Развитие творческих способностей у дошкольников с ОВЗ (недоразвитие речи).
статья (изобразительное искусство) по теме

Отсутствие изобразительного замысла у детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи,ведёт к низкому уровню развития графических навыков и функций речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_u_detey_5.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

     *Развитие творческих способностей у детей 5-7 лет

                  с  ОВЗ (общее недоразвитие речи)*

В детском творчестве окружающий  мир открывается по-разному, в зависимости от  внутреннего состояния.  Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?

Надо сказать, что даже дети, с недоразвитием речи, в дополнительной мотивации не нуждаются. Творить, познавать себя и окружающий мир в процессе творчества - это их естественное стремление, и нам нужно лишь помочь им его реализовать. Чтобы не спугнуть детский интерес к творчеству, надо  придерживаться таких правил:

- не критиковать  и не оценивать  результаты его усилий;

- поощрять его желание фантазировать, придумывать что-то свое, высказывать собственные идеи и видения;

- не отмахиваться от любого проявления любознательности, стараться отвечать на все его вопросы в доступной для его понимания форме;

- использовать  личный пример;

- хвалить поделки и рисунки своего ребенка, акцентируя внимание на том, что у него получилось хорошо, о недостатках же на первых порах лучше умолчать.

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности. 

В связи с этим, нашей школе стартовал социокультурный  проект «В мире детских фантазий». Проект осуществляется на базе детского сада и направлен на эффективное развитие изобразительной деятельности и развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ (общее недоразвитие речи).

Целью проекта является становление и разработка замысла, которые способствуют эффективному развитию изобразительной деятельности и развитию речи детей дошкольного возраста с ОВЗ (общее недоразвитие речи).

Проблема в том, что отсутствие изобразительного замысла у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, ведет к низкому уровню развития графических навыков и функций речи у детей.

В  детских садах без специалиста по изобразительной деятельности работа по рисованию, лепке, аппликации сводится, в основном, к копированию готовых образцов. Рисование требует от ребенка  самостоятельного определения программы предстоящей деятельности, последовательности и способов её выполнения, требует самостоятельной постановки цели деятельности. Все это осуществляется с помощью речи и воплощается в изобразительном замысле. Замысел является связующим звеном, формируя который можно способствовать развитию основных функций речи, и развитию изобразительной деятельности. Совместная работа со специалистом из художественной школы и воспитателями групп эффективно влияет на  развитие изобразительной деятельности и развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ (общее недоразвитие речи). В этом – актуальность проекта.

Проект осуществляется в несколько этапов : подготовительный, основной и заключительный. Каждый этап включает в себя определённые функции.

Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.

Для того, чтобы достичь цели нашего проекта, в творческую деятельность детей целесообразно включать различные техники и приёмы рисования. Использование нетрадиционных техник,     раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет    ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми. На самом деле тренировка пальчиков — это «мелкая моторика ладоней и рук», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.

Таким образом, в проект  включены следующие виды деятельности:

-образовательные области : познавательная ; социально-коммуникативная; речевая; художественно-эстетическая, физическая;

-практические области: рисунок, живопись, лепка, декоративно-прикладная композиция;

Задача педагога и воспитателей  соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности ребёнка. Данный тип интеграции ,по нашему мнению ,позволит повысить уровень развития речевых умений и умений приобретаемых в процессе творческой работы у детей этого возраста с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельнос...

Развитие фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую за...

Методика проведения занятий для развития творческих способностей младших дошкольников

Рассматривая процесс   изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста,   очевидно, что   проявление творчества – процесс сложный, требующий активного нап...

Развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельнос...

Игры и упражнения для развития творческих способностей у дошкольников

Игры и упражнения для развития творческих способностей у дошкольников...