«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства, как один из факторов всестороннего развития личности»
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Масалова Евгения Николаевна

 

Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства. дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя прекрасный мир искусства, который живет рядом с человеком на протяжении всей истории его существования.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности» 

Если ученик не научится в школе сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые, научившись копировать,
умели делать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н.Толстой

 

 Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Одна из ведущих задач урока изобразительного искусства – это творческое развитие личности ребёнка и особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. А как при отсутствии иллюстративной поддержки, музыкального и литературного сопровождения, на каждом уроке дать возможность творить?

Еще  К.Д. Ушинский говорил: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Перед учителем периодически возникает проблема:

  1. Как сделать уроки ИЗО более эмоциональными?
  2. Как  раскрепостить детей, высвободить их творческую энергию?

Острая проблема иллюстративной поддержки уроков существовала всегда и в естественно назрела необходимость поиска новых средств обучения. Современные информационно - образовательные технологии, на мой взгляд, именно то, что призвано помочь учителю ИЗО  в его деятельности.  

 Цель, которую  я ставлю перед собой:

Повышение интереса, развитие творческих способностей учащихся на основе использования компьютерных технологий в системе уроков   изобразительного искусства.

 Использование ИКТ позволяет мне  решить задачи:

  1. Развивать творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства.
  2. Формировать духовно-нравственную, культурно-образованную личность современного школьника.
  3. Научить своих воспитанников самостоятельно ориентироваться в безграничном информационном поле.

 В 5 – 7 классах использование ИКТ направленно на:

  1. развитие критичности и самостоятельности мышления,
  2. развитие логического мышления,
  3. тренировка памяти,
  4. формирование навыков вариативного мышления,
  5. эвристическое мышление,
  6. развитие ассоциативного, образного мышления,
  7. обучение приемам и методам фантазирования.

 На уроках ИЗО я использую такие ИКТ, как:

  1. Мультимедиапроектор и экран,
  2. Презентация Power Point,
  3. Мультипликация,
  4. Обучающие интерактивные игры.
  5. Paint.NET,
  6. Internet Explorer
  7. Кинофрагменты учебных фильмов,
  8. Мультимедийные  учебные  пособия,
  9. Графический планшет,

     Привычную школьную доску заменяет огромный экран и. мультимедиапроектор. На этом экране «происходит» с помощью видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие по времени и пространстве»... Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия: «текст — звук — видео — цвет».  

 Презентация играет огромную роль в подаче информации т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации.  Ее можно использовать на любом уроке, любому учителю  - предметнику. Презентация - особая мультимедийная форма представления информации. В слайд можно вставить: текст, диаграмму, таблицу, рисунок, звук и т.д. Небольшой перечень уроков, на которых я использую  презентации, при изучении нового материала:

  1. Современное повседневное и выставочное декоративное искусство (5 кл.),
  2. Витраж (5 кл.),
  3. Герб (6 кл.),
  4. Цвет – основа языка живописи (6 кл.),
  5. Плакат (7 кл.),
  6. Историческая тема в живописи (7 кл.).

 Созданных мною блок презентаций в программе Power Point  по теме « Связь времен в народном искусстве» позволяет сохранить наглядный смысл, связь с фольклором, с народными корнями искусства. Раскрыть присущий детству наивно – декоративный язык изображения и образность, игровая атмосфера, связанная непосредственно с народными формами и декоративными функциями искусства в современной жизни. Данный акцент на традиции и промыслы несет в себе историческую связь прошлого и настоящего. Презентационные наглядные материалы позволяют освоить каждую роспись в отдельности, требования к обработке, методы нанесения мазков, работу кисти, смешение красок, распознание определенных сочетаний цветов, характерных для каждой народной росписи.  

По теме « Древние корни народного искусства»,  помимо подготовленных презентаций к каждому уроку  использую и фрагменты мультипликационного фильма «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Аленький цветочек», что помогает в увлекательной игровой форме научить каждого пятиклассника  видеть в элементах мультипликации что–то необычное, что доставляет мне и моим воспитанникам море удовольствия и позволяет создать на уроке сказочную игровую ситуацию.

В 6 классе особый настрой и атмосферу сотрудничества помогают создать различные мультимедийные  учебные  пособия. Это и различные электронные художественные энциклопедии, и (Слайд 13)учебные фильмы из серии « Учимся рисовать» и др. Я рекомендовала бы их использовать, при изучении следующих тем:

  1. Рисунок в плакате (7 кл.),
  2. Учимся рисовать человека с натуры (наброски) (7 кл.),
  3. Портрет в графике (6 кл.),
  4. Натюрморт в графике (6 кл.),
  5. Черное и белое – основа языка графики. (6 кл.).

 Использование обучающих интерактивных игр позволяет мне погрузить детей в мир познания связи искусства с жизнью, развивать их творческие способности.

Как-то на уроке  заметила ученика, сидевшего нахмурившись, абсолютно не готового к работе, диалогу и сотрудничеству. Тогда  попробовала посадить за свой рабочий компьютер. Открыла программу «Paint», и предложила нарисовать ему задуманное. Сейчас я уже ввела в практику, после объяснения темы  предлагать одному ребенку поработать  за компьютером  и передать свои впечатления не на альбомном листе, а в программе «Paint». Выполняя задания в данной программе, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, а так же получают дополнительные навыки работы на компьютере: 

  1. Из истории декоративного искусства(5 кл.),
  2. Витраж (5 кл.),
  3. Шрифт (7 кл.).

 Работая с учащимися по формированию и развитию их творческих способностей и художественной культуры, привлекаю их для подготовки к урокам сообщений, докладов, рефератов и творческих работ по искусству. При выполнении заданий учащиеся пользуются как средствами Internet Explorer, так и энциклопедиями, учебными пособиями на CD-ROM, которые имеются в наличии в школьной медиатеке и в домашних коллекциях самих учащихся. Такой вид деятельности позволяет формировать способности учащихся к самостоятельному поиску необходимой информации,  развивать умения не только найти, но правильно работать с такой информацией. А для того, чтобы работа учащихся была продуктивной и планомерной  я даю рекомендации по поиску и обработке информации по таким темам, как:

  1. Художник -  выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени (7 кл.),
  2. Творчество В.И.Сурикова (7 кл.),
  3. Праздничные народные гулянья (5 кл.),
  4. Человек и декор одежды (5 кл.),
  5. Музеи мира (6 кл.),
  6. Вглядываясь в человека.  Жанр портрета (6 кл.),

Графический планшет служит великолепным подспорьем при изучении нового материала, особенно на уроках:

  1. Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства (6 кл.),
  2. Анималистический жанр(6 кл.),
  3. Пейзаж в графике(6 кл.).

Дети погружаются в  виртуальный мир творчества и становятся непосредственными его участниками.  

Хочется  отметить, что учащиеся уже не представляют уроки без использования компьютерных технологий и возможностей новых электронных технологий, которые способствуют раскрытию творческих способностей учащихся, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, повышению уровня сформированности информационной культуры учеников, а также приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. А мне легко увидеть «звездочек» - творчески-одаренных, неординарных детей. Ведь я вижу, каждая работа неповторима, уникальна и ребенок, выполняя ее, вкладывал свою душу, свое видение мира, свою фантазию. А открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает в дальнейшем реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.

Вывод. Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства. дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя прекрасный мир искусства, который живет рядом с человеком на протяжении всей истории его существования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»

«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»...

Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности

Развитие творческих способностей учащихся средней школы (5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов азвития личности...

«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»

Если ученик не научится в школе сам ничего творить,то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,так как мало таких, которые, научившись копировать,умели делать самостоятельное приложение ...

Сетевое взаимодействие образовательных организаций, как фактор всестороннего развития личности ребёнка

Именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.Цель сетевого взаимодействия образователь...

Эстетическое воспитание как фактор всестороннего развития личности

Эстетическое воспитание, являясь одним из факторов всесторон­него развития личности, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь «по законам красоты»...