Декоративный натюрморт
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Соринская Евгения Юрьевна

Изучение правил построения декоративной композиции в натюрморте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_no1.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская академия постдипломного

педагогического образования

Кафедра культурологического образования

Методическая разработка занятия

По учебной программе «Батик»

На тему «Декоративный натюрморт»

Разработчик: Соринская Евгения Юрьевна

Педагог дополнительного образования

ЦТР и ГО «На Васильевском»

Василеостровский район

Санкт-Петербург 

2011

Методическая разработка занятия

По образовательной программе «Форму ритма»

На тему «Декоративный натюрморт»

По программе - 4-ого года обучения

Разработчик: Соринская Евгения Юрьевна педагог дополнительного образования ЦТР и ГО «На Васильевском» Василеостровский район

В программе использованы задания из учебного пособия Логвиненко Г.М. Возраст учащихся 11-12 лет

3 академических часа. Общее время занятия - 2часа 15 минут

две перемены по 15 минут каждая.

Предмет: Изобразительное искусство.

Методическая тема педагога: «Упражнение на деление плоскости на части».

Тип занятия: комбинированный.

Цель занятия: создание условий для формирования у учащихся знаний и способов достижения равновесия в композиции, за счет деления плоскости на части и тональных контрастов в декоративном натюрморте.

Обучающие задачи занятия: 

- Формировать основу интеграции теоретических знаний в практическое применение.

- Обобщать и закреплять имеющиеся знания о цветовом тональном контрасте.

- Обобщать и закреплять имеющиеся знания о статичной и динамичной композиции.

- Закреплять понятие - композиционная доминанта.

- Усваивать два основных способа создания уравновешенной композиции.

- Изучать приемы деления плоскости на части.

- Совершенствовать практические умения учащихся при создании учебных композиций и творческой работы.

Воспитывающие задачи занятия: 

- Воспитывать стремление к самообразованию, к творческой и профессиональной самостоятельности;

- Формировать потребность в достижении успеха путем постановки задачи, выбора правильного метода, анализа собственной работы;

- Прививать потребность в реализации и возможности стать самим собой;

- Воспитывать социальную компетентность путем сотрудничества,  внимательного и бережного отношения к своим товарищам в коллективе.

Развивающие задачи занятия:

- Развитие визуальной культуры личности учащегося через натюрморт, как жанр изобразительного искусства.

Повторяемые / изучаемые темы: 

- Изучение двух основных способов создания уравновешенной композиции.

- Статика и динамика в композиции декоративного натюрморта.

- Знакомство с композиционным центром - доминантой.

- Изучение приемов деления плоскости на части.

Необходимые знания и умения к этому моменту: Понятие симметрии и асимметрии, статики и динамики, цветового тона. Умение выполнять работу аккуратно, располагать предметы в листе в соответствии с заданием.

Оборудование для педагога: доска, фломастер, ноутбук, мультимедиа-оборудование, подбор репродукции на диске, презентация к уроку.

Оборудование для учащихся: бумага формат А-4 два листа, карандаш, стирательная резинка, линейка, фломастеры или акварель, кисти, баночка для воды.

План занятия

I часть

1.- приветствие и проверка отсутствующих (2 мин).

2.– определение целей и постановка задач деятельности учащихся и учителя

(3 мин).

II часть

1.– погружение в тему, знакомство с развитием жанра натюрморта демонстрация репродукций с помощью мультмедийного оборудования (20 мин).

2. - подведение итога погружения. (3 мин).

III часть 

1 - объяснение темы урока демонстрация репродукций с помощью мультмедийного оборудования, показ способов выполнения эскизов на доске

(15 мин).

2 – практическая (учебная) работа учащихся (30 мин).

3 - подведение итогов эскизирования (7 мин).

IV часть– выполнение самостоятельной         творческой работы на заданную тему (45 мин).

V часть

1 – вернисаж, рефлексия, подведение итогов занятия (10 мин).

Форма проведения первой, организационной части занятия – педагог отмечает присутствующих, проверяет наличие необходимых материалов.

Форма проведения второй, вводной части занятия – лекционная и применением техники ведения эвристической беседы.

Педагог демонстрирует слайды произведений известных художников с помощью мультмедийного оборудования, задает открытые вопросы, слушает ответы, перефразирует высказывания. Подводит итог исторического экскурса в жанр натюрморта.

Учащиеся учатся вглядываться в произведение, эмоционально воспринимать увиденное, слушают, задают вопросы, усваивают информацию, отвечают на вопросы.

Форма проведения третьей части занятия - сообщение нового материала, практическая работа выполнение упражнений.

Педагог, опираясь на имеющиеся знания, объясняет новую тему, вводит новые понятия, рассказывает, показывает варианты построения статичной и динамичной композиции на доске (эскизно). Демонстрирует учебные слайды. Дает практическое задание, индивидуально работает с каждым учащимся, отвечает на возникающие вопросы, задает уточняющие вопросы, контролирует (отмечает ход работы у каждого ученика), указывает на ошибки, если одна и та же ошибка повторяется у нескольких учеников, заостряет на этом внимание и еще раз этот момент объясняет на доске, вносит коррективы. Подводит итог выполнения упражнений.

Учащиеся смотрят, слушают, переспрашивают, задают уточняющие вопросы, усваивают информацию, отвечают на вопросы. Выполняют упражнение на усвоение нового материала. Производят самооценку и саморефлексию. Рассматривают работы других учащихся, учатся анализировать, высказывать свое мнение, отстаивать собственное видение и творчество.

Форма проведения четвертой части занятия – творческая работа.

Педагог индивидуально работает с каждым учащимся, подсказывает, контролирует, отмечает ход работы у каждого ученика.

Учащиеся создают творческую работу на заданную тему.

Форма проведения пятой части урока – рефлексия, мини выставка. Подведение итогов, обобщение усвоенных знаний, самооценивание и саморефлексия на основе полученного опыта и результата работы.

Ход урока

I часть Организационный момент Приветствие. Проверка всех необходимых материалов, необходимых для урока: бумага А-4, карандаш, линейка стирательная резинка, фломастеры, акварель, кисти, баночка для воды.

II часть Вводная. Введение в тему. Погружение, насыщение и осмысление развития жанра натюрморта.

Педагог: Сегодня мы с вами вновь поговорим о натюрморте. Вспомним, что как самостоятельный жанр натюрморт возник в Европе в конце XVI – начале XVII в. Тогда же впервые в 1650 г. был зафиксирован термин «still-leven», в буквальном переводе «тихая жизнь». Период становления и рассвета натюрморта в искусстве связывают с именами таких выдающихся фламандских и голландских художников XVII в. как: Якоб Иорданс, Виллем Клас Хеда, Абрахам ван Бейерен. В своих полотнах они стремились передать радость и полноту мира, чувственную прелесть вещей.

Идет демонстрация слайдов работ называемых художников.

Абрахам ван Бейерен «Натюрморт с омарами».

Педагог: К каждой работе задает перечисленные ниже вопросы.

- Что вы видите на этой картине?

- Как вы думаете, где это происходит?

- Когда это могло происходить?

- Как вы думаете, что осталось за кадром?

Учащиеся: Рассматривают картину, перечисляют то, что видят на картине, дополняют другие мнения, высказывают свои предположения, задумываются, интерпретируют.

Педагог: подводит резюме высказыванием учащихся.

- Обратите внимание на блистательное воспроизведение материалов, фактуры – это натюрморт, словно прилавок магазина, где в изобилии выставлены рыба, фрукты, цветы, дорогая посуда и роскошные ткани.

Франс Снейдерс «Натюрморт с цветами, фруктами и овощами».

Педагог: Как вы думаете, где это происходит? Когда это могло происходить? Как вы думаете, что осталось за кадром?

Учащиеся: Рассматривают картину, перечисляют то, что видят на картине, дополняют другие мнения, высказывают свои предположения, задумываются, интерпретируют.

Педагог: подводит резюме. В своих натюрмортах Снейдерс стремился использовать монументальные композиции и динамическую живопись. Обычно сочетал битую дичь или уснувшую рыбу, которую помещал в центре картины в сопоставлении с живыми животными и человеческими фигурами.

Виллем Клас Хеда «Натюрморт с золотым кубком».

Педагог: Как вы думаете, где это происходит? Когда это могло происходить? Как вы думаете, что осталось за кадром?

Учащиеся: Рассматривают картину, перечисляют то, что видят на картине, дополняют другие мнения, высказывают свои предположения, задумываются, интерпретируют.

Педагог: подводит резюме. Посмотрите, какая восхитительная, тонкая передача игры света на предметах. Картины этого мастера включают в себя множество символических намеков, на характер человека, который пользуется этими вещами. Его отличает применение в композиции, обязательной вертикали, которую он подчеркивает стаканами и графинами различной высоты, выделяя при этом диагональ, изображая, скажем, опрокинутый подсвечник, который направляет взгляд зрителя к центру композиции.

Педагог: В нашем лексиконе используется французское слово – натюрморт, которое переводится как мертвая натура. Жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов.

В XVIII в. натюрморт продолжает развиваться в эстетических концепциях французского искусства. Ярчайшим его представителем является Жан-Батист Симеон Шарден. Он был принят в Королевскую академию в качестве живописца цветов и фруктов. Сначала, как и его современники писал картины с множеством деталей, изображая конкретную жизнь, с её разнообразными чувственными ощущениями. Но постепенно он уходит в другое направление, где «связь человека и вещи интимна, жизненно правдива и тепла». [1, стр.28] После 1730 г. его натюрморты уменьшаются в размерах, а композиция упрощается. Безупречный предметный ансамбль, где предметы не закрывая друг друга, свободно стоят на столах, образуя цельную и хорошо просматриваемую пластическую группу. Благородство и притягательность простых вещей, говорят о своих владельцах больше, чем они могли сказать о себе сами. Шарден становится одним из немногих художников, которые умеют мастерски передавать психологию предмета.

Педагог: Теперь подробнее остановимся на декоративных натюрмортах созданных гениальным художником XX в. - Пабло Пикассо: В некоторых из них он использовал эксперименты с коллажами, вводил технику аппликации. Мы с вами рассмотрим самые известные его натюрморты, выполненные в стиле синтетического кубизма.

И так, кубизм – от французского куб; авангардное течение 1-й четверти XX в. Если классический кубизм выдвигал на первый план конструирование объемной формы на плоскости, выявлял простые устойчивые геометрические формы, разлагал предмет на отдельные элементы, уводя его от действительности. Синтетический кубизм наоборот скорее пытался облегчить понимание предмета, а аппликация из клочков газет, обоев, нот помогала восстанавливать посредством букв связь с конкретными вещами. В своих натюрмортах Пикассо скорее старался объединить разрозненные предметы путем установления связей между родственными элементами, а сами предметы сделать узнаваемыми.

Подведение вводной части занятия.

Педагог: Мир натюрморта очень интересен и многообразен и сегодня мы открыли только его малую часть. Вещи, которыми мы пользуемся в домашнем обиходе, при изображении в натюрморте образуют свою среду, переносятся в другое измерение. Сочетания простых предметов могут выражать самые сложные и возвышенные чувства человека, вызывать ассоциации, далеко уходящие от материальной сути самих предметов.

Мы с вами познакомились с разными натюрмортами, одни из них выполнены в реалистической манере, ставившей перед художником задачу наиболее полно и правдиво отобразить действительность. Другие мастера, наряду с реалистичным изображением предмета, стремились передавать психологию ее владельца. Третьи хотели отдалиться от реальности и уйти в мир абстрактных идей полностью. Четвертые хотели сочетать в своих полотнах разные техники и направления.

Каждый из вас уже не один раз рисовал натюрморт. А задумывались вы, какой натюрморт вы рисуете? Чем отличается декоративный натюрморт, от реалистичного?

Учащиеся: Отвечают на вопрос, высказывая свои мнения и предположения. Например:

 - Декоративный натюрморт придуманный, но он может и отталкиваться от настоящих предметов.

- Он более яркий и красочный.

- В декоративном натюрморте не изображается объем предмета.

- Светотень в нем используется более резко и контрастно.

- Светотень может быть виде украшения.

III часть. Сообщение нового материала.

Педагог: Прежде, чем приступить к воплощению своей творческой идеи, вам необходимо познакомимся с правилами построения декоративной композиции в натюрморте. Что обозначает слово композиция?

Учащиеся: Отвечают.

Педагог: Точно, слово композиция в переводе с латинского – сопоставление, связывание. Вам надо будет выполнить некоторые упражнений. Существует два основных способа организации декоративной композиции.

  1. Внимания на одном отдельном предмете как на самом главном, и подчинение ему всех остальных предметов. Главный предмет служит доминантой. Доминанта – это композиционный центр, он может не совпадать с реальным центром листа.
  2. Видение всех предметов в целом без выделения отдельного предмета. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного, а существует единый ансамбль.

Но какой бы способ построения вы не выбрали, необходимо помнить о том, что всякая правильно построенная композиция является уравновешенной. При этом равновесие бывает двух видов.

Идет демонстрация слайдов.

  1. Статическое равновесие возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей. Совсем не обязательно, чтобы симметрия была полной зеркальной.
  2. Динамическое равновесие возникает при асимметричном расположении фигур на плоскости, то есть при их сдвиге вправо, влево, вверх или вниз.

Педагог делает зарисовки на доске, еще раз проговаривая способы построения композиции.

Задание № 1: Выполнить уравновешенную композицию из трех - четырех фигур на статическое равновесие с выделением доминанты.

Задание № 2: Выполнить уравновешенную композицию из трех - четырех фигур на динамическое равновесие едином ансамбле.

Требования: Выполнить два, четыре поисковые варианты в карандаше. Добавление цвета по желанию.

Материал: бумага А-4, постой карандаш стирательная резинка. Те, кто работает быстро, могут добавить цветные карандаши или фломастеры.

Выполнение заданий № 1 -2 (эскизно).

Учащиеся: самостоятельно придумывают композицию в двух вариантах на динамическое и статическое равновесие. Делают эскизные зарисовки для натюрморта.

Педагог: наблюдает, индивидуально работает с каждым учащимся, отвечает на возникающие вопросы, задает уточняющие вопросы, контролирует (отмечает ход работы у каждого ученика), указывает на ошибки, если одна и та же ошибка повторяется у нескольких учеников, заостряет на этом внимание и еще раз этот момент объясняет на доске, вносит коррективы.

Подведение результатов упражнений. 

Педагог: Вы создали два эскизных наброска по упражнению на статичное и динамичное равновесие предметов в листе. У вас получились хорошие, точные работы, которые говорят о том, что вы усвоили тему. Однако, работы получились несколько однообразны. Для того чтобы каждый смог полностью проявить свою индивидуальность, пред началом выполнения творческой работы введем дополнительное задание.

Педагог: Сейчас мы с вами познакомимся с дополнительным композиционным приемом, который называется деление плоскости на части. Деление помогает художнику установить различные отношения тональные или цветовые между образовавшимися частями. Деление образуется прямыми или кривыми линиями и поддерживается светом или тоном. Оно может осуществляться в одном или нескольких направлениях. Вам необходимо либо создать новую композицию, либо воспользоваться уже сделанными композициями и ввести в них членение.

Задание № 3: Выполнить уравновешенную композицию на статическое или динамическое равновесие из трех - четырех фигур, выделить композиционный центр или создать единый ансамбль.

Требования: Выполнить поисковые варианты в карандаше (2-4). Добавление цвета по желанию.

Материал: бумага А-4, постой карандаш стирательная резинка. Те, кто работает быстро, могут добавить цветные карандаши или фломастеры.

Выполнение задания: № 3

Учащиеся: задумываются, вносят дополнения в существующие эскизы композиций, придумывают новые варианты композиции.

Подведение результатов упражнений. 

Педагог: Теперь вас получились интересные и разные работы. Выберете один эскиз, на ваш взгляд самый удачный и выразительный.

IV Самостоятельная творческая работа учащихся.

Педагог: Теперь приступим к заключительному аккорду - выполнению творческой работы. На основе выбранного эскиза создайте творческую работу, по пройденному материалу. Помним, что вы придумали и создали эскизы для декоративного натюрморта. Следовательно, основное условие, четкость и точность контурной линии. Предлагаю вам для каждого элемента намешать готовый колер и закрыть им плоскость. Желательно использовать тоновой и цветовой контраст. Приступайте.

Учащиеся: Переносят свою композицию с эскиза на формат А-2. Создают свой декоративный натюрморт. Если необходимо, советуются с педагогом.

V Подведение итогов  

Педагог: Вы вспомнили понятия статики и динамики. Узнали, что такое композиционная доминанта. Познакомились с двумя основными способами построения уравновешенной композиции, применяемыми при создании декоративного натюрморта. Научились применять прием деления плоскости на части. Выполнили ряд упражнений. Создали свой декоративный натюрморт. Спасибо, вам всем за плодотворную работу.

Список литературы

  1. Бесчаснов Н.П. Графика натюрморта: учебное пособие для студентов. – М.: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2008.
  2. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008.
  3. Логвитенко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов. – М.: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2010.
  4. Петербургский урок: сборник материалов/ сост. А.К. Данилова; под общ. Ред. И.М. Муштавинской, Н.В. Семеновой. – СПб.: АППО,2010.
  5. Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е.С. Зенович. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп», 2002.
  6.  Энциклопедия живописи. ООО «Издательство АСТ», 1997.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Декоративный натюрморт"

Методическая разработка урока для 1 класса художественного отделения школы искусств...

Методическая разработка по теме "Декоративный натюрморт"

Публикую обобщённый материал-разработку по теме "Декоративный натюрморт". Считаю, что данная тема интересна тем, что разнообразит такую обычную и немного скучную тему как "Натюрморт". Начинаю дававть ...

Презентация творческих работ учащихся 6 и 8 кл. ГОУ СОШ №544 Московского района г.Санкт-Петербурга, победителей районной олимпиады по ИЗО 2007 года. Тема: "Культура мира в лицах и костюмах" Декоративный натюрморт.

В презентации представлены творческие работы учащихся 6 и 8 классов  по теме: "Культура мира в лицах и костюмах". Декоративный натюрморт. Работы выполнены в технике аппликации и коллажа с использ...

Методическая разработка к уроку по предмету "Живопись" на тему "Что такое декоративный натюрморт?"

В данной разработке дано понятие о декоративности, стилизации, перечислены виды натюрмортов, сведения из истории мировой декоративной живописи, чётко сформулированы способы изменения формы и цвета в с...

Декоративный натюрморт

Представлены работы декоративного натюрморта в разных техниках...

Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».

Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...

Влияние учебного натюрморта на развитие художественных умений средствами декоративного натюрморта в 6 классе

Одной из основных задач образования является обучение изобразительному искусству, развития художественных умений, эстетическое воспитание подрастающего поколения. Развитие художественных умений &ndash...