Конспект урока "Мы рисуем инструменты"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Урок по ИЗО в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_risuem_instrumenty_izo_7_klass.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  изобразительного искусства в 7 классе.

Тема урока: «Мы рисуем инструменты»

(выполнение набросков  столярных, слесарных, строительных инструментов)

Цели урока:

1.Расширить знания учащихся о жанре изобразительного искусства- натюрморте;  познакомить с произведениями, в которых предметом изображения являются инструменты, характеризующие  труд; учить анализировать форму, конструкцию предметов.

2.Развивать технику работы акварелью.

3.Воспитывать  интерес к рабочим профессиям и творческое воображение

Оборудование  для учителя: слайды  картин А.Никича  «В мастерской»,

Ю.Шаблыкина «На стройке»

для учащихся : альбом, карандаш, краски акварельные.

Словарь: натюрморт, тон, холодные и  теплые тона, насыщенность, светлота.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Смачивание красок.

II.Сообщение темы урока.

 На доске слова: кисть, ведро, книга, палитра, береза, статуэтка, яблоко,ваза.

-Какой из вышеперечисленных предметов является лишним, если его рассматривать с точки зрения жанра изобразительного искусства?

(ответ: лишнее слово здесь-береза, так как она является предметом изображения в пейзаже, а все остальные предметы могут быть предметом изображения в натюрморте.)

-Правильно. Сегодня мы на уроке продолжим познание особенностей художественных средств в этом жанре живописи.

III. Изучение нового материала.

-Что же обозначает термин натюрморт?

(В переводе с французского буквально  означает «Мертвая натура», но несмотря на это, он рассказывает о красоте жизни, о созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасных творениях природы- цветах, плодах, дарах моря, леса.

-Какие предметы вы уже использовали для натюрмортов?

(цветы, фрукты, вазы)

-Да, эти предметы чаще всего используются в качестве натуры. Но предметный мир натюрморта гораздо шире. Обратимся к работам художников.

Сегодня в вещах . прежде далеких от искусства. Зоркий глаз художника находит приметы своего времени. Это прежде всего предметы труда, строительные инструменты, в которых  живописцы видят черты новизны жизни. Вот и в картине Ю. Шаблыкина читается образ рабочего человека. Работа с натуры на строительной площадке подсказала художнику интересные находки в цвете.

   В натюрморте А.Никича  «В мастерской»  тоже материалы и инструменты, но уже орудия труда художника. В этой работе существенную роль играют Сдержанные благородные цветовые отношения, сочетания, подчиненные одному основному тону. Отсутствие красочных и световых эффектов,пестроты.

Как видите, художники по- разному изображают предметы-инструменты, но в их работах одно общее: они стараются передать восхищение ими.

IV.Актуализация знаний учащихся.

1.Устная зарисовка

-Сегодня на уроке вам предлагается выполнить натюрморт из  предметов, характеризующих труд  столяра, строителя, учителя

Какие предметы могли бы охарактеризовать труд учителя?

(Ручка. карандаш, стопка тетрадей, книги, классный журнал)

А какими инструментами пользуются строитель-маляр?

Строитель- маляр-  шпатель железный и резиновый, валик шубковый  и поролоновый ,кисти для нанесения краски, терка для затирки раствора и т.д.)

А  чем занимается столяр и откуда произошло название  профессии столяр?

  Давайте обратимся  к истории

Учащиеся читают материал самостоятельно и отвечая на вопросы. составляют  небольшой рассказ

Из истории возникновения столярного искусства

Профессия столяра, надо заметить, появилась давно, весьма задолго до нашего с вами рождения. Она беспрепятственно развивалась в благоприятном климате, среди поселений, раскинувшихся в лесных местностях. А вместе с отдельно взятыми представителями профессии формировалось и столярное мастерство в целом.

Всякое искусство имеет привычку с чего–то начинаться. С мелочи обычно. К примеру, поваленное бревно ободрать от коры, чтобы на нем сидеть было удобнее. Предполагаем, что именно таким образом возникло и столярное дело – с облагораживания обыкновенного бревна перед горящим на полянке костерком. Мы до сих пор, сами того не подозревая, тем же самым занимаемся на  загородных прогулках, чтобы всласть и с комфортом посидеть .

Со временем, видимо, и общую обстановку в жилище начали обустраивать. Стильные дубинки, столики там всяческие по древне временной моде, некое подобие шкафчиков и прочее.

Хотя, в наши дни некоторые археологи полагают, что истинно конструктивным произведением столярного мастерства наших далеких предков из тех, незапамятных времен стали почему-то лестницы. Вероятнее всего, сам по себе предмет этот имел некое весьма символическое значение. Лестница использовалась не банально – для перемещения из одного помещения в другое, для перехода с уровня на уровень. Это был уникальный и божественный (недаром лестницы так любят использовать в храмовых композициях) путь наверх, в небо, к богам! И чем больше ступеней, тем ближе, стало быть, располагался владелец помещения к трону Творца.

Впрочем, существует другой, упрощенный вариант объяснения особенной любви древних к ступенькам. Вероятно, вслед за появлением скамеек людям понадобилось на них взбираться ввысь – может, древние мастера не всегда правильно рассчитывали высоту сидячего человеческого тела . Однако факт остается фактом – в древних раскопках частенько встречаются, наряду с элементарными предметами обстановки, именно эти первые произведения столярного искусства.

Это уже потом, видимо, скамьи стали превращаться в столы, от которых, естественно, и произошло в русском языке само название профессии – столяр.

Затем-то, конечно, появились табуреты, рассчитанные на одного сидящего вместо многоместных лавок, кровати с резными ножками и изголовьем, сундуки для хранения нажитого непосильным трудом, где купцы могли и восседать и  возлежать в процессе приема пищи, одновременно охраняя свои сокровища. И лишь избранные граждане, так сказать, отмеченные Божьим перстом, пользовались благами индивидуализма, сидя на стуле-троне.

Кстати сказать, древние римляне родом повыше пользовались привилегией стулосидения – специальный раб носил за ними особенную  удобную скамеечку, на которой гражданин усаживался, как только чувствовал малейшую усталость. Подобные льготы полагались особам королевско-царских кровей. Так, за русским царем дворовый человек носил красный стул, использовавшийся в качестве походного трона: не имеет морального права сановная особа ничем не выделяться из толпы! 

Вопросы к тексту.

С чего начиналось столярное дело? (С облагораживания бревна)

Какие предметы появились впоследствии?(Дубинки, столики, шкафчики)

Самое конструктивное произведение столярного мастерства?( Лестницы)

В чем символическое значение лестницы?( уникальный и божественный путь наверх, к богам! Чем больше ступеней, тем ближе к трону Творца.)

Другой вариант объяснения особенной любви к ступенькам? ( появились высокие скамейки, нужно было на них взбираться)

Что еще появилось после скамеек? (табуреты, кровати с резными ножками и изголовьем, сундуки для  сидения и хранения  вещей )

Кто пользовался привилегией стулосидения? ( особы королевско-царских кровей. За русским царем  дворовый человек носил красный стул в качестве походного трона)

Откуда произошло название профессии столяр? ( скамейки превратились в столы, людей, которые делали их , назвали столярами)

Много интересного мы узнали о столяром искусстве. Теперь скажите, какими инструментами пользуется столяр)

(столяр- молоток, пила, плоскогубцы, стамеска, рубанок. сверло)

2.Составление композиции.

На столе: ведерко с краской, малярная кисть; рубанок, стамеска;

баночка из-под гуаши, палитра, кисточки.

Задание1.Составить  из представленных предметов 3 натюрморта, характеризующие разные профессии, дать им название.

Перед выполнением задания учитель  напоминает . что в натюрморте различают несколько планов: передний,второй, третий. На переднем плане

Более мелкие предметы, на втором- более крупные, третий-это фон.Чтобы проверить правильность положения предметов в пространстве, полезно рассмотреть их взаиморасположение  сверху( в плане) и с боков ( в профиль)

Задание 2. Определить форму, окраску, фактуру поверхности предметов в натюрморте.

V.Практическая работа.

1.Этапы работы над натюрмортом.

1 этап. Предварительный анализ натюрморта. Эскиз наброска.

Компоновка натюрморта на основном листе бумаги. Соотношение  общих масс предметов натюрморта. Характер предметов. Уточнение пропорциональных соотношений между частями отдельных предметов

2 этап. Линейно- конструктивное построение  формы предметов с учетом перспективных сокращений (ракурсов). Светотень. Разбор и прорисовка деталей .

3 этап. Обобщение рисунка.

2.Натюрморт в цвете акварелью

1.Определить имеющиеся в натюрморте контрасты: самые светлые и самые темные места, участки, окрашенные холодными цветами и те, которые воспринимаются теплыми.

2.Прописываем освещенную  поверхность предметов тонким слоем краски, начиная со светлых мест, включая блики

3.Объемность передаем, постоянно переводя взгляд с одного предмета на другой, а затем на всю группу предметов в целом

4.Прописывая тени, нужно помнить: если свет теплый- тени холодные,при холодном свете –тени относительно теплые.

Во время самостоятельной работы учащихся целевой обход учителя:

1.Контроль за организацией  рабочего места.

2.Контроль за правильностью выполнения приемов работы.

3.Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

4. Контроль за объемом и качеством выполненной работы.

VI.Итог урока.

Выставка работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир профессий (Мы рисуем инструменты 6 класс

Содержание темы содержится в стихотворении, определите еёДжонни РодариЧем пахнут ремесла?У каждого  делаЗапах особый:В булочной пахнетТестом и сдобой.Мимо столярнойПахнет стекольщикОконной ...

КОНСПЕКТ УРОКА "РИСУЕМ ДАРЫ ОСЕНИ - ЯБЛОКО"

Данный конспект будет интересен преподавателям изобразительного искусства. В конспекте представлены дополнительные материалы....

План - конспект занятия «Рисуем слона»

Цель:  – Научить детей рисовать  пропорции  и строения слона, уметь  передавать характерные особенности изображаемого предмета....

План - конспект занятия «Рисуем слона»

Цель:  – Научить детей рисовать  пропорции  и строения слона, уметь  передавать характерные особенности изображаемого предмета....

План - конспект занятия «Рисуем новогоднюю елочку »

Цель:  Научить детей рисовать  ель, уметь передавать внешние изменения в предмете в связи с его положением....

План - конспект занятия «Рисуем новогоднюю елочку »

Цель:  Научить детей рисовать  ель, уметь передавать внешние изменения в предмете в связи с его положением....

План - конспект занятия «Рисуем новогоднюю елочку »

Цель:  Научить детей рисовать  ель, уметь передавать внешние изменения в предмете в связи с его положением....