Развитие мелкой моторики и воображения посредствам нетрадиционных техник рисования.
материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Статья  рассказывает  о  нетрадиционных  техниках  рисования,  которые    можно  использовать  на  занятиях  изобразительным  искусством.   Данные  техники  помогают  педагогу  развивать  у  детей  мелкую  моторику  рук  и  воображение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  мелкой  моторики  и  воображения  посредствам  нетрадиционных техник  рисования.

 Разработанная мною   программа  курса   «Волшебная  кисточка» предназначена  для  организации  внеурочной  деятельности  первоклассников. Программа  курса   «Волшебная  кисточка», имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана  на  33  часа - 1  час  в  неделю.

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие посредством занятий изобразительной деятельностью.

Задачи программы

·     познакомить  с   некоторыми  жанрами изобразительного искусства  (натюрморт,  пейзаж,  анималистический  жанр);

·     применять  различные художественные  материалы (гуашь,  акварель,  карандаш)    и техники изобразительной деятельности (традиционные и  нетрадиционные)

·     развивать  у детей чувственно-эмоциональные   проявления: внимание, память, фантазию, воображение;

·     развивать  художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;

·     улучшать   моторики, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;

·     формировать организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность; содержать в порядке своё рабочее место).

·     формировать  у детей  интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;

·     воспитывать  терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;

·     воспитывать   аккуратность;

 ·    развивать   коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Во   время  проведения  занятий   я особое  внимание  уделяю на  решение  следующих,   по  моему  мнению  важных  задач:

- улучшать   мелкую моторику, пластичность, гибкость рук;

-  развивать  у детей чувственно-эмоциональные   проявления:  фантазию, воображение.

Почему  так  важно  обращать  внимание  именно  на  решение  данных  задач. Потому  что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать,  у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Воображение и фантазия — это   тоже важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

 Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, и улучшать  мелкую  моторику необходима особая организация изобразительной деятельности.  Для  этого мною   применяются  как  традиционные (кисть, карандаш)  так и  существующее множество видов нетрадиционной техники рисования. Например:  метод пальцевой или  пальчиковой живописи.  Инструментом художественной деятельности в данном случае, являются пальцы, из отпечатков которых  складываться изображение. Ребёнок смачивает пальчик в воде, затем макает его в  краску и делает отпечаток на бумаге.   Монотипия - это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладкий  целлофан наносится  рисунок  краской с помощью кисточки, или пальцев. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают.  Рисование  по мокрому листу.  До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге,  например если ребенок хочет изобразить следующие темы:  «туман»,  «идет дождь»", «морской пейзаж»  и т.д. Нужно сделать бумагу немного влажной  с помощью намоченного  в чистой воде комочка  ваты,  или  поролона,  или рукой.    И бумага готова к произведению неясных образов.
Детям нравится  один  из методов рисования,  который называется  
«набрызг».  Для этой работы используются: зубная щетка, или кисть  с  жесткой  щетиной, акварельные и гуашевые краски, засушенные листья либо какие-то предметы. На  бумаге располагаем несколько засушенных листьев, обмакиваем кисть в густую гуашь и наносим ее на щетку. Проводим карандашом или пальцем по щетинкам, направляем брызги равномерно на лист бумаги, затем аккуратно убираем предмет и видим, что остается четкий контур на фоне цветного напыления.  Техника рисования «тычком» предусматривает, чтобы гуашь была густой, а кисточка жесткой. При нанесении тычка, кисточка находится в вертикальном положении, ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка.  В процессе закрашивания  тычками, нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенных к реальным. Техника  рисования  ладошками. На  лист  бумаги обводим  собственную  ладошку.  Затем  предлагаем  детям  пофантазировать  и  дорисовать  ладошку,  чтобы  получился  какой-то образ.

 Я  познакомила  вас  лишь с  несколькими нетрадиционными   техниками таковых  существует    много. Нетрадиционные   техники помогают сделать занятие эмоционально богаче, вызывают огромный интерес у  ребят  к  творчеству, к  художественной  деятельности, а также развивают у обучающихся воображение и фантазию,  улучшают мелкую  моторику, гибкость  рук.

В каждом ребенке    живёт художник, бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть детям в  себе  таланты должны мы, взрослые!