Главные вкладки

    Календарно5изо
    календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

    Календарно-тематическое планирование к рабочей программе предмета "Изобразительное искусство" для учащихся 5 класса. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского 5-9 классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kalendarno5izo.doc143.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование

      № п.п.

    Дата,

    месяц,

    год

    Тема урока

    Количество часов

    В т.ч. практическая часть

    Характеристика деятельности обучающихся (основные учебные умения и действия)

    Использование ИКТ

    Проект

    ная

     деятель

    ность

    на уроке

    1.

    Древние корни народного искусства

    8

    1.

    Древние образы в народном искусстве.

    1

    Практическая работа. Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах росписи ( дерево жизни, солнце, мать-земля)

    Уметь объяснять глубинные смыслы

     основных знаков – символов

     традиционного крестьянского

    прикладного искусства, отмечать их

    лаконично-выразительную красоту.

    Сравнивать, сопоставлять,

     анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах

    народной

    вышивки, резьбе, росписи по дереву, видеть

     в них многообразное варьирование

    трактовок.

    Создавать выразительные декоративно – обобщенные изображения на основе традиционных образов.

    Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической  творческой работы.

    +

    2.

    Убранство русской избы

    1

    Практическая работа. Создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома солярными знаками.

    Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

    Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

    Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

    Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

    Создавать эскизы декоративного убранства избы.

    Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

    3.

    Конструкция и декор предметов народного быта.

    1

    Практическая работа. Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка)

        Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

        Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.

    Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

    Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

    Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.

    Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

    +

    4.

    Русская народная вышивка.

    1

    Практическая работа. Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

    Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

    Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

    Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.

    Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.

    Осваивать навыки декоративного обобщения.

    Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности   декоративной формы.

    +

    5.

    Народный праздничный костюм.

    1

    Практическая работа.Создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского)

    Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.

    Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

    Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

    Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.

    Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере севернорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.

    6-7

    Внутренний мир русской избы.

    2

    Практическая работа.  Рисунок на тему «В русской избе»

    Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

    Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

    Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия.

    Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы

    8.

    Народные праздничные обряды (обобщение темы) 

    Практическая работа. Изготовление куклы Масленицы.

    Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.).

    Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.

    Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.

    Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.

       Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства

    Мини-

    проект

     «Русская

    деревня»

    2.

    Связь времен в народном искусстве

    8

    1.

    Древние образы в современных народных игрушках.

    2

    Практическая работа. Выполнение игрушки и украшение ее росписью в традиции одного из промыслов.

       Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.

      Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

    Называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.

    Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

    Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

    Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

    +

    2.

    Искусство Гжели. Истоки и современное развитие.

    1

    Практическая работа. Вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью.

    Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

    Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

    Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

    Осваивать приемы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями».

    Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

    +

    3.

    Искусство Городца. Истоки и современное развитие.

    1

    Практическая работа. Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкого письма

    Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.

    гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

    Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

    Создавать композицию росписи в традиции Городца.

    +

    4.

    Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие. 

    1

    Практическая работа. Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной Народной традицией

    Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

    Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

    +

    5.

    Искусство Жостова.. Истоки и современное развитие.

    1

    Практическая работа. Выполнение фрагмента жостовской росписи.

    Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.

    Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

    Осваивать основные приемы жостовского письма.

    Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы

    +

    6.

    Щепа'. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

    1

    Практическая работа. Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла.

    Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.

    Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

    Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.

    Осваивать основные приемы росписи.

    Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи

    +

    7.

    Связь времен и народов в искусстве. Роль народных художественных промыслов   в современной живописи

    (обобщение темы)

    1

    Задание: участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определенному признаку.

    Объяснять важность сохранения традиционных художественных  промыслов в современных условиях.

    Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

    Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

    Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

    Участвовать в презентации выставочных работ.

    Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

    +

    Мини-

    проект

     «В

    музее

    ДПИ»

    3.

    Декор – человек,  общество, время

    12

    1.

    Зачем людям украшения.

    1

    Практическая работа. Эскизы украшений.

    Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

    Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой ею воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

    Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

    +

    2.

    Декор и положение человека в обществе.

    4

    Практическая работа. Выполнение эскизов украшений, одежды  Древнего Египта.

    Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку :конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

    Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.

    Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

    Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы

    +

    3.

    Одежда говорит о человеке.  

    2

    Практическая работа. Выполнение эскизов одежды Древнего Китая                                  

    Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

     Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

    Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

    Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

    Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

    +

    4.

    Одежда говорит о человеке.  

    2

    Практическая работа. Выполнение панно «Бал в интерьере»  

    Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

     Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

    Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

    Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

    Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

    +

    5.

    О чем рассказывают гербы и эмблемы.

    2

    Практическая работа. Составление проекта собственного герба

      Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

    Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.

    Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

    Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.

    +

    Мини – проект «Герб моей семьи»

    6.

    Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

    1

    Практическая работа. Выставка работ.

    Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

    Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.

    Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

    Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).

    Использовать в речи новые художественные термины.

    4.

     Декоративное искусство в современном мире

    6

    1.

    Современное выставочное искусство.

    1

    Практическая работа. Составить кроссворд.

    Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

    Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

    Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

    Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного  и изобразительного видов деятельности.

    Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством.

    Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства

    +

    2.

    Ты – сам мастер.

    1

    Практическая работа. Декоративная работа по мотивам русских народных сказок.

    Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

    Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

    Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

    Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному».

    Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

    +

    3.

    Ты – сам мастер.

    2

    Практическая работа. Изготовление тряпичной куклы.

    Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

    Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

    Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

    Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному».

    Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

    +

    4.

    Ты – сам мастер.

    1

    Практическая работа. Изготовление панно из соленого теста для украшения интерьера.

    Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

    Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

    Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

    Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному».

    Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

    +

    Мини – проект «Изделие для интерьера дома», «Украсим нашу школу»

    5.

    Обобщение материала по  темам и разделам года. Практическая работа. Выставка работ. Экскурсия по выставке.

    1

    Практическая работа. Выставка работ. Экскурсия по выставке.

    Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

    Участвовать в презентации выставочных работ.

    Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей.

    +

                                 Итого:

    34