Фрагмент урока «Реформы Петра 1 в социальной сфере» (Метод «Проблемный вопрос»)
методическая разработка по истории (8 класс)

Андреева Анастасия Александровна

Прочитаы документ нужно подумать, в какой сфере жизни государства были проведены реформы. Предположить, какие цели преследовал Петр 1, проводя такие изменения?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.3.2_fragment_uroka.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока «Реформы Петра 1 в социальной сфере» (Метод «Проблемный вопрос»)

У каждой группы разные документы

Задание: Прочитайте документ и подумайте, в какой сфере жизни государства была проведена данные реформы. Предположите, какие цели преследовал Петр 1, проводя такие изменения?

  1. «На Москве и во всех городах, царедворцам и дворовым и городовым и приказным всяких чинов служивым людям, и гостям и гостиной сотни и черных слобод посадским людям всем сказать; чтоб впредь с сего его великого государя указа, бороды и усы брили. А буде кто бород и усов брить не похотят, а похотят ходить с бородами и с усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей, по 60 рублей с человека; с гостей и с гостиной сотни первой статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причетников, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека на год. И давать им из приказа Земских дел знаки; а для тех знаков и для записки приходить им в приказ Земских дел без мотчания, а в городах в приказные избы, а те знаки носить им на себе; и в приказе Земских дел и в городах в приказных избах учинить тому записные и приходные книги; а с крестьян имать везде по воротам пошлину, по 2 деньги с бороды, по вся дни, как ни пойдут в город и за город, а без пошлин крестьян в воротах, в город и за город, отнюдь не пропускать. И о том для ведома по воротам с сего великого государя указу прибить письма, а в города к воеводам послать его великого государя грамоты, а к бурмистрам памяти, а в Разряд о посылке послушных грамот, а в ратушу к бурмистрам о посылке ж послушных указов послать памяти, с подкреплением: буде они воеводы и бурмистры, станут в том чинить кому поноровку и им воеводам за то быть в опале, а бурмистрам в наказаниях и в разорении без всякой пощады. А буде кто из царедворцев и из градских жителей и из приказных и из посадских людей похочет ходить с бородою, и ему б для взятья знака ехать к Москве и явиться в приказ Земских дел; а в сибирские и в поморские города знаки послать с Москвы.»
  2. «Понеже разделением  имений  после  отцов  детям   недвижимых великой   есть   вред   в   государстве   нашем,   как  интересам государственным,  так и подданным и  самим  фамилиям  падение,  а имянно:

 (1. О  податях).  Например,  ежели  кто имел тысячу дворов и пять сынов,  имел дом доволной,  трапезу  славную,  обхождение  с людми  ясное,  когда  по смерти ево разделитца детем ево,  то уже толко по двести дворов  достанетца,  которыя,  помня  славу  отца своего и честь рода, не захотят сиро жить, но каждой ясно (хотя и не так),  то уже с бедных подданных будет пять столов, а не один, и  двести дворов принуждены будут едва не то ж нести,  как тысяча несла (а государственныя подати – податми),  от чего не разоренье ли  суть людем и вред интересам государственным,  ибо податей так исправно не могут платить двести дворов в казну и  помещику,  как тысяча дворов,  ибо (как выше писано),  с тысячи один господин (а не с двусот дворов),  которой пятою  долею  доволен  будет,  а  в протчем   облегчит   крестьяном,  которыя  исправнее  в  казну  и господину подати платить могут.

(2. О  фамилиях.) А когда от тех пяти по два сына будут,  то по сту  дворов  достанетца,  и  ако  далее  умножаясь,  в  такую бедность придут,  что сами однодворцами застать могут,  и знатная фамилия,  вместо  славы,  поселяне  будут,  как  уже  много   тех эксемпелев образов) есть в российском народе. (3. О непотребности). Сверх обеих сих вредителных дел, еще и сие есть,  что каждой, имея свой даровой хлеб, хотя и малой, ни в какую пользу государства без принуждения служить и простиратца не будет,  но ищет всякой уклонятца и жить в праздности, которая (по святому писанию) материю есть всех злых дел.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Реформы Петра Первого"

Расширить и помочь осмыслить знания о Петре Первом. Урок проводится в форме игры. Класс делится на группы....

Конспект урока "Реформы Петра Первого"

Конспект урока по истории России для 7 класса по теме "Реформы Петра I"...

Конспект урока "Реформы Петра I"

Тема :  "Реформы Петра I"...

Разработка урока "Реформы Петра I"

Разработка урока для 7 класса...

Тест. 8 класс. Реформы Петра I (2 варианта по 9 вопросов)

Учебник История России. 8 класс. Под ред. А.Б. Торкунова. Изд. "Просвещение"Тест. Реформы Петра I (2 варианта по 9 вопросов).С ответами.1 и 2 страницы печатаем с двух сторон одного листа, за...

Технологическая карта урока по истории тема урока « Реформы Петра I». 8 кл

Технологическая  карта урока  по  истории тема урока « Реформы Петра I». 8 кл...