"Волшебная линия"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Крапивина Людмила Павловна

Конспект урока, на котором учащиеся знакомятся с многообразием линий, их начертанием и направлением, расширяют представление о главном средстве рисунка - линии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Волшебная линия

Цель урока: Ввести учащихся в мир искусства, помочь «услышать» язык искусства и понять, какими средствами « говорит» искусство; сформировать у учащихся представление о структурной основе любого изображения.

Задачи урока:

развивать наблюдательность, воображение, фантазию;

совершенствовать навыки рисования;

расширять представление учащихся о разнообразии средств рисунка, о главном средстве рисунка - линии;

познакомить с многообразием линий по характеру их начертания, характеру направления и эмоционально-психологическому воздействию на человека.

Дидактическая модель обучения: продуктивная, объяснительно-иллюстративная, поисковая.

Педагогические средства: рассказ, беседа, ИКТ.

Вид деятельности учащихся: индивидуальная, изображение рисунка линией на тему «»

Планируемый результат:

уметь использовать изобразительные средства выразительности (линия) в линейном рисунке (по воображению);

создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению.

Информационно-методическое обеспечение:

презентация «Волшебная линия»

педагогический рисунок и работы учащихся прошлых лет;

музыкальные фрагменты «»

Ход урока.

Организационный момент.

 Введение в тему урока

Учитель. Искусство имеет свой язык, то есть, цветом, линией, объемом, силуэтом оно разговаривает со зрителем о добре и зле, о прекрасном и безобразном.    С помощью одних и тех же средств рисунка - линии, штриха, пятна - создается разнообразное восприятие мира. Главное выразительное средство рисунка - линия.

    Сегодня на уроке мы узнаем, какие бывают линии, по каким признакам они различаются, какое у них назначение, как, как из линий образуются формы, а из форм - образы. Линия - одно из художественно - выразительных средств изображения, основной графический элемент  линейной графики. Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, в станковой графике (офорте). Она используется так же в карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах.

Линии  как таковой в природе не существует, она всегда условна и является лишь границей тех или иных плоскостей формы. Используя линию, художник  определяет форму и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу. Линия несет в себе информацию об изображении, художник не может обойтись без нее в своем творчестве. Ею пользуются скульпторы, архитекторы, живописцы, конструкторы.

    Являясь одним из главных технических средств композиции, линия имеет свои художественно - выразительные  возможности. Она может  быть плавной, спокойной, певучей. Она может быть вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и т.д.

И так, линии обладают различным начертательным характером:

прямые;

кривые;

зигзагообразные;

ломаные.

По направлению линии различаются на:

горизонтальные;

вертикальные;

наклонные;

диагональные.

Очень важно знать, ребята, что все линии в зависимости от характера и направления несут свою образно-эмоциональную нагрузку, оказывая различные воздействия на психику зрителя. Так, например,

Прямые горизонтальные линии – ассоциируются с горизонтом, вызывают чувство покоя, стабильности, устойчивости.

Прямые вертикальные линии – передают стремление вверх, динамичность.

Прямые наклонные линии – создают ощущение неустойчивости, постепенного движения, причём, чем больше наклон у этих линий, тем активнее воспринимается движение.

Ломаная линия – это самая напряжённая по пластике линия, она несёт в себе элемент агрессивности. Изогнутые, надломленные линии художники используют для передачи определенных эмоций. Они  необычайно динамичны и выразительны.

Для  работы на уроке я предлагаю разделить лист на 8 равных частей (без инструментов, от руки).

А сейчас вам нужно выполнить по несколько прямых линий – горизонтальных, вертикальных и наклонных с усилением тона.

Посмотрите внимательно на свои работы. В каждой из трёх частей у вас по несколько одинаковых линий.

Есть еще одно средство художественной выразительности - это ритм.

    Что такое ритм?

Присмотритесь к природе — чередование времен года, смена дня и ночи, морские приливы и отливы. Прислушайтесь к своему спокойному дыханию и биению сердца. Во всем этом есть что-то общее. Это общее — ритм. Но ритмичность составляет всеобщий закон не только природы, но и искусства.

Ритм ( от греч.)- повторяемость, чередование тех или иных композиционных элементов произведения.

Предлагаю выполнить упражнения.

Придумайте и выполните свой вариант работы

Ритм «Смешанные линии»;

Ритм «Волнистая линия» с ослаблением тона;

Ритм «Волнообразные линии» с усилением тона в центре;

Выполняя задание вы заметили, ребята ,какую-либо закономерность? (ответы учащихся)

Правильно, используя в работе усиление или ослабление тона линии, мы можем показать глубину пространства.

Учитель. А для чего мы с вами знакомимся с различными линиями? Зачем стараемся познать их характер и начертание?  (Ответы учащихся.)

На ваших листах осталось по две свободных части. В первой части при помощи волнистых линий создайте образ одуванчика. Во второй части линиями передайте красоту и неповторимость пера Жар-птицы.

  Постановка художественной задачи. Практическое задание.

Ребята, ещё в древности самые первые рисунки служили не только и не столько для украшения, но прежде всего, несли информацию. Возможно, кому-нибудь из вас придётся работать иллюстратором в детском журнале. И сегодня я предлагаю вам представить себя в такой ситуации: вам поручено разработать страницу «Мир увлечений». Композиция страницы включает в себя изображение. Каждый из вас художник, и вы можете фантазировать. А сейчас переходим к заданию. Я предлагаю темы:

Животные;

Море;

Природа.

Ребята, ваша задача – выполнить композицию, используя многообразие линий, передавая их характер и начертание.

Учащиеся приступают к работе.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Можно ли с помощью линий передать пространство?

Каким начертательным характером могут обладать линии? Начертите на доске и прокомментируйте свой ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции"

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции" в 8 классе с использованием ИКТ....

"Волшебная линия"

Презентация к уроку, которая знакомит с многообразием линий по характеру их начертания, характеру направления и эмоционально-психологическому воздействию на человека....

Урок ИЗО Волшебная линия 4 класс

    Ввести учащихся в мир искусства, помочь «услышать» язык искусства и понять, какими средствами « говорит» искусство; сформировать у учащихся представление о с...

Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»

Рабочая программа по биологии  5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...

Выразительное средство художественного изображения "Волшебная линия"

Методическое пособие для подготовительного отделения в ДХШ на уроках  с применением графических материалов....

Коррекционно - развивающее занятие: "Мир волшебных линий"

Материалы занятия предназначены для работы с детьми дошкольного возраста, с детьми с ОВЗ младшего школьного возраста. Занятие комплексное; включает в себя различные виды заданий на развитие и коррекци...

Волшебные линии

Волшебные линии (коррекционная педагогика)...