Значение одежды в выражении принадлежности к различным слоям в обществе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Юрова Людмила Ивановна

разработка урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ с.Гнилуша

План – конспект урока в 5 классе

(1 урок)

Тема: «Значение одежды в выражении принадлежности к различным слоям общества»

Учитель ИЗО

Юрова Л.И.

2008г


Название темы


Цель урока


Оборудование


Значение одежды в выражении принадлежности к различным слоям общества


Обучающая: познакомить учащихся с декоративным искусством в стиле барокко, сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена,

Развивающая: сформировать навыки изображения предметов среды, объединённых единой стилистикой,

Воспитывающая: воспитывать эстетический вкус, чувство меры.



Для учителя: репродукции с картин Ж.А. Габриэля «Спальня Людовика xv в королевском дворце в Версале», «Янтарная комната»(фото), иллюстрации мебели 17 в.

Кл. доска, образцы работ учащихся.

Для учащихся: альбом, тетрадь по ИЗО, графический материал (цветные карандаши, фломастеры, акварель)



Литература


Работа на уроке


Задание на дом


Н. А. Дмитриева

«Краткая история искусств»,

В. М. Полевой «Популярная художественная энциклопедия»


Знакомство с новой темой урока, распределение задания между учащимися, изображение интерьера дворца, предметов мебели


Поиск иллюстративного материала одежды 17-18 в.

западно – европейских стран, принести бумагу А4,

ножницы, графический материал.

Структура урока

1.Организационный момент (3-4 мин)

2. Формирование новых знаний (7-10 мин)

3. Практическая работа (20-25 мин)

4. Анализ детских работ (5-6 мин)

5. подведение итогов урока, домашнее задание (3-5 мин)

Ход урока

1. Организационный момент (Проверка готовности учащихся к уроку, работа с классным журналом)

- Здравствуйте, ребята. Очень хорошо, что сегодня вы все присутствуете на уроке. Сегодня мы будем изучать новую тему о декоративном искусстве Западной Европы 17 века.

2. Формирование новых знаний (Рассказ учителя)

 а) Декоративное искусство Западной Европы XVII в.

декоративное искусство Зап. Европы было подчинено интересам господствующего класса. Франция становится культурным центром Европы, законодательницей мод. Архитекторы строили прекрасные дворцы и дворцовые комплексы, появились парки, создающие единый образ здания.

Интерьер дворцов был богато украшен: все плоскости, все простенки заполнены резьбой, мрамором, зеркалами, бюстами, гобеленами, обилие лепнины с позолотой – всё это создавало впечатление особой торжественности и необычайной декоративности. В интерьерах господствовал стиль барокко –« причудливый», «вычурный». Девиз этого стиля – монументальность. Величие, богатство и красочность.

  На отделку стен. Дорогую мебель тратились огромные деньги. Всё это было направлено на возвеличивание короля.

  Версальский двор гремел, был эталоном роскоши и вкуса во всей Европе.

Здесь задавались празднества и балы неслыханного великолепия. С этого времени французский язык. Французские моды и манеры начали становиться предметом подражания во всех европейских столицах.

(Показ иллюстрации интерьера королевского дворца)

б) Декор мебели. Мебель имела тяжеловесные формы, богатый декор. Диваны и кресла с причудливой формой стенок, подлокотников и ножек обтягивались гобеленовыми тканями и выглядели очень нарядно.

  Мастера – краснодеревщики делали изысканную мебель из ценных пород дерева: красного и чёрного. Её украшали инкрустацией. Отдельные части мебели нередко изготавливали из позолоченной бронзы.

  Ножки столов и кресел имели сложную скульптурную форму. Причудливые по форме канделябры с горящими свечами, а также огромное количество изделий из золота и серебра ещё больше увеличивали впечатление блеска и нарядности в интерьере дворца.

(Показ иллюстраций предметов мебели)

Закрепление материала, изученного на уроке.

- С каким искусством мы познакомились на уроке? (С искусством барокко)

- Какие новые понятия узнали? (Барокко, гобелен, канделябр, инкрустация)

Новые слова записываются на доске учителем. Учащиеся записывают в тетрадь.

Барокко – направление в Западно- европейском искусстве 17 в, означающий «вычурный, причудливый»

Гобелен – картина, сотканная из ниток

Инкрустация – техника отделки и украшения изделий из дерева. Вгладкую поверхность дерева вставляется узор из дерева ценной породы другого цвета или из перламутра и металла.

Канделябр – предмет, предназначенный для освещения помещения. Устанавливается на пол.

- У вас есть какие – либо вопросы?

3. Практическая работа

а) создание интерьера дворца

б) изображение предметов мебели

Каждому учащемуся подбирается задание. Двое изображают интерьер дворцового зала, остальные – предметы мебели.

Выполняя задание необходимо соблюдать определённые размеры предметов и элементов декора, а также стилевое единство, соответствующее барочному направлению.

 Зрительный ряд: интерьер королевского дворца, янтарная комната.

4. Анализ работ.

Отмечаются учащиеся, наиболее активно работавшие на уроке, проявили самостоятельность, аккуратность.

5. Подведение итога урока. Домашнее задание.

Выставление оценок в классный журнал, дневники учащихся. Задание на дом:  принести к следующему уроку иллюстрации западно – европейской одежды 17 века, белую бумагу формата А4, графический материал.

МОУ СОШ с.Гнилуша

План – конспект урока в 5 классе

(2 урок)

Тема: «Значение одежды в выражении принадлежности к различным слоям общества»

Учитель ИЗО

Юрова Л.И.

2008г.


Название темы


Цель урока


Оборудование


«Значение одежды в выражении принадлежности к различным слоям общества»


Обучающая: познакомить учащихся с особенностями средневековой одежды различных слоёв общества.

Развивающая: развивать умение придерживаться в работе единства формы и декора, развивать навыки работы графическим материалом.

Воспитывающая: прививать эстетический вкус в выборе

цветового решения


Для учителя: репродукции картин Ван Дейка «Лорды Джон и Бернард Стюарты»,

Яна Вермеера «Бокал вина», Жана Батиста Шардена «Кормилица»,

Диего Веласкеса «Менины»

Иллюстрации костюма разных слоёв общества,

кл. доска.

Для учащихся: бумага А4,

цветные карандаши, тетради по ИЗО, фломастеры, ножницы.


Литература


Работа на уроке


Задание на дом


Н. А. Дмитриева

«Краткая история искусств»,

В. М. Полевой  «Популярная художественная энциклопедия»


Беседа о костюме, его составных частях; индивидуальная работа над изображением мужских и женских фигур в бальных костюмах, повторение пропорций фигуры человека.


Принести клей ПВА, кисти для клея, краски акварельные, подумать, какую роль играет декор в жизни человека.

Структура урока

  1. Организационный момент (2-3 мин)
  2. Формирование новых знаний (10 мин)
  3. Беседа по картине Ван Дейка «Лорды Джон и Бернард Стюарты» (2-3 мин)
  4. Практическая работа (20 мин)
  5. Анализ работ (5 мин)
  6. Подведение итогов урока. Домашнее задание (5 мин)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Работа с классным журналом.

  1. Формирование новых знаний.

Сегодня мы поговорим с вами о костюме. Ребята, а вы знаете, что такое костюм? (Это мужской Костюм, это брючный костюм, это одежда)

- Вы не правы. Костюм включает в себя одежду, обувь, головной убор, аксессуары. Аксессуары – это зонтики, сумочки, косметические коробочки, перчатки и т.д.

Костюм 17 века был необычайно пышным, с огромным количеством украшений. Он гармонировал с парадными интерьерами  дворца и был с ним един по стилю. Фр. король Людовик XIV  - монарх с неограниченной властью стремился выставить напоказ роскошь и пышность своих нарядов. (Демонстрация иллюстрации Король Людовик XIV).

Костюм украшали алмазы, цветные камни, золото и серебро. Роскошь должна была говорить о процветании государства и поднимать его престиж среди других европейских государств. Одежду из парчи, отделанную золотом, носили только король и члены его семьи. Обшивать драгоценным позументом швы на рукаве, плече имели право лишь члены королевской семьи. Только король мог находиться в помещении в шляпе, остальные мужчины её снимали. Посмотрите, как выглядит костюм короля. Пышные рукава его белоснежной рубашки украшены кружевными манжетами, цветными бантами. На ногах шёлковые чулки и изящной формы туфли с крупным бантом – бабочкой. Дополняли костюм короля роскошный парик и широкополая шляпа с огромными страусовыми перьями.

  а) Мужской костюм.

Французские аристократы стремились подражать в одежде королю. Они носили жюстокор, что означает «точно по телу». Он состоял из камзола, кафтана, кушака, который сбоку завязывался на бант. Надевали эту одежду с позволения короля. Дополняла костюм дворянина шляпа – треуголка с пышными перьями. Умение владеть шляпой считалось большим искусством и говорило о воспитанности дворянина. Важным аксессуаром мужского костюма была широкая перевязь с богатой отделкой, на которой носили шпагу и перчатки.

Украшение одежды дворянина зависело от его социального положения.

  1. Беседа по картине Ван Дейка «Лорды Джон и Бернард Стюарты»

  Костюм аристократа состоял из короткой приталенной курточки – дублета с декоративными разрезами на груди и рукавах, которую украшает большой воротник с изящными кружевами.

На плечи накинут короткий шёлковый плащ с нарядной вышитой каймой. Боковые швы нешироких штанов также отделаны дорогой вышивкой. На ногах изящные сапоги из мягкой кожи с отворотами.

  - Представителей какого слоя общества изобразил художник? (Аристократии). Что вы можете сказать об этих людях? (Они выглядят очень нарядно, модно для своего времени, они изящны и утончённы)

б) Женский костюм выглядел очень нарядно, декоративно, форма его держалась на жёстком каркасе. Платья шились из тяжёлых дорогих тканей: бархата, парчи, атласа, богато украшались отделкой и выглядели настоящей драгоценностью. Платье представляло собой узкий лиф с пышными рукавами, украшенными оборками, широкой верхней юбки, уложенной многочисленными складками, длинного шлейфа сзади, искусно подобранного с боков разными лентами, шнурами. Нижняя юбка шилась из ткани другого цвета. Дополнением к костюму служили изящные бархатные туфельки, длинные кружевные перчатки. Голову украшали причёски порой до 50 см в высоту с бантами, цветами, драгоценностями.

  В аристократическом обществе не существовало различий между костюмами взрослых и детей. ( Демонстрация репродукции картины Диего Веласкеса «Менины»).

  Женскими аксессуарами были: мушки, флаконы с духами, косметические коробочки и т. д.

  в) Одежда других слоёв общества.

Одежда буржуазии отличалась от аристократических туалетов. Она была более однообразной, лишённой богатой отделки; шили её из добротных, дорогих тканей яркой расцветки. Посмотрите, как голландский художник Ян Вермеер изображает представителей буржуазии. ( Показ репродукции)

  Одежда простых горожанок отличалась по внешнему виду. Они носили одежду с узким лифом, широкую юбку с фартуком, аккуратный чепчик, белый отложной воротничок, на ногах туфли из грубой кожи. В одежде преобладали, в основном, тёмные, тусклые, в основном серые цвета.

  Одежда крестьянина состояла из рубахи, поверх которой одевали куртку, на голове – войлочная шляпа. Носили широкие штаны, чулки – гетры и обувь из толстой кожи.

  В королевских войсках одежда также была разной в зависимости от родов войск, чина. Командные должности занимали дворяне, поэтому и костюм их напоминал дворянский. Низшие армейские чины носили куртки, удобные штаны, сапоги – ботфорты, перевязь с подвешенными к ней патронами. Судьи, учёные, профессора, медики, чиновники носили длинные широкие платья, наподобие мантии с широкими рукавами. Их называли « людьми мантии».

Закрепление изученного материала

- Почему в 17 веке в Западной Европе костюм был таким разным и мужской, и женский? ( Костюм был разный потому, что люди имели разное положение в обществе. При дворе одевались пышно, изысканно. Горожане – просто, без богатого декора).

- Какова роль декора в костюме? ( Декор позволяет определить роль людей в обществе). Верно, даже в настоящее время по типу одежды мы можем определить принадлежность людей к той или иной деятельности. Например, военнослужащие, медики, служащие фирмы и т. д.

- Что представлял собой мужской костюм дворянина? (Жюстокор, шляпа – треуголка, перевязь, парик, туфли с бантами).

- Что представляет собой женский костюм аристократки? ( Узкий лиф, широкую юбку на каркасе, длинный шлейф, высокие причёски, обилие аксессуаров и декоративных украшений).

Работа в тетрадях

Запишите в тетрадь составные части мужского и женского костюма.

  1. Практическая работа

               Задание:

  Каждый из вас должен нарисовать фигурку мужскую или женскую в одежде дворян для общей композиции «На балу». Размер фигурок должен соответствовать размеру интерьера дворца, выполненного на предыдущем уроке. Прежде вспомним основные пропорции фигуры человека: голова помещается в полном росте 7 -7,5 раз. Опущенная рука концом среднего пальца доходит до середины бедра или опускается несколько ниже, а локоть при этом находится примерно на уровне пупка. Плечо длиннее предплечья, как и бедро длиннее голени.

  Учащиеся изображают фигурки, затем одевают их в костюмы.

  1. Анализ работ

Обсуждение работ учащихся. Отметить наиболее удачные работы.

  1. Подведение итогов урока.

 Выставление оценок. Отметить ребят, которые выполняли работу самостоятельно и справились с заданием.

  1. Домашнее задание

Принести клей ПВА, кисть для клея, краски акварельные (гуашь), подумать, какую роль играет декор в жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок социально-бытовой ориентировки в 5 классе «Значение одежды, обуви и головных уборов для человека»

Познакомить учащихся со значением одежды, обуви и головных уборов для человека.Сформировать у учащихся знания о видах одежды, обуви и головных уборов в зависимости от их назначения....

План-конспект урока с ЭОР Слои египетского общества

Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов для 5 класса по теме: "Слои епипетского общества" по учебнику Вигасина-Годера...

презентация "Значение одежды для человека"

презентация "Значение одежды для человека" включает в себя: классификацию одежды по общему назначению, сезонности, условиям ношения....

Урок французского языка "Выражение принадлежности с помощью предлога de"

Урок включает в себя активизацию различных коммуникативных умений, способствующих активному усвоению лексико-грамматического материала по теме. Используемые технологии: технология коммуникативного обу...

Технологическая карта урока в 3 классе на тему "Выражение принадлежности. Глагол have\has".

Тема урока "Выражение принадлежности. Глагол have\has". УМК Английский язык. 3 класс, часть 1: учебник для общеобразовательных учреждений / O. В. Афанасьева, И. В. Михеева - М.: Дрофа, ...

Интегрированный урок изобразительного искусства и технологии "Одежда выражает принадлежность человека к различным слоям общества"

Сформировать у учащихся представление о моде, как явлении социальном; объединить в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию панно “Дворцовый интерьер и бал во дворце&rdquo...

Рабочий лист к уроку СБО 6 класс VIII вид с выраженным снижением интеллекта по теме:" Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека"

Рабочий лист к уроку СБО 6 класс VIII  вид с выраженным снижением интеллекта по теме:" Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека"...