вы, наверное, устали? А теперь отдохнем! - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите понятие «Средневековье»? - Вы назвали слово «рыцари». Давайте представим, как отдыхали рыцари после походов. - Встаньте, пожалуйста! Выполняйте движения как я. - Дружно рыцари шагали; Руки вверх потом подняли И мечами помахали, А потом их побросали Влево-вправо повернулись И друг другу улыбнулись | Регулятивные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД - социальная компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; - умение участвовать в коллективном решении проблем; - умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | |
Цель: проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач Методы: исследовательский, прием «Лови ошибку» Формы: индивидуальная | |||
Слушают. Индивидуальная работа. Взаимооценка. | - Вы немного отдохнули, а теперь я предлагаю вам проверить, что вы узнали о правлении Людовика XI. - К сожалению, в современном мире наблюдается тенденция к искажению исторических фактов. Вот и в средние века один нерадивый историк допустил ошибки. Попробуем их исправить! - У каждого из вас на парте свиток (Приложение №2), в котором перечислены исторические факты времен правления Людовика XI. Ваша задача состоит в том, чтобы определить верные факты и напротив каждого поставить знак «+» или «-». А также сформулируйте и запишите рядом верные утверждения - Подпишите листочки! - На эту работу вам дается 3 минуты. - Поменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга, сравнив с изображением на экране. - Оцените работу соседа по парте: все верно – вы получаете оценку «5», 4 – «4», 3 – «3», если вы допустили больше трех ошибок – вам нужно повторить изученный материал еще раз! - Я очень рад, что урок прошёл плодотворно и вы научились решать задачи, в которых у вас возникали трудности. Те ребята, у которых не всё получилось, не расстраивайтесь! - Передайте свитки с последних парт на первые. | Познавательные УУД:
Личностные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные УУД:
| |
IX. Итог урока (2 мин.) Цель: осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни Методы: фронтальный опрос, беседа Формы: индивидуальная, фронтальная | |||
Отвечают на вопросы Слушают. | - Ребята, давайте ответим на вопросы, которые мы поставили в начале урока. - Кто стал таким лидером? - Как он объединил страну? - Каковы последствия объединения? - Вернемся к теме урока! Усиление королевской власти и объединение Франции мы обсудили. - А в Англии усиление королевской власти происходило чуть позже, после междоусобной войны Алой и Белой розы. Эти цветы были изображены на гербах английских династий Ланкастеров и Йорков. Король Генрих VII объединил два цветка в своем гербе и стал основателем династии Тюдоров. - Такой же процесс объединения происходил и в нашей стране. Вы будете изучать его на уроках истории России, когда речь пойдет об объединении русских земель вокруг Москвы. | Познавательные УУД:
Личностные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные УУД:
| |
Цель: сообщить обучающимся о домашнем задании, определить и разъяснить критерии его успешного выполнения. Методы: дифференцированный | |||
Слушают и записывают | - Откройте дневники. Домашнее задание вы можете выбрать себе сами. Обязательно для всех: - изучить §20, ответить на вопросы и создать аккаунт Генриха VII (Приложение №3), короля Англии. По желанию: - найти ответ на вопрос в дополнительных источниках «Кого и почему называли в 15 веке «всемирный паук» и «последний рыцарь?» | Личностные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные УУД:
| |
Цель: оценить успешность достижения цели Методы: наглядно-демонстрационный Формы: индивидуальная, фронтальная | |||
Крепят стикеры-лайки на доску. | - А сейчас я предлагаю всем желающим лайкнуть аккаунт Людовика XI. Если вам понравился урок, поставьте лайк сердечком. Если вам было не очень интересно, не лайкайте. - Посмотрите сколько лайков получил аккаунт. Это говорит о том, что вам понравилось его создавать! И мне понравилось работать с вами. Всем большое спасибо, можете быть свободны! Урок окончен. | Личностные УУД:
| |
Приложение 1 (для индивидуальной работы, работы в парах и в группах)
Приложение 2 (для повторения теоретического материала)
- Столетняя война привела к
объединению Франции
- Королем Франции стал Карл
Смелый
- Объединение Франции
завершилось к концу XV века
- Людовик XI распустил
войско.
- Превращение Франции в
единое государство
способствовало
развитию хозяйства
и культуры.
Приложение 3 (домашнее задание)
Приложение 4 (презентация Power Point)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 6 классе "УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XV в. ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ"
Урок подготовлен в соответствии с ФГОС....

У р о к истории в 6 классе. "УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XV в. ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ"
Урок подготовлен в соответствии с ФГОС...

Конспект урока по истории "Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и во Франции".
Учебное занятие: "Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и во Франции".Цель и задачи урока:1. Подвести учащихся к пониманию значения образования централизованного...

Презентация по теме 7 класса история : "Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и в Англии"
презентация подробно раасказывает об истории возникновения Алой и Белой розы, династических распрях и итогах этой войны....
Презентация к уроку "Усиление королевской власти в Англии и Франции в конце XV в."
на сайте предоставлена технологическая карта к данному уроку....
Централизация в Англии и Франции (презентация по истории авт.учебника Агибалова тема: "Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и в Англии")
Предлагаемая презентация поможет учителям истории в раскрытии понятия "Абслотная монархия"...
Технологическая карта "Усиление королевской власти во Франции и в Англии в конце 15 веке"
Технологическая карта урока, разработанного в соответствии с ФГОС, в содержание урока включены элементы обучения школьниковуниверсальным учебным действиям. Данный урок проведен по ходу изучения курса ...
