Методическая разработка урока по изобразительному искусству. Тема: Урок 2000...
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Савин  А.М.

Отсчёт европейского летосчисления идёт от Рождества Христова.  Урок обращается к этой дате, истории стилей  за два тысячелетия до наших дней , проблеме выбора своего стиля и своей позиции 

Скачать:


Предварительный просмотр:

92 гимназия

Администрации Выборгского района

Ритмы и формы двух тысячелетий

Автор: учитель ИЗО гимназии №92

Савин Александр Михайлович

 Санкт-Петербург

2000 -2013год


Пояснительная записка к уроку

“Ритмы и формы двух тысячелетий”

Урок может проводиться  в любом году третьего тысячелетия, то есть две тысячи…(…ого)  года. достаточно проговаривать на уроке точный год – уточняя, от какой точки мы ведём своё летосчисление

Урок расчитан на учащихся 7 класса в IV четверти, как обощающий пройденный материал и перспектива дальнейшей учебы.

        План урока:

  1. Теоретическая или информационная часть - 18 мин.
  1. Словестное вступление
  2. Тема “Раннее христианство” (слайды, музыка и обсуждение).
  3. Тема “Готика” (слайды, музыка и обсуждение).
  4. Раннее Возрождение (музыка обсуждение)
  5. Новое время (музыка слайды, обсуждение)
  6. Современность (музыка, обсуждение).
  1. Практическая работа учащихся. - 18 мин.
  1. Задание
  2. Отдых игра.
  3. Выбор задания, подписи на листках.
  4. Работа карандашом.
  5. Работа красками или фломастером.
  1. Выводы и перспективы - 4 мин.
  1. Вывод: абстракция - дух картины. XX век и раннее христианство пришли к абстрации в поисках совершенства. Абстракция прячется в любой реалистической картине - тема следующего урока.

        Воспитательные цели:

  1. Выбор каждым учащимся своей позиции перед творчеством.
  2. Осознание земного значения того, что верующие называют Богом.
  3. Осознание 2-х тысячелетий как эпохи Христианства.

        Учебные цели

  1. Повторение и применение простейших основных средств художественной  выразительности (цвет, тон, сближение, контраст, абстрактная интонация схемы пятен, темпоритм).
  2. Анализ предлагаемых музыкальных тем и изображений по общим признакам художественной выразительности, выявление ассоциативных связей.
  3. Сжатое повторение пройденного (раннее христианство, готика), сжатый обзор нового материала (раннее Возрождение, Просвещение - до XX века; начало и конец XX века). Суть работы - уловить в музыке и изображении дух эпохи, ее начало (земное, человеческое или неземное, божественное).

        Материалы для работы учащихся:

Простой карандаш, акварель или гуашь, кисти, фломастеры, лист 297х210 мм с заранее очерченным форматом размером с почтовую открытку - прямоугольным или круглым, или овальным, или квадратным (домашняя заготовка - любимый формат).

        Оборудование и пособия для учителя.

  1. Набор слайдов, указанных в тексте плана-конспекта урока.
  2. Набор репродукций, указанных там же.
  3. Диапроектор и экран.
  4. Магнитофон с записью фрагментов музыкальных тем (обязательное условие записи - плавное снижение звучания в конце записи фрагмента, чтобы не возникало ощущение вырванности музыкального фрагмента).
  5. Плакат определений характера эпохи.
  6. Плакат - 5 вариантов личной позиции.
  7. Плакаты с определениями музыкальных терминов и подобных по смыслу художественных изобразительных терминов, известных учащимся.
  8. Плакат с перечислениями характеров и настроений для помощи в быстром определении общего настроения у музыкальной темы и изображения.

Музыкальный и зрительный ряд подбирался не с тем, чтобы подробно и полно охарактеризовать рассматриваемые культурно-исторические эпохи, но с тем, чтобы выразить их суть как можно более сжато и емко. Критерий отбора - идеал эпохи. Для раннего христианства и готики - это преобладание духовного над телесным, устремление к Богу, вера. Для раннего Возрождения - краткий миг гармоничного равновесия души и тела. Для последующего времени идеал - человек-деятель; духовное стремление к Богу отступает перед стремлением к познанию и преобразованию мира. Начало и конец XX века характерны поисками выхода из нарастающей бездуховности. Именно для яркого, краткого выражения этих идеалов достаточно предлагаемых для музыкальных тем и изобразительных материалов. Учитывается и то, что учащимся 7-х классов известны  общественные идеалы христианского средневековья и Возрождения (в сравнении с античным). Таким образом, к работе над выводами на уроке они будут подготовлены, несмотря на то, что конкретные предлагаемые произведения им могут быть неизвестны. Задачей работы с изобразительным рядом, достаточно длинным, является ни в коем случае не попытка навязать или даже предложить учащимся запомнить все изображения. Для каких-то вещей даже не сообщается названий, например, для готических соборов. Задача урока - выявление на примерах групп изображений их мамих общих качеств, а через них - духа культурно-исторических эпох в обобщенном виде.

Предполагается, что учащимся  известны записанные на плакатах музыкальные и художественно-изобразительные термины, а также простейшие широко распространенные символы (круг, квадрат, ромб, треугольник).

Предполагается также продолжение темы духа (эпохи, картины, музыки) на следующем уроке, где будет обсуждение детских работ. При этом рассматривается некое единое начало (выражаясь высоким языком Дух Святой) - начало, дающее свое выражение, интонацию картине, музыке, эпохе. Интонация как таковая может быть вопросительной, отрицающей, утверждающей, радостной, печальной и т.д. В речи человека любое отдельное слово может иметь любую интонацию, которая меняет выражение слова, его значение для слушателя. Подобно этому при изображении одного и того же сюжета изменяется дух всей картины, если изменить цветовой строй или темпоритм пятен композиции, то есть самые общие, сводимые к абстракции качества картины. Таким образом, абстракция связана с духом; то, что на языке христианства называют Бог Дух Святой на языке искусства называется выразительность характера, настроения, интонации, передаваемая через общие, абстрактные качества произведения. Так на одну и ту же абстрактную схему пятен можно наложить разные сюжеты. При этом настроение, дух картин будет очень близок (есть примеры таких композиций, авторских пособий). Таким образом,  абстрактное становиттся духовным. Непонимание этого губительно для художников, механически производящих, бездушные,  абстракции. Печально и то, что зрители зачастую считают все абстракции чем-то непонятным, попросту ерундой не отличая в них выразительное от халтуры, между тем, как талантливая абстракция - это выраженное настроение (иначе Дух), а иногда еще и символ духовного.


        Содержание плакатов

        (термины и определения)

Музыка

Изобразительное искусство

темпоритм, пульсация (метр)

темпоритм пятен, линий

восходящие звуки, возвышенность

яркие вертикали

нисходящие звуки

темные тона, темный верх

из тьмы к свету

светлый верх

мощность

мощные цвета, линии, светотени

полная контрастная светотень

горизонтальность, протяженность

многослойность, многогласие (полифония)

многоплановость, многоступенчатость

сложность, богатство ритма

сложный ритм пятен и линий

простота ритма

простой ритм пятен и линий

легато, стаккато

плавное и дробное

сочетание легато и стаккато,

мягкого и дробного

сочетание протяженного и дробного

кристаллически ясное

мелкое дробное, геометрическое

мажор-минор

радостное, грустное

бурное,

размеренное,

яркость,

радость,

ликование,

любовь,

светлая печаль,

игра чувств,

смятениеразума,

борьба страстей,

земное начало,

музыка “без теней” - светлая

музыка с тенями - контраст мощного звучания

кульминация

центр композиции

        Общая характеристика эпохи

Борьба страстей

Одухотворенность

Игра разума

Игра чувств

Устремления души

Земное начало

Небесное начало

Телесное начало

Духовное начало

Равновесие

Согласное устремление

Бог

Человек

Вера

Наука, знание

Соборность

Индивидуализм

Личное

Общее

Плакат “Выбор позиции”

  1. Мир прекрасен, я хочу в нем жить и радоваться
  2. Мир плох, я покажу все недостатки
  3. Мир плох, от того, что я делаю, в нем ничего не меняется, мне все равно
  4. Мир будет таким, каким мы его будем делать. Я рад тому, что могу делать хорошее и радоваться вместе с другими.
  5. В мире есть хорошее и плохое, я буду умножать хорошее и радоваться хизни и людям.

        Заключительное пояснение

Может показаться, что урок слишком насыщен материалами. Но рисование, синтезирующая деятельность, дает детям отдых от аналитической деятельности и потока информации. На уроке изобразительная работа направлена не столько результат, сколько на осознание выбора авторской позиции. Планируется впоследствии оговорить, оценить достоинства и недостатки каждой позиции во временной перстпективе жизни не отдельного человека и народа. Эта работа может быть проделана как на уроке изобразительного искусства, так и на уроке литературы либо истории, наконец,  выбрана для диалога классного руководителя и класса.



Предварительный просмотр:

Ритмы и формы двух тысячелетий.

План-конспект урока изобразительного искусства

(с привлечением элементов из уроков музыки)

I. Информационная часть урока.                                                (18 минут)

        1. Учитель встает, ученики встают.

Учитель: "Здравствуйте, садитесь пожалуйста. Тема этого урока "Формы и ритмы двух тысячелетий".

        Для наблюдения этого мы посмотрим ряд слайдов и прослушаем ряд музыкальных отрывков. Мы с вами живем в 20….  м году. Почему год - двухтысячный? Почему он так называется? Что произошло 2 тысячи ….. лет назад, от какого важного события мы отсчитываем время? В честь этого события каждый Новый год мы украшаем елку звездой. Что значит эта звезда? Как она называется?"

        (Ответ: 2 тысячи ….. лет назад родился Иисус Христос. В ночь его рождения над хлевом, где он родился в небе зажглась звезда. Она называется Вифлеемской - по названию города Вифлеема, где это произошло)                                (2 минуты)

        1а. Открывается лист с изображением "Спас в Силах", 15 век, репродукция: Тверская икона 13-17 вв. С-Пб.1993.

Учитель: "Перед вами изображение Иисуса Христа, называемое "Спас в Силах" или иначе "Христос во Славе". Давайте вспомним символику и прочтем значение иконы. Круг - символ (учащиеся: неба); квадрат - символ (учащиеся: земли); ромб - символ (учащиеся - сияния, божественности, величия, славы, силы). Все вместе взятое это значит (Христос соединяет своею силою небо и землю).                        (1 минута)

        2. Сейчас мы будем слушать музыку. Первая духовная музыка, как и иконы, пришла к нам из Византии. Это очень ранняя музыка, в русских молитвах звучат ранневизантийские мотивы. Точно такие же мотивы и ритмы звучат во всех православных церквях в Греции, Сербии, Молдавии - кто знает, где еще? (В Грузии, Армении, даже в Египте).                                                                 (0,5 мин.)

        2а. Звучит музыка и начало молитвы "Отче наш..."

        Параллельно гаснет свет и идет ряд слайдов из набора "Византия - Древняя Русь":

        1) сл.1 Собор Святой Софии в Константинополе, Интерьер.

        2) сл. 12. Богоматерь Оранта. Собор Св.Софии в Киеве.

        3) сл. 27. А.Рублев.Троица.                                                (1,5 минуты)

        2б. Включается свет, открывается таблица интонационных качеств и настроений и вторая таблица - средств художественной выразительности в музыке и изобразительном искусстве.

Учитель: Давайте попробуем определить общие качества музыкального мотива, ритма и увиденных изображений. Первое - собор Святой Софии в Константинополе, огромный сложный интерьер. Второе - Святая София в Киеве. Третье - икона "Троица Андрея Рублева". Предлагайте собственные ответы или качества из таблицы.

        (Общее - богатство, разнообразие и сложность ритма. Направленность звуков снизу вверх и направленность изобразительная снизу вверх, восходящее движение).

                                                                                        (1 минута)

        Из сказанного попробуем определить дух эпохи раннего христианства.

        (Соборность важно общее, а не личное)                                 (1 минута)

        3. Учитель: "Теперь обратимся к расцвету Западного средневековья, к готическому периоду. Правда, музыка будет не готическая, а более поздняя - И.С.Баха, то есть  начала 18 века. Но эта музыка  написана для игры на органе - специальном встроенном инструменте готического собора. Попытаемся почувствовать и понять, почему музыка так подходит к готическому искусству.                                                                                                (15-30 сек.)

        3а. Гаснет свет, звучит  органная музыка. (Органная музыка. Пластинка. 1-я сторона И.С.Бах. Тема - Токката фуга ре минор BWV565). Параллельно идет ряд слайдов из набора "Западная Европа. Средние века".

        1) сл. 18. Собор в Реймсне, фасад (Сложное тройное построение).

        2) сл. 19. Сент Шапель, Париж, интерьер. (Фонтаны восходящих арок).

        3) сл. 22. Собор в Бургосе, фасад. (Усложнение деталей).

        4) сл. 21. Витраж, роза собора Парижской Богоматери (Аналог музыкального стаккато на второй минуте музыки).

        5) сл. 17. Собор в Кельне. (Яркие вертикали).                                (2,5 минуты)

        3б. Включается свет.

Учитель: "Давайте сначала попробуем определить характер музыки и ее средства выразительности (многослойное построение, сочетание легато и стаккато, композиция крупных и мелких звуков на фоне восходящего потока, мощность, возвышенность).

        - Теперь надо найти подобные признаки в произведениях архитектуры (Сложное построение, яркие восходящие вертикали, сочетание вытянутых линий с наполнением мелкими деталями; возвышенность и мощь).

        - Наконец, через характер искусства готики попытаемся понять и определить дух эпохи.

        (Духовная устремленность к Богу, к небу. Преобладание духовного, "небесного" над телесным, "земным".)                                                (1,5 минуты)

        3в. - А теперь, скажите, какая живопись подходит и для раннего христианства, и для ранней готики - реалистическая или же условная, не реалистическая, а символическая и почему.

        (Не реалистическая, а условная символическая картина принята в раннем христианстве и в готике, потому что изображается духовное, а не телесное.)

        - Нужна ли такой живописи материальность, активная полная светотень и перспектива?

        (Нет, поскольку объект изображения дух не имеет объема, пола и изображается условно, символически.)                                                         (30 сек. - 1 минута)

        4. - Последовавшая за готикой эпоха Возрождения одной ногой стоит в Готике (раннее Возрождение), а другой  - в начале  нашего Нового времени (позднее Возрождение). Граница раннего и позднего Возрождения -XV - начало XVI века. Послушайте музыку и определите, какому этапу, раннему или позднему, она относится по своему духу; к какой живописи подходит - ярко светотеневой или бестеневой, может быть, с легкой светотенью - музыка "с тенями" или музыка "без теней"...?

        Звучит сюита для лютни Франческо де Милано. (Пластинка "Лютневая средневековая музыка" )                                                                (30 сек.)

(Музыкальная мелодия известной группы "Аквариум" - "Под небом голубым..."Если дети узнали мелодию "Аквариума", то надо остановить, обещая потом об этом поговорить. )

        4а. - Пожалуйста, поднимите руки, кто считает, кто чувствует так, буд-то бы эта музыка подобна резкой светотени.

        - А теперь поднимите руку, кто считает, что это музыка без теней.

        (В норме большая часть учащихся выбирает музыку "без теней").

        Можно добавить: не случайно именно на такую светлую музыку положены слова: "Под небом голубым, есть город золотой - т.е. Небесный город Господа - ... тебя там встретят огнегривый лев и белый вол... и золотой орел небесный" - символы евангелистов, тех кто написал Евангелие.

                                                                                (0,5 минуты)

        5. - Теперь зазвучит музыка Нового времени. Оно начинается в Позднем Возрождении (в начале 16 века). В следующей затем эпохе Реформации и Просвещения человек от веры идет к науке, к технике - к технической и буржуазной революциям. Людвиг Ван Бетховен написал музыку  двести лет назад, но она до сих пор современна. Эта же музыка вполне подошла бы к Позднему Возрождению, хотя и не могла тогда звучать (тогда не было рояля). Итак, музыка Нового времени.

        Гаснет свет. Звучит соната №23 (Appassionata) Людвиг Ван Бетховен (1770-1827) Звучание 2,5 минуты, фрагмент. Ряд слайдов:

        1) Рембрант. "Жертвоприношение Авраама" (около 1635 г.) (Рембрант. Живопись.) слайд 50.

        2) Он же. Слайд 2. "Возвращение блудного сына" Фрагмент.

        3) П.П.Рубенс. "Вакх" (около 1640 г.)

        4) Э.Делакруа. "Свобода, ведущая народ на баррикады" (1830). Лувр. Живопись, выпуск 2, сл. 18.

        5а. Включается свет.

Учитель: Давайте найдем общие признаки в музыке и живописи, только самые главные.

(Контраст мощной полной светотени в живописи - контрасты мощного звучания в музыке; можно сказать, что музыка подобна мощной светотени в реалистической живописи. Изображается телесное, земное, человеческое - в музыке звучит страстное, бурночеловеческое).

        - Характер эпохи - что важнее: телесное или духовное?

(Телесное, земное преобладает над духовным неземным)                        (1,5 минуты)

        6. Прозвучит последняя на этом уроке музыка из фильма "Господин оформитель". Композитор - Сергей Курехин, наш современник. Мы не будем ничего смотреть; попробуйте без этого  определить  подходит ли музыка к реалистическим картинам или подходит к нереалистическим. Выражает ли музыка обычные земные чувства (радость, грусть, ярость и т.д.) или же выражает поиск, может быть смятение разума.

        (Звучит фрагмент музыки)                                                ( 30 сек.)

        (Ответ детей: "Музыка не подходит к реалистическим изображениям, а подходит к нереалистическим; выражает не обычные чувства, а смятение разума).

Учитель: - В изобразительном искусстве этой музыке по своему духу подобен не реализм, а сюрреализм, что значит "над или за реальностью". Давайте уточним характер этой современной музыки: оно (выражает  метания разума, может быть, понимание своей недостаточности. Какого божественного начала не хватает в смятенном разуме?  Чего он ищет? Может ли человек жить только разумом? Вот есть разум, а человек несчастлив, дух его в смятении. Без чего? (Подумайте, если не ответите сейчас - ответите на следующем уроке).

        (Ответ - любви) Ответ есть? Нет ?                                        (1 минута)

II. Задание и практическая работа учащихся.                                (18 минут)

        А теперь - задание для практической работы. Вам надо на заготовленных дома форматах  размером не более 15 см по большей стороне нарисовать композицию, которая будет абстрактно, подобно цветомузыке выражать ваше настроение, ваш дух. Это тот дух, который вы вносите в третье тысячелетие от Рождества Христова - вы лично. Прежде чем приступать к работе, сделайте выбор - выберите свою позицию по отношению к работе. Прочтите написанное на плакате и напишите на своем листе свою позицию, затем название работы. Запомнили? Надо написать на листе свою позицию и название своей работы, ну например: "Я люблю свою маму и всех родных" или "Я люблю жевать" или "Пусть всегда будет солнце..." - но свое, каждый свое.

        Очень кратко повторим основы композиции. Если вы хотите сделать радостное - мажор, то какие берете цвета? (яркие, горячие и теплые). Если минор, то цвета... (холодные и  разбеленные холодные).

        Если нужно сделать спокойное настроение, то можно ли применять цветовой и тональный контраст? (Нет) - Что нужно (Сближение). Для энергичного и бурного настроения нужен контраст.

        - Теперь встаньте, пожалуйста. Минута отдыха. Давайте руками нарисуем музыку наших композиций. (Дети либо повторяют за учителем рисующие движения руками снизу вверх, либо, если знакомы с дирижированием, то отбивают ритм ладонями при дирижировании учителя).

        - Повторите, пожалуйста, за мной жест  маэстро. (Учитель закладывает руки за спину, спина выпрямляется, наклон головы - поклон, выпрямились, улыбка.)

        - Садитесь, пожалуйста и приступайте к работе. Напомню: выбор позиции, ее запись и запись темы надо сделать перед рисованием.

        2. Выполнение собственной композиции учащимися.                         (12-15 минут)

        3. Выбор и запись своей позиции и темы.                                 (2-3 минуты)

        4. Работа карандашом.                                                          (2-5 минуты)

        5. Работа красками и (или) фломастерами.                                   (5-10 минут)

III. Выводы и перспективы.                                                         (4 минуты)

Учитель: Давайте остановим работу. Если кто-то не успел, что-ж работу можно будет закончить дома. Вы оставите рисунки в классе. Я их посмотрю и завтра верну ту часть рисунков, которая требует завершения, доработки. На следующем уроке ваши композиции и позиции мы будем обсуждать. А сейчас, пока сохнут краски, посмотрите на эти репродукции.

На доске:      1) "Спас в Силах".

                2) "Черный квадрат" К.Малевич. Начало 20 века.

                3) "Живописная архитектоника". Л.Попова. Начало 20 века.

Что может передать абстракция? (Настроение); может ли абстракция иметь смысл (Символический). Стремясь к Богу, христиане  изображали мир почти абстрактно ("Спас в Силах"), Мусульмане, пытаясь уйти от изображения реальности довели до совершенства абстрактные геометрические орнаменты. Двадцатый век пришел к абстрактной живописи в поисках совершенства выразительности в композиции вот "Черный квадрат" Малевича и "Живописная архитектоника" Поповой.

        Стремление к совершенству в искусстве у художников 20 века и стремление к Богу у ранних христиан дает работы абстрактные или почти абстрактные. Случайно? Нет. Абстракция - то без чего нет выразительности, нет Духа Святого, выражаясь высоким слогом Абстракция прячется в любой, даже самой реалистической картине, как интонация в слове. Но об этом поговорим на следующем уроке.

        Итак, вспомним, с чего мы начали урок. 2 тысячи     лет назад в Вифлееме у Марии родился маленький, которого  потом  назвали Иисус Христос. От этого события, верим ли мы в его реальность или нет, мы отсчитываем свое время, а значит и дни своей жизни. Такова наша реальность.

        Благодарю всех за внимание. Оставьте рисунки в классе, приведите, пожалуйста, в порядок рабочие места; дежурные останьтесь, пожалуйста.

        Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»

Учебная  программа  по  изобразительному  искусству  для  5-7  классов  составлена  на  основе  примерной  программы  по...

Методические разработки уроков по изобразительному искусству " Осенний день" 5 класс

Материал может быть использован учителями  изобразительного искусства для проведения уроков в 5 классе....

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в соответствии с требованиями ФГОС

Эта разработка открытого урока в 5 классе. Обучающееся знакомятся и используют новую технику рисования способом разбрызгивания (АЭРОГРАФИЯ). Работа ведётся по группам.К уроку имеются две презентации п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА ТЕМУ: «ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ СЕВЕРНЫХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Иллюстрирование сказок – один из самых любимых в тематической композиции. Ученики с огромным удовольствием окунаются в мир сказки, мир детства и создают свой мир, своё видение сказки только свои...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 8 класса

Конспект урока по изобразительному искусству для 8 класса на тему: "Шрифт"...

"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...