"Историческая живопись Сурикова". 7 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Корнева Людмила Георгиевна

Урок изучения новой темы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.(РКМЧП) способствует формированию у учащихся технологической, информационной и коммуникативной компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Историческая живопись

В.И. Сурикова»

Конспект открытого  урока  изобразительного  искусства

Учитель:  Корнева Людмила Георгиевна

Дата проведения:  27.02.2014 г.

Класс:  7 А

Кабинет: 214а

Количество учащихся на уроке: 26 (96,3 % от общего количества)

Тема урока: «Историческая живопись В.И. Сурикова».

Тип урока: Изучение новой темы.

Цели урока: - Познакомить учащихся с исторической живописью В.И. Сурикова,

закрепить знания о жанрах живописи;

- развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведений   изобразительного искусства, чувства патриотизма, интереса к историческому наследию;

- формировать у  учащихся технологическую, информационную и коммуникативную компетентности.

Оборудование:

- раздаточный материал: тексты (приложение №1), репродукции, таблицы для каждой

  группы учащихся (приложение № 2);

- таблица на доске для фронтальной работы с классом (приложение №3);

- ТСО (компьютер, экран, проектор, муз. Центр,CD );

- учебные принадлежности (ручки, маркеры, по 5 листов А4 для каждой группы);

- вопросники для поисковой работы дома (приложение № 4);

- выставка книг и  альбомов о творчестве В.И. Сурикова;

- рабочие столы расставлены попарно (в итоге – 6 рабочих столов для 6-ти групп

 учащихся; каждый – пронумерован: 1,2,3,4,5,6).

План урока:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Стадия вызова – 5 мин.

3. Стадия осмысления (самостоятельная работа учащихся с текстом) – 10 мин.

4. Стадия рефлексии (систематизация полученных знаний в таблицу и презентация своей картины) – 20 мин. ( по 3 минуты для каждой группы)

5. Подведение итогов и задание на дом – 4 мин.

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие, регистрация присутствующих, проверка организации рабочих мест учащихся, их рассадки. На каждом рабочем столе до урока раскладывается необходимый материал: 5 листов А4, лист с таблицей, маркер, текст об одной  картине В.И. Сурикова,  репродукция картины,  ручка.

Психологический настрой учащихся на предстоящую работу.

2. Стадия вызова.

Слово учителя: сегодня вам предстоит самостоятельно познакомиться с творчеством великого русского художника Василия Ивановича Сурикова, посвятившего свои полотна  исторической живописи.

? Кто из вас, ребята, помнит, какие произведения называются историческими?    

  (в которых изображаются исторические события, фрагменты истории…)

В период, когда жил и творил Суриков, русская культура достигла своего расцвета. Передовая русская наука обогатилась новыми открытиями, связанными с именами величайших ученых К.А.Тимирязева и Д.И.Менделеева. Русская реалистическая живопись пополнилась  полотнами И.Е.Репина и В.А.Васнецова, в которых народ впервые в истории русской живописи предстал в своем величии, непобедимости и мощи. А музыкальную культуру возглавили в это время представители «Могучей кучки» - М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, Ц.А.Кюи. Русская литература выдвинула целую плеяду писателей, посвятивших свое искусство служению народу. Первое место среди них принадлежит Л.Н.Толстому.

Творческая деятельность Сурикова неразрывно связана с Товариществом передвижников. Это было объединение художников, образовавшееся в 1870 году. Оно обратилось к правдивому изображению жизни и истории народа, родной природы. Они поставили своей целью сделать произведения искусства доступными самым широким слоям населения.

Темами основных произведений Сурикова являются движения народных масс в переломные периоды истории России,  исторические испытания и подвиги, в которых закалялся народный характер. Суриков впервые в изобразительном искусстве показал, что именно народ выступает в истории как ее основная движущая сила, как ее творец. Это был подлинный переворот в области исторической живописи, рассматривавшей до того историю как подвиги царей и полководцев.

Поэтому появление исторических произведений Сурикова на выставках передвижников всегда вызывало горячий отклик у публики, сопровождалось страстными спорами и обсуждениями в печати.

* Компьютерная презентация: Василий Иванович Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске. В этом отдаленном уголке России старинные обычаи, патриархальный уклад жизни сохранились вплоть до самого XIX века. Рос будущий художник в окружении живой старины, и это помогло ему в дальнейшем правдиво воссоздавать облик прошлого.

Мечта стать художником овладела Суриковым с детства. Поэтому, окончив Красноярское  уездное училище и три класса гимназии, он мечтал поехать в Петербург учиться в Академии художеств. И, удивительным образом, помогли осуществиться этой мечте губернатор Красноярска Павел Николаевич Замятнин и самая обыкновенная муха.

? А как это случилось, вы можете узнать самостоятельно. Тот, кто к следующему уроку найдёт ответ на мой вопрос и принесёт мне его, получит «5». Можно использовать библиотеку, Интернет. Удачи вам!

 В 1875 году Суриков оканчивает Академию и вскоре переселяется в Москву. Здесь прошла большая часть его жизни, здесь были созданы его лучшие произведения.

Сегодня, ребята, перед вами наиболее значимые произведения художника, только 6 картин из огромного наследия живописца. Его картины являются гордостью самых крупных музеев.

3. Стадия осмысления.

Инструктаж по работе с печатным материалом. 

1-  изучение текста;

2 – распределение обязанностей в группе:

- систематизация изученного текста  (совместная работа  всей группы);

- заполнение таблицы на рабочем месте – 1 ученик (приложение №2).

Распределение картин по столам:

      1 стол - «Утро стрелецкой казни»,

2 стол - «Боярыня Морозова»,

3 стол -  «Покорение Сибири Ермаком»,

 4 стол - «Степан Разин»,

5 стол -  «Переход Суворова через Альпы»

6 стол -  «Взятие снежного городка»

4. Стадия рефлексии.

Выступления учащихся по группам:

 - презентация  результатов исследовательской деятельности каждой группы;

 - заполнение общей таблицы на классной доске (см. приложение № 3).

Примечание: параллельно выступлению каждой группы на экране появляются репродукции картин В. И. Сурикова. После каждого выступления учащихся, педагог заостряет внимание на сюжете, конфликте в картине; сообщаются дополнительные данные; ставятся вопросы, побуждающие к продолжению самостоятельной поисковой работе дома.

                         

           Каждой группе учащихся предлагается завершить рефлексию  полученных знаний в форме синквейна.

Примечание: «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное). Во второй строке даётся описание темы  или предмета (два прилагательных или причастия). Третья строка состоит их трёх глаголов, характеризующих действия темы (предмета). Четвёрная строка представляет собой фразу, обычно из четырёх значимых слов, выражающих отношение автора к теме (предмету). Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Подобная работа:

- обогащает словарный запас ученика;

- подготавливает его к краткому пересказу;

- учит формулировать идею произведения (4-я строка синквейна);

- позволяет каждому ученику почувствовать себя (хоть на мгновение) творцом и философом, так как написать синквейн может каждый.

Например:

Суриков –

Вдумчивый, патриотичный,

Изучает, увлекает, захватывает,

Создаёт потрясающие исторические картины,

Гений!

Или:

Картина  («Утро стрелецкой казни») -

Первая, историческая,

Заставляет задуматься, сопереживать,

Изображает столкновение двух «правд»,

                   Шедевр.                                И так далее.

5. Подведение итогов и домашнее задание.

В качестве продолжения исследовательской деятельности дома учащимся даётся вопросник для поисковой работы (приложение №4).

Приложение №1

 

Тексты для самостоятельной работы учащихся.

В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни»

1881 год

Холст, масло; Государственный Русский музей

Первая большая картина Сурикова «УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ» дает глубокое истолкование переломной петровской эпохи. Используя в качестве сюжета тему расправы Петра I над стрельцами, взбунтовавшимися против его нововведений, Суриков, однако, передал не самую казнь, а «торжественность последних минут», тех минут, когда чувства собравшейся на площади толпы достигают своего предела, когда в жизни каждого изображенного человека наступает самый серьезный момент. В это мгновение стрельцы показаны художником нераскаявшимися, уверенными в своей правоте. Их твердая решимость и мужество, их гордый несломленный дух подчеркиваются отчаянием и безысходной скорбью прощающихся с ними близких и родных. Стрельцы выступают как представители народа, не согласного с реформами молодого царя. Они не желают жить на европейский манер, ревностно отстаивают национальную самобытность, и в этом они по-своему правы. Но, безусловно, прав и Петр I, стремившийся разрушить консервативные обычаи Руси, мешающие ее продвижению вперед. Пётр стремится вывести Россию на уровень европейских стран, сделать её великой державой. Столкновение этих взглядов, этих двух правд — правды Петра, осуществлявшего преобразование отсталой России, и правды народа, сопротивлявшегося преобразованиям, потому что они проводились ценой неисчислимых народных жертв, показал в своем полотне Суриков.

Картина написана в напряженном и суровом колорите, хорошо передающем острый драматизм происходящего.

В. И. Суриков «Боярыня Морозова»

1884-1887

Холст, масло; Государственная Третьяковская галерея

  Это произведение является вершиной творчества В.И. Сурикова. Содержание картины взято из истории религиозных движений на Руси XVII века и посвящена теме церковного раскола. Сталкиваются две силы: с одной стороны-представители старой веры, а с другой – с лёгкостью принявшие новую веру, не понимающие Морозову.

...Москва середины XVII века. Зимний влажный день. Серо-голубая дымка окутывает улицу, постепенно сгущаясь в далях. По середине улицы, запруженной народом, движутся широкие дровни. В них везут закованную в цепи боярыню Морозову. Раскольница высоко подняла правую руку, сложив пальцы для двуперстного крестного знамения, как это было принято ранее на Руси. Этот жест красноречиво говорит о ее непоколебимой верности старым обрядам. Морозова — человек, уверенный в истинности своих религиозных воззрений; ради них она готова идти на страдания    и смерть. Глубочайшая убежденность в своей правоте и страстность натуры составляют зерно образа. Морозову ждет заточение, но она не страшится его и, прощаясь с жизнью, как бы оставляет своим сторонникам  завет: быть мужественными,  не  бояться  преследований,  отстаивать  свои убеждения. Не случайно художник изобразил большинство сочувствующих боярыне Морозовой в правой стороне полотна. Сам Суриков считает идеи Морозовой и её сторонников правильными, правыми. Он восхищается их силой духа и верностью себе, своим идеям. У большинства людей идеи раскольницы находят отклик. Вопрос, как креститься — двумя или тремя пальцами, отстаивать «старую»   веру   или   придерживаться «новой» — лишь внешний повод для народных волнений. Причина их глубже: реформы кажутся народу новым видом кабалы, он видит в них посягательство на привычный    уклад жизни, оскорблены его национальные чувства.

 Но в толпе есть и противники Морозовой, откровенно демонстрирующие своё непонимание поступка боярыни. Для них идея – пустой звук! Они привыкли менять свои мнения на более удобные и выгодные. И они не видят ничего страшного в церковных реформах. Несколько человек откровенно смеются над боярыней, воспринимая эту трагедию как фарс.

    Каждый персонаж картины глубоко правдив и реалистичен. Типаж каждого героя он долго искал, а затем неоднократно с натуры писал этюды для своей будущей картины. У каждого персонажа – своя история.

   Русский XVII век предстает перед нами во всей своей сложности: трагедия Морозовой воспринимается как трагедия самих народных масс. Сам Суриков не был сторонником старины ради нее    самой. «Хороша старина, да бог с ней», — говорил он. Но когда борьба старого и нового стала темой его    произведения и творческая мысль,   и   гениальное   «угадывание»   художника   коснулись общих законов истории, он показал жизнь древней столицы необычайно ярко и впечатляюще.

В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»

1895

Холст, масло; Государственный Русский музей

Полотно «Покорение Сибири Ермаком» по зрелости идейного замысла, по композиционной и колористической завершенности можно поставить в один ряд с картиной «Боярыня Морозова». Тема картины глубоко национальна по своему содержанию и очень близка художнику по месту действия. Борьба Ермака с татарским ханом Кучумом, который, собрав разноплеменное войско, грабил и уничтожал русские города, дойдя почти до Урала, имела огромное историческое значение.

    Для достижения большей достоверности и точности в своей будущей картине Суриков объездил многие города Сибири, Кубани и Дона. В течение нескольких лет художник тщательно изучал исторический материал летописей, в поисках нужного типажа сделал множество этюдов с натуры, зарисовывал характерные лица, фигуры, позы, жесты, движения. В картине показан эпизод битвы отряда Ермака с татарами. Две стихии встречаются — так сам художник охарактеризовал замысел своего произведения. Художник резко противопоставляет данную крупным планом казачью флотилию хаотичной массе вразброд отступающих татар. Бой еще в разгаре, но победа русских предрешена. Лишенная единства татарская рать не может противостоять хорошо организованному, спаянному чувством патриотизма и преданности своей Родине русскому войску. Па переднем плане ясно видны фигуры отдельных русских воинов с волевыми, решительными, мужественными лицами. Изображенный на полотне решающий бой поражает своей грандиозностью и масштабностью. Многофигурная композиция построена с необычайной четкостью, ясностью, строгостью, подчеркивая движение воюющих сторон навстречу друг другу. Это ощущение динамики усиливают и стремительно мчащаяся по крутому берегу татарская конница, и начавшаяся паника в стане врагов, и беспокойная рябь вод Иртыша. Теплая золотисто-зеленовато-коричневая гамма, оживленная яркими пятнами одежд, вспышками от ружейных выстрелов, убедительно передает суровую, неприветливую красоту сибирской природы. Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» — это восторженный гимн мужеству, героизму, храбрости русского народа.

В.И. Суриков «Переход Суворова через Альпы»

Конец 90-х годов

Холст, масло; Государственный Русский музей

  Теме героического подвига русских войск во время знаменитого швейцарского похода, посвящена картина «Переход Суворова через Альпы». В невероятно трудных горных условиях, без продовольствия, теплой одежды, боевого оснащения, окруженные превосходящими силами противника, суворовские чудо-богатыри совершили переход через горные хребты и перевалы Альп, принесший бессмертную славу русскому оружию.

   Художник изобразил горный хребет, покрытый вечными льдами и снегом, обрывающийся отвесной стеной в ущелье. По нему лавиной скатываются вниз солдаты. Находясь на самом краю уступа скалы, Суворов верхом на разгоряченном, рвущемся коне, призывает солдат смело ринуться вперед. Неудержимо движение людей и нет страха на их лицах, напротив, они полны решимости преодолеть все трудности. Отвага, душевная стойкость, выдержка, боевой пыл видны на лицах и пожилых опытных воинов и совсем еще молодых, безусых новобранцев. Фигура и лицо самого Суворова тоже полны энергии, порыва, бесстрашия. Он — великий полководец, слит с солдатской массой, и Суриков композиционно, то есть построением, подчеркивает это. Фигура Суворова в картине - на заднем плане, а на переднем - крупным планом художник показывает рядовых солдат, тех, кто первыми ринулись в пропасть. По мнению Сурикова, они и есть истинные герои. Они верят в своего полководца, а он верит в их силу и самоотверженность. Главное внимание в картине художник уделил передаче стремительного движения, единого порыва и огромного напряжения. Холодный колорит картины, исполненной в синих, голубых, зеленых цветах с небольшим добавлением только в одеждах ярких, как бы бодрящих красных тонов, эмоционально передает суровость природы, стужу, ветер в горах. Так правдиво изображая суровый и величественный горный пейзаж, художник воссоздал ту сложную обстановку, в которой суворовские чудо-богатыри показали чудеса мужества и храбрости.

Две стихии: с одной стороны - непроходимые горы, тяжелейшие погодные условия, со всех сторон – враги, а с другой стороны – непобедимые и бесстрашные русские чудо-богатыри во главе со своим великим полководцем.

Чтобы правдиво передать тяжесть похода русских войск, художник поехал в Альпы. Вместе с проводником-швейцарцем он прошёл все Альпы, повторив переход войск Суворова. Всё испробовал сам. «Если б я писал ад, то сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял!»- отвечал он недоумевающим друзьям.

Эта картина самая большая из всех полотен Сурикова. Высота полотна 5 метров, а ширина – 4 метра. Для написания картины художнику был предоставлен один из залов Московского исторического музея, так как ни одна мастерская не могла вместить полотно такого размера.

В. И. Суриков «СТЕПАН РАЗИН»

1907 – 1910

холст, масло. Государственный Русский музей

       Общественный подъем демократических сил перед первой

русской революцией 1905 года заострил внимание Сурикова навсегда интересовавшей его теме борьбы народа за свои права, за свободу, за лучшее будущее. В этот период Суриков обращается к образу национального героя Степана Разина, воплотившему в себе лучшие черты своего народа — мужество, вольнолюбие, стойкость. К этой картине он создаёт многочисленные предварительные наброски, эскизы, этюды свидетельствуют об упорном творческом поиске, о долгом вынашивании идейного замысла, о совершенствовании художественной формы. Даже после завершения работы над картиной «Степан Разин» (1907) Суриков продолжал углублять характеристику Разина, стремясь раскрыть внутреннее состояние, тревогу, озабоченность, сомнение Разина.

    Оригинально и необычно композиционное решение произведения. Большая лодка со срезанной кормой, почти перпендикулярно расположенная к раме, спокойно скользит по бескрайнему водному простору Волги. Надутый ветром парус, мерный, ритмичный всплеск весел, мелкая зыбь за бортом подчеркивают ее движение в глубь картины. Вцентре лодки среди богато одетых сподвижников и сильных загорелых гребцов, на скамье, покрытой дорогим ковром, задумавшись, полулежит атаман. Выражение лица его сурово, непроницаемо. Невеселые думы о дальнейшей судьбе народа, о Родине занимают мысли Степана Разина, сидящего с одной стороны лодки. А на противоположной стороне расположился казак, играющий на гитаре. Он пытается веселой песней отвлечь атамана от тяжелых и мрачных дум. За спиной гитариста ещё

один развеселившийся казак предлагает золотую чару с хмельным напитком, богатому турецкому пленнику. Здесь же на переднем плане художник изображает спящим после изрядной выпивки третьего казака, рядом с которым валяется пустая чарка.

      Композицию полотна живописец строит на контрастах. С одной стороны - мрачное душевное состояние Степана Разина, понимающего, что его войско из народных освободителей превращается в обычных грабителей и воров, живущих одним днём только ради сиюминутной наживы.  А с другой стороны -  веселое, беззаботное, игривое  настроению его товарищей, гребцов.

Темное пятно лодки контрастирует с легкими светлыми красками воды и неба.

 Этот художественный прием подчеркивает в картине внутреннюю напряженность, беспокойство и скрытую тревогу.

В. И. Суриков» Взятие снежного городка»

1891 год,

Государственный Русский музей

В  Красноярске Суриков пишет «Взятие снежного городка» — единственную  большую  картину  не  исторического  содержания.   Сюжет этого полотна  был  навеян детскими воспоминаниями. Не раз Суриков видел, как на  масленичные праздники проводились народные игры. На берегу Енисея сооружали из снега крепость, украшали ее ледяными пушками и зубцами. Собиралось много играющих и зрителей. Бывало шумно, весело. «По обе стороны народ стоит, а посредине снежная стена. Лошадей от нее отпугивают криками и хворостинами бьют чей конь первый сквозь снег прорвется», — рассказывал Василий Иванович о старинной игре.  

Впервые  Суриков обратился к сюжету современному, жанровому,  без трагедий и драм. Это была дань художника его родной Сибири, его жизнерадостным  землякам,  умеющим   искренне  радоваться  и  заражать своим оптимизмом. Но и в необычной для него по содержанию картине Суриков остался верен себе. Как и его исторические полотна, эта бытовая (как ее называл сам художник)  картина заполнена людскими толпами.

Многофигурность, большие размеры придают ей размах, не свойственный обычным жанровым полотнам. И даже в этой жизнерадостной, наполненной  искромётным весёльем картине, Суриков, так же как и в  исторических полотнах, изображает две противостоящие, пусть и в шутливой игровой ситуации, силы: с одной стороны – рвущиеся к снежной крепости всадники, а с другой стороны  - веселящаяся игроки, пугающая лошадей длинными хворостинами и мешающая

всадникам прорваться к цели. Только самый отважный и самый умелый наездник, которому удастся справиться со своей лошадью, станет победителем и получит долгожданный приз, а кто упадёт  с седла, того со смехом да с прибаутками самого в шутку отшлёпают

лёгкими хворостинами.


Приложение №2

Таблица для самостоятельной работы учащихся.

Название картины

Дата создания

Тема

Противостоящие силы

Музей

Приложение №3

Сводная сравнительная  таблица для  классной доски.

Название картины

Репродукция картины

Дата создания

Тема

Противостоящие силы

Музей


Приложение №4   

 

 Вопросник для домашней поисковой работы  учащихся.

  • Губернатор Красноярска Павел Николаевич Замятнин и самая обычная муха. удивительным образом, помогли осуществиться  мечте Василия Сурикова – поступить в Петербургскую Академию Художеств. Как это произошло?
  • Кого из своих родных В.И. Суриков изобразил в картине «Утро стрелецкой казни»?
  • Кого из своих родных В.И. Суриков изобразил в картине «Взятие снежного городка»?
  • Где и как В.И. Суриков нашёл персонаж для создания образа боярыни Морозовой?
  • Где и как В.И. Суриков нашёл героя для создания образа Суворова в картине «Переход Суворова через Альпы»?
  • Где и как В.И. Суриков нашёл персонаж для создания образа  юродивого в картине «Боярыня Морозова»?
  • Какую роль в становлении В. Сурикова как художника сыграл П. Чистяков? В своё время он был очень известен. Кем же он был?
  • Какими  материалами выполнял свои первые рисунки в детстве Василий Суриков?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Натюрморт из двух предметов на светлом фоне и маленькой яркой драпировкой. Методическая разработка по предмету живопись, 1 класс (10-12 лет) Корчагина Елена Владимировна преподаватель художественного отделения

натюрморт является одним из основных заданий в курсе предмета «Живопись». Начиная с простейших постановок «микронатюрмортов», постепенно добавляя и усложняя их в ходе обучения, решаются многие ц...

«ПОРТРЕТНЫЕ ЗАРИСОВКИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА и РИСУНОК ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРЕДМЕТУ РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ, 4 КЛАСС, УЧАЩИЕСЯ 14-17 ЛЕТ

Методические пособия-таблицы для уроков рисунка.живописи. станковой композиции ДШИ и ДХШ по теме "Портрет, рисунок головы, гипсовой головы"...

Тест "Историческая живопись"

Тест предназначен для 7 класса по теме "Историческая живопись"...

Презентация по теме "Историческое время и историческая карта". 5 класс.

презентация к уроку Истории Древнего Мира 5 классслайды разделены на 2 части...

Готовимся к ЕГЭ 2016. Таблица: "Историческая живопись". Материалы к заданиям 18 и 19

Материал для подготовки к ЕГЭ. Таблица-приложение к моей статье "Работа с иллюстративным материалом в процессе подготовки учащихся к сдаче ГИА по истории" в журнале "Преподавание истори в школе" 2015,...

Историческая живопись В.И. Сурикова

Биография великого русского художника В.И. Сурикова и самые известные его работы....

Презентация "Русская историческая живопись"

Презентация о творчестве В.И. Сурикова, И.Е. Репина и К.Е. Маковского...