Снежинка-композиционная доминанта изображения.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Соринская Евгения Юрьевна

Второй урок - продолжение темы "Масштабные соотношения" .  Создание творческой работы роспись по соляному грунту, в технике батик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta_titiulnye_listy.docx46.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр гуманитарного образования и творческого развития

«На Васильевском»

Методическая разработка занятия

По образовательной программе «Батик»

На тему «Снежинка – композиционная доминанта изображения»

Разработчик: Соринская Евгения Юрьевна

      педагог дополнительного образования

По программе - 2-ого года обучения

Возраст учащихся 12-15 лет

3 академических часа.

Общее время занятия - 2часа 15 минут,

две перемены по 15 минут каждая.

Санкт-Петербург

2011

Содержание

«Снежинка – композиционная доминанта изображения»

Второе занятие – создание творческой работы.

Продолжение темы «Микромир - изменение масштабных соотношений»

  1. Пояснительная записка                                                                         2 стр.
  2. План занятия                                                                                          3 стр.
  3. Ход урока                                                                                               4 стр.

3.1. I часть Организационный момент                                                     4 стр.

3.2. II часть Вводная. Повторение полученных ранее знаний, введение в тему.                                                                                                             4 стр.

3.3. III часть. Сообщение нового материала.                                           5 стр.

3.4. IV Самостоятельная творческая работа учащихся.                          6 стр.

3.5. IV Подведение итогов.                                                                        7 стр.

4. Список литературы                                                                                 8 стр.

Пояснительная записка

Предмет: батик (роспись по ткани). Изобразительное искусство.

Методическая тема педагога: «Изменение масштабных соотношений в изобразительном и декоративном искусстве» (изучение росписи по соли).

Тип занятия: комбинированный.

Цель занятия: создание условий для формирования у учащихся знаний и способов достижения масштабных соотношений в декоративной композиции.

Обучающие задачи занятия: 

- Формировать основу интеграции теоретических знаний в практическое применение.

- Обобщать и закреплять знания о композиционной доминанте

- Обобщать и закреплять о масштабных соотношениях.

- Усваивать и закреплять знания о тональном контрасте

- Усваивать и закреплять знания о цветовом нюансе.

- Изучать приемы росписи по соляной грунтовке.

- Совершенствовать практические умения учащихся при создании учебных композиций и творческой работы.

Воспитывающие задачи занятия: 

- Воспитывать стремление, к творческой и профессиональной самостоятельности;

- Формировать потребность в достижении успеха путем анализа собственной творческой продукции;

- Прививать потребность в реализации и возможности стать самим собой;

- Воспитывать социальную компетентность путем сотрудничества, внимательного и бережного отношения к своим товарищам в коллективе.

Развивающие задачи занятия:

- Развитие визуальной культуры личности учащегося через внимательное, скрупулезное изучение формы.

Повторяемые / изучаемые темы: 

- Изучение и закрепление двух основных способов создания уравновешенной композиции.

- Повторение знаний о статичной и динамичной декоративной композиции.

- Закрепление знаний о понятии композиционный центр – композиционная доминанта.

- Изучение изменения масштабных соотношений в изобразительном и декоративном искусстве.

- Закрепление знаний о тональном контрасте.

- Закрепление знаний о цветовом нюансе.

- Изучение приемов росписи по соляной грунтовке.

Необходимые знания и умения к этому моменту: Умение компоновать изображаемые объекты в листе в соответствии с заданием, выражать свое эмоциональное отношение к теме, через цвет и тон. Выполнять работу быстро и аккуратно.

Оборудование для педагога: мультимедиа-оборудование, подбор репродукции на USB носителе, презентация к уроку.

Оборудование для учащихся: ткань, натянутая на раму и загрунтованная соляным раствором, анилиновые красители, кисти, баночка для воды.

План занятия

I часть

1. - приветствие и проверка отсутствующих (2 мин).

2.– определение целей и постановка задач в деятельности учащихся и педагога (8 мин).

II часть

1. – повторение тему прошлого занятия, объяснение практической работы (10 мин).

2. – учащиеся переносят с эскиза рисунок на ткань, практическая (учебная) работа учащихся(15 мин).

3. - учащиеся поверх рисунка располагают шаблоны готовых снежинок или вырезают шаблон самостоятельно, затем обводят снежинку по шаблону (10 мин).

III часть 

1. – погружение в тему, разговор о выборе цветового решения, демонстрация репродукций с помощью мультимедийного оборудования. (10 мин).

2. - учащиеся знакомятся с темой, задают вопросы, запоминают увиденное.

3. – учащиеся придумывают и создают эскизы в цвете на контраст светлого и темного(20 мин).

IV часть

1. - сообщение нового материала, объяснение и показ основных приемов росписи по соляному грунту (5 мин).

2. - выполнение самостоятельной творческой работы на заданную тему–(45 мин).

V часть

1 – вернисаж, рефлексия, подведение итогов занятия (10 мин).

Ход урока

I часть Организационный момент Приветствие. Проверка всех необходимых материалов, необходимых для урока: карандаш, стирательная резинка, бумага А-4, ножницы, шаблоны снежинок, ткань натянутая на раму и загрунтованная соляным раствором, цветные карандаши или акварельные краски, анилиновые красители, кисти, баночка для воды.

II часть Вводная. Повторение полученных ранее знаний, введение в тему. Погружение в тему, насыщение и осмысление полученного ранее материала.

Введение в тему: Вы помните, что во время создания композиции мы имеем дело с различными параметрами, такими как масштаб, пропорции изображаемых предметов, модуль тоновой и цветовой контраст или нюанс. От правильного их использования зависит выразительность композиции.

Педагог: На прошлом занятии вы усвоили, что с помощью изменения масштабных соотношений, мы либо усиливаем внимание на изображаемом объекте, делая его главным, либо отводим от него внимание, превращая его во второстепенный фон, на котором разворачивается главная идея. Так из реального мира, мы попадаем в ирреальный мир, созданный собственным воображением, который опираясь на субъективные внутренние переживания, помогает вам полнее выразить свой творческий замысел.

Сейчас вам необходимо перенести рисунок эскиза созданного на прошлом занятии на ткань. Для того чтобы снежинка внутри оставалась белой, вы не будете рисовать её простым карандашом, а обведете по шаблону. Вы можете воспользоваться готовыми шаблонами снежинок, а можете изготовить их сами, вырезав их из бумаги нужного вам размера и формы.

Учащиеся: Переносят на ткань ту часть эскиза, которая будет служить задним планом (фоном) творческой работы. Снежинки либо вырезают, чтобы изготовить собственный шаблон, либо пользуются уже готовым шаблоном.

Педагог: Прежде чем обводить снежинки расположите их поверх готового фонового рисунка. Подвигайте их по ткани, найдите каждой снежинке своё место. Еще раз проверьте, как получившееся расположение отвечает идее вашего замысла. Посмотрите и проанализируйте, какая декоративная композиция у вас получилась с композиционной доминантой или без нее.

Учащиеся: Двигают по фоновому рисунку шаблоны снежинок, находя оптимальное расположение, аккуратно обводят шаблон, таким образом, перенося снежинку нужного размера и формы на ткань.

III часть. Сообщение нового материала.

Педагог: Перед тем как вы начнете выполнять самостоятельную, творческую работу по созданным на прошлом занятии эскизам, мы более подробно остановимся на дополнительных композиционных приемах. Эти приемы помогут вам как художникам установить различные тональные и цветовые отношения между изображенными объектами, усилить, или ослабить измененные масштабные соотношения. Итак, сегодня мы с вами поговорим о том, как выбор цветовой гаммы, поможет вам усилить свою идею.

Идет демонстрация слайдов картин русских художников и фотографий  зимней  природы.

Занимаясь художественным творчеством второй год, вы уже понимаете, что с помощью цвета мы передаем не только цвет предмета со всеми оттеками и нюансами, но и его эмоциональное, чувственное воздействие на зрителя. Основываясь на позиции четырех временах года, вы прекрасно понимаете, что каждому из времен соответствует своя цветовая палитра. Для изображения зимнего времени года нам потребуются холодные цвета, прозрачные и одухотворенные, сияющие внутренней глубиной. Давайте более подробно поговорим о синем цвете и его производных. Как вы думаете, какие чувства вы можете выразить через синий цвет?

Учащиеся: Отвечают, высказывают свои ощущения и наблюдения, выражая свой субъективный опыт.

Педагог подводит итог высказываниям: Вы правильно сказали, что синий цвет всегда холодный, он словно сжат и сосредоточен в себе, эмоционально выражая тишину и уединение. Тем не менее, синий цвет обладает скрытой мощью, подобно силам природы зимой, когда все скрытое под снежным покровом копит энергию для возрождения и роста. Синий цвет всегда и неуловимо присутствует в прозрачной земной атмосфере, он разлит в ней, начиная от светлой небесной лазури до глубочайшей синей черноты ночного неба. Прочувствуйте, подумайте, какой оттенок синего цвета вам больше подойдет для самовыражения, выбеленный, затемненный или с добавление другого цветового оттенка.

Принято считать, что все осветленные цвета представляет собой более светлые стороны жизни, а затемненные более тайные и негативные. В нашем поминании снежинка имеет белый цвет, однако на самом деле снежинка прозрачна. При солнечной погоде, когда с неба медленно падают большие, пушистые и редкие снежинки, они блестят и искрятся на солнце. Ученые посчитали, что около 3% снежинок отражают свет как зеркальная поверхность, именно поэтому снег переливаются всеми цветами радуги. Но основные 97% снежинок солнечный свет рассеивают, своими многочисленными гранями, создавая у нас впечатление белой непрозрачной массы, которую мы называем снегом. Поэтому, изображая снежинку, вы можете воспользоваться оттенками любых чистых и светлых цветов или оставить ткань чисто белой.

Задание по поиску цветовой гаммы: отложите на время работу с готовым карандашным контуром. Выполните пару эскизов в цвете, при этом цветовая гамма должна, исходить из задуманной вами композиции.

Материал: бумага А-4, цветные карандаши или акварельные краски, кисточки, баночки для воды.

Учащиеся: самостоятельно придумывают цветовую гамму для декоративной композиции.

Педагог: наблюдает, индивидуально работает с каждым учащимся, отвечает на возникающие вопросы, задает уточняющие вопросы, контролирует (отмечает ход работы у каждого ученика), указывает на ошибки, вносит коррективы.

Подведение результатов эскизирования. 

Педагог: Вы выполнили варианты ваших будущих, творческих работ в цвете. Давайте проанализируем и выберем, на ваш взгляд, лучшие из них.

IV Самостоятельная творческая работа учащихся.

Педагог: Теперь приступим к заключительному аккорду - выполнению творческой работы на основе готового эскиза. Помним, что вы придумали и создали работу под соляную технику, которая применяется в батике. 

Задание по созданию самостоятельной творческой работы, итак, вы уже перенесли рисунок на ткань, исходя из задуманной вами композиции, придумали цветовую гамму, осталось только воплотить задуманное на ткани с помощью свободной росписи. Свободная роспись по соляному грунту напоминает, технику письма акварелью по сырому. Следовательно, основное условие, акварельность и мягкость контуров. Используя цветовой нюанс, можно передать искристость снежного покрова, и отблески солнца на нем, его мерцание в морозном воздухе, похожее на россыпь алмазной пыли. Выбирая тоновой контраст, вы сможете сыграть на противопоставлении темного, мрачного цвета ночного неба, и светлого пушистого снега. Расписывая ткань не забывайте, что пытаясь передать свои впечатления и переживания, нельзя забывать о главном, о единой цветовой гамме, которой должна быть подчинена вся работа. Приступайте.

Учащиеся: Опираясь на эскиз, создают творческую работу. Если необходимо, советуются с педагогом.

IV Подведение итогов.  

Педагог: За два занятия вы вспомнили понятия статики и динамики, повторили два основных способа построения уравновешенной декоративной композиции. Научились применять такой прием, как изменение масштабных соотношений по отношению к композиционной доминанте. Придумали и выполнили композиционные и цветовые эскизы. Познакомились с контрастом светлого и темного, написали творческую работу. Давайте устроим экспресс выставку получившихся работ. Спасибо, вам всем за плодотворную работу. 

Список литературы

  1. Вода (многоликая планета). - М:. Бук Хаус,2005.
  2. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: учебное пособие для студентов. – М.: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2005.
  3. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008.
  4. Иоханнес Иттен. Искусство цвета. М.: Д. Аронов, 2001.
  5. Петербургский урок: сборник материалов/ сост. А.К. Данилова; под общ. Ред. И.М. Муштавинской, Н.В. Семеновой. – СПб.: АППО,2010.
  6. Энциклопедия живописи. Редакторы: Борисовскя А.Н., Козлова С.И., Траскин В.Ю. – М.: АСТ 1997.
  7. http://www.o8ode.ru/article/krie/emoto/vrata-3.htm
  8. http://allday.ru/2007/11/22/page,1,2,snezhinki_pod_mikroskopom.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия хоровой студии "Доминанта" СПКК по теме "Интонационный ансамбль в песне".

Занятие в форме сводной репетиции младшей и старшей возрастных групп. Обучающиеся - кадеты 5-7 и 10,11 классов. Занятие имеет практическую направленность: подготовка к смотру-конкурсу кадетской песни ...

Формирование философских доминант в процессе литературного образования

Вехами в становлении личности можно считать доминанты, а формирование доминант  - процесс длительный и трудоёмкий не только для самого обучающегося, но и для преподавателей.  Резул...

Ценностные доминанты содержания обучения иностранному языку на разных ступенях образования.

Реформы российского образования значительно повышают роль иностранного языка в обществе, происходит переосмысление необходимости его знания для достижения ус...

УМК к дополнительной образовательной общеразвивающей программе художественной направленности "Доминанта"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16535205","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]...

Агрессия как доминанта поведения современных подростков

Тревожным симптомом является рост числа подростков, поведение которых отклоняется от норм принятых в обществе. Мы ежедневно наблюдаем ролики в интернете, где показана подростковая жестокость по отноше...

Психолого - педагогическая характеристика на учащегося с учетом психофизиологических доминант и способностей

Психолого - педагогическая характеристика на учащегося с учетом психофизиологических доминант и способностей...

ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ ДОМИНАНТЫ В СИНОНИМИЧЕСКОМ РЯДУ СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА

В связи с бурным развитием обучения китайскому языку, значимость исследования смежных лексических единиц значительно выросла. Синонимы украшают нашу речь, поэтому мы считаем, что подробное изучение да...