Развитие творческих способностей на уроках ИЗО.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Князева Елена Владимировна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства.

I. Информация об опыте.

        В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд. Уроки искусства таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей.

        В системе обучения и воспитания учащихся образовательной школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства и мировой художественной культуры. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создавать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач уроков.

         Моя задача как педагога – способствовать развитию и воспитанию высоконравственной творческой личности, заметить ещё неокрепший росток, не позволить его сломить, а помочь ему окрепнуть, сформироваться и стать полезным для общества. Необходимо предоставить ученикам возможность больше общаться с искусством, посещать музеи, различные выставки.

       На уроках необходимо научить ученика различать основные виды и жанры изобразительного искусства, анализировать содержание, образный язык произведений изобразительного искусства. При выполнении заданий ученику необходимо предлагать различные материалы, это способствует творческому подходу в исполнении работы. Чередование видов деятельности способствует разностороннему развитию ученика.

       Эстетическое воспитание направлено развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы. Предметы художественно-эстетического цикла имеют большую познавательную и воспитательную силу.

       В настоящий момент разработано множество образовательных программ по изобразительному искусству для общеобразовательной школы. Среди них получили достаточное распространение и признание программы Б. М. Неменского, В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой.

       Я работаю по программе «Изобразительное искусство и художественный труд»  Б. М. Неменского.

Цели программы:  Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими  поколениями.

Содержание и средства:  Представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, технологией. С целью накопления опыта творческого общения вводятся коллективные  задания.

Особенности: Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребёнком как собственный чувственный опыт.

Концепции и задачи:

1. Формирование духовной культуры личности.

2. Овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации.

3. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и  понимания  прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Основные виды деятельности:

1. Рисование включает в себя изображение объектов действительности, а также рисование их по памяти и представлению.

2. Декоративная работа.

3. Аппликация.

4. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

       

      II. Актуальность опыта.

       Сегодня классическое наследие, не только изобразительное, но и музыкальное, литературное, приобрело еще большее значение, чем вчера, в эпоху относительной стабильности. Именно сейчас, когда  выбрасывается за борт идеология так долго казавшаяся нам безупречной истиной, так легко и убедительно отвечавшая на любые вопросы так щекотавшая самолюбие сознанием нашей правоты и прогрессивности, человеку нужны духовные опоры, ценности, без которых жизнь теряет смысл. Те ценности, которые человечество веками отбирало, формируя представление о личности, доброте, порядочности, умение честно трудиться, хранить верность, помогать ближнему, воспринимать красоту. Разве этим не богато искусство? И разве проявления всего этого мы не ищем в нём?

       Основная задача – целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично развивающейся творческой личности средствами искусства. Я стремлюсь к тому, чтобы вызвать у школьников интерес и любовь к искусству, развивать художественный вкус, научить видеть красоту в жизни и искусстве, сопереживать художественным образом. Кроме того, искусство успешно прививает потребность в труде, учит находить в нем радость, самому создавать её.

III. Педагогическая идея опыта.

       Нельзя не вспомнить слова В. А. Сухомлинского: «Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства». Отсюда главную цель художественного образования я вижу, прежде всего, в формировании духовной культуры личности, приобщении к общечеловеческим ценностям, овладении национальным культурным наследием. Конечной целью художественного воспитания в школе является подготовка учащихся к восприятию произведений изобразительного искусства, применение полученных знаний в области изобразительного искусства в своей практической деятельности.

       Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приёмов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. На своих уроках я использую игровые элементы, упражнения рассчитанные на активизацию познавательного процесса, на развитие интереса к учебному заданию.

       Принцип сознательности и активности учащихся – также один из важнейших дидактических принципов. Во время занятий необходимо предоставлять ученику самостоятельность, так как это ведёт к лучшему усвоению учебного материала и более прочному закреплению его. Кроме, того, сознательность и активность является предпосылкой для углубления и расширения научных знаний, развивают интерес к делу, способствуют к творческим началам.

Этапы работы.

1. Диагностический этап:

Был выявлен уровень художественного и эстетического развития, творческих способностей, креативности. Выявлены противоречия между желанием детей заниматься творчеством и возможностями материальной базы школы в соответствии с современными требованиями.

Изучалась научная педагогическая, психологическая, художественная и искусствоведческая литература по выдвинутой проблеме. Были определены основанные подходы по реализации творческого развития школьников.

2. Прогностический этап:

На этом этапе по проблеме творческого развития личности школьников были определены цели и задачи, продуманна и подобрана система уроков и внеурочных занятий и мероприятий по изучению видов изобразительного искусства.

Сформулирована основная идея опыта. Определены прогнозируемые результаты обучения. Предполагаются положительные результаты по развитию и воспитанию творческой личности через осознанное и системное освоение видов изобразительного искусства.

3. Организационный этап:

На данном этапе была подготовлена методическая литература, дидактический материал, раздаточный материал, таблицы, опорные схемы, поэтапные разработки, рисунки, иллюстрации.

4. Практический этап:

В течение нескольких лет, проходило отслеживание учебного процесса на уроках. Они позволили сделать вывод о целесообразности применения данного опыта, его реальности в обучении детей, необходимости использования, развития познавательных процессов личности ребенка, особенно творческого мышления и фантазии, развитию и воспитанию творческой личности. Это хорошо проявилось в участии работ детей на районных, областных конкурсах.

                                                                                                                                 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Развитие творческих способностей на уроках русского языка

Цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка....

Развитие творческих способностей на уроках музыки и во внеклассной работе

Мною разработаны и успешно применяются на уроках и во внеклассных мероприятиях различные творческие задания  для учащихся 1-8 класса....

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

Данный урок способствует изучению строения и формы вулканов, развитию  логического мышления, анализу, развитию речи, творческих способностей,воспитанию умения правильно действовать в экстре...

Развитие творческих способностей на уроках технологии через элементы исследовательской и проектной деятельности

данный материал можно использовать для работы, а также может являться помошником для написания курсовойработы ,темой для самообразования....

Публикация "Развитие творческих способностей на уроках истории"

В публикации предложены различные упражнения, игры, которые помогут педагогу развить творческие способности ученика....

Активные формы работы по развитию творческих способностей на уроках и во внеурочное время

Показать формы работы по развитию творческих способностей детей с ОВЗ...