Выступление на семинаре «Искусство и вера». Тема: "Дорога к храму"
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Боркова Елена Борисовна

 

Городские  образовательные   Рождественские  чтения

Выступление  на  семинаре  «Искусство и вера» учителя  изо  Е.Б.Борковой

Тема выступления  «Дорога к  храму»

      Рисование  в  школе- это  тот самый  предмет, который в яркой  форме  выражает  внутренний мир школьника.  Существуют  даже психологические  тесты: с  помощью рисунка   можно помочь ребенку раскрыть свой мир, свое отношение к семье, его  состояние  души.  Чаще  всего  рисунок-это самое  доступное  по форме  самовыражение. Чтобы  выразить себя в музыке, все-таки  нужно  знать  ноты, а   здесь - взял  в  руки  карандаши,  краски- твори,  фантазируй что  душа  просит.

     Школьная  программа  по изобразительному искусству  построена  таким  образом,  что многие темы  проходят с1-го по 7-й   класс  красной нитью: это красота  земли , русской  природы – пейзажи; человек  и его  рукотворный  мир;  народные  промыслы;  архитектура, города,  русское  зодчество,  храмы; мир  «братьев наших  меньших»  ; различные  тематические  работы: народные  праздники,  сказки, космос,  военная  тематика.

     Задачи, которые  ставятся  в  каждой  теме  , различны  с  художественной  точки  зрения,  но есть одна  цель,   которая  объединяет  все,  без  исключения.  Может  быть  ,это  даже  и  не  цель,  это  само  собой  разумеющееся -  духовное  начало.  Без  него  рисунок  не  интересен,  скучен,  он  как  бы  «умирает».Чем  светлее  и  открытее  к  миру  душа, тем  интереснее  работа  по  замыслу,  по  цвету  по  форме  исполнения.

       Прежде  чем  браться   за    какую-то  тему  , надо  ее  прочувствовать и  полюбить.

        Я  заметила  у  себя  в  работе  интересную  зависимость.  Мое  отношение   к  заданной  теме  и  проявление  этого    отношения  в  детских  работах.  Чем она   ближе,  понятнее  она,  чем  больше  мне  нравиться, тем  интереснее  работают  дети,  и  все   у всех  получается.  А  успешность  в  работе  окрыляет  как  взрослого, так  и  ребенка.   Не  зря   говорят-  «душа  поет»,  мне  кажется,  она  у  детей   даже   звенит,  как  колокольчик,  на  их  лицах  радость,   улыбки- а  это  счастье.

      Если  учитель  любит  мир,  который  его  окружает, если  мир  и  любовь  в  его  душе-  ребенок, которого  он  учит, вырастает  отзывчивым,  не  равнодушным,  с  открытым  сердцем.  А  это  самая  главная  задача для  нас,  учителей, работающих  в  школе.

      В  нашей  школе  учатся   много   творческие  дети ей,    у  которых  огромное  количество  интересных  работ. Выставками  оформлены  два  этажа  нашей   школы.  Посмотрите  эти  работы, и  вы  увидите,  какие  они   открытые,  чистые,  выполненные  с душой.

      Я  работаю  в  школе  учителем  рисования  27 лет,  а  рисую  как  себя  помню .И  чаще  всего  я  любила  и  люблю  рисовать  цветы.  Мне  не  раз  задавали  вопрос ( в том  числе  и  дети): «Почему  Вы рисуете   цветы?»-  на  что  я  затруднялась  давать ответ.  Сказать  просто, что  цветы  красивы  - это  звучит  банально.  Цветы  меня  просто  притягивают  к  себе, я их  чувствую,  я  их   «понимаю». Одним  словом - я их  люблю.

Недавно   в  руки  мне  попал    рассказ   «Цветы», автором  которого   является   священник  Михаил  Шполянский.    Он  говорит: «Я   убежден,  что  цветы -это  чудо.  Чудо  Божье,  явление  милости  Божией.  Цветы  - это  очевиднейший   дар божественной  любви  человеку. Так  что  когда  мы  дарим  цветы  любимым,  друзьям  - это  мистический  акт.  Акт  богоуподобления,  акт  повторения  в  малой  капле  нашей  жизни  безбрежного  океана  божественной  любви».

Это  самое  точное  определение,  что  такое  цветы  и  почему  они  нас  радуют.

Мне  очень  хочется,  чтобы  дети,  вырастая,  не  проходили  мимо  этой  красоты  и  могли   ее  дарить  друг  другу.

И  в  заключение  несколько  моих  строк:

Круговорот

Волнует  сердце  цвет  сирени, и  аромат  кругом  застыл,

Весна  бушует  на  планете - сопротивляться  нету  сил.

Гоним  ветрами  запах  лета, и  солнце  воду  золотит

Душа  поет,  и  песня  эта  росинкой  на  траве  дрожит.

Закружит  лист  остаток  лета  осенним  вальсом  в  забытьи.

Холодной  осени  приметы  наполнят  грустью  и  тоски.

И  вот   зима – она  красива,  мороз  все  инеем  покрыл.

Метель  и  вьюга  так  завыли,  что  сердца  стук  не  различим. 

Волнует   сердце  цвет  сирени,  и  аромат  кругом  застыл,

Весна  бушует  на  планете  - сопротивляться  нету  сил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brosh.docx741.33 КБ
Файл esse__narodnaya_kultura.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Альтернативные  технологии. Педагогическая  мастерская.

Городское  мероприятие

Мастер-класс  по  изобразительному  искусству для  педагогов

                                                        Боркова  Е. Б.- учитель изо и черчения

                                                                                                     3 марта 2011г.

Тема: « Брошь. Техника  папье – маше.»

Девиз:  «Подари  себе  праздник!»

Цели:

  1. информационно-познавательные – история  возникновения  техники  папье-маше;
  2. практические – изучить  прием  техники  папье-маше;
  3. развивающие - чувство  композиции и цвета, фантазию.

Задачи:

  1. дать возможность  творческой  самореализации;
  2. почувствовать  успешность от  проделанной  и  завершенной  работы;
  3. создать  праздничное  настроение  в  канун  8Марта.

Методы  обучения: словесный, наглядный, практический,

 индивидуальный

Время занятия -120 мин.

Техническое  оборудование: компьютер, презентация

Оборудование для  мастер-класса:

1

Выставка авторских  работ из  

папье-маше

2

Оформление  доски.

3

Учебные  таблицы

/смешивание красок,

варианты  композиций/.

4

Заготовки для  брошей

/донышки от пластиковых

бутылок/.

5

Заготовки  для  брошей

 

/высушенные/.

Краски

/гуашь,  акриловые/

7

Клей-момент,

клей   обойный,

термо –пистолет.                        

8

Декор

/ стеклярус, бисер,  бусинки, кружева и др.

9

Газета, кисти, ножницы, иголки, паралон.

Педагогическая  мастерская- это нестандартная  форма  организации  учебно-воспитательного процесса, которая  создает  творческую  атмосферу.

  1. Индукция. Создание  эмоционального  настроения.    

2.  Работа  с  материалом:

- самоконструкция - индивидуальное  создание  эскиза,           рисунка…;

-    социоконструкция - создание  этих  элементов  группой;

-    социализация-  обсуждение  всего  созданного;

-    афиширование-  показ  работ;

-  разрыв -  внутреннее  осознание  участников мастерской  неполноты  и  несоответствия своего  старого  знания  новому;

   3.Рефлексия- самоанализ.

План  мероприятия.

Участники  делятся  на  группы  по  4 человека /всего 16 человек/.

1.Приветствие.Создание  эмоционального  настроения./         -3мин.

2.Название  темы.                                                                                   -5мин

3.Презентация. Историческая  справка.                                         -20мин                                            

4. Работа  с  материалом. Изготовление  изделия / две части/

       1часть   - оклеивание  газетой  пластиковых  заготовок;    -20мин

       2часть   -   покрытие   цветом  и  оформление  декором.   -40мин

5.Афиширование. Выставка-  показ  работ. Обсуждение.         -10мин

6.  Самоанализ. Подведение  итогов  проделанной  работе.     -7мин

7.Гости  мастерской. Поздравление  в канун  8 марта.               -10мин

Ход  работы.

Тема  мероприятия  « Брошь» была взята  не  случайно в канун  8Марта, мне очень  захотелось  создать  вам,  милые  женщины,  прекрасное  настроение  и  чтобы  вы  забыли  на  2часа  обо  всех  своих  делах.

Обратите  внимание  на мою выставку  украшений  из  папье-маше.

Процесс  изготовления  очень  увлекательный,   захватывающий,  дающий  возможность  фантазировать. На  сегодняшний  день  есть  возможность  приобрести  все  составляющие  элементы для  работы над  изделием   в  магазинах  по  рукоделию.

Название  темы  - «Брошь».

Техника  исполнения – «Папье-маше».

Способ исполнения  - « Маширование».

«Папье-маше»- французское  слово, в переводе  обозначает – жеваная  бумага. Есть  два  способа  изготовления:

1способ - клеевая  бумажная  масса закладывается  в  формы  и  формуется;

2способ - это  когда  форма  обклеивается   слоями  бумаги  с  просушкой. Этот  способ  называется –маширование .

 Рассмотрим    на  примере  уточки           /показ уточки  на  разных  этапах изготовления/.

Презентация.  История появления  папье-маше.

Показ  сопровождается  комментарием.

Творение  мастеров  владеющих  техникой  папье-маше, дошли  до  нас  в  виде  огромных  колон  с  лепниной в Эрмитаже,  в  виде скульптур  богов  в  буддийских  храмах,  в  виде  лаковых шкатулок.

История  возникновения  папье-маше  уходит  во  Францию , в 16век – производство  кукол. В  России , два  века  назад,  купец Петр Коробов  основал фабрику/с. Федоскино/   в 1795г, изучил  изготовление  папье-маше и технологию  лаков  в  Германии.

Первые  изделия  это  лакированные  козырьки на  фуражки  военнослужащих  и  табакерки. Впоследствии  перешли  на  производство  лаковых  шкатулок. Лаковая  миниатюра  известна  во  всем  мире.

 

В  России  очень   большим  спросом  пользовались  подносы, самые  первые  подносы  делались  тоже  из  папье-маше. Сегодня  в массовом  производстве  используют  формовочный  металл, только  эксклюзивные работы  делают  в   технике папье-маше. Центр  производства  подносов  находится  в  Московской  области  с.  Жестово

 С древних  времен известно  изготовление  масок.

  1.  Античный  театр- Древняя  Греция;
  2. Маскарады  -венецианская  маска;
  3. Культовые  цели  -шаманская  маска;
  4. Бродячие  артисты  -маска  скомороха.

На  сегодняшний   день  техника  папье-маше  продолжает  свое  существование  и   востребована  в тех же   направлениях  ,а  так же  ей  можно  воспользоваться  в  быту,  для  оформления  интерьера  ,заняться  с  детьми  или  своим  творчеством  .

Просмотр  слайдов  «Поделки  из  папье  -маше».

Переходим  к  изготовлению  изделий.

1-я  часть. Сейчас  я  вам  покажу  процесс  маширования, а  затем  вы  приступите  к  самостоятельной  работе.

Перед  вами  лежат  варианты  с  разными  по  сложности  формами  заготовок, нужно  выбрать  одну. Простая  форма  -плоская,  выпуклая  -  сложная.

Обратим  внимание  на  углы  изделия,  на  округления -газета  может  заламываться, ее  нужно  постоянно  разглаживать /показ  на  образце/.Изделие  покрываем  кусочками  газеты  два  раза, используем  обойный  клей, а  затем  выравниваем  донышко  у  броши.

Работа  завершена. Нужно  убрать  рабочее  место  помыть  руки.

/Движение  по  классу  заменяет  физкульт –минутку./

Выполненные   работы  должны  сохнуть  два  дня. Поэтому  были  сделаны  заранее  заготовки  таких  же  форм. Переходим  к  оформлению.

2-я часть. В  конце  класса  на  столах  разложены  по   тарелочкам

Варианты  оформления  брошей  и  отдельно  лежат  элементы  декора.Можно  выбрать  по  собственному  желанию, вкусу.

На  доске  висят  таблицы.

*Краски,  которые  используются  в  данной  работе/ черный, белый,  красный,  зеленый,  синий, серебро,золото/.

*Варианты  смешивания  красок.

Определяемся  в  цветовой  гамме.  Начинаем  работу  в  цвете

/показ  на  образце/ .Сначала  наносим  базовый  цвет / черный  или  белый/,  можно  добавить  оттенок,  далее  паралоном  примакиваем  серебро  или  золото.

Внимание!  В работе  используем  мало  воды , краска  должна  быть  сухой.

Пока  подсыхают  работы, рассмотрим  таблицы  с  вариантами  решения  композиции броши. Сейчас  каждый  самостоятельно  ,а  затем  со  своей  группой  обсудите  композиционные  решения. Можно  использовать  дополнительные  ресурсы  для  оформления , они  находятся  на  отдельном  столе.

В  работе  используем  термо-пистолет  для  приклеивания  крупных  украшений,   крепления  для  броши, а для мелкого  бисера - клей  момент.

Завершаем  работу - покрываем  лаком.

Выкладываем  работы   для  просмотра.  Просмотр.

Сейчас  можно  поделится  своим  мнением  .

Мнение-« В  первую  очередь  удивило,  что  в  основе  данных  брошей  лежит  бросовый  материал  - донышки  пластиковых  бутылок. Второе - простота  в  исполнении. Далее - секрет  в   получении  изделия  имитирующего  старинное  серебряное  изделие или  черненое  золото.  А  самое  главное, что  все  это  можно  сделать своими  руками».

Мнение – «Было  очень  интересно  работать  в  коллективе, смотреть,  как  у  других  рождаются  идеи,  советоваться  друг  с другом, подсказки  были  удачные.  Атмосфера  очень  теплая  дружеская,  творческая. Выставка  поразила  своим  разнообразием , оригинальными  идеями  как  в  композиции , так и  в  оформлении».  

Завершение. Спасибо  всем  за  прекрасное  содружество! Поздравляю  вас  с  праздником  Весны!  Желаю чаще  обращаться  к  творчеству.Оно  делает  нашу  жизнь  наполненной и  осмысленной.

Пусть  будет  этот  День  Весны

Для  Вас  особенно  чудесным!

И  полным  ясной  глубины,

И   пряных  запахов  древесных.

Пусть  алый  цвет  и  бирюза

Рождают  праздничность   и  песни,  пусть  будут  яркими  глаза,

И  будут  радостными  вести!

-  ТУК – ТУК – ТУК…………….Кто  там?  Почтальон  Печкин!

Далее  ,поздравление  Печкина  с  наступающим  праздником  Весны.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ   РЯД

Оформление  класса.

Участники  мастер-класса  в  процессе  работы.

Выставка  готовых  изделий участников  мероприятия.

Выставка  авторских  работ.

Поздравление  почтальона Печкина.

Пластиковые  донышки,  высушенные  заготовки.

Таблицы  по  смешиванию  красок.

Таблицы  по  составлению  композиций

Работы  выкладываются  на  просушку



Предварительный просмотр:

                                                               Боркова Е.Б. – учитель   изо

ЭССЕ

«Традиции народной  культуры  в  моем  городе»

Ни  для   кого  не секрет, что  помимо  экономических  трудностей Россия  переживает  кризис  воспитания  подрастающего  поколения.  Нарушились  традиции,  порвались  нити ,  которые  накрепко  связывали  старшее  и  младшее  поколения. Сегодня  необходимо    повернутся  лицом  к  народной  музыке,  фольклору,  начиная  с  самого  раннего  возраста,  когда  еще  только  закладываются  основные  понятия  у  ребенка,  формируется  речь  и  мышление,  развиваются  умения,  навыки,  способности. Народную  песню  нельзя  ничем заменить, особенно  на  начальном  воспитании  ребенка.

Фольклор  является  бесценным  национальным  богатством, это  огромный  пласт  духовной  культуры  Россиян и  всех  славянских  народов. Это  народная  мудрость, в  которой  отражены педагогические  идеи:  уважение  к  старшим,  трудолюбие,  толерантность, доброжелательность,  терпимость  к  чужому  мнению.

Город  Юбилейный  Московской  области - город  ученых,  академиков,  космонавтов, одним  словом  - образованных людей. Я хочу   дополнить -это  город   культурных ,творческих  людей  любящих  и  поддерживающих  народные  традиции.

В  городе  есть  старинная  музыкальная  школа, где  открыто много  музыкальных  отделений  и  одно  из  них  «Народное».   Чтобы  привлечь большие  массы  детей   к  народной  культуре, на  базе   гимназии  №5  ,  организованны  занятия  среди  1-5  классов. Коллектив  называется  «Колокольцы»  и  руководит им  Панышко В.Н.

Цели и задачи  этого  коллектива-  развитие  творческих  и  исполнительских  способностей  воспитанников, развивать  навыки  пения  в  народной  манере, научить  их  основам  и  навыкам  исполнения  народной  песни,  пробудить  творческое  начало.

В  гимназии  стало  уже  традицией / 15лет/ проводить  праздники: «Рождественские  колядки», «Масленица», «День  Славянской  письменности». Это  яркое  театрализованное  действие, в  котором  участвуют дети и родители. Красочные  костюмы и  общее  оформление  школы,  веселая  ярмарка,  зажигательные  песни и  танцы все это  способствует  духовно-нравственному  развитию  детей.

У коллектива  очень  большой  репертуар   русских  народных песен:  «Рябина»,  «Воробей», «Волга-реченька», «Светит  месяц», «Там,  на  горке», «То не  гусельки» и  др. Есть  в  репертуаре  произведения  Глинки,  Шестоковича , .Кабалевского. Ансамбль «Колокольцы»  участник  Международного  славянского  фольклорного  фестиваля  «Коляда»/Украина/. Лауреат  1-ой  премии    Всероссийского  фестиваля «Искра» /Краснодарский край/. Победители  областных  фестивалей  детского  творчества «Таланты Подмосковья»,  «Гей  Славяне» /Подольск/.

Очень  хочется  ,  чтобы  в   общешкольную  программу  ввели  обязательный  урок , где  учат  исключительно только  хорошему, доброму, вечному и понятному  для всех.  Где  будут  учить  русским - народным  песенным  традициям, играть  в театре,  придумывать  костюмы,  изучать  народные  промыслы и создавать  своими руками  изделия и многое  другое.  Возможно , он  так  и  будет  называться «Народный» урок.  Я,  как  учитель  изо, много  уделяю  времени  по изучению  народных  промыслов. Но  требуется  единая  нить  связывающая  все воедино. Нужен  такой  предмет с  1-6 класс.

Если  даже  ребенку  дается  с трудом  образование  и он   не  сможет быть  высококвалифицированным специалистом  в  будущем, зато он  будет  добрым  ,воспитанным, культурным  человеком.

А это  уже  не мало.

Литература:

«Школа  русского  фольклора»  ,Министерство  культуры, Москва,1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства "Дорога к храму"

Разработка урока изо в 9 классе "Дорога к храму"...

конспект урока МХК "Дорога к храму"

урок разработан на основе программы по МХК Даниловой ГИ...

Духовно – нравственный проект « Дорога к храму»

Включение православных ценностей в повседневную практику школы позволит учащимся осознать нормы, идеалы, эталоны, регулирующие жизнь общества и отдельных людей, а также осуществить выбор тех или...

Внеклассное мероприятие "Дорога к Храму"

Внеурочное мероприятие «Дорога к храму» проводится в форме виртуальной экскурсии, составленной по результатам реальной экскурсии проектной группы учащихся. Мероприятие включает историю православ...

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей среднего возраста "Дорога к Храму"

Как воспитывать детей. воспитанников детского дома, потерявших надежду, веру в людей, веру в близких, предавших их? Вот такой вопрос встал передо мною- учителя начальных классов с глухой деревни, где ...

Дорога к храму

Духовный облик России. Гармония культовых построек. Архитектурные памятники России....

Дорога к храму

Духовный облик России. Гармония культовых построек. Архитектурные памятники России....