Япония - мужской и женский образ
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Урок изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yaponi_-_muzhskoy_i_zhenskiy_obraz.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Япония - мужской и женский образ»

«Япония – мужской и женский образ».

Актуальность: необходимость воспитания культурного человека, знающего традиции и уважающего культуру другой страны.

Цель урока: знакомство с культурой Японии.

Задачи урока:

1. Реализация композиционных  задач различными выразительными средствами;

2. Развитие познавательных интересов учащихся;

3. Развитие творческих способностей учащихся в индивидуально-коллективной работе.

Оборудование: аудиозаписи, презентация.

Формы организации детей: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Конечный продукт: создание проекта – панно «Японский детский праздник».

Межпредметные связи: история, литература, музыка,

Ход урока

  1. Органзационный момент.

Зацвела сакура пышными цветами,
в дальней мне, японской стороне.
В розовом наряде, кружится с мечтами,
отражаясь, в неба синеве.

Запахом морочит, дни бегут и ночи...
И наряд за ветром улетит.
Только будут птицы, на ветвях резвится...
Вишня свою тайну, сохранит.

-  О чем это стихотворение?

Желание посетить Японию и испытать самому все эти прекрасные мгновения не удержать. Видимо и правда придется при первой возможности посетить эту удивительную страну весной и увидеть все волшебство цветения сакуры собственными глазами.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?;

- Чем мы будем заниматься на уроке?

Учитель:

Япония - государство расположеное на 4 крупных островах - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Косю - и прилегающих к ним мелких островах. Территория - 372,2 тыс.км2. Население – 125,9 млн. (1995); 99,4% - японцы, остальное население - это корейцы, китайцы, американцы, айны (потомки древнего населения страны) и т.д. Официальный язык - японский.

Столица - Токио (около 12 млн. чел., 1987), другие крупные города с населением свыше 1 млн. человек - Иокогама, Осака, Нагоя, Киото, Саппоро, Хиросима, Фукуока, Китакюсю... Административно-территориальное деление - 47 префектур. Япония - одно из самых густонаселенных государств в мире. В среднем на каждый квадратный километр приходится 337 человек.

  1. Работа в группах:

Текст, для знакомства первой группе:

Праздник мальчиков традиционно отмечается в Японии 5 мая. Раньше он отмечался не по солнечному, а по лунному календарю, в пятый день пятой луны. Соответственно, другие названия этого праздника   «Танго но сэкку», или «Праздник первого дня лошади» (день лошади приходился на пятый день пятой луны; белая лошадь исстари считалась у японцев священным животным, почитавшимся в синтоизме) и «Сёбу но сэкку» («Праздник ириса», поскольку примерно в это время цветут ирисы).

Праздник мальчиков сложился под влиянием самурайских традиций и обычаев к началу XVII века на основе старинного праздника, во время которого придворные императора демонстрировали свое искусство в фехтовании на мечах и стрельбе из лука. К этому празднику в домах, где росли сыновья, устанавливали ступенчатую горку, покрытую зеленым или синим сукном. На самом верху помещалась кукла, изображающая самурая в полном воинском облачении, или выставлялись доспехи. Ниже располагались различные символические предметы и кукольные изображения прославленных героев. Многие из этих воинов   вполне реальные, хотя и мифологизированные, персонажи: императрица Дзингу, прославившаяся походом в Корею, император Дзимму, Тоётоми Хидэёси, Токугава Ёсицунэ и т.д. Такие куклы напоминали мальчикам о том, что они должны расти храбрыми, сильными, верными долгу и чести, то есть быть настоящими самураями. В эпоху Эдо (1603 1868) этот праздник распространился в городской среде, сохранив свой воинственный дух и атрибутику. Ныне к этим фигуркам добавляются и модели судов, зданий и прочие игрушки, любимые мальчишками.

Самый известный атрибут Дня мальчиков   это кои нобори, бумажные или матерчатые изображения карпов, которых вывешивают на шесте перед домом. Размеры этих карпов весьма внушительные   до девяти метров и более, в зависимости от возраста детей (самые маленькие   в честь детей помладше, самые длинные   в честь старших). Карпов вывешивают столько, сколько в доме мальчиков. С древних времен известна легенда об отважном карпе, который пробился сквозь бурные воды к истокам священной реки и в результате стал мощным и мудрым драконом.

По другой легенде, некий дух в виде карпа покровительствовал императрице Дзингу во время ее похода в Корею. Легенда гласит, что когда японский флот пересекал пролив, карп выскочил из волн и указал кораблям путь к корейским берегам. С тех пор карпа почитают как божество.

Мальчикам дарят подарки   раньше это были традиционные куклы, изображающие воинов, а сейчас чаще всего просто игрушки. Еще во многих районах существует обычай в этот день запускать бумажного змея. Дома готовят специальную еду: тимаки (рисовые колобки, завернутые в листья ириса или бамбука)   символ здоровья и стойкости, касива моти (рис, завернутый в дубовые листья)   символ долголетия, сэкихан (рис, сваренный с красными бобами)   символ здоровья.

Текст, для знакомства 2 группе: Праздник девочек (Хина мацури).

Март в Японии - абсолютно женский месяц, так как кроме обычного 8 марта там отмечают «Момо-но сэкку» (Праздник цветения персиков) или Праздник девочек, больше известный как «Хина мацури» (Праздник кукол). Первоначально он отмечался в 3-й день 3-го месяца просто как сезонное событие. В это время крестьяне были сравнительно свободны от сельскохозяйственных работ и могли порадоваться первым теплым дням, когда начинали цвести персиковые деревья.В основе Хина мацури лежат несколько различных традиций. Одна из них восходит еще к эпохе Хэйан (794-1185 гг.): в этот день в знатные семейства приглашали заклинателей, которые совершали специальные молебны, направленные на то, чтобы все беды людей перешли на бумажных кукол, которых затем пускали плыть по реке или по морю. Этих кукол называли «нагси-бина»- куклы, спускаемые по реке. Первоначально праздник отмечался только при дворе и среди воинского сословия, но вскоре быстро распространился и в народе. Национальным Праздник кукол стал в 18 веке, тогда же добавился обычай устраивать в домах, где есть девочки, выставки богато одетых кукол, изображавших жизнь и обычаи императорского дворца. Этот обычай сохраняется до сих пор. Теперь это не бумажные куколки, а настоящие произведения искусства из керамики и шелка, наряженные в роскошные одежды. Куклы «хийна», или «хина» не предназначены для каждодневных игр, обычно их выставляют в самой лучшей комнате дома на специальной этажерке «хинадана» и просто несколько дней ими любуются. Некоторые такие наборы кукол очень дороги и передаются в семье из поколения в поколение, но обычно, когда в семье рождается девочка, то родители покупают новый набор кукол, который затем дополняется теми куклами, которые дарят им родственники и друзья. Как правило, в набор входит не меньше 15-ти кукол, одетых в старинные многослойные одежды красного цвета. Наиболее ценными и богато украшенными являются куклы, изображающие императора и императрицу (0-Дайри-сама и 0-Химэ-сама) в старинных шелковых церемониальных нарядах.Выставки кукол подготавливаются к 3 марта, и длятся примерно месяц. Существует поверье, что нельзя выставлять кукол надолго, так как это отдаляет желанный час замужества, поэтому все предметы тщательно упаковывают и хранят до следующего года. К 3 марта украшают и комнату, где располагается выставка кукол: к потолку подвешивают шары из искусственных цветов вишни и мандаринового дерева. Каждый шар украшен свисающим шелковым шнуром. В этот день девочки в нарядных кимоно, как настоящие дамы, ходят друг к другу в гости, дарят и получают подарки, угощаются специальными сладостями и любуются куклами. Так в игровой, непринужденной форме девочкам прививаются правила хорошего тона, понятие о чертах характера, которыми должна обладать женщина, и умение бережно относиться к ценным вещам, сдерживая свои желания и капризы. Таким образом, в хина-мацури идеально сочетаются чудесная игра, поэтическое восприятие мира и традиционное воспитание. Цветы персика (момо), давшие название празднику, в Японии также символизируют женскую нежность, доброту, мягкость и, как следствие, счастливый брак. Не случайно в праздник Хина мацури (Момо-но сэкку) играется очень много свадеб.

Текст, для знакомства 3 группе:

Чайная церемония  — специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в Средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями.

В целом действие чайной церемонии представляет собой специально организованную и упорядоченную встречу хозяина — чайного мастера — и его гостей для совместного отдыха, наслаждения красотой, беседы, сопровождаемых употреблением чая. Церемония проводится в специально оборудованном месте и состоит из нескольких действий, совершаемых в строгом порядке.

Традиционные виды церемонии

Существует множество разновидностей чайной церемонии, из которых выделяется шесть традиционных: ночная, на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя, специальная.

  1. Ночная церемония. Обычно проводится при луне. Сбор гостей происходит незадолго до полуночи, завершается церемония не позже четырёх часов утра. Особенностью ночной церемонии является то, что порошковый чай готовят непосредственно во время церемонии, перетирая в ступке чайные листья, и заваривают очень крепко.
  2. На восходе солнца. Церемония начинается в три-четыре часа утра и продолжается до шести утра.
  3. Утренняя. Проводится обычно в жаркую погоду (когда утро — наиболее прохладное время), начинается около шести утра.
  4. Послеобеденная. Начинается около часа пополудни, из еды подаются только пирожные.
  5. Вечерняя. Начинается около шести часов пополудни.
  6. Специальная (риндзитяною) церемония проводится по особым случаям: праздник, специально организованная встреча друзей, празднование какого-либо события. Чайную церемонию могли проводить, готовясь и к важнейшим событиям, например, к битве или к ритуальному самоубийству. Тут особую роль играл «мастер чая». Он должен был обладать великими внутренними качествами. Ему предстояло укрепить своего гостя или гостей перед ответственным шагом.
  1. Работа в группах: Рисование панно японский детский праздник.
  2. Учитель.  (Презентация)

Большое место в традиционном японском интерьере занимает икебана. Икебана — это древнее японское искусство составления букетов. Такой букет представляет собой незамысловатую внешне, но очень сложную по своей организации цветочную композицию. Эти композиции занимают самое почетное место в доме — нишу токонома. С помощью этих композиций, которые выставляются на всеобщее обозрение в праздники и во время прихода гостей, хозяева дома пытаются передать свое настроение или рассказать о важном событии в своей жизни. Создание икебаны всегда глубоко символично, и несколько цветов и веточек способны рассказать о хозяине дома, о его вкусах и жизненных ориентирах.

Различают два стиля икебаны: морибана и нагеире, предписывающие немного иные правила составления букетов. Стиль морибана предписывает размещать цветы в низких и широких вазах, а стиль нагеире — в высоких и узких. Для размещения икебаны используют различные вазы — керамические и стеклянные. Икебана очень строга и сдержанна. Строгая композиция составлена из заранее подобранных элементов. Из небольшого количества веток и цветков складывается композиция, которая по традиции представляет собой модель мира. Автор композиции отражает свое отношение к миру при помощи цветов и трав. Самое высокое растение символизирует небо, самое низкое - землю, а среднее (3/4 высокого) — человека. Составные части композиции размещают под различными углами, чтобы придать букету объемность. Углы наклона цветов и веток по отношению к основе также заранее спланированы и несут смысловую нагрузку.

  1. Анализ выполненных работ.
  2. Рефлексия.

- Что вы узнали нового?

- что вы делали?

- что вам понравилось на уроке?

Учитель изобразительного искусства: Хабибулина Р.Х.

МОУ «Верхказанская СОШ»

2010 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по теме: Мужская и женская логика, что это..."

Викторина с участием команды мальчиков и девочек 11 класса....

Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце

Организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития – одна из актуальнейших и наиболее сложных тео...

Существительные мужского и женского рода на -Ь

Существительных мужского и женского рода на -Ь немного. Большая часть в мужском роде имеет суффикс -ТЕЛЬ, а в женском роде Суффикс -ОСТЬ....

Положение о проведении лично-командного первенства по стрелковому спорту в зачёт 19 поселковой cпартакиады 2016 г. среди мужских и женских команд предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений

Положение о проведении лично-командного первенства по стрелковому спорту в зачёт 19 поселковой cпартакиады 2016 г. среди мужских и женских команд предприятий, организаций, учреждений и учебных заведен...

Положение о проведении командного первенства г.п.Пионерский по бильярдному спорту "Пирамида - свободная" среди мужских и женских команд предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений в зачёт 19 поселковой Спартакиады-2016 г.

Положение о проведении командного первенства г.п.Пионерский по бильярдному спорту "Пирамида - свободная" среди мужских и женских команд предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений в зачёт...

Положение о проведении лично-командного Первенства г.п.Пионерский по лёгкой атлетике в зачёт 19 поселковой Спартакиады - 2016 года среди мужских и женских команд предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений (Таблицы результатов прилож.)

Положение о проведении лично-командного Первенства г.п.Пионерский по лёгкой атлетике в зачёт 19 поселковой Спартакиады - 2016 года среди мужских и женских команд предприятий, организаций, учреждений и...

Переложения хоровых партитур для женского хора, мужского и женского вокального ансамбля

В данном разделе размещены переложения хоровых партитур и вокальных произведений, выполненные мной для женского хора, а также мужского и женского вокальных ансамблей:   1) для хора:  ...