Живопись - искусство цвета.
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Изобразительное искусство: учебник для 5 - 8 кл. Основы живописи. Н. М. Сокольникова.

Живопись является искусством цвета. Основы науки о цвете и его восприятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon основы живописи. Н.М.Сокольникова116.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Литература: «Основы живописи» Н.М.Сокольникова.

                                 

* 1  Ж и в о п и с ь  – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль.

  К живописи относятся произведения искусств, выполненные красками, нанесёнными на какую-нибудь твёрдую поверхность.

 ***Живопись означает писать жизнь, писать живо, то есть полно и убедительно передавать действительность.

  По своему практическому назначению живопись разделяется на монументальную, станковую, иконопись, миниатюру, театрально-декорационную, декоративную роспись и др. Каждая из разновидностей живописи отличается своей спецификой. Это касается как технического исполнения, так и художественно-образных задач.

  Образы живописи очень наглядны и ярки. Художники создают полотна живописными и пластическими средствами. Они используют возможности рисунка и композиции, но главным средством выразительности в живописи является  ц в е т.    

  Живопись способна запечатлеть сложный мир человеческих чувств и характеров, передать тончайшие изменения в природе, вечные философские идеи и фантастические образы. Полнота охватываемых живописью явлений проявляется в присущих ей жанрах.

   История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе её развития.    

   Древнерусская икона, воплощающая идею Бога, является одновременно святыней и примером живописи, передающей не земную, а божественную красоту. Цвет икон условен и декоративен. Назначение иконы передавать не реальность, а божественную идею, в которой живопись искала идеал.

  В эпоху Возрождения человек стал мерой всех вещей и героем живописных произведений. Изображение мадонны явилось идеалом земного совершенства. Художники начали писать реалистические полотна.

  Техника живописи постоянно совершенствовалась. Всё более разнообразные сюжеты привлекали живописцев. Это всё привело к возникновению ж а н р о в  в XVII веке.

   Одним из самых древних жанров является п о р т р е т. Прекрасные портреты, выполненные в технике восковой живописи, были найдены в местечке Файюм. Они были созданы в Древнем Египте в I-III веках нашей эры. Файюмские портреты отличаются яркой жизненной образностью, объёмной светотеневой моделировкой форм.

   Замечательными русскими портретистами были Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский, В.Серов и др.

   Своеобразные портреты вещей, их тихую жизнь изображают художники в

н а т ю р м о р т е.  Этот жанр появился в XVII веке. Знаменитые голландские натюрморты передают радость бытия, рассматривая их, кажется, ощущаешь вкус реальных плодов, рыб, напитков. Они словно воспевают гимн материальному миру.

   В России мастерами натюрморта были П.Кончаловский, И.Машков, К.Петров-Водкин, М.Сарьян и др.

    Картины, в которых главным было изображение природы, тоже стали создавать в Голландии в XVII веке. Ж а н р  п е й з а ж а  не только говорит о бесконечном многообразии и красоте природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передаёт чувства и настроение. Сравните пейзажи К.Коро, Ван Гога, П.Сезанна и вы увидите, что в основе любого из них – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не всегда так, как в натуре, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.

   Певцом русской природы можно назвать И.Левитана. Замечательными русскими пейзажистами были Ф.Васильев, В.Поленов, А.Саврасов, И.Шишкин и др.    

    Если художник изображает только морские пейзажи, то их называют

 «м а р и н а м и», они составляют самостоятельный жанр. Картины И.Айвазовского яркий пример этого жанра.  

    Некоторые художники всё своё творчество посвящают изображению животных и птиц. Они создают произведения а н и м а л и с т и ч е с к о г о  ж а н р а. Живописцы выбирают его редко, а вот графики и скульпторы любят рисовать и лепить различных зверей и их детёнышей (А.Лаптев, В.Ватагин, Е.Чарушин).

   События прошлого, библейские истории и былинные времена вдохновляют художников на создание картин   и с т о р и ч е с к о г о  ж а н р а – это, как правило, полотна с многофигурными композициями, реалистичные по цветовому решению. Творчество В.Сурикова – яркий пример исторической живописи.

   В.Васнецов написал много картин на с к а з о ч н ы е  и  б ы л и н н ы е  с ю ж е т ы . Картины, написанные на сюжеты из мифов, относятся к м и ф о л о г и ч е с к о м у  

ж а н р у .

   Не только значительные героические события, но и повседневные занятия людей,  обычный быт можно изображать на полотне.  Такие картины являются произведениями  

б ы т о в о г о  ж а н р а , иногда их называют полотнами  ж а н р о в о й  ж и в о п и с и, например картины русских художников: А.Венецианова, П.Федотова, В.Перова, Г.Мясоедова, Б. Кустодиева.

    В историческом и бытовом жанрах важна взаимосвязь персонажей, а образное решение создаётся во многом с помощью цвета.  Сначала мы разглядываем сюжет картины, что изображено, кто является героем, когда это было, а затем рассматриваем, как это написано, как художник изображает тот или иной предмет, как он накладывает краски (лессировкой, алла прима), какой выбирает колорит. Именно от выбора цвета зависит настроение картины, её эмоциональное воздействие. Колорит полотна может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным.

   Художник создаёт живописными средствами неповторимый мир, который нас удивляет и радует, заставляет переживать и даёт пищу уму, приобщает к секретам и тайнам мастерства.

   Цвет может лепить форму предмета, изображать красоту окружающего мира, выражать чувства, настроения, определённое эмоциональное состояние.

   Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Следует изучать основы цветоведения, различать понятия «цвет» и «краска». Необходимый цвет для живописи обычно достигается смешением красок на палитре. Затем художник превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок – колорит. Слово «цвет» одно, а определяет многие качества процесса живописи, поэтому цвет правомерно является основой этого вида искусства.

            *2  В о с п р и я т и е  ц в е т а  

   Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет!

   Любой предмет имеет свой цвет. Некоторые объекты мы узнаём только благодаря цвету. Цвет помогает нам узнать, поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень, потому что зелёные листья деревьев пожелтели и покраснели.

   Даже воздух по-разному окрашивает дали лесов или гор, помогает нам ориентироваться в пространстве. В различное время дня в зависимости от цвета освещения изменяются оттенки неба, земли и воды.

  В сумерки наиболее ярким кажется зелёный цвет. С наступление темноты красно-фиолетовые цвета темнеют, а зелёно-голубые цвета светлеют.

  Весь мир во всей его красоте, форму и материал, пространство и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета.

*** Ц в е т – это один из признаков видимых нами  предметов,  осознанное зрительное ощущение.

   Но цвет может не только радовать, а и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие.

   Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают.                                         Успокаивающее воздействие оказывают зелёный, голубой, синий.                                Возбуждающее – пурпурный, красный, оранжевый, жёлтый цвета.

   Известно, что человек, нуждающийся в физическом отдыхе, эмоциональном покое, инстинктивно выбирает тёмные тона. Если же организм нуждается в отдаче энергии путём направленной вовне активности или интеллектуального творчества, тогда естественной реакцией будет выбор светлых ярких тонов.  

   Действие цветов обусловлено как непосредственным влиянием на организм человека, так и ассоциациями, которые вызывают цвета на основе всей предшествующей практики человека.

   С давних пор люди придавали цвету особое значение. В средние века пурпурный цвет означал  силу, могущество, достоинство; лазоревый цвет – красоту, величие, мягкость; чёрный цвет в сочетании с красным-смерть и т.п.

   Велика роль цвета в обрядах и празднествах. Так, например, красный цвет означает торжественность, величие; чёрный – горе, смерть, печаль; белый – чистоту, невинность; зелёный – надежду и т.п.

   Одним из первых, кто начал исследовать воздействие цвета, был И. Гёте, который как поэт смог убедительно прочувствовать, что в зелёном цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе.

  И.Гёте любил рассматривать один и тот же пейзаж через стёкла зелёного, жёлтого, красного и других цветов и наблюдать, как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека.

   В изобразительной деятельности принято считать, что богатый ассоциациями красный цвет – возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный; жёлтый цвет – тёплый, бодрящий, весёлый, привлекательный; оранжевый – весёлый, радостный, пламенный, добрый. Богат ассоциациями и зелёный цвет, он создаёт спокойствие, приятное и мирное настроение.

   А вот синий цвет характеризуют как серьёзный, печальный, тоскливый, сентиментальный, спокойный.  Фиолетовый цвет соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов – он является одновременно и притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывающим тоску и грусть.

  Восприятие цвета очень индивидуально. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребёнка ещё недостаточно сформирован, и оценки психологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными.

  Ребёнок, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определёнными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всём многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

   Очевидно, что чем определённее набор эталонов цвета (зелёная трава, синее море, жёлтое солнце, красный цветок и т. д.), тем дольше ребёнок, по мере взросления, будет находиться в пределах «детского восприятия». И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше анализаторные свойства восприятия.

  Помогают развитию чувства цвета занятия живописью. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета – всё это процессы, в которых много приятных ощущений. Стихия цвета и красок приходит вместе с ощущениями прозрачности потоков акварели, свободно стекающих по листу, вязкости и густоты гуаши, бархатистости и хрупкости пастели, дающей множество нежных оттенков.

     Развивать восприятие цвета можно с помощью наблюдений красоты цветовых отношений в природе, окружая себя произведениями живописи, народного и декоративно-прикладного искусства, предметами быта, спроектированными дизайнерами.

       

                                        И Г Р А:    

   Поможет прочувствовать выразительные возможности цвета, особенности его восприятия игра «Цвет и чувства». Выберите из каждого столбца какое-нибудь слово, подбирая их смысловые значения, и нарисуйте картину, которая возникает в вашем воображении на основе всех четырёх слов. Особое внимание обратите на цветовое решение вашего замысла, постарайтесь, чтобы цвет передавал чувства, соответствовал словам, которые вы выберете в первом столбце. Используйте разнообразные художественные материалы (акварель, пастель, гуашь и др.).

Чувства               Персонажи                   Состояния               Место

радостный            ребёнок                          дождь                     дворец счастливый          старик                            снег                         лес

печальный            молодая девушка         солнце                     горы

дружелюбный      бабушка                        ветер                        пустыня

сердитый              солдат                            вечер                       комната

озабоченный        путешественник           утро                         сад

испуганный          моряк                             полдень                  цирк

таинственный       индеец                           ночь                        поле

спокойный            призрак                         буря                         дорога

завистливый         лошадь                          шторм                      река

героический          собака                           сумерки                   море

удивлённый           кот                                туман                       ледяные торосы        

                                *3  О природе цвета.

   Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зелёные?

   Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют всё на своём пути.

   В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света – световые волны, у нас возникает ощущение цвета. Обычно все зрительные ощущения цвета разделяют на две группы.

  ***  Одну группу составляют а х р о м а т и ч е с к и е  цвета: чёрный, белый и все серые (от самого тёмного до самого светлого). Это так называемые нейтральные цвета.

 ***  К другой группе относятся  х р о м а т и ч е с к и е цвета – все цвета, кроме чёрного, белого и серых, то есть красный, жёлтый, синий, зелёный, розовый, голубой, малиновый и т. п.  

   Солнечные лучи обладают удивительными свойствами. Вспомните, как появляется радуга, если солнечные лучи преломляются в каплях дождя или косой грани стекла. Первым это явление открыл английский физик И.Ньютон – ему удалось разложить белый свет на цвета спектра. Ньютон определил в спектре  с е м ь  цветов.

   

***  Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют  с п е к т р. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности.  

Крайние цвета цветового спектра – красный и фиолетовый – более похожи один на другой, чем крайние со средними, например красный и зелёный. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу. Цветовой круг обычно делят на две части - тёплую и холодную.

*** Т ё п л ы е  ц в е т а: Красные, жёлтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Тёплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно даёт тепло.

***  Х о л о д н ы е ц в е т а: Синие, голубые, зелёные, сине-фиолетовые, сине-зелёные и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т.п.

          Пространственные свойства цвета.

   К цветам, кажущимся ближе своего фактического расположения – выступающим, относятся главным образом тёплые цвета, а к отступающим, кажущимся дальше своего фактического расположения на плоскости, -

холодные цвета. Художники используют это явление и создают впечатление глубины на плоскости с помощью цвета.

*4 Основные, составные и дополнительные цвета.

    Цвета, которые невозможно получить при смешении каких-либо красок, называют

о с н о в н ы м и.  Это – красный, жёлтый и синий цвета. 

   Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют

с о с т а в н ы м и  или производными цветами. Это – оранжевый, зелёный, фиолетовый цвета.  

   Проводя в цветовом круге диаметр через середину жёлтого цвета, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдёт через середину фиолетового. Напротив оранжевого расположен синий. Таким образом легко определить пары цветов, которые условно называются д о п о л н и т е л ь н ы м и. Сочетание дополнительных цветов даёт нам ощущение особенной яркости цвета.

             *5  Основные характеристики цвета.

***У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.

             

                    Цветовой тон.

   В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, шоколадный, коралловый, малиновый, вишнёвый, сливовый и т.д.

   Легко догадаться, что ц в е т о в о й  т о н определяется названием цвета (жёлтый, красный, синий и т.д.) и зависит от его места в спектре.

 Интересно узнать, что натренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней (градаций) насыщенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.    

                         Насыщенность цвета.  

   ***  Н а с ы щ е н н о с т ь  цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета.  

   Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.

                                Светлота.        

   Третий признак цвета – с в е т л о т а.  Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий – голубым, зелёный – салатовым и т.д.

    Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлоту не следует путать с белизной.

   У художников принято светлотные отношения называть тональными, поэтому не следует путать светлотный и цветовой тон,  светотеневой и цветовой строй произведения. Когда говорят, что картина написана в светлых тонах, то, прежде всего, имеют в виду светлотные отношения, а по цвету, она может быть и серо-белой, и розово-жёлтой, светло-сиреневой, словом самой разной.

  Различия этого типа живописцы называют валерами.

  Сравнивать по светлоте можно любые цвета и оттенки: бледно-зелёный с тёмно-зелёным, розовый с синим, красный с фиолетовым и т.д. Интересно заметить, что красный, розовый, зелёный, коричневый и другие цвета могут быть и светлыми, тёмными цветами.

   Благодаря тому, что мы помним цвета окружающих нас предметов, мы представляем себе их светлоту. Например, жёлтый лимон светлее синей скатерти, и мы помним, что жёлтый цвет светлее синего.

 *** Ахроматические цвета, то есть серые, белые и чёрные, характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, а другие светлее.

***  Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахроматическим цветом.

      Светлотный и цветовой контрасты.

   Цвет предметов постоянно меняется в зависимости от условий, в которых он находится. Огромную роль в этом играет освещение.

   Контраст света и цвета наиболее чётко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы предметов, а так же на границах соприкосновения с контрастным фоном.

   Контраст по светлоте применяют художники, подчёркивая в изображении разную тональность предметов. Располагая светлые объекты рядом с тёмными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают выразительности формы.

 *** На чёрном серое кажется более светлым, а на белом – более тёмным. Такое явление называется

 с в е т л о т н ы м  к о н т р а с т о м  или контрастом по светлоте.  

   Цвет предмета мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется голубой, если на неё положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зелёные яблоки. Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зелёным – тёплым.

    На  синем фоне серый цвет приобретает оранжевый оттенок, на жёлтом – фиолетовый, на зелёном – розовый, то есть он приобретает оттенок дополнительного цвета к цвету фона. На светлом фоне цвет предмета кажется более тёмным, на тёмном – светлым.  

*** Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.    

    Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Это же происходит и основными цветами. Например, красный помидор будет выглядеть ещё краснее рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с жёлтой репой.

    Контраст синих и красных – это прообраз контраста холодных и тёплых. Он лежит в основе колорита многих произведений европейской живописи и создаёт драматическое напряжение в картинах Тициана, Пуссена, Рубенса,

 А. Иванова.

    Контраст как противопоставление цветов в картине есть основной приём художественного мышления вообще, утверждает Н. Волков, известный русский художник и учёный.

   В окружающей нас действительности воздействия одного цвета на другой более сложны, чем в рассмотренных примерах, но знание основных контрастов – по светлоте и цвету – помогает рисующему лучше увидеть эти взаимоотношения цветов в действительности и использовать полученные знания в практической работе.

   Особое значение для достижения выразительности  в декоративной работе приобретают тоновой и цветовой контрасты.

                Локальный цвет.  

  Рассмотрите предметы в вашей комнате, выгляните в окно. Всё, что вы видите, имеет не только форму, но и цвет, Вы можете его легко определить: яблоко – жёлтое, чашка – красная, скатерть – синяя, стены – голубые и т.д.  

   Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные, непреломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определёнными предметами, как их объективные, неизвестные свойства.

   ***  Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учёта внешних влияний.  

  Локальный цвет предмета может быть однотонным, но может состоять и из разных оттенков.  

   При рисовании с натуры, по памяти надо передавать характерные особенности локального цвета предметов, его изменения на свету, в полутени и тени.

   Под влиянием света, воздуха, объединения с другими цветами один и тот же локальный цвет приобретает совершенно различный тон в тени и на свету.

   При солнечном освещении цвет самих предметов виден лучше всего в местах, где располагаются полутени. Локальный цвет предметов виден хуже там, где на нём лежит полная тень. Он высветляется и обесцвечивается на ярком свету.

   Художники, показывая нам красоту предметов, точно определяю изменения локального цвета на свету и в тени.

   Освоив теорию и практику использования основных, составных и дополнительных цветов, можно легко передавать локальный цвет предмета, его оттенки на свету и в тени. В тени, отбрасываемой предметом или находящейся на нём самом, всегда будет присутствовать цвет, являющийся дополнительным к цвету самого предмета. Например, в тени красного яблока обязательно будет присутствовать зелёный цвет, как дополнительный к красному. Кроме этого, в каждой тени присутствуют тон, чуть темнее самого предмета, и синий тон.

   Не следует забывать, что на локальный цвет предмета воздействует его окружение. Когда рядом с жёлтым яблоком окажется зелёная драпировка, то на нём появляется цветной рефлекс, то есть собственная тень яблока, обязательно приобретает оттенок зелёного цвета.

          *6 Смешение цветов.    

   Видимые в естественных условиях цвета, как правило, являются результатом смешения спектральных цветов.

   Существуют три основных способа смешения цветов: оптическое, пространственное и механическое.

                   Оптическое смешение цветов.  

    Оптическое смешение цветов основано на волновой природе света. Его можно получить при очень быстром вращении круга, сектора которого окрашены в необходимые цвета.

    В науке «Цветоведение» (колористика) цвет рассматривается как физическое явление. Оптическое и пространственное смешение цветов отличаются от механического их смешения.

    Основные цвета в оптическом смешении – красный, зелёный, синий.  Основные цвета при механическом смешении цветов – красный, синий и жёлтый.

 *** Дополнительные цвета (два хроматических цвета) при оптическом смешении дают ахроматический цвет (серый).      

        Пространственное смешение цветов.  

    Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков.

    Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.

    Закономерности пространственного смешения цветов важно учитывать художнику при создании любой картины, поскольку она будет рассматриваться обязательно с некоторого расстояния. Особенно необходимо помнить о получении возможных эффектов смешения цветов в пространстве при выполнении значительных по своим размерам живописных произведений, рассчитанных на восприятие с большого расстояния.

    Это свойство цвета прекрасно использовали в своём творчестве художники-импрессионисты, особенно те, которые применяли технику раздельного мазка и писали мелкими цветными пятнами, что даже дало название целому направлению в живописи – пуантилизму (от французского слова «пуант» - точка). При рассмотрении картины с определённого расстояния мелкие разноцветные мазки зрительно сливаются и вызывают ощущение единого цвета.

              Механическое смешение цветов.  

    Механическое смешение цветов происходит тогда, когда мы смешиваем краски, например, на палитре, бумаге, холсте. Здесь следует чётко различать, что цвет и краска – это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска – химическую.

    Цветов в природе гораздо больше, чем красок в нашем наборе.

    Цвет красок значительно менее насыщен, чем цвет многих предметов. Самая светлая краска (белила) светлее самой тёмной (чёрной) краски всего в 25-30 раз. Возникает, казалось бы, неразрешимая проблема – передать в живописи всё богатство и разнообразие цветовых отношений природы такими скудными средствами.

    Но художники успешно решают эту проблему, используя знания по цветоведению, выбирая определённые тональные и колористические отношения.

     В живописи различными красками, в зависимости от их сочетаний, можно передать один и тот же цвет и, наоборот, одной краской – разные цвета.

    Интересных эффектов можно достигнуть, если добавить немного чёрной краски к каждому цвету.

    Иногда механическим смешением красок можно достигнуть результатов, похожих на оптическое смешение цветов, но, как правило, они не совпадают.

    Яркий пример – смешение всех красок на палитре даёт не белый цвет, как в оптическом смешении, а грязно-серый, бурый, коричневый или чёрный.

           *7 Колорит.  

    Существенную роль играет в живописи объединение цветов. Обычно объединяются между собой те цвета, которые равны по светлоте и которые близки друг другу по цветовому тону.

     Когда цвета тонально объединены между собой, то замечается качественное изменение, проявляющиеся в особой их звучности. Цвет, который выпадает из общей тональности, не согласован с ней, кажется чуждым, разрушает целостность живописного произведения.

     Художественное полотно строится на взаимосвязи всех цветов живописного произведения, то есть когда ни одно цветовое пятно нельзя изменить по яркости или насыщенности, увеличить или уменьшить по размерам без ущерба для целостности произведения.  

     ***Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется к о л о р и т о м .   

     Колорит раскрывает нам красочное богатство мира. Он помогает художнику передать настроение картины: колорит может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным и др. Колорит бывает тёплым и холодным, светлым и тёмным.   

     Живопись старых мастеров позволяет проследить развитие колорита в следующих основных этапах. Понятие колорита начинает складываться в конце  XV века, достигает расцвета в эпоху барокко, обостряется у Констебля и особенно у импрессионистов.

     Очерки замечательного русского искусствоведа  Б.Р.Виппера помогают узнать историю колорита в живописи.

      В XV веке краски на полотнах итальянских, французских, немецких художников существовали как бы независимо друг от друга.

      Первые перемены в колорите появляются в конце  XV века. В это время краски стали накладываться не по отдельности, а сливать в полутона плавные переходы цвета. Цвет и форма сливаются в одно целое, краска становится неотделима от света и пространства. Путь от Беллини к Тициану и Тинторетто – это превращение локального колорита в тональный.

     Если в XVI веке цвет в живописи означает жизнь вообще, то далее он всё более конкретизируется. Появляются новые оттенки: у Караваджо – томато-красный, оливково-зелёный, коричнево-жёлтый, васильково-синий, у Веласкеса – неуловимые переходы вокруг чёрного, серого, белого, розового.

Рембрандт ограничивает свою палитру тёмными тонами, но у него цвет приобретает новые свойства – одухотворённость и загадочность.

     Живописцы Возрождения, например Тициан, используют цвет как форму проявления жизни натуры. В эпоху барокко цвет является в большей степени элементом живописной фантазии, выполняющей, прежде всего эстетические функции.

     Живопись старых мастеров была построена на изысканных красочных переходах, смешанных тонах, сложных технических приёмах. Они использовали сильные тоновые и цветовые контрасты. Чтобы получить желаемый тон, старые мастера часто использовали приём лессировки.

      В XVIII веке эта эстетическая игра с краской становится ещё более изысканной, сложной и виртуозной. Художники используют тончайшие нюансы одного цвета для лица, волос и одежды. На первый план выступают цвета – белый, светло-жёлтый, кофейно-коричневый.

      Для XIX века характерна борьба различных тенденций, противоречие между цветом и формой. В это время цвет служит главным образом для оптических экспериментов.

      Живописцы XIX века, особенно импрессионисты, научились воссоздавать солнечное сияние, выделяя светлое на светлом. Они перешли к применению чистых красок, используя эффекты оптического смешения цветов, больше внимания уделяя цветовым контрастам.

      У Матисса, Гогена, Ван-Гога – ясные контуры и полнозвучные, большие пятна красок. Матисс обрёл свою палитру в царстве локальных красок. Он изобрёл способ рисовать не красками, а вырезать из бумаги необходимое цветовое пятно и размещать его на плоскости без предварительного рисунка. Наклейки из бумаги Матисса составляют единое целое по цвету, их легко превратить в гобелены, рисунок на ткани, книжные украшения.

     Цвет на картинах Гогена выполняет роль не столько изобразительную, сколько декоративную, символическую – можно увидеть красный песок, розовых лошадей, синие деревья.

     Картины Ван-Гога построены на контрастных сочетаниях цветов, но здесь краски являются уже не декоративными, а психологическим фактором, передают настроение.

    Чувство колорита – очень ценный дар. Выдающимися русскими художниками-колористами были И.Репин, В.Суриков, К.Коровин, М.Врубель, Ф.Малявин, В.Борисов-Мусатов и др.

     Примером яркого выражения колорита в живописи могут служить работы И.Репина, который писал в тёплом золотисто-жёлто-красном колорите. Любимый колорит В.Сурикова состоял из голубовато-синих, холодных цветов. В серо-серебристом колорите написаны многие произведения В.Серова, а М.Врубель предпочитал серо-голубые цвета. Многие картины Ф.Малявина отличаются огненно-красным колоритом.

    Часто колорит является основным средством в передаче национальных особенностей, природы, быта, людей. В этом случае говорят  о «национальном колорите». Примером являются произведения М.Сарьяна.  Нередко о колорите художника свидетельствует его палитра.

    Искусство живописи – искусство цветовых и световых отношений.

  *** Изображая действительность красками, необходимо учитывать влияние цветов друг на друга, то есть писать        

                     ц в е т о в ы м и   о т н о ш е н и я м и.  

    Важно, что правильно найденные в картине цветовые отношения помогают видеть красоту действительности и красоту самого произведения.

    В декоративной работе художники также заботятся о гармоничном соотношении цветов, причём реальные цвета предметов могут быть изменены на символические. Колористическое единство всех элементов орнаментов достигается с помощью цветовых контрастов или нюансов.

    Подбирая цветовые отношения в декоративной работе, учитывается размер частей рисунка, их ритмическое расположение, назначение вещи и материала, из которого она сделана.

     В дизайне большое внимание уделяется тому, чтобы цвет был взаимосвязан с формой и назначением предмета, придавал ему яркость, нарядность.

 

       

       

             

         

     

       

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительному искусству «Как говорит искусство. Цвет, ритм, композиция»

Конспект занятия по изобразительному искусству Педагога дополнительного образования ЦДТ «Царицыно»Верстовой Иванны Михайловны...

Презентация к уроку по декоративно-прикладному искусству "Цветы в технике Ганутель"

Презентация  предназначена  для  выполнения практической работе на уроках технологии или кружковой работе. Пошагоавя инструкция, образцы работ в доступной форме для учащихся 5-9 классов...

Презентация "Пластилиновая живопись. Чувство цвета"

Первые шаги в живописи. Развитие чувства цвета. Презентация к первому занятию из цикла пластилиновой живописи....

Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».

Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока изобразительного искусства «Цвет в живописи»

Урок закрепления знаний по теме "Цветоведение" для 6 класса по програме Б.М.НеменскогоСодержит тестовое задание для проверки знаний по теме и творческое задание - изображения бабочек в холод...

Урок изобразительного искусства "Цвет – в произведениях живописи"

Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все состояние ...