Конспект урока "Мы рисуем инструменты"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 7 классе.
Тема урока: «Мы рисуем инструменты»
(выполнение набросков столярных, слесарных, строительных инструментов)
Цели урока:
1.Расширить знания учащихся о жанре изобразительного искусства- натюрморте; познакомить с произведениями, в которых предметом изображения являются инструменты, характеризующие труд; учить анализировать форму, конструкцию предметов.
2.Развивать технику работы акварелью.
3.Воспитывать интерес к рабочим профессиям и творческое воображение
Оборудование для учителя: слайды картин А.Никича «В мастерской»,
Ю.Шаблыкина «На стройке»
для учащихся : альбом, карандаш, краски акварельные.
Словарь: натюрморт, тон, холодные и теплые тона, насыщенность, светлота.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Смачивание красок.
II.Сообщение темы урока.
На доске слова: кисть, ведро, книга, палитра, береза, статуэтка, яблоко,ваза.
-Какой из вышеперечисленных предметов является лишним, если его рассматривать с точки зрения жанра изобразительного искусства?
(ответ: лишнее слово здесь-береза, так как она является предметом изображения в пейзаже, а все остальные предметы могут быть предметом изображения в натюрморте.)
-Правильно. Сегодня мы на уроке продолжим познание особенностей художественных средств в этом жанре живописи.
III. Изучение нового материала.
-Что же обозначает термин натюрморт?
(В переводе с французского буквально означает «Мертвая натура», но несмотря на это, он рассказывает о красоте жизни, о созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасных творениях природы- цветах, плодах, дарах моря, леса.
-Какие предметы вы уже использовали для натюрмортов?
(цветы, фрукты, вазы)
-Да, эти предметы чаще всего используются в качестве натуры. Но предметный мир натюрморта гораздо шире. Обратимся к работам художников.
Сегодня в вещах . прежде далеких от искусства. Зоркий глаз художника находит приметы своего времени. Это прежде всего предметы труда, строительные инструменты, в которых живописцы видят черты новизны жизни. Вот и в картине Ю. Шаблыкина читается образ рабочего человека. Работа с натуры на строительной площадке подсказала художнику интересные находки в цвете.
В натюрморте А.Никича «В мастерской» тоже материалы и инструменты, но уже орудия труда художника. В этой работе существенную роль играют Сдержанные благородные цветовые отношения, сочетания, подчиненные одному основному тону. Отсутствие красочных и световых эффектов,пестроты.
Как видите, художники по- разному изображают предметы-инструменты, но в их работах одно общее: они стараются передать восхищение ими.
IV.Актуализация знаний учащихся.
1.Устная зарисовка
-Сегодня на уроке вам предлагается выполнить натюрморт из предметов, характеризующих труд столяра, строителя, учителя
Какие предметы могли бы охарактеризовать труд учителя?
(Ручка. карандаш, стопка тетрадей, книги, классный журнал)
А какими инструментами пользуются строитель-маляр?
Строитель- маляр- шпатель железный и резиновый, валик шубковый и поролоновый ,кисти для нанесения краски, терка для затирки раствора и т.д.)
А чем занимается столяр и откуда произошло название профессии столяр?
Давайте обратимся к истории
Учащиеся читают материал самостоятельно и отвечая на вопросы. составляют небольшой рассказ
Из истории возникновения столярного искусства
Профессия столяра, надо заметить, появилась давно, весьма задолго до нашего с вами рождения. Она беспрепятственно развивалась в благоприятном климате, среди поселений, раскинувшихся в лесных местностях. А вместе с отдельно взятыми представителями профессии формировалось и столярное мастерство в целом.
Всякое искусство имеет привычку с чего–то начинаться. С мелочи обычно. К примеру, поваленное бревно ободрать от коры, чтобы на нем сидеть было удобнее. Предполагаем, что именно таким образом возникло и столярное дело – с облагораживания обыкновенного бревна перед горящим на полянке костерком. Мы до сих пор, сами того не подозревая, тем же самым занимаемся на загородных прогулках, чтобы всласть и с комфортом посидеть .
Со временем, видимо, и общую обстановку в жилище начали обустраивать. Стильные дубинки, столики там всяческие по древне временной моде, некое подобие шкафчиков и прочее.
Хотя, в наши дни некоторые археологи полагают, что истинно конструктивным произведением столярного мастерства наших далеких предков из тех, незапамятных времен стали почему-то лестницы. Вероятнее всего, сам по себе предмет этот имел некое весьма символическое значение. Лестница использовалась не банально – для перемещения из одного помещения в другое, для перехода с уровня на уровень. Это был уникальный и божественный (недаром лестницы так любят использовать в храмовых композициях) путь наверх, в небо, к богам! И чем больше ступеней, тем ближе, стало быть, располагался владелец помещения к трону Творца.
Впрочем, существует другой, упрощенный вариант объяснения особенной любви древних к ступенькам. Вероятно, вслед за появлением скамеек людям понадобилось на них взбираться ввысь – может, древние мастера не всегда правильно рассчитывали высоту сидячего человеческого тела . Однако факт остается фактом – в древних раскопках частенько встречаются, наряду с элементарными предметами обстановки, именно эти первые произведения столярного искусства.
Это уже потом, видимо, скамьи стали превращаться в столы, от которых, естественно, и произошло в русском языке само название профессии – столяр.
Затем-то, конечно, появились табуреты, рассчитанные на одного сидящего вместо многоместных лавок, кровати с резными ножками и изголовьем, сундуки для хранения нажитого непосильным трудом, где купцы могли и восседать и возлежать в процессе приема пищи, одновременно охраняя свои сокровища. И лишь избранные граждане, так сказать, отмеченные Божьим перстом, пользовались благами индивидуализма, сидя на стуле-троне.
Кстати сказать, древние римляне родом повыше пользовались привилегией стулосидения – специальный раб носил за ними особенную удобную скамеечку, на которой гражданин усаживался, как только чувствовал малейшую усталость. Подобные льготы полагались особам королевско-царских кровей. Так, за русским царем дворовый человек носил красный стул, использовавшийся в качестве походного трона: не имеет морального права сановная особа ничем не выделяться из толпы!
Вопросы к тексту.
С чего начиналось столярное дело? (С облагораживания бревна)
Какие предметы появились впоследствии?(Дубинки, столики, шкафчики)
Самое конструктивное произведение столярного мастерства?( Лестницы)
В чем символическое значение лестницы?( уникальный и божественный путь наверх, к богам! Чем больше ступеней, тем ближе к трону Творца.)
Другой вариант объяснения особенной любви к ступенькам? ( появились высокие скамейки, нужно было на них взбираться)
Что еще появилось после скамеек? (табуреты, кровати с резными ножками и изголовьем, сундуки для сидения и хранения вещей )
Кто пользовался привилегией стулосидения? ( особы королевско-царских кровей. За русским царем дворовый человек носил красный стул в качестве походного трона)
Откуда произошло название профессии столяр? ( скамейки превратились в столы, людей, которые делали их , назвали столярами)
Много интересного мы узнали о столяром искусстве. Теперь скажите, какими инструментами пользуется столяр)
(столяр- молоток, пила, плоскогубцы, стамеска, рубанок. сверло)
2.Составление композиции.
На столе: ведерко с краской, малярная кисть; рубанок, стамеска;
баночка из-под гуаши, палитра, кисточки.
Задание1.Составить из представленных предметов 3 натюрморта, характеризующие разные профессии, дать им название.
Перед выполнением задания учитель напоминает . что в натюрморте различают несколько планов: передний,второй, третий. На переднем плане
Более мелкие предметы, на втором- более крупные, третий-это фон.Чтобы проверить правильность положения предметов в пространстве, полезно рассмотреть их взаиморасположение сверху( в плане) и с боков ( в профиль)
Задание 2. Определить форму, окраску, фактуру поверхности предметов в натюрморте.
V.Практическая работа.
1.Этапы работы над натюрмортом.
1 этап. Предварительный анализ натюрморта. Эскиз наброска.
Компоновка натюрморта на основном листе бумаги. Соотношение общих масс предметов натюрморта. Характер предметов. Уточнение пропорциональных соотношений между частями отдельных предметов
2 этап. Линейно- конструктивное построение формы предметов с учетом перспективных сокращений (ракурсов). Светотень. Разбор и прорисовка деталей .
3 этап. Обобщение рисунка.
2.Натюрморт в цвете акварелью
1.Определить имеющиеся в натюрморте контрасты: самые светлые и самые темные места, участки, окрашенные холодными цветами и те, которые воспринимаются теплыми.
2.Прописываем освещенную поверхность предметов тонким слоем краски, начиная со светлых мест, включая блики
3.Объемность передаем, постоянно переводя взгляд с одного предмета на другой, а затем на всю группу предметов в целом
4.Прописывая тени, нужно помнить: если свет теплый- тени холодные,при холодном свете –тени относительно теплые.
Во время самостоятельной работы учащихся целевой обход учителя:
1.Контроль за организацией рабочего места.
2.Контроль за правильностью выполнения приемов работы.
3.Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4. Контроль за объемом и качеством выполненной работы.
VI.Итог урока.
Выставка работ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир профессий (Мы рисуем инструменты 6 класс
Содержание темы содержится в стихотворении, определите еёДжонни РодариЧем пахнут ремесла?У каждого делаЗапах особый:В булочной пахнетТестом и сдобой.Мимо столярнойПахнет стекольщикОконной ...
КОНСПЕКТ УРОКА "РИСУЕМ ДАРЫ ОСЕНИ - ЯБЛОКО"
Данный конспект будет интересен преподавателям изобразительного искусства. В конспекте представлены дополнительные материалы....
План - конспект занятия «Рисуем слона»
Цель: – Научить детей рисовать пропорции и строения слона, уметь передавать характерные особенности изображаемого предмета....
План - конспект занятия «Рисуем слона»
Цель: – Научить детей рисовать пропорции и строения слона, уметь передавать характерные особенности изображаемого предмета....
План - конспект занятия «Рисуем новогоднюю елочку »
Цель: Научить детей рисовать ель, уметь передавать внешние изменения в предмете в связи с его положением....
План - конспект занятия «Рисуем новогоднюю елочку »
Цель: Научить детей рисовать ель, уметь передавать внешние изменения в предмете в связи с его положением....
План - конспект занятия «Рисуем новогоднюю елочку »
Цель: Научить детей рисовать ель, уметь передавать внешние изменения в предмете в связи с его положением....