Главные вкладки

    ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ИГРУШКАХ
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

    Бойченко Татьяна Викторовна

    Конспект урока ИЗО в 5 классе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педагогическая мастерская

    Предмет «Изобразительное искусство»

    Конспект урока  

    в 5 классе

    Тема:

    ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ,

    ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ИГРУШКАХ

    Учитель: Бойченко Т.В.

                                                               (Высшая квалификационная категория)

           

    Урок № 2

    Тема:  «Древние образы в современных народных игрушках,  единство формы и декора в игрушках»

    Цели и задачи:

    1. Знакомство с древней русской игрушкой, с традициями в росписи глиняной игрушки
    2. Формирование навыков в создании единства. формы и декора игрушки; композиции и ритма цветовых пятен и элементов.
    3. Развитие способностей у учащихся фантазировать, обучение детей в доступной    форме    подчеркнуть    красоту   материала,    формы   и конструкций при создании игрушки.
    4. Формирование эстетического вкуса у учащихся.

    Оборудование:

    1. репродукции с различными росписями глиняных игрушек;
    2. плакаты с элементами росписей;
    3. фарфоровая статуэтка;
    4. русские матрешки;
    5. Горяева    Н.А.    «Декоративно-прикладное    искусство    в    жизни человека».

    Материалы:

    1. Карандаш
    2. Вода;
    3. акварель;
    4. краски;

    Оформление доски:


                                                                                    ХОД УРОКА:

    1. Организационный  момент (1-2 минуты).
    2. Актуализация опорных знаний (5минут)
    3. Формирование новых знаний (15минут)
    4. Задание урока (практическая часть) (20 минут)
    5. Анализ урока (3 минуты)

    В 1 четверти мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей.

    1. Ребята назовите предметы, украшаемые  древними образами?
      (Прялки, люльки, вышитые полотенце, ухваты, кочерга, русская печь, ковш, лукошки, короба),
    2. Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта?

    (Конь  -  крест,   кормилец,   опора  всего хозяйства,  символ крепости;

    Птицы - счастье, символ весны, тепла и света;

    древо жизни — символ вечной жизни, процветающей, природы и счастливого продолжения рода;

    берегиня  -   женщина  с поднятыми, руками,   олицетворение плодородия земли, источник жизни, урожая, тепла)

    Все перечисленные предметы служит дня быта людей, а сегодня мы поговорим о том, что есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

    III.        Формирование новых знаний (15 минут)

    В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы, они были участниками древних обрядов. Им: приписывают особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

    Присмотрисъ к современным народным игрушкам - и ты заметишь, что в них живут те же образы - это конь, пища, баба В них живут память народа, его древние традиции.

    Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны и расписаны традиционным орнаментом.

    Древние знаки орнамента можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в древних произведениях народного искусства, но художники нашей необъятной России по-разному подходят к созданию образов глиняных игрушек Давайте послушаем ребят, которые подготовили материал к уроку о самых распространенных и известных древних русских глиняных игрушках: Филимоновской, Каргопольской, Дымковской.

    Сегодня интерес к народной глиняной игрушке вызван не только ее ценностью, как музейного экспоната, она близка своим художественным содержанием — поэтичностью меткостью выраженных характеров, остроумной шуткой, чувством радости и полноты жизни.

    IV.        Задание (20 минут)

    На  доске  вы видите  элементы росписи  3-х перечисленных народных игрушек,  попробуйте ребята, изобразить на листе бумаги свой образ игрушки.  Ее можно сделать похожей на (филимоновскую,  каргопольскую и дымковскую.) Вспомните, в чем своеобразие формы из них. Постарайтесь форму игрушки сделать  выразительной  по  пластике,  распишите по  мотивам одного из промыслов (можно здесь фантазировать, добавлять свое в элементы росписи).

    Т. Б. При работе с красками соблюдайте чистоту и порядок на партах.

     При работе над эскизами звучат, русские народные песни,

    V.        Анализ урока (5 минуты)

    1. Что общего и различного в глиняных игрушках, принадлежащих к различным художественным промыслам?
    2. Различия: форма игрушек, окраска изображение,
    3. Общее: все игрушки служат для красоты, передают традиции народов разных городов России, вносят радость в нашу жизнь.
    4. Ребята, скажите, что это за игрушка?
    5. Матрешка.
    6. Это относится к нашей теме?
    7. Да, только она не глиняная, а деревянная.

    Это собирательный образ женщины, берущий свое начало от древней Берегини. Матрешку изготавливают в различных местах России: Загорске, Майдане, Семенове. Очень уж по душе пришлась эта раскрывающаяся игрушка Матрешка стала символом России для иностранных гостей., поэтому ее покупают в качестве сувенира. Это чудесный подарок на любой праздник.

    Просмотр готовых работ учащихся 



    Предварительный просмотр:

    Педагогическая мастерская

    Предмет «Изобразительное искусство»

    Конспект урока  

    в 6 классе

    Тема:

    «ОТНОШЕНИЕ ХУДОЖНИКА К МИРУ ПРИРОДЫ. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР»

    Учитель: Бойченко Т.В.

                                                             (Высшая квалификационная категория)

    «ОТНОШЕНИЕ ХУДОЖНИКА К МИРУ ПРИРОДЫ. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР»

    Цели и задачи: 

    1. Знакомство учащихся с анималистическим жанром изобразительного искусства.
    2. Показ неразрывной связи человека и животного.
    3. Формирование понимания необходимости защищать и изучать природу.
    4. Обучение работать с натуры, выполнять быстрые наброски и зарисовки.
    5. Воспитание любви к животным, умение замечать их повадки и характер.

    Оборудование:

    • Компьютер (изображение животных)
    • Книги с иллюстрациями В. Серова, В. Ватагина
    • Плакаты с изображением кошек в движении: кошка спрыгивает вниз, кошка прыгает вверх, как рисовать голову кошки.

    Материалы:

    • Карандаш
    • Акварель
    • Краски
    • Вода
    • Бумага

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент (1-2 минуты)
    2. Актуализация опорных знаний (5 минут)
    3. Формирование новых знаний (15 минут)
    4. Задание урока (практическая часть) (20 минут)
    5. Анализ урока (3 минуты).

    1. Организационный момент (1-2 минуты)
    2. Актуализация опорных знаний 5 минут)

    - Вспомните, пожалуйста, на какую тему были выполнены первые наскальные рисунки.

    (Первобытные люди рисовали животных и сцены охот).

    - Как вы считаете, почему именно образ животного был первым и основным изображением в древнем мире?

    (Люди выплескивали свои эмоции, которые переполняли их на охоте. Изображая животных человек передавал то необузданность зверя, то победу над ним человек).

    - Думаю, что не только эмоции воплощались в рисунки древних охотников. Животные – это источник жизни для человека. Мясо животных употребляли в пищу, из шкур делали одежду, обувь и жилище. Можно сказать, что человек неразрывно связан с животным миром, и зависит от него. В процессе эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром: в прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга. Вспомните, какие изображения животных нам оставил древний мир.

    ( Мамонты, тигры, быки, кошки, собаки)

    - В древнем Египте многих животных считали священными. У Богов изображались звериные головы. Некоторые Боги были в виде животных и птиц: сокола, павиана, шакала.

    Кошка символизировала мудрость и грацию, лев – силу и ярость. Животное становится не только источником материального существования человека, но и средством его духовного развития, воплощением красоты и совершенства.

    1. Формирование новых знаний

    Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве. Появляется отдельный жанр. Он по праву считается самым древним и называется он АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ.

    Целая плеяда художников – анималистов воспевают удивительный мир живой природы. В анималистическом жанре работали многие известные художники: Альбрехт Дюрер, Валентин Серов, Василий Ватагин, Дмитрий Горлов.

    Чтобы рисовать животных, надо хорошо знать их анатомию, повадки, характер. Причем, художник, создавая живой образ животного должен уметь увидеть самое главное, характерное, опуская второстепенное.

    Как вы думаете, почему художник-анималист должен обладать хорошей зрительной памятью?

    (Художник-анималист должен обладать хорошей зрительной памятью, ведь животное нельзя заставить позировать).

    Но прежде чем рисовать по памяти, надо поупражняться в понимании и ощущении животного – поработать с натуры, выполнять быстрые наброски и зарисовки. В них необходимо как можно быстрее схватить и зафиксировать движение, поэтому выполнение рисунка, наброска и зарисовки животных требует особого напряжения и собранности.

    Рассмотрите рисунки В. Ватагина. Что мы можем увидеть?

     Животные в произведениях Ватагина очеловечены, они наделены определенными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку (высокомерие, суровость, значительность, сосредоточенность, тоска).  Эта аналогия между чертами лица людей и мордами животных между повадками животного и движениями, поступками человека в произведениях анималистического искусства делает образы животных еще более понятными, емкими и близкими.

    Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Мы очень часто видим в образах животных конкретные черты человека, которые либо восхваляются, либо обличаются автором. Вспомните эти произведения и образы животных.

    (Русские сказки (лиса - хитрая, изворотливая; заяц – трусливый; медведь – строгий, но справедливый), басни Крылова (ворона – глупая, доверчивая; обезьяна – хвастливая, вертлявая; медведь – неуклюжий, неловкий).

    Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Серов. Тут и доверчивая ворона с сыром, и хитрая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «Проказница – Мартышка, Осел, Козел, да косолапый Мишка». Художник придал героям животным черты, свойственные людям.

    Большой советский мастер Василий Алексеевич Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня.  Художник писал: «Много необходимого получает и отнимает у животного человек, но он редко помнит и сознает, что животное не только кусок мяса или физическая сила, что в его руках живое существо, покорно переносящее насилие, глубоко чувствующее страдание и вместе с тем трепетно принимающее всякое доброе отношение к нему и отвечающее человеку чувством привязанности, глубокой преданности, чувством любви…».

    Итак, что мы с вами узнали об особенностях изображения животных?

    (Изобразить животное с натуры очень трудно. Кошка или собака не будут позировать вам часами. Поэтому художник должен долго наблюдать за ними. У каждого животного свой характер).

    И те, у кого они есть дома, могут наверняка назвать несколько качеств своих питомцев. Назовите интересные случаи, связанные с ними.

    1. Задание урока

               Сегодня мы художники-анималисты. Объект нашего внимания на этом уроке – кошка. Это самое близкое, знакомое вам всем с детства подвижное существо.  Заданием урока будет изобразить это животное.

    Работа учителя с плакатами на доске.

    ВСТАВКА

    Т.Б. При работе с красками соблюдайте чистоту и порядок на партах.

    При работе с эскизами звучит спокойная мелодия.

    1. Анализ урока

    - С каким новым жанром изобразительного искусства мы познакомились?

    (С анималистическим жанром. Он является самым древним. Нам известны наскальные рисунки быков и бизонов в пещерах. Десятки тысяч лет тому назад человек рисовал красоту зверя и запечатлел его на стенах своего жилища).

             Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать любить животный мир, природу. У многих из вас дома есть любимые питомцы. Вы ухаживаете за ними, воспитываете их, наблюдаете за повадками.

    Опишите понравившееся животное в сочинении-эссе  дома. Объясните, почему именно его выбрали.

            

    Просмотр лучших работ учащихся.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..

    Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...

    презентация к уроку в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"

    Данная перезентация поможет учителю раскрыть тему о традиционной глиняной игрушке. Урок №1 во 2 четверти по программе Б.Неменского. ...

    "Древние образы в современных народных игрушках"

    Декоративная роспись круглых форм...

    Презентация "Древние образы в современных народных игрушках"

    Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росп...

    Древние образы в современных народных игрушках

    Конспект и презентация к уроку в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"...

    Тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора». (Обобщение знаний) Класс: 5 класс, II четверть

    Предмет: Изобразительное искусствоЦель урока: Систематизация знаний о росписи народной игрушки. Закрепление знаний с учётом регионального компонента.Задачи урока:...

    Схема сценария урока: изобразительное искусство 5 класса Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора

    Сценарий урока с главной задачей: Закрепление знаний о характерных особенностях росписи глиняной игрушки, формирование умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы ра...