Сценарий открытого занятия "Красота российских далей. Пейзаж"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Салимова Альмира Анваровна

План-конспект занятия 3 года обучения 4-6 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_krasota_ros_daleyea.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого  занятия   в группе 3 года обучения

объединения изостудия «ГАММА»

Данное занятие проводится в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «Мир чудес». Занятие в теме Красота российских далей. Год обучения: 3 год обучения. Занятие рассчитано на 45 минут и предполагает работу по живописи в технике по-сырому и изучение понятий перспективы  на основе работ изучаемых художников. На занятии используется игровая технология, и предлагаются учащимся следующие игры «Подбери картину и автора», «Создай схематический пейзаж».

I .Тема занятия: Красота российских далей. Пейзаж.

II. Тип занятия: урок открытия новых знаний

III. Цель занятия:

Для педагога: Обобщить имеющиеся основные понятия и знания по жанрам ИЗО. Познакомить и закрепить понятие  перспективы (линейной и воздушной) в работе над пейзажем.

Для учащегося: Синтезировать знания по жанрам ИЗО, освоить понятие перспективы при решении заданий и выполнении практической (самостоятельной) работы.

V. Задачи:

1. Обучающие:  познакомить учащихся с творчеством русских художников-пейзажистов  конца 19 века. Познакомить с понятием  по перспективе (линейной и воздушной)

2. Развивающие:  развивать  художественное восприятие прекрасного;  творческих способностей;  умения работы в технике живописи по-сырому;  моторику рук;  развивать  логическое мышление.

3. Воспитательные: воспитание у учащихся художественного вкуса,…. дисциплине.

V. Методы обучения:

1. словесный (объяснение, беседа, рассказ);

2. наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

3. практический  (выполнения работы в технике живописи по-сырому, решение заданий);

Формы контроля: самоконтроль.

Технология: игровая технология.

VI. Планируемые  результаты:

Личностные:  понимать практическую значимость получаемых знаний по изучению новых понятий и изучению творчества художников.

Предметные: развить художественные способности работы в технике живописи по-сырому, развить художественное восприятие картин художников

Метапредметные:  развивать навыки мышления, учиться сравнивать и анализировать.

VII. Ресурсное обеспечения занятия:

  1. Презентация, видео-ролик, музыкальная запись «Времена года»
  2. Репродукции: Левитан «Вечерний звон», Шишкин «Рожь», Саврасов «Грачи прилетели»,
  3. Форматы А3, А4 для живописи, художественные материалы.
  4. Раздаточный материал.
  5. Литература: 1. http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-alekseya-savrasova-ottepel/, 2. http://gallerix.ru, 3.http://www.2ostrov.ru/poems.php?id=56744, 4. http://ishim64.jimdo.com/школьный-музей, 5. http://puzzlecup.com/crossword-ru/, 6.http://art.ioso.ru/wiki/index.php/Заглавная_страница, 7. http://volna.org/mhk_i_izo/russkiie_pieizazhisty.html,                                                      8. http://www.youtube.com/watch?v=OzcrMU4UEu4 
  6. Формируемые УУД: Личностные. Регулятивные. Коммуникативные. Целеполагающие. Общеучебные. Логические. Познавательные
  7. Форма занятия:  Практическое.                                           

Структура занятия

Этап занятия/ время

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

Цель, задачи этапа

1.Организационный этап и мотивация к учебной деятельности.

1-2 мин

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

Создает эмоциональный  настрой на занятие.  

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.  Сегодня за окном отличная погода, и я улыбаюсь вам, а вы улыбаетесь в ответ и друг другу! Вот у всех отличный настрой на работу и знания! А занятие у нас будет очень интересным и плодотворным!

 -Проверим, все ли готовы на занятие, сегодня нам необходимо вот это оборудование (показ)

-Начнем.

Подготовка к работе.

Дети настраиваются и готовятся к занятию.

Регулятивные:

волевая само регуляция;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с педагогом и со сверстниками.

2.Актуализация прежних (опорных) знаний.

3-5 мин

Актуализировать знания учащихся по жанрам ИЗО

Но в начале необходимо повторить какие жанры изобразительного искусства вы знаете, и умеете ли вы их определять. Для это выполним несколько заданий. -

1. Ребята, определите, жанры изобразительного искусства. (показ слайдов) Так, что определяет каждый жанр?

2. Сгруппируйте слова по жанрам (показ слайда)  

- Отлично! Вы справились с этим заданием и скажите, к какому жанру вы подобрали наибольшее количество слов и определений?

(ответы Натюрморт, Портрет, Пейзаж)

(ответ Пейзаж..)

Учащиеся отвечают на вопросы, ответы в устной форме, диалог педагога и учащихся.

Познавательные: общеучебные умения и знания структурировать, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования;

Логические: анализ, сравнение, синтез;

3. Первичное усвоение нового материала

5-8 мин

Определение темы и освоение новых понятий и знаний

 

Привлечь внимание к видео-ролику.

6:50 мин

Обобщить и применить знания в решении игры-задания.

3 мин

Восприятие картин, знакомство с творчеством художника.

Дать понятия о перспективе, объяснить основные законы линейной и воздушной перспективы.

Применение новых знаний

3 мин.

- Правильно! А что художник изображает чаще всего в пейзаже?

-Окружающую природу, старается передать красоту своей Родины.

- Хорошо! Вот вы сами сформулировали тему  нашего занятия, только немного перефразируем и назовем по художественному  – «Красота российских далей. Пейзаж».

 

-Скажите, а что такое пейзаж?

-  Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность), жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или преображённая человеком природа. В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые виды местностей, архитектурных построек, городов, морских видов и т. п. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание.  

Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения.

В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить:

  • сельский (деревенский), 
  • городской,
  • архитектурный,  
  • индустриальный,
  • морской пейзаж или марина,
  • парковый,
  • пейзаж настроения,
  • героический,
  • исторический,
  • эпический

(показ слайдов..)

Сельский пейзаж (деревенский). 

 К сельскому пейзажу прибегали многие художники – Васильев, Саврасов, Левитан, Поленов и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. Так же у этих художников можно встретить картины с городским пейзажем, морским, пейзажем настроения. И многие картины великих художников можно отнести к типу эпического пейзажа.

- А теперь, я предлагаю вам просмотреть небольшой видео-ролик о живописи пейзажа 2 пол.19 в. Автор Ольга Распопова. (показ видеоролика)

Ваша задача не просто просмотреть фильм, а стараться запомнить имена художников , их работы.

- Что вам запомнилось? На что обратили внимание? 

-У меня  для вас интересное задание. Я раздам вам репродукции, названия и имена художников. А ваша задача – вспомнить картины и имена художников, которые звучали в видео-ролике и подобрать правильное название и автора к картине.  (раздаю раздаточный материал, учащиеся решаю задание..)

 -Молодцы вы справились с этим заданием.

Если вы работали слаженно и внимательно смотрели фильм, то скажите, кто написал эту картину и как она называется. Эта картина.

А  теперь немного остановимся на одном из художников.(педагог показывает репродукцию)

- Правильно! Картина Алексея Кондратьевича Саврасова  «Грачи прилетели!» наиболее ярко отображает настроение наступающей весны.  Познакомимся с его картинами. (показ слайдов)

Ставший основоположником лирического  направления пейзажной живописи, сумел показать простую красоту и тонкий лиризм неброской русской природы А.К.Саврасов (1830—1897).

 У него очень много картин посвященных такому прекрасному времени года, как весна. Чувственно-лирически изображена весна в картинах А.К. Саврасова.

-Посмотрите, какие чувства вы испытываете, когда смотрите на эту картину?

 «Оттепель» (Ранняя Весна). Данная работа удивляет своей пронзительностью и одухотворенностью. Саврасов сумел достаточно тепло и так по-домашнему выполнить рассказ о весне в данной картине. Мастер не просто скопировал природу и перенес ее на холст в одно мгновение, он передал нам все свои переживания, которые он чувствовал, и которые чувствовала природа.

«Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо» - Саврасов А.К.

При работе над пейзажем нужно всегда помнить законы перспективы – линейной и воздушной. Посмотрите, как эту плановость передает художник. (Показ картин «Оттепель. (Ранняя весна)», «Пейзаж с соснами», «Весенний день», «Пейзаж с сосной»)

 Перспектива делится на линейную и воздушную.  Линейная перспектива – это кажущиеся размерные изменения в пространстве по контурам предметов, которые можно изобразить линией. Основное правило – линия горизонта всегда находится на уровне глаз рисующего.---Существует понятие плановости, должно быть хотя бы 3 плана:

передний(ближний),

средний и

дальний (задний) план.

--Ближний предмет всегда зрительно больше, чем дальний, если они одинаковые по высоте в реальности.

Воздушная перспектива – это кажущиеся световые изменения в пространстве, которые передают тоном и цветом. Все ближние предметы воспринимаются чётко, а дальние неопределённо.  --Чем дальше находится предмет, тем кажется светлее, чем ближе, тем темнее так и изображаем. На большом расстоянии (пейзаж например) светлые предметы кажутся темнее, а тёмные предметы светлее ближних.  Так и рисуем. -- Все удалённые предметы покрываются воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой, беловатый. Для передачи пространства ближние предметы нужно изображать яркими, а удалённые - бледными.-------- Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удалённые  – одноцветными; то есть  для передачи пространства все ближние предметы нужно изображать разными по цвету красками, а удалённые – одинаковыми.

А теперь, я раздам вам вот такие шаблоны, а ваша задача:

-правильно  расставить предметы на листе и провести линию горизонта там, где она должна быть, по-вашему.

(ответы учащихся)

Учащиеся выдвигают идеи и называют предполагаемую тему занятия.

(ответы: о родной природе, о Родине…)

(ответы уч-ся…)

Педагог объясняет понятие пейзажа и его типы. Показ слайдов.

Просмотр видео-ролика.

Ответы учащихся

Учащиеся после просмотренного нового материала о творчестве худ-в, стараются сгруппироваться и решить задание.

Показ слайда картины» Грачи прилетели»

Просмотр слайдов

(ответы учащихся…)

Учащиеся слушаю педагога, воспринимают новый материал

Учащиеся, получают задание и стараются решить его вместе с соседом по парте. Решение задачи, используя полученные знания.

Регулятивные: планирование прогнозирование;

Логические: анализ, сравнение, синтез;

Познавательные: умения структурировать знания;

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,  планирование, прогнозирование;

Познавательные: умение структури-

ровать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; 

Общеучебные: моделирование, выбор наиболее эффективного способа решения задач.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

 5. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Закрепление на практике изученного материала.

10-12 мин.

- После таких картин хочется что-нибудь написать и самим. Вам, наверное, уже не терпится?!  

Я предлагаю вам сейчас взять форматы А4 и выполнить пейзаж с весенним настроением и изобразить в технике по-сырому (по-мокрому), нужно передать это состояние природы. И при работе использовать знания, полученные сегодня на занятии правила перспективы линейной и воздушной.

 Сделать это нужно очень быстро, пока наш лист не успел подсохнуть. А потом, после того как основной фон и объекты изображены, можно прорисовать кое-какие детали деревьев, земли, тени, уделить больше внимания переднему плану. Учитывая плановость пейзажа завершить работу.

Задача:

    1.выполнить рисунок пейзажа сразу кистью и краской по сырому листу, начинаем с неба и линии горизонта;

   2. учитывать правила линейной перспективы,

  3. цветом показать плановость в воздушной перспективе;

 4. выделить прорисовкой деталей деревьев переднего плана пейзажа. Завершить работу.

 

Учащиеся наблюдают за работой педагога и стараются выполнить свою работу в живописи в технике по-сырому с применением знаний по перспективе.

Личностные: смыслообразование, самореализация;

Познавательные: умение структурировать знания, практическое применение знаний

6.Подведение итогов занятия.

3 мин.

Организуется самооценка, анализ учащимися собственной деятельности  на занятии.

Рефлексия.

1-2 мин.

- Хорошо. А теперь мы с вами сделаем мини-выставку наших картин! И проанализируем их. (просмотр работ, анализ)

- Вот наша экскурсия в мир пейзажа закончилась. Я надеюсь, вам понравилась наше сегодняшнее занятие!

Не забываем все полученные знания сегодня, они нам пригодятся на следующих занятиях, где мы будем продолжать изучать творчество художников.

-Всем спасибо за занятие! До встречи!

Педагог фиксирует новое содержание, изученное на занятии, и организует рефлексию.

Акцентирует внимание  учеников на том, что данное занятие было очень полезное, познавательное, и интересное.

        

Также педагогу необходимо сделать акцент на то, что те знания по перспективе, которые учащиеся получили на занятии, используются в работе над любой картиной, работой.

Осуществляют самооценку учебной деятельности, анализ своих работ и работ учащихся. Соотносят цель запомнить понятия и законы перспективы. А также применять их в своих работах в дальнейшем.

Познавательные: оценка процессов и результатов деятельности;

Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности.