Виртуальный музей
проект по изобразительному искусству (изо) на тему

Притчиева Нина Григорьевна

Воображаемый музей, оживший с помощью компьютерной техники, ждёт своих посетителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnyy-muzeyaprel2014g.docx46.33 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОЕКТА

Ведущий:

-  Здравствуйте!  Наша работа называется  «Виртуальный  классный музей».

Вопросы экскурсантов:

- А что такое музей?

- А почему он классный?

-  Почему музей называется виртуальным?

- Ведущий:

1.   Кадр.   Музей – это собрание предметов, картин, скульптуры или мебели.  Это экспонаты музея. 

 Они хранятся в красивых старинных или современных  зданиях.  

2.    Кадр.  Экспонаты музея располагаются в отдельных  залах, а самые ценные,  в стеклянных витринах.

   Мы не можем сейчас сесть в автобус и поехать в Москву в музей «Декоративного прикладного и народного искусства».

   Поэтому мы придумали сами свой музей в классе. В этом нам помогли наши учителя Нина Григорьевна и Ирина Григорьевна и компьютерная техника.

Но сначала  мы его придумали   в своём воображении, поэтому он называется виртуальный.   

3.  КАДР НА ЭКРАНЕ:

«ВИРТУАЛЬНЫЙ  МУЗЕЙ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО и НАРОДНОГО

ИСКУССТВА В КЛАССЕ».

Вопрос: «Почему декоративно-прикладное искусство»?

Ведущий:  Слово декор означает  УКРАШАТЬ.

Декоративный   -  значит нарядный, украшенный.

Это искусство необходимо человеку.

Используется в полезных целях, потому  и прикладное.  

Мы приглашаем Вас пройти по залам нашего музея.

ЦАРСТВО  КЕРАМИКИ

  1. изделия из цветной обожжённой  глины

называются керамикой.

  1.     Очень  давно  люди  научились делать посуду из глины: крынки, горшки, миски – необходимые  в крестьянском  быту.
  2.     Мастера гончары  делали  удивительную  посуду  прочную, удобную,  красивую.

Интересные  изделия  скопинских   мастеров.  Их сосуды из керамики имеют необычную  форму:  зверей,  птиц,  фантастических  животных.

  1. - Небесная   ГЖЕЛЬ

1--  А это – что за красота?!

                      Бело вокруг!   Голубые цветы!

         Синь морская с рекою белой!

2- Как  подобрано  умело!

  1.         1-- Расскажи-ка  ты,  

         откуда появилось это чудо?!

                       2 -- Кто придумал  эти краски, словно взятые из сказки!

                              Да из сказки  не  простой, а бело-голубой!

  1.    Ведущий:  - Это не просто сказка,   а настоящее   искусство!

Возникло оно ещё в XVII веке.

  1. 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины.  Их украшала многоцветная роспись по белому фону - Это майолика.

  1. И хотя прошло много, много  лет ,

Мы, как и прежде, обращаем свой взор

 на великолепную ГЖЕЛЬ.

  1. Всего в 60 километрах от Москвы в сёлах   Гжель, Речицы  

и  ещё в 30-ти деревнях   изготовляют   керамику.

Даже в самом названии  «Гжель» слышатся отзвуки слова «жечь». В этих местах с давних-прадавних времён  мастера   добывали  особую глину,   которая при обжиге становилась   светлой. 

  1. Там живут  мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами.
  2. Да ещё расписывали её необычным  сочным  узором  сине-голубого цвета – ярким, звонким, будто колокольчик на морозе звенит     «дзинь  -  дзилинь!»

Посуда у мастеров выходит белоснежная,

а  художник  расписывает  эту  посуду

 одной-единственной   краской  

– то слабее нажимает на кисточку, то сильнее,

 то гуще  и  плотнее  кладёт  краску,

то легче   и  прозрачнее.

Гжельская посуда хороша необыкновенно!

  1. И слава о ней разлетелась по всей земле   великой.

И в туманной  Англии, и в солнечной  Италии,

и в элегантной  Франции, и в загадочной   Японии 

 многие люди пьют чай из сине-белых  чашек.

А чашки эти все разные,  и высокие,  и стройные,

и   низкие,  и широкие.

  1. А чайники – один другого  краше.  

Один  напоминает петуха,

другой  – сказочный терем,

а  третий  вообще  в  часы  превратился,

даже минутки  отсчитывает на столе.

  1. Фарфоровые чайники,  подсвечники,  часы,

Животные  и  птицы  невиданной  красы.

  1. Гордятся в Гжели жители   небесной синевой, 

             Не встретите на свете  вы красоты такой!

  1.   Идёт время,  бежит,   улетает  куда-то…

                           А  гжельцы-умельцы,  как в давние времена, так и сейчас

                          споро и весело  мастерят  свою посуду

  1.  – на радость себе  и  людят!  

  1. Переходим в следующий  зал.

Ведущий: А кто загадку разгадает?

 Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать?

--  Ну, конечно, деревянными ложками!   (пустой кадр)

Золотая   ХОХЛОМА

  1. - Ударили ложки,

          Как звонкие ладошки!

                   - Ой, жги, жги, жги  –  говори.  

                             Заиграли ложкари!

- Не дождик, не град,

   А брызги летят.

          - Пляшет эхо, пляшет тень.

                    Пляшут все, кому не лень!

                        - Ой, жги, жги, жги  –  говори.  

                           Заиграли ложкари!

  1.    Ведущий: Цари да бояре ели на серебре да на золоте.

          А у простого народа нет не серебра ни золота.

  1.    Вот и выдумали мастера из Нижегородской губернии,  села Хохлома  золотую посуду  из  дерева.              
  2.    А сколько легенд сложили о своём искусстве.

        Конечно, не обошлось здесь без птицы – Жар.  

  1.     Это она прилетела к мастерам,   да задела белую деревянную посуду своим крылом – вот она  и загорелась вся золотом.

  1.     Посуда наша  для щей и каши,

Не бьётся, не плавится,

Всем очень нравится.

  1.     - Посуда лет триста наш радует взор,

Богат и наряден чудесный узор.

         По золоту фона серебряной змейкой

        Орнамент здесь вьётся, попробуй, сумей-ка!

         А где-то кудрина по чёрному полю

         Мерцает, как звёзды в небесном раздолье.

  1.   Три ягодки сверху, как три головы,

  Венчают пучок пожелтевшей травы.

  1.  Жар-птицы глазок из листвы нам мигает.

        Жар-птица, не кто-нибудь, нам помогает!

   А вы знаете, что в этой росписи нет золотых красок?

                 - Как так, нет?  (Белая посуда)

  1. Ведущий: А вот послушайте, как это делают мастера:

Мастер вырезал белую посуду из липы (древесина у липы очень мягкая, податливая).

Все шероховатости убрал и покрыл серебрянкой – краской такой.  

Вот по серебрянке узор и пишут красками: красной, чёрной, немного зелёной и жёлтой.

А потом покрывают лаком…. И в печь у жаркого огня.  

Лак корочкой запекается и серебрянка

под лаковой корочкой золотом загорается!

  1.       Переходим  в  следующий  зал.  

Береста

  1.    Береста – это кора берёзы. Уникальный материал, который создала сама матушка природа.
  2.     Берестяной материал – это экологически чистый,  нежный, мягкий и бархатный  материал. Береста прекрасно обрабатывается.
  3.   В Древней Руси с незапамятных времён из бересты изготовляли предметы быта и домашнего обихода.
  4.   Люди давно заметили долговечность бересты, её способность не поддаваться гниению.
  5.   В старину бересту подкладывали под венец рубленой избы, чтобы в него не проникала сырость.
  6.   Плетение – наиболее древний способ обработки бересты.

  Из узкой полоски её, как из липового лыка, на Руси изготовляли непромокаемую обувь (лапти, сапоги), плели заплечные  кошели для сбора грибов, лукошки для ягод.

  1.    Туеса, посуду, домашнюю утварь
  2.     и даже детские игрушки.
  3.   Одним из материалов для письма была береста.  Об этом нам поведали берестяные грамоты. Они были найдены при раскопках на месте старых городов археологами. Грамоты относятся к 17-му, 18-му и 19-му векам.

А на берегу Волги близ Саратова в 1930 году  нашли Золотоордынскую берестяную грамоту 14-го века, т.е. ей семь веков – 700 лет.

Письма на берестяных грамотах  писали писалами – заострёнными металлическими или костяными стержнями.

  1.  И сейчас изделия из бересты – разные украшения, шкатулки, очень ценятся за красоту, теплоту.

Опытный мастер легко и уверенно вырезает любой рисунок на бересте.

  1.  А картины на бересте очень красивы!

Сколько русского, родного   в светлом образе берёз.

  1.  Береста – она святая,     в серебристых каплях грёз…

  1.   Переход   в  следующий  зал.

МАТРЁШКИ

                        - А вот ещё одно чудо из дерева.

 Достают матрёшку и разбирают её.

- В этой молодице прячутся сестрицы.

Каждая сестрица для меньшой – темница.

Деревянные сестрички – от большой до невелички

Изнутри   все пусты. Кроме младшенькой сестры.

Ведущая:

  1.    А  история  русской  матрёшки  такова.

   В 90-х годах XIX века в Москву из Японии привезли     деревянную фигурку добродушного старика.

  1.    Фигурка изображала мудреца Фукурума, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий.

Фукурума раскрывался, а в нём находилось ещё несколько  фигурок, вложенных одна в другую.  Фигурка эта очень понравилась и взрослым и детям.

  1.   Увидел эти фигурки наш русский художник  Сергей Малютин и подумал: «У нас на Руси издавна есть такая забава: деревянные расписные пасхальные яйца, подобные этой игрушке – в большом яйце прячутся меньшие».

И по его эскизам токарь Звёздочкин в мастерской Сергиева Посада выточил семь фигурок, а художник расписал их как девчушек, одетых в весёлые сарафанчики и косыночки.

  1.     А самая большая, держала в руках чёрного петуха. Эти деревянные куколки назвали простым русским именем Матрёна – самое распространённое имя у крестьян. Матрёна –  Матрёша - Матрёшечка.
  2.    На всемирной выставке в Париже(во Франции) в 1900году наши Матрёшечки так понравились всем, что заказы на их  изготовление, посыпались со всех сторон.
  3.   Во многих местах России появились центры, где вытачивают и расписывают матрёшки.
  4. Поэтому  они  такие  разные.
  5. И отправились русские матрёшки путешествовать по всему свету. Это лучший сувенир для гостей России.

Матрёшки делают маленькие и большие. Есть даже 48-ми местная матрёшка.       А у нас есть Федя и Петенька    

  1. Переходим в следующий зал.

Народные  глиняные игрушки.

  1.   Игрушка – потеха,

Игрушка – забава,

                 Ведущий:Игрушка – серьёзная вещь.

  1.    В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради  -  они были участниками древних обрядов.

   Им приписывали особую силу: охранять, оберегать  людей от всякого зла.     Яркий цвет и пронзительный свист игрушек помогали в этом.

  1.          ДЫМКОВО

Есть в России Вятский край.  В слободе Дымково мастера лепят вручную глиняные игрушки.  

История игрушки из Дымково насчитывает 400 лет.

Свистульки в виде баранов, коней, уточек и козлов – первые дымковские игрушки. Они наполняли свистом народное гулянье «Свистунью» или «Свистопляску».

Игрушки лепят из красной глины, сушат, обжигают в печи.  А после окунают в белую краску.

-- Как  делают эту краску?  

Ведущий: В старину замешивали мелко-мелко  растёртый мел  на молоке, яичном белке.  Белоснежная краска! На таком фоне любой цвет становится ярким, звонким!

- А узоры простые: круги, овалы, клетки, полоски, сеточки, точки – но как нарядно!

  1.     Филимоновская игрушка.

   С давних времён известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за её пределами знают и любят  филимоновские расписные игрушки-свистульки. Делают такие игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Там она цветная  -  белая, красная, розовая, жёлтая, оранжевая и даже чёрная, и очень мягкая и послушная рукам.

Лепят из неё барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Игрушки эти забавные, весёлые, высокие и такие вытянутые, будто всегда чему-то удивляются.

   И все они  -  не простые игрушки, а свистульки.

   У барышень свистки спрятаны в кувшинах, у солдат – в гусях.  У курочек -  в хвостики  или  в  ножки-подставки.

И во все игрушки можно заливисто  посвистеть.

   Украшают их чаще всего цветными полосками, а ещё – ёлочками, пятнышками, простыми ягодками и цветами, похожими на солнце.

   И краски берут яркие, летние, солнечные  -  жёлтые, малиновые, зелёные.

  1.             Каргополь.

А на севере в Каргополе тоже любят глиняную игрушку.

 На первый взгляд вроде неуклюжа,  приземиста, а сколько в ней юмора, добра.  

Простые и ясные узоры состоят из  древних солярных  знаков – большие  огненные круги,  кресты,  символы  зёрен  и хлебных  колосьев.

  1.    Все глиняные игрушки имеют обобщённую форму, очень пластичны, расписаны традиционными  древними знаками – солярными        

(изображающими солнце,  воду,  зёрна,  плодородие).

  1.  Дети достают корзину с игрушками

Ведущий: Испокон века люди мастерили своим чадам игрушки.

Дедушки и бабушки, тятеньки и мамушки своим лапушкам, внучикам и внучкам, дочкам и сыночкам.

Младенцам – погремушки,  постарше ребятёнкам – куклы да конники, матрёшки да свистульки, лошадки – жеребятки, козлики, барашки, уточки, дудочки и прочее, прочее – всё,  что душе угодно, что в жизни пригодится.

Вот почему игрушки - не только забава, но и вещь серьёзная,

Учит детей уму – разуму.

Из чего делают игрушки?

-  Из тряпочек и ниточек

-  Из дерева и глины

-  Из соломы и кожи

            - Из фарфора

Из всего, что под руками!

На этом мы закончим  экскурсию по нашему виртуальному музею.

Спасибо за внимание.

- А нам пора переходить в другой зал

Искусство ЖОСТОВСКИХ мастеров

Недалеко от Москвы, среди широкой раздольной Русской равнины, в очень живописном   месте находится село Жостого, И хотя в округе много других  сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом.

А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.

Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы – это «классический» вид жостовской росписи.

Искусство росписи подносов из лакированного железа известно в России ещё с 18-го века. Оно зародилось на Урале.  После окончания войны 1812 года в центральную Россию были налажены поставки листового металла и готовых изделий, в том числе металлических подносов ручной ковки с заводов известного промышленника   Демидова.  

Искусство жостовских мастеров уникально, самобытно,  воспевает красоту родной природы. Особым движением кисти, рисующим мазком-бликом создаёт мастер удивительные цветовые сочетания, делает каждый свой букет неповторимым. Вся роспись хорошо увязывается с формой подноса, борта его обычно украшаются золотым орнаментом.  

Наряду с чёрным лаковым фоном современные мастера используют и цветные, тем самым добиваясь разнообразия колорита.

Вводятся новые сюжеты, изображаются исторические и бытовые сценки, картины (явления) природы, животные, птицы, рыбы  и т.д.

Подносы металлические из Жостово или жёстовские подносы – это встреча с неповторимым произведением искусства, которое появляется на свет в единственном экземпляре и не имеет дубликатов.

 Жостовское искусство развивается.  Изделия жостовских мастеров  известны во всём мир

ГОРОДЕЦ

  1. На реке Волге есть старинный городок  -  Городец.

Он не далеко  от Нижнего Новгорода. 

  1.  А за ним леса бескрайние, дремучие.  Когда-то в городке строили корабли  -  древесина корабельная под боком, возить её издалека не нужно.
  2. Кораблестроители  работали не спеша, делали корабли прочными  и  красивыми.
  3. Расписывали они их самыми разными узорами: птицы, животные, растения – всё для того, чтобы, выходя в плавание, моряк  как можно больше с собою земного увёз.
  4.  Для того, чтобы корабль не затонул, рисовали на носу его

 русалок  -  Берегинь  и   улыбчивые  львы должны были напугать врага.

  1.  Самые нарядные дома по всей России  -  городецкие, а на окнах затейливые узоры.
  2.   Городецкая  роспись  - как её нам не знать.

Здесь и чёрные кони,  молодецкая стать.

Здесь такие букеты!

  1.  Здесь такие сюжеты!
  2.  Сценки из городской и деревенской жизни,

Праздники,  

  1. Чаепитие, барышни  и  кавалеры,

   и прекрасные цветы.

  1.   Посмотрите на эти удивительные доски:

Вот вам кони удалые.

Словно радуги цвета.

Эти доски расписные

Несказанная краса!

 -- Какие яркие краски!  

-- Но здесь всего 4-ре краски: желтая, красная, синяя и чёрная.   Это самые главные краски.

12)    Смешивая их можно получить большую палитру цвета.        

--  Как ярко и красиво!.

  1.  А вот такая удивительная картина могла висеть в любой избе.
  2. В верхней части картины -  «Около дерева  -  два всадника».  Кони под ними стройные, тонконогие, нетерпеливо бьют копытами.

  А само-то дерево особенное. На зелёных ветках растут сказочные, нежные цветы.  Необыкновенная, таинственная  птица сидит на его макушке.

А на нижней части  картины:  за столом у медного самовара хозяин и хозяйка радостно приветствуют нарядных гостей.  

Неизвестный художник с любовью поведал нам о прошлом житье - бытье.  Подробно вырисовал он и клеточки на платье хозяйки, и узоры на чайнике, и пышную причёску кокетливой гостьи.

  1. А это не картина, а донце прялки.

Прялка состоит из двух частей: лопасти  или гребня, на которую наматывали пряжу, и донца. На него пряха садилась во время работы.

  1. А после, красивые донца  вешали на стену  -  любовались ими.
  2. Прежде ни одна семья не обходилась без прялки.

.  Прялку берегли. Да и как не беречь! Веками жила она в семье, переходила от прабабушки к бабушке, от бабушки к матери, от матери к дочке…  Она  сохранила  тепло  их  рук.    

  1. А это ларцы!   Удивительной красы!

На них темы росписи  -  городецкие.

Здесь можно увидеть  и чудесных птиц,

И тонконогих  стройных  коней,

Сценки охоты  с  соколом,

И  сценки  из городской  и  деревенской  жизни.

Эти сценки  украшены  диковинными  цветами, яркими  розанами,  зелёными  веточками.

  1. В самую  короткую летнюю ночь на праздник Ивана  Купалы расцветают, по поверью, особые цветы и травы,  которые обладают целебной силой.  
  2. Вот этими цветами   и  украшены  все предметы Городца:  прялки,  шкафчики, ларцы и сундуки,   посуда, детские игрушки.
  3. Посмотрите на роспись  -  сочность красок манит.
  4. Городецкая  роспись  душу нам веселит.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по виртуальному музею. Часть 1

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. в 1 части представлены: Лувр, Музей мадам Тюссо, Прадо....

Экскурсия по виртуальному музею. Часть 2.

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира.Часть 2:Государственная Третьяковская Галерея, Эрмитаж....

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ "МАТЬ И ДИТЯ" 4-5 КЛАСС

Презентация «Мать и дитя» Пояснительная записка 1 Виртуальный музей «Мать и дитя» с использованием макросов (Аствацатуров Г.О. Перетаскивание объектов в программе PowerPoint. Весомый вклад в разви...

Виртуальный музей. История развития вычислительной техники

В презентации показаны этапы развития вычислительной техники...

Учебный фильм "Рыцарский турнир короля Рене" и "Виртуальный музей средневековой книги. Король Рене. Книга турниров"

Сноска на фильм - "Рыцарский турнир короля Рене"(Примечания - я монтировал фильм в моло распространенной программе Serif, как выяснилось в процессе монтажа, программа практически не работает с к...

Проект "Виртуальный музей"

Виртуальный музей (вебсайт-музей) — тип  тип веб – сайта оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов ис...