Государство-полис в Древней Греции
план-конспект урока по истории (5 класс)
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о древнегреческом полисе как об уникальной форме государственного устройства и гражданской общины.
Задачи урока:
1. Объяснить, что такое полис и каковы его основные признаки.
2. Познакомить учащихся с причинами возникновения и структурой населения полиса.
3. Выявить роль агоры и акрополя в жизни древнегреческого города.
4. Сравнить полис с городами Древнего Востока, чтобы подчеркнуть его своеобразие.
5. Развивать умение работать с текстом, выделять главное и делать выводы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Государство-полис в Древней Греции
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о древнегреческом полисе как об уникальной форме государственного устройства и гражданской общины.
Задачи урока:
1. Объяснить, что такое полис и каковы его основные признаки.
2. Познакомить учащихся с причинами возникновения и структурой населения полиса.
3. Выявить роль агоры и акрополя в жизни древнегреческого города.
4. Сравнить полис с городами Древнего Востока, чтобы подчеркнуть его своеобразие.
5. Развивать умение работать с текстом, выделять главное и делать выводы.
Тип урока: Урок получения новых знаний.
Оборудование:
1. Учебник § 23. Государство-полис в Древней Греции (стр. 137-142)
2. Интерактивная доска или проектор (для показа изображений: план полиса, агора, акрополь, гоплиты, древнегреческие монеты).
3. Раздаточный материал: карточки с ключевыми понятиями (полис, агора, акрополь, демос, аристократы, гоплиты, метеки, фаланга).
4. Атласы по истории Древнего мира.
Этапы урока
1. Организационный момент (2 минуты)
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами перенесемся в удивительный мир Древней Греции. Но нас будут интересовать не мифы о героях и богах, а то, как сами греки организовали свою жизнь. Мы узнаем, что такое «полис» и почему он стал настоящим чудом своего времени.»
2. Актуализация знаний (5 минут)
Наводящие вопросы для погружения в тему.
Учитель: «Давайте вспомним, какие государства Древнего Востока мы уже изучили? (Египет, Двуречье). Представьте себе могучего фараона в Египте, который управляет всей страной через своих чиновников. А теперь представьте, что в Греции не было ни одного царя, который бы управлял всей страной. Как же тогда жили греки? Сегодня мы это и узнаем!»
3. Изучение нового материала (25 минут)
Часть 1: От «Тёмных веков» к рассвету.
Учитель: «После гибели великой Микенской цивилизации в Греции наступили так называемые «Тёмные века». Представьте, что забыли письменность, города опустели, торговля прекратилась. Жизнь замерла. Но как вы думаете, что помогло грекам выйти из этого упадка?» (Ответ: освоение обработки железа, которое позволило создавать более прочные орудия труда и оружие).
Часть 2: Что такое полис? (Работа с понятиями)
Учитель: «На смену упадку пришла новая эпоха – эпоха полисов. Полис – это не просто город. Это государство-община, где главное – это коллектив граждан. Давайте представим его в виде живого организма.»
- Голова – это Акрополь («верхний город»), священный центр с храмами богам-покровителям.
- Сердце – это Агора, главная площадь. Почему сердце? (Потому что здесь бился пульс всей жизни: шла торговля, решались важные государственные вопросы на Народном собрании, люди общались).
- Тело – это сам город, окруженный стенами, и сельская округа.
❓ Вопрос из текста: «Как было организовано управление полисом?» (Ответ: Важнейшие решения принимало Народное собрание, в котором участвовали полноправные граждане. Оно объявляло войну, заключало мир, принимало законы).
Часть 3: Кто жил в полисе? (Интерактивное задание)
Учитель раздает карточки с названиями групп населения, ученики должны кратко охарактеризовать свою группу.
- Аристократы – знатные и богатые люди, управляли полисом, служили в коннице.
- Демос – простой народ: земледельцы, ремесленники, торговцы.
- Гоплиты – тяжеловооруженные воины, чаще всего из числа демоса или зажиточных граждан.
- Метеки – свободные чужеземцы, не имевшие гражданских прав.
- Рабы – «говорящие орудия», не имели никаких прав.
❓ Вопрос из текста: «Чем граждане полиса отличались от остального населения?» (Ответ: Только граждане-мужчины имели право владеть землей, участвовать в Народном собрании и должны были защищать свой полис с оружием в руках).
Мини-викторина «Строим фалангу!»
Учитель: «А теперь давайте встанем и представим, что мы – греческие гоплиты. Как мы будем строиться для боя?» (Дети пытаются построиться). «Правильно! Плечом к плечу, в несколько рядов, прикрываясь щитами. Такой строй назывался фаланга. Он был силен именно единством, так же, как и сам полис.»
Часть 4: Полис и внешний мир.
Учитель: «Греция – страна горная, земли для хлеба не хватало. Что же делали греки?» (Ответ: Активно торговали, вывозя вино, масло, ремесленные изделия, и ввозя зерно). «А знаете ли вы, что алфавит и монеты греки не сами придумали, а заимствовали? Но они их улучшили! Добавили гласные буквы и стали чеканить удобные серебряные монеты – драхмы.»
4. Закрепление материала (7 минут)
Задание 1: «Найди лишнее» (из текста).
❓ «Демос, гоплиты, метеки, аристократы. Какое понятие лишнее и почему?»
(Ответ: Гоплиты – это род войск, воины, а все остальные – это социальные группы населения полиса).
Задание 2: «Собери полис».
На интерактивной доске или на флипчарте учитель рисует схему, а ученики помогают «заселить» ее, расставляя карточки с понятиями (Акрополь, Агора, граждане, метеки и т.д.) в нужные места.
5. Обсуждение результатов и подведение итогов (4 минуты)
Учитель: «Давайте вернемся к главному вопросу нашего урока, который поставлен в начале параграфа.»
❓ «В чём заключалось своеобразие полиса?»
Краткий ответ учителя (основа для обсуждения с классом):
«Своеобразие полиса заключалось в том, что это была не просто территория, управляемая царем, а, прежде всего, сообщество граждан. Главные черты:
1. Небольшой размер и независимость. Каждый полис был маленьким самостоятельным государством со своими законами.
2. Гражданская община. Главная ценность – коллектив свободных граждан, которые сами управляли своим государством через Народное собрание.
3. Единство прав и обязанностей. Гражданин имел право голоса, но был обязан защищать полис с оружием в руках. Его благополучие напрямую зависело от благополучия всего полиса.
4. Особое устройство пространства с агорой (центр общественной жизни) и акрополем (религиозный центр).
Именно в полисе родилась идея свободы и равенства граждан перед законом, которая позже станет основой для многих современных государств.»
6. Выдача домашнего задания (2 минуты)
1. Обязательная часть: Прочитать параграф 23 и конспект по §23.
2. На выбор (творческое задание):
- Подготовить развернутый письменный ответ на вопрос №2 из раздела «Вопросы и задания»: «Сравните греческие полисы с городами-государствами Древнего Востока. Что у них общего? В чём отличия?»
- Нарисовать схематичный рисунок-памятку «Структура древнегреческого полиса» с подписями основных элементов (агора, акрополь, стены) и групп населения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.
Одна из важнейших тем на уроках Изо 3 четверти 5 класса «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского ) о понимании ...

Мероприятие. Греция. Мифы древней Греции.
Познакомит с культурой Древней Греции. Помочь оценить красоту художественных образов древнегреческих мифов. Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

Конспект внеклассного мероприятия "Греция. Мифы древней Греции"
Познакомить воспитанниц с культурой Греции. Помочь оценить воспитанницам красоту художественных образовдревнегреческих мифов.Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ « Какого цвета Греция?» (Знакомство с географией и природными условиями Древней Греции). 5 класс
Общая характеристика урокаТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала;Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осм...

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"
Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм, работа с толковым словарем, знаком...
ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». «Религия Древней Греции»
ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». Урок № 5 «Религия Древней Греции»«Современные подходы в преподавании истории и обществознания»...

Интерактивное упражнение Пазлы «Древняя Греция и Древний Рим» по истории Древнего мира 5 класс
Интерактивное упражнение разработано на сервисе LearningA...
