Статья по изобразительному искусству «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства ».
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

   Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку. На каждом этапе урока можно использовать элементы информационно-коммуникационных технологий.Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства ».

«Искусство – самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству»

                                                               Томас Манн.

   Уникальность и значимость образовательной области «Изобразительное искусство», в том, что этот предмет направлен непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика. Поэтому вся деятельность учителя изобразительного искусства подчинена, прежде всего, воспитанию духовно-нравственной, культурной и толерантной личности.

   Актуальность применения ИКТ на уроках изобразительного искусства имеет конкретное обоснование:  культура – уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности. Таким образом, в настоящее время информационная культура является одним из важнейших компонентов общей культуры человека.

   Можно сказать, что информационная культура – это умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в  своей деятельности. Логичным будет воспользоваться этим набором на уроках искусства, непосредственно связанных с культурой человека вообще.

   Задача педагога состоит в том, чтобы за годы обучения сформировать информационную компетентность - научить ребенка отбирать сведения, оценивать их качество, формировать умение находить требуемые данные, проявляя при этом творческую активность.

   Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку.

   Информационно-коммуникационные технологии достаточно эффективно использую на всех этапах урока:

  1. для объяснения нового материала (иллюстративная презентация, моделирование процесса геометрических построений натюрморта на экране, использование обучающих программ);
  2. для организации проверки усвоения материала и выполнения домашнего задания (фронтальный опрос по слайдам-вопросам, тестирование);
  3. для закрепления материала и проверки знаний учащихся, на обобщающих уроках по определенным темам (тренажеры, тесты, мультимедийные диски);
  4. для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся (использование учебных программ, работа с Интернет-ресурсами);
  5. для проведения внеклассной работы по предмету

Информационно-коммуникационные технологии на уроке я рассматриваю:

  1. не как цель, а как еще одно средство обучения;
  2. как источник дополнительной информации по предмету;
  3. как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности;
  4. как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся;
  5. как возможность интегрированного обучения предмету.

 На каждом этапе можно использовать элементы информационно-коммуникационных технологий.

Примеры тем уроков с мультимедиа:

«Народный праздничный костюм» (5 класс) – элементы костюма

«Городецкая роспись», «Искусство Гжели», «Хохлома», «Жостово»    (5 класс) – фото изделий, элементы росписи.

«Жанры изобразительного искусства» (6 класс) – портрет, пейзаж, анималистический жанр и другие.

«Рисунок – основа  изобразительного творчества» (6 класс) – графические работы русских и зарубежных художников.

«Цвет в произведениях живописи» (6 класс) – живописные работы русских и зарубежных художников.

«Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве 20 века» (6 класс) – презентация портреты художников и их работы.

«Крупнейшие музей изобразительного искусства и их роль в мире»     (7 класс) – виртуальная экскурсия в музеи.

 «Обычная жизнь каждого дня – большая тема в искусстве» (7 класс) – бытовой жанр.

«Картины на темы истории» (7 класс) – исторический жанр.

   Уроки-презентации широко использую:

- на уроках знакомства с жанрами изобразительного искусства;

- во время знакомства с жизнью художников и их творческим наследием;

- при изучении таких тем по изобразительному искусству как «Виды изобразительного искусства», «Музеи мира», «Художники-иллюстраторы» и др.

Например, в 6 классе по теме « Изображение предметного мира» и в 7 классе по теме «Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр», презентации «Натюрморт» и «Творчество В.М.Сурикова»  я использую для фронтальной работы с классом. Эти презентации можно использовать при  изучении разных тем (например, по программе Б.М. Неменского в 7-ом классе – «Исторический и мифологический жанры в искусстве», «Великие художники в истории искусства и их произведения»  и др.), адаптируя её для того или иного класса.

   Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:

- обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

- развивает творческую активность;

- психологически облегчает процесс усвоения  материала школьниками;

- возбуждает живой интерес к предмету познания;

- расширяет общий кругозор детей;

- возрастает уровень использования наглядности на уроке;

- повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

   В современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

   На уроках изобразительной деятельности дети не только рисуют, но и учатся любоваться красотой родной природы, узнавать историческое прошлое нашего народа, рассказывать о картинах великих художников, учиться видеть прекрасное в нашем мире и в этом им помогают информационно-коммуникационные технологии. И если ребенок на уроке выразил свое впечатление от темы урока, свои положительные эмоции  в рисунке, то урок прошел не даром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ Тема: « Использование современных образовательных технологий на уроке изобразительного искусства»

Цель моей работы: обеспечение развития творческой личностной сферы учащихся, повышение интереса к учению; повышение качества учебного процесса; охрана и укрепление физического и психического здоровья ...

Статья "Лучшее от лучших" - "Использование элементов проектной технологии на уроках изобразительного искусства"

Статья "Лучшее от лучших" - "Использование элементов проектной технологии на уроках изобразительного искусства"...

Использование новых педагогических технологий на уроках изобразительного искусства "Компьютерные технологии".

В работе представлены компьютерные технологии, применяемые на уроках изобразительного искусства, указываются положительные моменты использования ИКТ, приемуществом которых является гибкость....

Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"

Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"...

Использование современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства

Использование современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства...

Доклад "Использование современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства."

Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Задача современной школы - формировать способность действовать и быть успешным в услов...