"Истоки архитектуры"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Беляева Жанна Валерьевна

Конспект урока с призентацией. Данная разработка урока по программе Б.М. Неменского. Знакомит учащихся с истоками архитектуры, классификацией и назначением. Данный урок - финальный, в серии уроков о зарождении искусства в первобытною эпоху. В рабочих тетрадях дети заполняют таблицу, позволяющую легко ориентироваться в этапах зарождения и формирования различных видов искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_arhitektury.rar2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: ИСТОКИ АРХИТЕКТУРЫ

Цели: формирование представлений о развитии строительного искусства по периодам первобытной культуры; овладение теоретическими понятиями в пределах темы урока: городище, мегалитическая архитектура, менгир, дольмен, кромлех.

Оформление: комплект слайдов из серии «История мировой культуры», вып. «Культура первобытного общества»; иллюстративный ряд эволюции строительного искусства по эпохам первобытной культуры; схема первого жилища человека каменного века.

Ход урока

I. Организационный момент, обобщение пройденного материала.

П. Введение темы урока.

На прошлых уроках, изучая первобытную культуру по пещерным и наскальным росписям, мы узнали, как жил человек в эпоху палеолита и мезолита. Мы знаем, что он уже овладел огнем, шил себе одежду, изобрел лук и стрелы, делал удобные каменные и деревянные орудия труда, приручил диких животных, начал культивировать дикие растения, возделывать землю; в эпоху неолита (новый каменный век) человек изобрел водонепроницаемое вещество.

  • Какое это вещество?
  • Глина.

Верно, в эпоху неолита человек научился обжигать глину, делать из нее керамическую посуду, стенки которой он заботливо украшал орнаментом. Какое второе название имеет эпоха неолита?

-        Керамический век.

Все эти достижения в развитии человечества привели к тому, что человек перестал переходить с места на место и начал вести оседлый образ жизни; обживать то место, где он живет, улучшать его.

Сегодня на уроке мы узнаем, какие жилища строил себе человек задолго до того, как изобрел лук и стрелы, то есть мы вновь вернемся в ледниковый период (эпоху палеолита) и проследим развитие строительства (архитектуры) до века железа; таким образом, мы совершим путешествие длиной в 30 тыс. лет.

Тема урока: «Истоки архитектуры».

III. Изучение нового материала.

На доске - иллюстративный ряд эволюции строительного искусства от эпохи палеолита до эпохи бронзы.

Учитель. Посмотрите на рисунки (1-3). Что изменяется в постройках человека (в общих чертах) от эпохи палеолита до эпохи бронзы?

Рис. 1. Эпоха палеолита, мезолита

            Рис. 2. Неолит                 Рис. 3. Энеолит, эпоха бронзы

Учащиеся. Сначала человек строил себе жилище, которое можно было довольно быстро собрать и разобрать; затем люди стали строить укрепленные поселения; позже - отдельные постройки из больших камней.

Учитель. Рассмотрим подробнее каждый этап эволюции строительного искусства.

Конечно, первым домом пещерного человека была пещера-убежище, созданное природой.

Истоки архитектуры и строительного искусства человечества начинаются с того времени, когда древние люди, не довольствуясь созданными природой укрытиями (пещерами, гротами), стали строить искусственные жилые сооружения.

Люди каменного века жили не только в пещерах. Ведь во многих местах, где обнаружены стоянки первобытного человека, никаких пещер нет. Зато есть доказательства, что наши предки умели строить себе жилища.

В начале XX в. близ города Чернигова ученые обнаружили большие завалы костей животных. Оказалось, что черепа, кости и бивни мамонтов служили своеобразным каркасом жилища каменного века, были строительным материалом для отважных охотников. Позднее по расположению черепов и костей удалось восстановить первоначальную конструкцию сооружения.

 

Рис. 4. Первое жилище людей каменного века:

а - черепа мамонтов; б - деревянные дуги;

в - шкуры животных; г - бивни мамонтов;

д - трубчатая кость

Вот описание такого сооружения, данное Ю. Овсянниковым: «...Из черепов мамонтов, повернутых лбами внутрь будущего жилища, выкладывали «цоколь» - чуть выступающую наземную часть строения. Внутри образовавшегося круга устанавливали деревянные дуги, штук 25-30. Наверху, в центре, где они перекрещивались, их крепко-накрепко связывали жилами. Получался купол, свод (о нем потом надолго забудут, и заново его откроют только древние римляне). Нижними концами деревянные дуги-арки упирались в мамонтовые черепа, закопанные до половины в землю. На дуги набрасывали шкуры зубров, мамонтов, лошадей, которые сверху прижимали бивнями и оленьими рогами (см. рис. 4).

Но вот что интересно: тяжелая крыша давила в основном не на тонкие деревянные дуги, а на мощный костяной цоколь. По бокам будущей двери укрепляли два больших изогнутых бивня. Наверху их соединяли муфтой из трубчатой кости так, чтобы получилась арка. Дверь завешивали шкурой, и дом, наконец, был готов. Прочный, теплый, способный благодаря своей форме выдержать любой снегопад, любой ураганный ветер. Не случайно и по сей день дома, имеющие форму шатра, строят пастухи в горах и пустынях, оленеводы и охотники на Крайнем Севере».

В эпоху неолита начали строить дома из дерева, тростника, прутьев и глины.

К началу бронзового века, когда человек овладел металлом, войны были довольно частым явлением в жизни того времени. Поэтому люди стали строить себе укрепленные поселения - городища. (Обратить внимание учащихся на иллюстративный ряд эволюции строительного искусства.)

Вокруг таких поселений возводилась изгородь и выкапывался ров, наполняемый водой. Невдалеке от городищ люди стали возводить курганы - земляные холмы, где хоронили умерших.

Одна группа людей, жившая в Дании более 3 тыс. лет назад, из-за многочисленных круглых могильных холмов, где они хоронили своих умерших, получила название «люди курганов» (название дали археологи).

Своих соплеменников «люди курганов» хоронили в болотистой почве, в которую ограничен доступ кислорода, поэтому тела и вещи сохранялись на протяжении длительного периода. В курганах рядом с останками были найдены ювелирные украшения - браслеты, кольца из бронзы, серебра и золота, мечи, кинжалы. В одной из гробниц был найден сосуд из бересты, в котором оказалась смесь пива и яблочного вина.

Учащиеся вносят дополнения в таблицу достижений культуры первобытного общества, в графу «Искусство эпохи неолита»: развитие архитектуры, строительство укрепленных городищ и курганов.

Учитель вновь обращает внимание учащихся на иллюстративный ряд эволюции строительного искусства.

- Как вы думаете, что это за необычные сооружения из больших каменных глыб? Для чего они? (Учащиеся дают варианты ответов.)

В конце эпохи неолита и в начале эпохи бронзы люди стали строить сооружения, выступавшие в роли общественных построек. О назначении этих сооружений существует несколько предположений. Какие же это сооружения?

В Британии, Ирландии и на северо-западе Франции сохранились остатки памятников, чье название до сих пор не вполне понятно. Их называют мегалитическими (мегас (греч.) - большой, «литое» - камень), так как они построены из огромных каменных глыб. Некоторые из них составляли часть надгробных комплексов, другие, скорее всего, были культовыми сооружениями, в которых совершались религиозные церемонии,  возможно,  связанные  со сменой времен года и астрономическими наблюдениями. Выделяют 3 вида мегалитов:

  1. менгиры;
  2. дольмены;
  3. кромлехи.

Менгиры (англ. теп - камень hir - длинный) - вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Они могли быть и едва отесанными, и покрытыми рельефной резьбой.

Демонстрация диапозитива

«Оленный камень».

Монголия. I тыс. до н. э.

Менгиры Монголии обычно покрыты изображениями скачущих животных, чаще всего оленей, отсюда название - «оленный камень».

Иногда менгиры могли быть увенчаны скульптурной головой человека или животного, либо целиком были выполнены как монументальная скульптура. Менгиры, как и другие виды мегалитов, встречаются на обширных территориях Европы, Азии и Африки. Ставили их обычно на возвышениях, иногда они тянулись параллельными рядами на протяжении 2-3 км (Франция); порой были центром поселений («аллеи менгиров»).

Менгиры, как правило, не были связаны с погребениями, а выполняли самостоятельную функцию. Возможно, менгиры были объектом поклонения как символы плодородия, стражи пастбища и источников, или обозначали место церемоний.

Дольмены - сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. Наиболее совершенный вид дольмена представляет собой четыре хорошо отесанные вертикальные плиты, образующие в плане четырехугольник и перекрытые горизонтальной плитой. По форме они могли быть многогранными или круглыми; внутри плиты иногда покрыты символическими знаками. Порой к дольмену вел коридор из наклонных плит или небольших менгиров. Дольмены были местом захоронения членов рода.

Кромлехи (брит, сгот - круг, lech - камень) - самые значительные сооружения древности; представляют собой расположенные по кругу каменные плиты или столбы. Кругов (концентрических) могло быть несколько; иногда столбы перекрывались плитами. Иногда кромлехи окружали курганную насыпь или жертвенный камень.

Это первые известные нам культовые сооружения. Самый знаменитый и сложный кромлех находится в Англии близ Стоунхенд-жа (англ. «стоун» - камень, «хенд» - ров).

Демонстрация диапозитива

Кромлех близ Стоунхенджа.

Англия. Эпоха бронзы

Сообщение ученика.

Этот кромлех - самое знаменитое «доисторическое» сооружение Европы. По одним источникам, он строился в несколько этапов в течение почти тысячи лет - с 2775 по 1700 гг. до н. э. По другим, первый кромлех в этом месте был построен около 1800 г. до н. э., после чего на протяжении 200-400 лет он дважды перестраивался (причем последнее строительство велось, вероятно, под руководством зодчего с Крита). В окончательном виде кромлех представлял собой 5 концентрических колец, образованных 125 каменными глыбами; вес некоторых из них достигал 50 тонн.

Внешний круг диаметром 100 м составляли почти пятиметровые блоки, перекрытые сверху плотно подогнанными друг к другу плитами. Внутри этого круга шло кольцо из одиночных менгиров, а затем - подкова из пяти мощных порталов, обращенная открытой частью к северо-востоку. Внутри еще одной подковы из отдельных камней, в центре всего сооружения, находилась квадратная плита -алтарь. В 70 м от внешнего кольца точно на оси алтаря стоял огромный камень, над которым в день летнего солнцестояния (22 июня) поднималось солнце.

Такие кромлехи (а их в Англии около 600, есть и в других странах) были предназначены для астрономических наблюдений и для совершения обрядов культового характера, поскольку в те далекие времена небесным светилам приписывали божественное значение. Это были древнейшие обсерватории: на отдельных плитах отмечены крайние положения Луны; отклонения Луны из-за гравитационного притяжения Солнца. Все эти наблюдения позволяли древним жрецам определять продолжительность года, следить за сменой сезонных циклов, предсказывать солнечные и лунные затмения.

(Учащиеся вновь вносят дополнения в таблицу достижений культуры первобытного общества, в графу «Искусство эпохи энеолита»: начало развития мегалитической архитектуры - менгиры, дольмены, кромлехи.)

III. Итог урока.

Итак, основа древней «доисторической» архитектуры - большой камень, отсюда ее название «мегалитическая». Своего наивысшего развития сооружения из огромных камней (мегалитов) достигли в век бронзы. Письменных свидетельств о назначении мегалитических сооружений не сохранилось, и ученые пришли к выводу, что их использовали для религиозно-культовых церемоний. Мегалитические сооружения встречаются повсеместно от Скандинавии до Алжира и от Португалии до Китая. Видимо, они служили выражением идей, общих для всех людей этой эпохи. Это может быть стремление материализовать значение человеческой личности, сохранить о ней память для потомков. Не случайно эти камни имели огромные размеры и вес.

Сегодня мы познакомились с истоками архитектуры. Конечно, эти сооружения не позволяют еще говорить о стиле первобытной архитектуры. Но именно тогда начали формироваться первые эстетические представления человека, который противопоставил природе творения своих рук.

Домашнее задание: подготовка рефератов на темы:

  1. «Живопись эпохи палеолита и мезолита»;
  2. «Мегалитическая архитектура».

По желанию дать двум учащимся материал для подготовки «репортажей» на тему «Искусство скифов». Учащимся предлагается творчески проработать материал: продумать распределение текста; войти в роль «экскурсовода» или «специального корреспондента».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для 8 класса по теме «Истоки архитектуры и монументальных видов искусства».

В данной работе представлена проверочная работа для 8 класса по программе Б.М. Неменского по теме " Истоки архитектуры и монументальных видов искусства"...

Архитектура. Виды архитектуры.

Презентация для уроков изобразительного искусства....

конспект урока МХК "Истоки русской архитектуры"

Конспект урока МХК по программе Даниловой Г.И....

Презентация "Истоки архитектуры"

Материал для 7 класса....

Презентация "Истоки архитектуры и письменности"

Материал для урока МХК или элективного курса....