Художественное образование в Древнем Египте. Копирование и заучивание.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему

Дмитриева Ирина Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khudozhestvennoe_obrazovanie_v_drevnem_egipte.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественное образование в Древнем Египте. Копировальный метод обучения рисованию. Выполнила студентка 5 курса ИЗО заочного отделения Дмитриева Ирина Юрьевна Научный руководитель Пайдуков Павел Васильевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» Факультет художественного и музыкального образования Кафедра ДПИ и МПИИ Чебоксары, 2014

Слайд 2

Актуальность: Актуальность этой темы заключается в том, что значение искусства Древнего Египта для истории искусства других народов очень велико, как вообще велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом. В процессе обучения детей рисованию можно использовать методы и приемы древних египтян. Так, например, можно использовать применение сетки для точного перенесения на бумагу нужного рисунка, разделение фигуры на определенные части, выполнять построение изображений окружающей действительности, учитывая ошибки древнеегипетских мастеров, использовать в изображениях особенности линейной и воздушной перспективы.

Слайд 3

Цель: Познакомиться с художественным образованием в Древнем Египте. Задачи: 1. Изучить копировальный метод обучения рисования в Древнем Египте. 2.Дать общую характеристику методов обучения рисования. 3. Рассмотреть литературу по теме.

Слайд 4

образовательная система художественного образования Общеобразовательная система художественного образования строилось на обучении рисунку, так как написание иероглифов требовало определенных навыков. Обучение рисунку строилось по двум направлениям: выработка техники свободного движения руки и твердость в выполнении рельефов и написании папирусов. Основной метод – копирование и заучивание. Система образования имела строгие требования к дисциплине. Хотя получать образование могли лишь привилегированные слои египетского общества, практиковались телесные наказания (ходили 3 месяца в колодках). Профессиональное обучение носило с одной стороны родовой характер, когда секреты мастерства передавались от отца к сыну, с другой стороны организовывались профессиональные школы. Ведущей профессиональной школой изобразительного искусства являлась Мемфиская придворная школа архитекторов и скульпторов.

Слайд 5

Во времена Рамсеса II и его наследника в Египте существовал институт для художников, где студенты могли выбирать себе преподавателей. Голова статуи Рамсеса II в Луксорском Храме. Египет Методика преподавания в таком учебном заведении разрывалась в таблицах, которые служили методическими указаниями с поэтапным выполнением работ. В частности применялся такой прием как построение фигуры человека по сетке. Она позволяла увеличить изображение, построить фронтальное и боковое изображение, поскольку пересечение линий сетки проходило в определенных узловых соединениях. Рисунок строился с любого места по этой сетке-с головы, с торса, рук и т. д. Главное внимательно следить за расположением клеток, которые членят фигуры на пропорциональные части.

Слайд 6

Копировальный метод приучал у чеников безразлично относиться к внутренней структуре живого организма, сосредоточивая все внимание только на поверхности предмета, на его контурах. Такое безразличие к натуре основывалось на чисто ремесленном понимании задач рисунка. Копировальный метод обучения не давал возможности ученику наблюдать реальную действительность, приучая к механическому заучиванию схем и канонов, навязывал манеру исполнения, лишая ученика его индивидуальности. Пропорции сидящей фигуры

Слайд 7

Обучая правилам рисования, учитель постоянно пользовался специальными методическими таблицами, где наглядно раскрывался процесс построения изображения. Постепенно в школе накапливались целые сборники таких таблиц и альбомы рисунков. Эти альбомы образцовых рисунков являлись своеобразными учебниками. Пропорции стоящей фигуры .

Слайд 8

Ф игура человека изображалась следующим образом: голова в профиль, глаз в фас, руки и ноги - в профиль, торс - в фас, однако живот следовало изображать в трехчетвертном повороте.

Слайд 9

Древнеегипетский изобразительный канон. Методы обучения рисунку в Древнем Египте. Много ценного и интересного материала для изучения методов обучения изобразительному искусству дают памятники египетской культуры: росписи на стенах гробниц, дворцов, храмов, на предметах домашнего обихода; рисунки для рельефов, и, наконец, рисунки на папирусах. Правила изобразительного искусства требовали канонизированной трактовки форм, в особенности при изображении человеческих фигур. Для этого были установлены правила и каноны. Е гиптяне «разделяли» человеческое тело на 21 часть

Слайд 10

Зная эти правила, художник мог более точно нарисовать человеческую фигуру, начиная с любого места. Эти раз и навсегда установленные каноны, с одной стороны, помогали начинающему художнику быстро усваивать процесс построения изображения предметов, а с другой - сковывали и ограничивали его творческие возможности. Они не давали возможности художнику изобразить мир таким, каким он его видел в действительности, то есть живо, непосредственно, а требовали только определенных правил. Пропорциональные соотношений частей человеческого тела не учитывались характерных особенностей пропорций подростков и детских фигур, окружающих предметов Разница в размере фигур определялась не их реальными пропорциями, а различием их социального положения. Фигура фараона или знатного человека изображалась в несколько раз крупнее приближенного или простого раба

Слайд 11

Фреска. Охота Гробница Нахта Знатный египтянин на охоте

Слайд 12

Например, изображая дом, художник совершенно спокойно рисовал дверь в половину всего здания, а рядом стоящий человек мог быть изображен не только выше двери, но и выше самого дома. Ссыпка зерна в зернохранилище Ученые обезьяны собирают плоды

Слайд 13

Отсутствие принципа плоскостного построения изображения не давал художнику возможности передавать трехмерность предметов, а тем более пространств между ними. Отсутствует перспектива и светотень. Все рисунки египетских художников носят линейный характер. Бассейн с пальмами. Рисунок с древнеегипетской стенной росписи .

Слайд 14

В задачу художника Древнего Египта не входило реальное изображение жизни. Жизнь на земле египтяне рассматривали как временное явление, основное существование начиналось после смерти. Поэтому фараон уже при жизни начинал строить себе гробницу, рассматривая ее как вечное жилище, которое художник должен украсить по достоинству его сана. Отсюда рисунок, стенная роспись, рельеф являлись для зрителя не картиной жизни, а своеобразной книгой, которая рассказывала зрителю о деятельности фараона, его окружении, знаменательных событиях в стране во время его царствования. Поскольку изображение не могло всего рассказать, на стене рядом с рисунком давались иероглифы, которые дополняли изображение, делали повествование более подробным

Слайд 15

Краски для живописи изготавливали из минералов – извести, древесного и каменного угля, железной и медной руды. Основные цвета – белый, черный, красный, синий, желтый и зеленый - долго не теряли яркости. Для сохранности рисунки покрывались слоем смолы – так они сохранялись еще дольше. Живопись Древнего Египта служила для украшения гробниц и религиозных строений, а также зданий, где жили знатные горожане. Настенное изображение

Слайд 16

Рисовали египтяне углем, кистью, а также выцарапывали металлическими штифтами (палочками) рисунок на глиняных досках, на камне и на стене по сырой штукатурке. Ученики в основном рисовали на глиняных досках и на папирусе. Наиболее распространенным и удобным методом обучения рисованию был метод работы на глиняных досках. Методика нанесения изображения строилась следующим образом: на ровную поверхность не очень просохшей глины ученик наносил заостренной палочкой линейное очертание предмета. Если изображение получалось неверное, он снова выравнивал глиняную поверхность и все начинал сначала. гробница Тутанхамона Гл.табличка клинописные ноты

Слайд 17

Рисунки на папирусах а заключались в следующем: когда художнику требовалось на поверхности стены или глиняной доски дать изображение, то вначале он наносил на поверхность абрис фигуры углем или кистью с краской, затем процарапывал абрис металлическим штифтом и под конец работы заливал углубления процарапанного контура черной или красной краской. Ученики, рисуя на глиняных досках, ограничивались чаще всего только нанесением контурных линии без последующего залива их красками.

Слайд 18

По законам Древнего Египта, сын обязан был овладеть профессией своего отца. Таким образом, навыки в той или иной профессии передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку. Обучаясь искусству у своего отца, сын получал возможность полностью овладеть навыками изобразительного искусства. Древнеегипетский папирус

Слайд 19

Приобретение образования требовало немалого труда. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями. По-видимому , школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем – составлять деловые бумаги . Исторические документы свидетельствуют, что в Древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением. Окончив школу, юноша должен был уметь измерить и начертить площадь поля, зарисовать план помещения, нарисовать и вычертить схему канала.

Слайд 20

Вывод: Обучение рисунку строилось по двум направлениям: выработка техники свободного движения руки и твердость в выполнении рельефов и написании папирусов. Основной метод – копирование и заучивание. Египтяне первыми в истории человеческой культуры положили начало теоретическому обоснованию изобразительного искусства и практике рисования. Они впервые установили законы художественного изображения и стали обучать им будущих художников по канонам. В Древнем Египте в изобразительном искусстве были приняты каноны для рисования человеческих фигур, священных животных, цветков лотоса и других объектов. Мир изображался не с натуры а по установленным правилам. Художники по большей части заучивали правила вместо изучения натуры. Поэтому обучались художники в основном навыку, а не творчеству. Эти, раз и навсегда установленные каноны, с одной стороны, помогали начинающему художнику быстро усваивать процесс построения изображения предметов, а с другой - сковывали и ограничивали его творческие возможности. Хотя каноны и облегчали изучение приемов изображения,. В этом заключается определенная историческая древнеегипетская методика обучения изобразительному искусству.

Слайд 21

Литература: 1.http://otvetila.ru/ laboratornye / iz-istorii-metodov-hudozhestvennogo-obrazovaniya / 2.http://hudozhnikam.ru/ zarubezhnaya_shkola /3.html 3.http://egypt.web-3.ru/information/ ancientegypt /education/ 4.http://ru.wikipedia.org/wiki/%C5%E3%E8%EF%E5%F2 5. http://www.letopis.info/themes/painting/jivopis_drevnego_egipta.html

Слайд 22

Спасибо за вни м ание!