Государство-полис в Древней Греции
план-конспект урока по истории (5 класс)

Сафрыгин Борис Борисович

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о древнегреческом полисе как об уникальной форме государственного устройства и гражданской общины.

Задачи урока:
 
1. Объяснить, что такое полис и каковы его основные признаки.
 2. Познакомить учащихся с причинами возникновения и структурой населения полиса.
 3. Выявить роль агоры и акрополя в жизни древнегреческого города.
 4. Сравнить полис с городами Древнего Востока, чтобы подчеркнуть его своеобразие.
 5. Развивать умение работать с текстом, выделять главное и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Государство-полис в Древней Греции

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о древнегреческом полисе как об уникальной форме государственного устройства и гражданской общины.

Задачи урока:
1. Объяснить, что такое полис и каковы его основные признаки.
2. Познакомить учащихся с причинами возникновения и структурой населения полиса.
3. Выявить роль агоры и акрополя в жизни древнегреческого города.
4. Сравнить полис с городами Древнего Востока, чтобы подчеркнуть его своеобразие.
5. Развивать умение работать с текстом, выделять главное и делать выводы.

Тип урока: Урок получения новых знаний.

Оборудование:
1. Учебник § 23. Государство-полис в Древней Греции (стр. 137-142)
2. Интерактивная доска или проектор (для показа изображений: план полиса, агора, акрополь, гоплиты, древнегреческие монеты).
3. Раздаточный материал: карточки с ключевыми понятиями (полис, агора, акрополь, демос, аристократы, гоплиты, метеки, фаланга).
4. Атласы по истории Древнего мира.

Этапы урока

1. Организационный момент (2 минуты)

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами перенесемся в удивительный мир Древней Греции. Но нас будут интересовать не мифы о героях и богах, а то, как сами греки организовали свою жизнь. Мы узнаем, что такое «полис» и почему он стал настоящим чудом своего времени.»

2. Актуализация знаний (5 минут)

Наводящие вопросы для погружения в тему.
Учитель: «Давайте вспомним, какие государства Древнего Востока мы уже изучили? (Египет, Двуречье). Представьте себе могучего фараона в Египте, который управляет всей страной через своих чиновников. А теперь представьте, что в Греции не было ни одного царя, который бы управлял всей страной. Как же тогда жили греки? Сегодня мы это и узнаем!»

3. Изучение нового материала (25 минут)

Часть 1: От «Тёмных веков» к рассвету.

Учитель: «После гибели великой Микенской цивилизации в Греции наступили так называемые «Тёмные века». Представьте, что забыли письменность, города опустели, торговля прекратилась. Жизнь замерла. Но как вы думаете, что помогло грекам выйти из этого упадка?» (Ответ: освоение обработки железа, которое позволило создавать более прочные орудия труда и оружие).

Часть 2: Что такое полис? (Работа с понятиями)

Учитель: «На смену упадку пришла новая эпоха – эпоха полисов. Полис – это не просто город. Это государство-община, где главное – это коллектив граждан. Давайте представим его в виде живого организма.»

  • Голова – это Акрополь («верхний город»), священный центр с храмами богам-покровителям.
  • Сердце – это Агора, главная площадь. Почему сердце? (Потому что здесь бился пульс всей жизни: шла торговля, решались важные государственные вопросы на Народном собрании, люди общались).
  • Тело – это сам город, окруженный стенами, и сельская округа.

❓ Вопрос из текста: «Как было организовано управление полисом?» (Ответ: Важнейшие решения принимало Народное собрание, в котором участвовали полноправные граждане. Оно объявляло войну, заключало мир, принимало законы).

Часть 3: Кто жил в полисе? (Интерактивное задание)

Учитель раздает карточки с названиями групп населения, ученики должны кратко охарактеризовать свою группу.

  • Аристократы – знатные и богатые люди, управляли полисом, служили в коннице.
  • Демос – простой народ: земледельцы, ремесленники, торговцы.
  • Гоплиты – тяжеловооруженные воины, чаще всего из числа демоса или зажиточных граждан.
  • Метеки – свободные чужеземцы, не имевшие гражданских прав.
  • Рабы – «говорящие орудия», не имели никаких прав.

❓ Вопрос из текста: «Чем граждане полиса отличались от остального населения?» (Ответ: Только граждане-мужчины имели право владеть землей, участвовать в Народном собрании и должны были защищать свой полис с оружием в руках).

Мини-викторина «Строим фалангу!»
Учитель:
 «А теперь давайте встанем и представим, что мы – греческие гоплиты. Как мы будем строиться для боя?» (Дети пытаются построиться). «Правильно! Плечом к плечу, в несколько рядов, прикрываясь щитами. Такой строй назывался фаланга. Он был силен именно единством, так же, как и сам полис.»

Часть 4: Полис и внешний мир.

Учитель: «Греция – страна горная, земли для хлеба не хватало. Что же делали греки?» (Ответ: Активно торговали, вывозя вино, масло, ремесленные изделия, и ввозя зерно). «А знаете ли вы, что алфавит и монеты греки не сами придумали, а заимствовали? Но они их улучшили! Добавили гласные буквы и стали чеканить удобные серебряные монеты – драхмы.»

4. Закрепление материала (7 минут)

Задание 1: «Найди лишнее» (из текста).
 «Демос, гоплиты, метеки, аристократы. Какое понятие лишнее и почему?»
(Ответ: 
Гоплиты – это род войск, воины, а все остальные – это социальные группы населения полиса).

Задание 2: «Собери полис».
На интерактивной доске или на флипчарте учитель рисует схему, а ученики помогают «заселить» ее, расставляя карточки с понятиями (Акрополь, Агора, граждане, метеки и т.д.) в нужные места.

5. Обсуждение результатов и подведение итогов (4 минуты)

Учитель: «Давайте вернемся к главному вопросу нашего урока, который поставлен в начале параграфа.»

❓ «В чём заключалось своеобразие полиса?»

Краткий ответ учителя (основа для обсуждения с классом):
«Своеобразие полиса заключалось в том, что это была не просто территория, управляемая царем, а, прежде всего, сообщество граждан. Главные черты:
1. 
Небольшой размер и независимость. Каждый полис был маленьким самостоятельным государством со своими законами.
2. 
Гражданская община. Главная ценность – коллектив свободных граждан, которые сами управляли своим государством через Народное собрание.
3. 
Единство прав и обязанностей. Гражданин имел право голоса, но был обязан защищать полис с оружием в руках. Его благополучие напрямую зависело от благополучия всего полиса.
4. 
Особое устройство пространства с агорой (центр общественной жизни) и акрополем (религиозный центр).

Именно в полисе родилась идея свободы и равенства граждан перед законом, которая позже станет основой для многих современных государств.»

6. Выдача домашнего задания (2 минуты)

1. Обязательная часть: Прочитать параграф 23 и конспект по §23.
2. 
На выбор (творческое задание):

  • Подготовить развернутый письменный ответ на вопрос №2 из раздела «Вопросы и задания»: «Сравните греческие полисы с городами-государствами Древнего Востока. Что у них общего? В чём отличия?»
  • Нарисовать схематичный рисунок-памятку «Структура древнегреческого полиса» с подписями основных элементов (агора, акрополь, стены) и групп населения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.

Одна из важнейших тем на уроках  Изо    3 четверти 5 класса   «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского )  о  понимании ...

Мероприятие. Греция. Мифы древней Греции.

Познакомит с культурой Древней Греции. Помочь оценить красоту художественных образов древнегреческих мифов. Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

Конспект внеклассного мероприятия "Греция. Мифы древней Греции"

Познакомить воспитанниц с культурой Греции. Помочь оценить воспитанницам красоту художественных образовдревнегреческих мифов.Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ « Какого цвета Греция?» (Знакомство с географией и природными условиями Древней Греции). 5 класс

Общая характеристика урокаТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала;Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осм...

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм,  работа с толковым словарем, знаком...

ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». «Религия Древней Греции»

ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». Урок № 5 «Религия Древней Греции»«Современные подходы в преподавании истории и обществознания»...