"Народный праздничный костюм"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

 

г. Муром Владимирская область

МБОУ СОШ №13

Снисар Г.Д. учитель I категории

Изобразительное искусство 5 класс

 

                Тема: « Народный праздничный костюм»

                                 (по программе Б.М. Неменского)

 

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с народным русским костюмом;
  • воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре;
  • развивать творческую и познавательную активность;
  • совершенствовать  графические умения и навыки.

 

Оборудование:

  • журнал Юный художник, 1993;
  • Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя – М.; Просвещение, 1989;
  • Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.А Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010;
  • зрительный ряд по теме;
  • художественные материалы;
  • ИКТ

 

 Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_izo_narodnyy_prazdnichnyy_kostyum.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

г. Муром Владимирская область

МБОУ СОШ №13

Снисар Г.Д. учитель I категории

Изобразительное искусство 5 класс

                Тема: « Народный праздничный костюм»

                                 (по программе Б.М. Неменского)

Цели и задачи:

  1. познакомить учащихся с народным русским костюмом;
  2. воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре;
  3. развивать творческую и познавательную активность;
  4. совершенствовать  графические умения и навыки.

Оборудование:

  1. журнал Юный художник, 1993;
  2. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя – М.; Просвещение, 1989;
  3. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.А Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010;
  4. зрительный ряд по теме;
  5. художественные материалы;
  6. ИКТ

 Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Вводная беседа по теме.
  3. Постановка художественной задачи.
  4. Практическое выполнение задания.
  5. Подведение итогов.

                                                    Ход урока:

     - Здравствуйте ребята, садитесь.

     - Сегодня на уроке мы продолжим работу над блоком  тем «Древние корни народного искусства». На этом уроке мы познакомимся с народным праздничным костюмом, увидим целостность его художественного образа

( сопровождается презентацией).

     Обратите внимание на зрительный ряд, представленный на доске, он поможет нам в раскрытии темы.

     В старину женщину на Руси называли лебёдушка, лебедь белая, пава, утушка, сера птица – эстетическое представление наших предков неразрывно связывало женщину с образом птицы – « древнейшим священным символом добра, довольства и благополучия в славянской мифологии». Награждая женщину этими эпитетами, русский народ подчёркивал этим зрительную, пластическую сторону образа, который передавался через русский народный костюм.

     В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

     Русский Север был тогда заповедником нашей родной старины, которая продолжала жить в народной одежде. Она сохраняла основные черты одежды Древней Руси, где наряды простой крестьянки и великой княгини различались лишь ценой ткани и богатством отделки.

     Будничные одежды были простыми и скромными, их шили из холстины или сукна, которые ткали сами крестьянки на нехитром деревянном ткацком стане. Праздничные же, сшитые часто из покупных тканей, были нарядными и богатыми.

     Женские одежды поражают своей самобытной красотой и обилием вариантов, ведь в каждой губернии одевались по-своему. Местный традиционный костюм повторял старинные образцы и нёс в себе древние художественные традиции.

     Для всех сословий и классов длинная нижняя рубаха со сборками у ворота была основной, а для холостой молодёжи нередко и единственной одеждой. Праздничная рубаха наверху и по подолу щедро украшалась вышитым и тканым узорочьем. Свободная и широкая, сшитая из прочной льняной или пеньковой холстины, она была хорошо приспособлена к работе.  В старой деревне на покос или на жатву шли как на праздник, надевая свои лучшие рубахи.

     В женской одежде бытовало два вида рубах: одна с широкими сборчатыми рукавами, связанная с новгородской культурой, носили её в северных деревнях, сёлах и городах. Рубаху с сужающимися книзу рукавами называли «московской», и её можно было встретить в центральных и южнорусских губерниях.

     Поверх рубахи в северных и центральных губерниях носили сарафан – высокую юбку с лямками, а в праздничном костюме ещё и нарядную пышную на лямках душегрею, которая сзади собиралась крупными складками. В народе её называли перо или пёрышко.

     Дешёвые будничные сарафаны шили из льняной холстины с набивным узором, из клетчатой пестряди, домашней крашеной шерсти. Праздничные же – из многоцветного красочного ситца, узорного атласа, штофа и бархата. Но чаще шили сарафаны из парчи. Крестьяне побогаче покупали хлопчатобумажную, с медной позолоченной нитью парчу. Состоятельные люди, купцы своим жёнам и дочерям заказывали сарафаны и душегреи из драгоценной парчи с золотым узором. Их очень берегли и надевали лишь в самые главные праздники: на Пасху, в Рождество, на Троицу. При покрое женских нарядов ткань использовалась очень бережно, и обрезков не оставалось.

     В южнорусских губерниях поверх рубахи носили древнюю поясную одежду – панёву. Распашная панёва-разнополка шилась из трёх полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани и собиралась сверху на вздёржке. Полы крайних полотнищ не сшивались и не сходились: так было удобнее ходить и работать. В некоторых местностях в панёву стали вшивать ещё и прошиву с узором, и она походила на юбку.

     Праздничные одежды южнорусских губерний более ярки и красочны, в то время как северные строже и богаче. Так, убранство северного головного убора состояло из парчи, золотого шитья, жемчуга, перламутра и цветных камней. В восемнадцатом веке иные кокошники здесь стоили тысячу рублей и более, в то время как хорошая лошадь – всего десять!

     Российский жемчуг добывали обычно в северных реках. Однажды император Александр I, будучи в Каргополе, шёл по городу и любовался местными народными одеждами. Он даже расспрашивал каргополок, не поддельный ли у них жемчуг – так много его было в их украшениях. И убедившись, что жемчуг настоящий, император остался этим доволен.

     В холодное время года бедные женщины носили овчинные полушубки и шубы, нередко расшитые цветной нитью. А богатые шили шубейки из штофа на лисьем и беличьем меху с широким собольем воротником. На картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», написанной в 1891 году, мы видим красивых, здоровых и крепких русских людей как раз в таких одеждах.

     Излюбленные украшения девушек и молодых женщин перстенёк  и колечко, которое служило залогом согласия девушки выйти замуж. Впоследствии оно стало символом брака. После венчания женщины русского Севера могли носить и шейные украшения: жемчужные и перламутровые бусы и серебряные цепочки. А вот для невесты здесь делали из дорогой ткани наборошники в виде воротничка, плотно прилегавшего к шее и украшенного золотым и серебряным шитьём, драгоценными камнями и цветными стёклами. На юге же носили янтарные бусы, многочисленные бисерные украшения и цепочки.

     В девичью косу вплетали парчовый или шёлковый косник с шитьём. Лента же означала, что девушку можно сватать.

     Красна девица идёт,

     Словно павушка плывёт,

     На ней платье голубое,

     Лента алая в косе,

     На головушке перо.

     Девичьи праздничные головные уборы от женских отличались тем, что  не закрывали верхушку волос и делались в виде обруча, украшенного богатой тканью, жемчугом и цветными стёклами.

     Женские головные уборы в разных местностях России были очень разнообразны по внешнему виду и назывались где кокошником (от «кокошь» - курица), а где сороками, кичками. Первые два походили часто на птиц, а вот южнорусская кичка была рогатой, что выражало идею плодородия.

     Самые торжественные и богатые наряды надевала женщина на свою свадьбу. Если же в доме не было богатого штофного сарафана и жемчужной перевязки, то их занимали у соседей. А те, кто имел, по наследству передавал своим младшим сёстрам или дочерям.

     В свадебное придание у девушки среднего достатка входило десять и более рубах, столько же холщёвых и ситцевых сарафанов, которых хватало лет на десять.

     Подвенечный сарафан, в котором венчалась молодая в церкви, был траурного цвета, ведь девушка навсегда прощалась со своей волей. Участникам свадьбы нельзя было касаться друг друга голой рукой, что сулило бедность. Поэтому во многих местах шили рубахи-долгорукавки с рукавами порой до земли.

     На второй день свадьбы надевала молодая красный сарафан, который символизировал супружество, а в южнорусских деревнях панёву красного цвета и красную шубу.

     Русская народная одежда отмечена ярким национальным характером и отразила в себе богатые крестьянские и культурные будни.

     - Ребята, сегодня на уроке вам необходимо выполнить эскиз праздничного костюма северных или южных районов России. При выполнении работы возьмите вертикальное положение листа, разместите работу посередине, прорисуйте элементы одежды. Важно аккуратно выполнять рисунок и сильно не нажимать на карандаш, чтобы он не проступал, когда начнёте выполнять эскиз цветом.

     - Прежде, чем перейти к практической работе  проведём физкультминутку.

               Физкультминутка

     У оленя дом большой,

     Он глядит в своё окно.

     Заяц по лесу бежит,

     В дверь к нему стучится.

     Тук, тук, тук, скорей открой

     Там в лесу охотник злой.

     Заяц, заяц забегай

      Лапу подавай.

     Во время выполнения практического задания учитель следит за работой учащихся, советует и помогает при необходимости.

       Подведение итогов.

       В конце урока лучшие работы демонстрируются перед классом, оценки выставляются в журнал.

       - На это урок закончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский народный праздничный костюм"

Материал по изучению русского костюма на уроках изобразительного искусства в 4 - 5 классах. Программа Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд".  Можно использовать на уро...

5 класс "Народный праздничный костюм"

презентация основана на ранее полученных знаний.Для быстрого выполнения задания использую трафарет человека....

Народный праздничный костюм технологическая карта урока ИЗО 5 класс ФГОС

Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс по программе Б.М.Неменского ФГОС...

Народный праздничный костюм (северо-русский костюм)

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Северорусский сарафанный комплекс составляли...

Народный праздничный костюм (южнорусский костюм)

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. В южнорусский комплекс входили: богато вышит...

Народный праздничный костюм (мужской костюм)

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Верхней мужской народной одеждой  назыв...