Главные вкладки

    "Волшебная линия"
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

    Крапивина Людмила Павловна

    Конспект урока, на котором учащиеся знакомятся с многообразием линий, их начертанием и направлением, расширяют представление о главном средстве рисунка - линии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_uroka.docx22.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Волшебная линия

    Цель урока: Ввести учащихся в мир искусства, помочь «услышать» язык искусства и понять, какими средствами « говорит» искусство; сформировать у учащихся представление о структурной основе любого изображения.

    Задачи урока:

    развивать наблюдательность, воображение, фантазию;

    совершенствовать навыки рисования;

    расширять представление учащихся о разнообразии средств рисунка, о главном средстве рисунка - линии;

    познакомить с многообразием линий по характеру их начертания, характеру направления и эмоционально-психологическому воздействию на человека.

    Дидактическая модель обучения: продуктивная, объяснительно-иллюстративная, поисковая.

    Педагогические средства: рассказ, беседа, ИКТ.

    Вид деятельности учащихся: индивидуальная, изображение рисунка линией на тему «»

    Планируемый результат:

    уметь использовать изобразительные средства выразительности (линия) в линейном рисунке (по воображению);

    создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению.

    Информационно-методическое обеспечение:

    презентация «Волшебная линия»

    педагогический рисунок и работы учащихся прошлых лет;

    музыкальные фрагменты «»

    Ход урока.

    Организационный момент.

     Введение в тему урока

    Учитель. Искусство имеет свой язык, то есть, цветом, линией, объемом, силуэтом оно разговаривает со зрителем о добре и зле, о прекрасном и безобразном.    С помощью одних и тех же средств рисунка - линии, штриха, пятна - создается разнообразное восприятие мира. Главное выразительное средство рисунка - линия.

        Сегодня на уроке мы узнаем, какие бывают линии, по каким признакам они различаются, какое у них назначение, как, как из линий образуются формы, а из форм - образы. Линия - одно из художественно - выразительных средств изображения, основной графический элемент  линейной графики. Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, в станковой графике (офорте). Она используется так же в карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах.

    Линии  как таковой в природе не существует, она всегда условна и является лишь границей тех или иных плоскостей формы. Используя линию, художник  определяет форму и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу. Линия несет в себе информацию об изображении, художник не может обойтись без нее в своем творчестве. Ею пользуются скульпторы, архитекторы, живописцы, конструкторы.

        Являясь одним из главных технических средств композиции, линия имеет свои художественно - выразительные  возможности. Она может  быть плавной, спокойной, певучей. Она может быть вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и т.д.

    И так, линии обладают различным начертательным характером:

    прямые;

    кривые;

    зигзагообразные;

    ломаные.

    По направлению линии различаются на:

    горизонтальные;

    вертикальные;

    наклонные;

    диагональные.

    Очень важно знать, ребята, что все линии в зависимости от характера и направления несут свою образно-эмоциональную нагрузку, оказывая различные воздействия на психику зрителя. Так, например,

    Прямые горизонтальные линии – ассоциируются с горизонтом, вызывают чувство покоя, стабильности, устойчивости.

    Прямые вертикальные линии – передают стремление вверх, динамичность.

    Прямые наклонные линии – создают ощущение неустойчивости, постепенного движения, причём, чем больше наклон у этих линий, тем активнее воспринимается движение.

    Ломаная линия – это самая напряжённая по пластике линия, она несёт в себе элемент агрессивности. Изогнутые, надломленные линии художники используют для передачи определенных эмоций. Они  необычайно динамичны и выразительны.

    Для  работы на уроке я предлагаю разделить лист на 8 равных частей (без инструментов, от руки).

    А сейчас вам нужно выполнить по несколько прямых линий – горизонтальных, вертикальных и наклонных с усилением тона.

    Посмотрите внимательно на свои работы. В каждой из трёх частей у вас по несколько одинаковых линий.

    Есть еще одно средство художественной выразительности - это ритм.

        Что такое ритм?

    Присмотритесь к природе — чередование времен года, смена дня и ночи, морские приливы и отливы. Прислушайтесь к своему спокойному дыханию и биению сердца. Во всем этом есть что-то общее. Это общее — ритм. Но ритмичность составляет всеобщий закон не только природы, но и искусства.

    Ритм ( от греч.)- повторяемость, чередование тех или иных композиционных элементов произведения.

    Предлагаю выполнить упражнения.

    Придумайте и выполните свой вариант работы

    Ритм «Смешанные линии»;

    Ритм «Волнистая линия» с ослаблением тона;

    Ритм «Волнообразные линии» с усилением тона в центре;

    Выполняя задание вы заметили, ребята ,какую-либо закономерность? (ответы учащихся)

    Правильно, используя в работе усиление или ослабление тона линии, мы можем показать глубину пространства.

    Учитель. А для чего мы с вами знакомимся с различными линиями? Зачем стараемся познать их характер и начертание?  (Ответы учащихся.)

    На ваших листах осталось по две свободных части. В первой части при помощи волнистых линий создайте образ одуванчика. Во второй части линиями передайте красоту и неповторимость пера Жар-птицы.

      Постановка художественной задачи. Практическое задание.

    Ребята, ещё в древности самые первые рисунки служили не только и не столько для украшения, но прежде всего, несли информацию. Возможно, кому-нибудь из вас придётся работать иллюстратором в детском журнале. И сегодня я предлагаю вам представить себя в такой ситуации: вам поручено разработать страницу «Мир увлечений». Композиция страницы включает в себя изображение. Каждый из вас художник, и вы можете фантазировать. А сейчас переходим к заданию. Я предлагаю темы:

    Животные;

    Море;

    Природа.

    Ребята, ваша задача – выполнить композицию, используя многообразие линий, передавая их характер и начертание.

    Учащиеся приступают к работе.

    Подведение итогов урока. Рефлексия.

    Можно ли с помощью линий передать пространство?

    Каким начертательным характером могут обладать линии? Начертите на доске и прокомментируйте свой ответ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме "Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции"

    Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции" в 8 классе с использованием ИКТ....

    "Волшебная линия"

    Презентация к уроку, которая знакомит с многообразием линий по характеру их начертания, характеру направления и эмоционально-психологическому воздействию на человека....

    Урок ИЗО Волшебная линия 4 класс

        Ввести учащихся в мир искусства, помочь «услышать» язык искусства и понять, какими средствами « говорит» искусство; сформировать у учащихся представление о с...

    Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»

    Рабочая программа по биологии  5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...

    Выразительное средство художественного изображения "Волшебная линия"

    Методическое пособие для подготовительного отделения в ДХШ на уроках  с применением графических материалов....

    Конспект урока по математике на тему : "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч."

    Педагогические цели: дать первичные представления о кривой и прямой линиях, отрезке; продолжить работу по усвоению состава чисел 2–5; учить чертить геометрические фигуры по линейке, правильно пользова...

    Коррекционно - развивающее занятие: "Мир волшебных линий"

    Материалы занятия предназначены для работы с детьми дошкольного возраста, с детьми с ОВЗ младшего школьного возраста. Занятие комплексное; включает в себя различные виды заданий на развитие и коррекци...