Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс. Домашнее обучение.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Четайкина Валентина Николаевна

Рабочая программа составлена для работы с учащимися по изобразительному искусству (7 класс), которые находятся на домашнем обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по ИЗО

на 2014 – 2015 уч. год

7 класс

        по программе Б. М. Неменского

«Изобразительное искусство» (7 класс)

Домашнее обучение

Автор-составитель:Четайкина В.Н., МОУ СОШ №65

 

Г.Липецк

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству VII класса составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-  программы основного общего образования по изобразительному искусству;

- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М.    Неменский.- М.: Просвещение, 2009;СаНПиН-2.4.2821-10

- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.

  Рабочая программа логически развивает идеи начальной школы, способствует:

  • развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные

Цель: формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству. 

Задачи:

  • дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
  • развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии;
  • осмысление места изобразительного искусства в жизни общества, формирование художественно-творческой активности. 
  •  Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон  от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008г. № 164, от 31.08.2009г. № 320, от 19.10.2009г. № 427, от 10.11.2011г. № 2643, от 24.01.2012г. № 39, от 31.01.2012г. № 69);
  • Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  • Федеральный базисный  учебный  плана, утвержденный  приказом Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008г. № 241, от 30.08.2010г. №889) «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012г.  № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ, от 9.032004г. № 1312»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 3.08.2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004г. № 1312;
  • СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России   03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
  • Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014            № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014-2015 учебный год»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2009г. №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»(с изменениями и дополнениями от 13 января 2011 г., 16 января 2012 г.);
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СМШ №65 «Спектр»  г.Липецка;

-   Основная образовательная программа основного  общего образования     МБОУ СМШ № 65 «Спектр» г.Липецка.

Сведения о программе

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса составлена с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у обучающихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала обучающихся на материале изобразительного искусства.  Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 7 класса составлена на основе  Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №ФЗ-273  «Об  образовании в Российской Федерации, Федерального компонента  Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Изобразительное искусство» (автор:Неменский Б.М., М.: Просвещение, 2010 г.).

Обоснование выбора  программы

 Соответствие  программе «Изобразительное искусство» образовательной области «Искусство», подготовленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство, а также программа логически развивает идеи начальной школы, Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно – прикладное искусство, скульптура помогает детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, формировать свои эстетические потребности и развивать художественные способности.

Количество учебных часов

Материал изучается на базовом уровне. Материал рассчитан на 8.5 часа в год по календарному учебному графику МБОУ СОШ № 65 на 2013-2014 учебный год,0.25 час в неделю на основании учебного плана МБОУ СОШ № 65 на 2013-2014 учебный год.

Формы организации образовательного процесса

Основные формы организации учебного процесса:  урок (ознакомления с новым материалом,  закрепления изученного,  применения знаний и умений,  обобщения и систематизации знаний,   проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный), самостоятельная работа.  В рамках этих форм  организуются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.

Виды и формы контроля

Оценка знаний и умений обучающихся производится с помощью различных форм – контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания. Выделены часы на проведение повторительно-обобщающих уроков. Изучение курса завершается тестовым заданием.

Информация об используемом учебнике

Горяева Н.А. Изобразительное искусство, 7 класс. М. Просвещение 2009 год.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

                                            «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» 

        Содержание программы «Изобразительное искусство в жизни человека» для 7 класса продумано таким образом, чтобы приобщение к искусству было интересно подросткам, соответствовало романтическим устремлениям этого возраста, возросшей аналитичности, любознательности, требовательности к результатам своего творчества. В процессе изучения предмета необходимо раскрыть духовные горизонты искусства, приобщать к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и исторического времени.

        Освоение языка каждого вида искусства происходит в процессе активной художественно-творческой деятельности в двух формах – в процессе восприятия произведений искусства и воплощения собственных художественно-образных замыслов в ходе творческих заданий – задача учебная не существует в отрыве от творческой.

  •         Ориентация программы на духовное развитие подростков находит отражение в темах учебного года, каждой четверти, уроков. В них (например, «Поэзия

В материале сохраняется принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя.

- «Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращённость к внутреннему миру человека. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы, Липецкого края. Фрески Дионисия. Икона А. Рублёва «Троица». Для устранения данного рассогласования недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 7 класса

- «Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А. Дайнека, А. Пластов, Б. Неменский) Художник-творец-гражданин. Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане»,скульптуры Липецка. Для устранения данного рассогласования, недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 7 класса

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в VII классах 8,5 часа, из расчета 0,25 учебного часа в неделю.

Рабочая программа для домашнего обучения «Изобразительное искусство» 7класс – 8 ,5 часов,).0,25часа в неделю,1урок в месяц.

        Освоение языка каждого вида искусства происходит в процессе активной художественно-творческой деятельности в двух формах – в процессе восприятия произведений искусства и воплощения собственных художественно-образных замыслов в ходе творческих заданий – задача учебная не существует в отрыве от творческой.

        Ориентация программы на духовное развитие подростков находит отражение в темах учебного года, каждой четверти, уроков. В них (например, «Поэзия повседневности», «Великие темы жизни», «Сложный мир исторической картины») раскрывается значение искусства, что важно и интересно для подростка, стремящегося понять место художника в обществе, найти свое место в жизни. Поэтому особое значение имеют задания, направленные на эстетическое преобразование окружающей среды (выставка детских работ в живописи, графике, скульптуре и т. п.)

        Приобщаясь к искусству на уроках в 7 классе, подросток проходит путь от анализа к синтезу. При изучении станковых видов изобразительного искусства внимание учащихся направляется на анализ своих наблюдений и впечатлений от окружающей действительности (поиск мотива, композиции, колорита, работа с натуры), произведений искусства.

Одним из условий, способствующих эмоциональному восприятию, целостности впечатлений, получаемых при созерцании искусств и окружающей действительности, является драматургия урока.

        Урок по искусству может быть уподоблен художественному образу, для большинства детей – это первая осознанная встреча с искусством и художником. Для каждого ребенка такой урок может стать событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству, творческому преобразованию окружающей действительности.

Драматическое решение урока изобразительного искусства призвано обеспечить установку восприятия и его целостность. В процессе восприятия произведения искусства, натурного материала у каждого учащегося и рождается свой замысел, который предстоит затем воплотить в материал.

        Для того чтобы творческая деятельность подростков была удачной, с одной стороны, необходимо вооружить знаниями художественной техники, с другой – учитывая возрастающий аналитизм мышления, - постараться сохранить непосредственность и эмоциональность восприятия мира.

        На этом возрастном этапе интеллектуальное напряжение и чувственное раскрепощение должны соседствовать друг с другом, только тогда процесс освоения искусства может быть плодотворным.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

                                            «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» 

        Содержание программы «Изобразительное искусство в жизни человека» для 7 класса продумано таким образом, чтобы приобщение к искусству было интересно подросткам, соответствовало романтическим устремлениям этого возраста, возросшей аналитичности, любознательности, требовательности к результатам своего творчества. В процессе изучения предмета необходимо раскрыть духовные горизонты искусства, приобщать к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и исторического времени.

        Освоение языка каждого вида искусства происходит в процессе активной художественно-творческой деятельности в двух формах – в процессе восприятия произведений искусства и воплощения собственных художественно-образных замыслов в ходе творческих заданий – задача учебная не существует в отрыве от творческой.

        Ориентация программы на духовное развитие подростков находит отражение в темах учебного года, каждой четверти, уроков. В них (например, «Поэзия повседневности», «Великие темы жизни», «Сложный мир исторической картины») раскрывается значение искусства, что важно и интересно для подростка, стремящегося понять место художника в обществе, найти свое место в жизни. Поэтому особое значение имеют задания, направленные на эстетическое преобразование окружающей среды (выставка детских работ в живописи, графике, скульптуре и т. п.)

Изображение фигуры человека и образ человека 2ч.)                                           Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Поэзия повседневности (1 ч.)                                                                                                   Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). Жизнь в городе Липецке в прошлом веке.

Великие темы жизни (2ч.)                                                                                             Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века

Реальность жизни и художественный образ (3.5 ч.)                                                                  Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Литература и средства обучения

Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 ).

Учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского:

Учебники:

7 класс – «Изобразительное искусство в жизни человека» (авт. Неменская Л.А.),

Отличительная особенность учебников в том, что они не только дают учащимся знания, умения и навыки работы в искусстве, но и раскрывают творческую личность в каждом школьнике, формируют разностороннюю  художественную культуру. Каждый учебник – это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность школьника. Учебники ориентированы на личность ребенка, его интересы и возрастные возможности. По каждой теме дается система творческих заданий для развития художественного мышления и воображения школьников.

Методическая литература:

1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.

2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.

7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном  искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины и ее жанровых видах;

-о процессе работы художника над картиной;

- о композиции как целостности и образном строе произведения;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь о больших исторических событиях; о влиянии образа на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изо в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- наиболее значимый ряд великих произведений  ИЗО  на исторические и библейские темы в отечественном искусстве.

уметь:

- применять на практике первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

- владеть материалами живописи графики и лепки на доступном возрасту уровне;

- развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;

- получить творческий опыт в построении тематических композиций;

- получит навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.


Учебно-тематическое планирование по ИЗО  в 7 классе

№ урока

Число

Тема учебного занятия

Стандарт темы

Результат урока

Способы организации деятельности учащихся

Этапы изучения темы

Домашнее задание

1

Изображение фигуры человека в истории искусства Великие скульпторы        Знать понятия скульптура, памятник, жизнь и творчество великих скульпторов мира        Усвоить понятие скульптура, различать творчество великих скульпторов

Знать основные этапы истории искусства. Знать понятия скульптура

Иметь представление о красоте человека в истории искусства

Лекция с элементами диалога

Вводный урок по теме «Изображение фигуры человека и образ человека»

Подобрать репродукции произведений ИЗО с изображением людей различных пропорций

2

Набросок фигуры человека с натуры. Красота фигуры человека в движении

Знать понятия набросок, рисунок, эскиз, пропорции, искусство художников-портретистов

Знать правила и технику выполнения набросков на примере выполнения наброска фигуры человека с натуры

Практикум

Расширение знаний

Подобрать материал для тематической картины «Профессия»

3

Поэзия повседневной жизни. Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия»

Знать понятия набросок, эскиз, картина, репродукции картин, изображающих человека в труде, отражающих профессию

Создать картину, изображающую человека в труде

Практикум

Обобщение знаний

Сбор материала по теме

4

Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А. Венецианов и П. Федотов

Знать понятия жанр, сюжет, бытовой жанр; А. Венецианов, П. Федотов

Знать о творчестве и биографии русских художников А. Венецианова, П. Федотова

Лекция

Расширение знаний

Подобрать материал о творчестве художников-передвижников (Репине, Крамском, Перове)

5

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве Историческая тема в искусстве. Творчество В. И. Сурикова.

Знать понятия жанр, сюжет, бытовой жанр, голландская живопись, Голландии как родине бытового жанра

Иметь представление о голландских художниках и их картинах, усвоить понятие бытовой жанр

Урок-конференция

Расширение знаний

Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников»

6

Сатира.Зрительные умения и их значение для современного человека Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки

Знать понятия сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», о разном уровне понимания произведений изобразительного искусства

Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности, написать эссе «О чем мне рассказал художник»

Практикум

Расширение знаний

Познакомиться с картиной К. Брюллова «Последний день Помпеи»

7

Монументальная скульптура. Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов «Последний день Помпеи»

Знать понятия сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», К. Брюллов, картина «Последний день Помпеи»

Знать историю создания и художественный замысел великой картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»

Тематическая беседа

Расширение знаний

Подобрать материал о творчестве И. Библина и В. Васнецова

8.

Искусство древней Руси.Тематическая (сюжетная) картина

Знать понятия сюжет, картина, жанр, виды тематической (сюжетной) картины

Сформировать понятие сюжетно-тематическая картина и ее виды, понимать особенности жанра через повторение и обобщение, создать авторскую сюжетно-тематическую картину

Практикум

Вводный урок по теме: «Поэзия повседневности»

Подобрать материал по теме «Малы голландцы» (рефераты)

9

Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации

Знать понятия книга, обложка, переплет, титул, иллюстрация, страница, история книги, особенности оформления книжной страницы

Сформировать представление об основных элементах книги, с искусством иллюстрации

Практикум

Расширение знаний

Подобрать информацию по теме «Иллюстрация»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 8 класс (домашнее обучение)

Программа предназначена для учителей физики, работающих с детьми с ОВЗ. Расчитана на 34ч (1 ч в неделю). Содержит календарно-тематическое планирование. Автор учебника- А.В.Перышкин....

Рабочая программа по физике 9 класс (домашнее обучение)

Рабочая программа по физике предназначена для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Планирование учебного материала расчитано на 34ч (1ч в неделю). Автор учебника - А.В...

Рабочая программа по физике 10 класс (домашнее обучение)

Рабочая программа по физике предназначена для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Планирование учебного материала расчитано на 34ч (1ч в неделю). Автор учебника - Г.Я...

Рабочая программа по физике 11 класс (домашнее обучение)

Рабочая программа по физике предназначена для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Планирование учебного материала расчитано на 34ч (1ч в неделю). Автор учебника - Г.Я...

Рабочая программа для учащегося 3 класса ( домашнее обучение)

Данаая рабочая программа была специально разработа для ученика 3 класса, находящегося на домашнем обучении...

Рабочая программа по математике 6 класс. Домашнее обучение.

Рабочая программа для 6 класаа по учебнику:6 класс Математика Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин...

Рабочая программа по обществознанию 9 класс (домашнее обучение).

Рабочая программа для 9 класса по обществознанию для учащихся домашней формы обучения.Программа включает 17 часов за год (0,5 часа в неделю)....