РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»5класс - школа 2100
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на четыре года изучения – в 5, 6, 7 и 8 классах.Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы И.Э. Кашековой, А.Л. Кашекова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_uchebnogo_predmeta.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
. Содержание учебного предмета
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
ФГОС
5 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1–2 | Что такое искусство.
| 2 | Виды искусства. Виды и специфика пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн. Основы художественного языка каждого вида искусства. Что даёт искусство человеку? Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Связь искусства с различными сферами жизни (религия, быт, мода и лр.) Творческая деятельность: Представить и изобразить любой объект сначала как объект научного, а потом – художественного познания. | ||
3–5 | Кр. | 3 | Истоки искусства. Истоки и смысл искусства. Функции первобытного искусства. Отражение представлений человека о мире. Миф, обряд, ритуал – в основе искусства. Наскальная живопись. Изображения животных, сцены охоты. Условность форм и цвета древней живописи. Творческая деятельность: Схематичные зарисовки фигуры человека в движении. Композиция в манере наскальной живописи на тонированной бумаге (уголь, мел). Изображение эпизодов из жизни древних рыболовов, охотников и их племени. Древние образы в народном искусстве – история возникновения Тверского орнамента. Узоры – обереги из знаков символов. Творческая деятельность: Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. | ||
6–7 | Художник и зритель | 2 | Художник – человек и гений. Личность художника. Автопортрет – рассказ о том, как художник видел и воспринимал сам себя. Различие характеров, но общность установок: талант – трудолюбие – способность творить. Индивидуальный мир художника и его влияние на жизнь многих поколений людей на Земле. Леонардо да Винчи, К. Моне, И. Репин, И. Левитан, П. Пикассо. Язык, на котором говорит художник: язык живописи, графики, скульпторы, архитектуры. Идея художественного произведения. Творческая деятельность: Выполнить небольшую зарисовку карандашом, передать важное сообщение следующим поколениям о том, что волнует людей сегодня. | ||
8 |
| 1 | Художник говорит на языке художественных образов. Основой языка любого искусства является художественный образ. Художественный образ как художественное отображение идеи. Смысловая насыщенность и лаконичность формы художественного образа. Передача в художественном образе индивидуального взгляда и чувств художника. Творческая деятельность: Рассмотреть произведения разных художников на похожую тематику, например тема материнства: П. Пикассо «Мать и дитя», А. Дейнека «Мать»). Записать в тетрадь эпитеты к представленным художественным образам матери. Определить общее и особенное в произведениях разных художников. | ||
9–11 | Кр. | 4 | Язык знаков и символов в искусстве. Знаки и символы в искусстве, их роль в понимании художественного образа произведения. Однозначность знака и многозначность символа. Древние знаки и символы, их использование в качестве оберегов и для украшения предметов быта. Знаки солнца, земли, воды, плодородия. Символическое значение образов дерева и птицы. Художественная деятельность: Передать сообщение следующим поколениям о том, что волнует тебя лично, используя знаки и символы. Чаша –календарь. Язык таинственных узоров – резьба. История развития. Художественная деятельность: Рисуем Тверскую прялку
| ||
12 -13 | Кр. | 2 | Тема – сюжет – содержание художественного произведения. Понятия «тема», «сюжет», «содержание» в произведении изобразительного искусства. Взаимосвязь содержания и формы произведения. Художник в содержании произведения выражает себя как творец, как человек своей эпохи, как представитель человечества. У истоков творчества» - творчество А.Г.Венецианова Художественная деятельность: Рассмотреть произведения русских художников XIX–XX веков. Назвать их общую тематику и тему каждой картины. Описать сюжет и содержание. | ||
14–16 | Образный язык искусства | 3 | Язык живописи. Виды живописи (станковая, монументальная). Материалы живописи (гуашь, темпера, акварель, масляные краски). Назначение и содержание станковой картины. Обращенность идей к зрителю. Выражение автором своего отношения к окружающему миру в станковой картине. Связь монументальной живописи с архитектурой. Сферы применения монументальной живописи (оформление интерьеров храмов, интерьеров и экстерьеров общественных зданий). Мозаика и фреска. Эмоциональная выразительность цвета. Цвет – главное средство живописи. Передача в живописи всего многообразия мира. Основные и составные цвета. Эмоциональное воздействие тёплых и холодных цветов. Колорит и его влияние на выразительность художественного образа. Разнообразие оттенков цвета при смешивании красок. Художественная деятельность: Выполнить упражнения на смешение в разных пропорциях жёлтой и синей, красной и синей, жёлтой и красной красок. Звонкие и глухие цвета. Смешение основных и дополнительных цветов с белой и чёрной краской. Эмоциональная выразительность глухих и звонких тонов. Художественная деятельность: 1. Создать свой словарик цвета: верхний ряд – чистые, звонкие цвета, второй ряд – те же цвета, но осветлённые белой краской, третий ряд – каждый цвет смешать с серой краской, нижний ряд, самый мрачный, получится при добавлении небольшого количества чёрной краски.Определить, какое настроение можно передать с их помощью. 2. Создать цветовую гамму «Раннее утро», «Грустный день», «В грозу», используя словарик цвета | ||
17 |
| 1 | Эмоциональная выразительность мазка. Цель живописи не точное отражение натуры, достижение сходного с действительностью впечатления. Взаимосвязь эмоций со способом наложения краски (движение кисти, которым художник кладет краску на холст). Характер мазка и качество кисти (широкая-узкая, тонкая-толстая, жёсткая-мягкая). Примеры в работах художников (Сезанн, Ван Гог, Гоген, Сёра и др.). Фактура предмета и характер мазка. Художественная деятельность: Выполнить упражнения: передать с помощью цвета и мазка впечатление от упавшей на землю осенней листвы, цветущей сирени, растущей травы, грозового неба. Выполнить упражнения. Передать с помощью цвета и мазка фактуру ствола дерева, деревянной доски, сосновой ветви, меха животного | ||
18–19 |
| 2 | Пейзаж в живописи. Жанры живописи. Понятие пейзажа. Особое отношение человека к природе как к среде обитания. Мастера пейзажа в русской живописи (К. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин, И. Куинджи). Картина К. Саврасова «Грачи прилетели» – первое изображение русского пейзажа. Художественная деятельность. Написать два небольших этюда с одним пейзажным мотивом, но разным эмоциональным состоянием, используя словарик цвета («Весеннее утро» «Рассвет над рекой», «Ранняя весна»), («Перед грозой» «Туманное утро», «Осень»). | ||
20-21 |
| . 1 | Натюрморт в живописи. Натюрморты фламандских и голландских художников XVII века. Разница отношения к предметному миру (Франс Снейдерс, Питер Класс, Виллем Клас Хеда и Виллем Кальф). Последовательность выполнения натюрморта: Художественная деятельность. Выполнить натюрморт. Предметы изобразить с натуры, а окружающее их пространство придумать самому. Эмоциональное восприятие предметов в произведениях создателей нового художественного языка ХХ века: Анри Матисс – декоративность; Пабло Пикассо – создание непривычных форм, конструирование «новой реальности».
| ||
22–23 |
| 2 | Портрет в живописи. Развитие жанра. Проблема сходства в портрете. Субъективность взгляда художника на модель (портреты А. Пушкина кисти О. Кипренского и В. Тропинина). Парадный и камерный портрет. Портрет в живописи и в фотографии Художественная деятельность. Пофантазировать и написать свой автопортрет в будущем. Отразить профессию. | ||
24–25 |
| 3 | Язык графики. Материалы графики (карандаш, уголь, фломастеры, и др.). Виды графики (станковая и тиражная). Виды печатной графики: книги, журналы, рекламные листовки, открытки. Типы произведений: рисунок и печатная графика. Единство языка художественной выразительности и специфика происхождения рисунка и печатной графики. Рисунки А. Дюрера, И. Репина, В. Серова, Ван Гога и др. Средства художественной выразительности графики. Выразительность линии. Выразительность штриха. Выразительность пятна. Художественная деятельность. 1. Выполнить упражнения на проведение разных по характеру линий. Передать с помощью линий образы силы, печали, нежности. Изобразить водопад, течение реки, уходящую в даль дорогу. 2. Выполнить разные по характеру штрихи. Передать с помощью штриховки фактуру растущей травы, ряби воды, дождя, древесной коры. | ||
26-27 | Пейзаж в графике. | 2 | Пейзаж в графике. Эмоциональная выразительность языка графики, живописность чёрно-белых пейзажей. Средства графики – линия, пятно, штрих, точка. Изображение в графике пушистого снега, утреннего тумана, свежести весны, холодной промозглости осени, солнечного дня или тёмной ночи. Художественная деятельность. Изобразить средствами графики один пейзаж в двух различных состояниях («Солнечный день», «Хмурый вечер». «Поздняя осень», «Лето» или др.). | ||
28 |
| 1 | Натюрморт в графике. Графические натюрморты Шардена, М. Врубеля и др. Стремление художников выразить отношение к окружающему их миру, к своему быту и работе Художественная деятельность. Выполнить натюрморт с натуры в графической технике (уголь, мел, тонированная бумага). Можно добавить какие-либо детали, которые, по мнению ученика, оживят этот натюрморт.
| ||
29–30 | Портрет в графике. | 2 | Портрет в графике. Графические портреты А. Дюрера, А. Иванова, В. Сурикова, И. Репина, П. Пикассо. Последовательность рисования портрета. Художественная деятельность. Выполнить портрет друга или подруги каким-нибудь графическим материалом. | ||
31–32 |
| 3 | Язык скульптуры. Объём – основа языка скульптуры. Материалы скульптуры. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная). Способы получения скульптуры: ваяние, вырезание, отливка. Монументальная скульптура (Памятник Петру I Э.-М. Фальконе на Сенатской площади в Петербурге). Декоративная скульптура и её связь с архитектурой. Рельефы. Анималистический жанр. Изображение животных в разных видах изобразительного искусства. В. Ватагин. Художественная деятельность. Создать в объёме выразительный образ животного (пластилин, глина, скульптурная масса). | ||
33-34 | Обобщающий урок. | 1 | Обобщающий урок. Осознание важности изобразительного искусства в культурной истории человечества, понимание средств, используемых художником для воплощения идеи, способы её выразительной подачи. Понимание языка искусства и самостоятельное создание яркого, запоминающегося образа человека, животного, природы, предмета. Важность для создания художественного образа неравнодушного, эмоционального отношения художника к миру. Художественная деятельность. Выполнить творческую работу на тему «Лето». Создать художественный образ лета в любом виде и жанре изобразительного искусства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК (УМК «Школа 2100») 8 Б класс
составлено на основе Программы основного общего образования по русскому языку 5-9 («Школа 2100»под ред.Р.Бунеева и Е.Бунеевой)– М.: БАЛАСС, 2010; Сборник нормативных документов РУССКИЙ ЯЗЫ...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»
Учебная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе примерной программы по...
Рабочая программа"Изобразительное искусство"6 класс- школа 2100
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»8 класс-школа 2100
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...
Рабочая программа по русскому языку (Школа-2100) - 7 класс
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку (Школа 2100) 5 класс
Рабочая программа составлена в соотвествии с ФГОС....
Рабочая программа по изобразительному искусству 5класс
Рабочая программа "Декоративно - прикладное искусство в жизни человека" по изобразительному искусству в 5 классе разработана в соответствии с требованиями Федерального гос...